Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 20:36, курсовая работа
Менеджмент воспринимают как научную область, так и как систему управления, куда входят работники высшей ступени (директор, президент и т.д.). Если рассматривать менеджмент как систему управления, то неделимо от него изучают модели управления.
Управленческая деятельность – один из особых факторов работы и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно улучшается в соответствии с разумными требованиями производства и реализации продукции, затруднением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия.
Современное управление – это совокупность факторов, которые зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Знание истории управления очень важно для формирования профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические принципы зарубежных моделей менеджмента …………6
1.1.Особенности зарубежных моделей менеджмента…………………......7
1.2.Обоснование выбора анализируемых моделей …………………….....14
1.3. Особенность Российской модели менеджмента…………………………………………………………………..20
2. . Исследование проблем менеджмента в России на примере управления ОАО «Букет Чувашии»……………………………………………………….27
2.1 Общая характеристика ОАО «Букет Чувашии»……………………....27
2.2 Анализ возможностей использования принципов зарубежных моделей менеджмента в деятельности ОАО «Букет Чувашии»……………………...34
Заключение…………………………………………………………………… 41
Список литературы………………………………………………………… ...43
Сегодня России, как никогда, нужны системы управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Это означает способность компании решать, казалось бы, взаимоисключающие задачи: одновременно повышать качество и производительность, быть лидером в области удовлетворения нужд и запросов потребителей (по ассортименту и новизне предлагаемой продукции, уровню обслуживания и т.п.) и обеспечивать приемлемый уровень цен за счет постоянного снижения издержек.
С производительностью и качеством в России положение обстоит не лучше, чем в бывшем СССР. По большинству товарных позиций качество продукции российских предприятий в 1997 г. снизилось по сравнению с 1990 г., а уровень производительности труда в российской промышленности составляет не более 10% уровня производительности труда в американской промышленности (в СССР он был 25%). Нашим менеджерам предстоит решить, способны они сделать управление главным фактором конкурентоспособности, а значит, и долгосрочного преуспевания в бизнесе, или должны заниматься лишь поиском способа выживания на рынке.
С точки зрения некоторых экспертов, в России можно выделить три основные модели управления:
– менеджмент здравого смысла, характерный для компаний, которыми владеют «новые русские»;
– менеджмент, исповедуемый оперирующими в РФ западными фирмами;
– советскую модель, характерную для большинства бывших государственных предприятий.
По мнению экспертов, из этих трех моделей русского менеджмента предстоит сделать российский менеджмент. Именно эти модели берутся в качестве отправной точки развития сферы управления в России.
Первая модель – менеджмент здравого смысла, характерный для руководства фирм, выросших из коммерческих структур (кооперативов, оптово-розничных фирм). Она оказывается не чем иным, как менеджментом малого и среднего бизнеса: с его простыми хозяйственными и финансовыми операциями, со слабоспециализированными функциями управления, с большой долей неформального документооборота, с быстрым принятием решений и высокой гибкостью хозяйственной политики.
Коммерческие и финансовые успехи таких фирм, рост масштабов операций и активное участие в приватизации обернулись для них ростом сложности управленческих задач и необходимостью искать новые формы и методы организации управления. Решение этих задач требует освоения простейших управленческих технологий. Данная модель имеет самый низкий уровень конкурентоспособности.
Вторая модель – менеджмент иностранных фирм и их представительство в России. Модель отличают не столько дизайнерские или технологические изыски, прочие внешние атрибуты менеджмента, сколько откровенная фрагментарность при внедрении любых зарубежных технологий управления. Причины этого кроются отчасти в нежелании зарубежных компаний «тратиться» на перспективу в условиях российской нестабильности.
Третья модель – советская, представляющая собой на самом деле изрядно выродившийся американо-немецкий гибрид пятидесятилетней давности.
Все штатные расписания и нормативы численности административного персонала, как и организационные структуры управления, системы, методы и процедуры принятия решений для промышленных предприятий в СССР были разработаны в начале 30-х годов, в период индустриализации, и были незатейливо скопированы с предприятий аналогичного профиля в США и Германии. Они и не менялись вплоть до настоящего времени на подавляющем большинстве бывших государственных, а ныне сугубо акционерных и лихо приватизированных предприятий.
Отсюда неоправданно высокие накладные расходы, низкая производительность, лукавое качество продукции, неспособность конкурировать с ведущими фирмами иначе, как «сидя на игле» бюджетных вливаний и примитивно-драконовских мер государственного протекционизма и т.п.
Единое целое этих трех моделей неприемлемо. Подобного рода «русский менеджмент» ориентирован на:
-воздействие на потребителя
с помощью интенсивной
-применение ценовой политики,
базирующейся исключительно на
перекладывании своих
-всемерную монополизацию рынков, неспособность вести честную конкуренцию;
-продвижение продуктов на рынке не иначе, как в тесном коррупционном союзе с госчиновниками всех уровней.
Умение преуспеть в дележе государственной собственности не гарантирует успеха в настоящей конкурентной борьбе. Тем более в перспективе. И не позволит нашему менеджменту подтянуться поближе к мировому уровню. Следовательно, изменить наши нынешние менеджмент и маркетинг нельзя, их можно только постепенно заменить. В каком же направлении лучше это сделать?
Уровни (стадии) конкурентоспособности. В современной теории управления принято выделять четыре уровня конкурентоспособности. Каждому из них соответствуют свои подходы к организации управления и маркетинга.
Менеджеры предприятий (фирм) первого уровня конкурентоспособности рассматривают фактор управления как «внутренне нейтральный». Они считают, что если регулярный менеджмент в их компаниях был когда-то поставлен, то больше управление на конкурентоспособность никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о каких «сюрпризах» ни для конкурентов, ни для потребителей.
Характерными чертами российских предприятий первого уровня конкурентоспособности являются:
– понимание маркетинга как одной из функций управления в лучшем случае более важной, чем остальные (вера в безграничные возможности рекламы в продвижении продукта);
– слепая приверженность примитивной ценовой конкуренции. (чем больше снизить – тем лучше);
– органическое неприятие исследования рынка. На таких предприятиях маркетинг воспринимается как сбытовая работа;
– недостаточное внимание квалификации и мотивации работников, вопросам управления персоналом. Высокая текучесть кадров (при необходимости увеличить объем производства нанимается дополнительный персонал);
– непонимание роли фактора управления в целом. Вопросы совершенствования структур и систем, форм и методов управления считаются излишеством. Ставка делается на то, что было целесообразным или хорошо зарекомендовало себя в прошлом;
Компании второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные и управленческие системы «внешне нейтральными». Это означает, что такие предприятия должны полностью соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы-лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли, приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты.
К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности в РФ относятся:
– превращение маркетинга в главную функцию управления. Эти компании обычно исповедуют концепцию маркетинга, ориентированного на продукт.;
– стремление стать маркетингово ориентированными фирмами, в которых все процессы планирования и развития производства базируются уже на прогнозах сбыта, составляемых при участии службы исследования рынка;
– более изощренные формы и методы конкуренции, где ценовая конкуренция вытесняется конкуренцией по качеству, уровню обслуживания потребителей и т.п.;
– изменение кадровой политики. Руководители фирм стремятся пригласить на работу управляющих и специалистов из других компаний этой же отрасли, полагаясь на их высокую квалификацию и профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства;
– ориентация на наиболее распространенные, типовые управленческие технологии, обеспечивающие успех на рынке основным конкурентам (совершенствование организации и стимулирование труда, систем управления здесь осуществляется по принципу «разумной достаточности» – раз у конкурентов этого нет, то и нам пока не надо).
Среди отличительных черт компаний третьего уровня конкурентоспособности можно выделить следующие:
– в этих компаниях в центре внимания оказываются нужды и запросы потребителя, исповедуется концепция маркетинга, ориентированного на потребителя, а управление начинает активно содействовать развитию производственных систем;
– такие компании действительно становятся маркетингово ориентированными;
– в российском бизнесе компаний, действительно достигших этого уровня конкурентоспособности, считанные единицы. Поэтому главная задача для нашего менеджмента на ближайший период – подняться до третьего уровня конкурентоспособности, т.е. попытаться построить у себя управление так, как это делают лучшие компании мира;
– любые нововведения, изменения в области производства продукции (ассортименте, качестве и т.п.) осуществляются здесь только тогда, когда есть уверенность в одобрении их конечными потребителями.
Компании, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Они не только не стремятся копировать опыт других фирм отрасли и хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. Они готовы бросить вызов любому конкуренту по всему миру в любом аспекте производства или управления. Любые изменения в управлении, организации производства, в стратегии развития осуществляются здесь с учетом результатов изучения рынка. Мало того, все функции управления оказываются непосредственно вовлеченными в процесс маркетинговых исследований или систематизацию их результатов. Все меньше маркетинговой работы сосредотачивается в специализированных подразделениях. Последние обобщают данные, интегрируют и координируют усилия других служб.
Такие предприятия и называются предприятиями с производством мирового класса, производством постиндустриальной эры.
Рассмотрев приведенные выше уровни менеджмента, я сделала вывод что нам нужен менеджмент: во-первых, имеющий современные технологии, обеспечивающие высокую конкурентоспособность в соответствии с требованиями информационной эры, а также прорыв к лидерству в управлении, позволяющий фирмам преуспевать, а не выживать; во-вторых, необходима ориентация на технологии интегрированного менеджмента, позволяющие связать не только производство и сбыт, но и все остальные функции и системы внутрифирменного управления: исследования и конструкторские разработки, материально-техническое снабжение и логистику, финансы и инвестиционное планирование, управление персоналом, организационные структуры управления и системы принятия решений; в-третьих, позволяющий для достижения конкретного конечного результата преобразовать предприятия в маркетингово ориентированные компании, способные со временем достичь третьего и четвертого уровней конкурентоспособности, превратиться в предприятия с производством мирового класса.
2. Исследование проблем менеджмента в России на примере управления ОАО «Букет Чувашии»
2.1 Общая характеристика ОАО «Букет Чувашии»
В основе компании лежит корпоративное управление.
Структура акционеров Компании
Общее количество лиц, зарегистрированных в реестре акционеров Компании на декабрь 2013 г. –10 акционеров, в том числе:
физических лиц – 7
юридических лиц – 3
Основным акционером компании является ЗАО «Агро-Инвест», которому принадлежит 84,54% акций.
Компания «Букет Чувашии» придерживается лучших практик корпоративного управления в соответствии со стандартами Кодекса корпоративного поведения, утвержденного федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг России:
Равное отношение к акционерам, владеющим равным числом акций одного типа (категории). Все акционеры имеют возможность получать эффективную защиту в случае нарушения их прав;
Акционеры обеспечены надежными и эффективными способами учета прав собственности на акции;
Акционеры имеют право участвовать в управлении Компанией путем принятия решений по наиболее важным вопросам ее деятельности на общем собрании акционеров;
Акционеры имеют право на регулярное и своевременное получение полной и достоверной информации о Компании;
Акционеры не злоупотребляют предоставленными им правами;
В Компании осуществляется контроль за использованием конфиденциальной и служебной информации.
Экономико-аналитический анализ
По итогам 2013года компания закрепила абсолютное лидерство во всех ценовых сегментах рынка.
Уставный капитал компании
на декабрь 2013 года составил 7 590 000 рублей.
Объем продаж компании за отчетный период
повысился на 13,32% до 1,84 млрд. руб. с 1,62 млрд.руб
за аналогичный период.
К непроизводным
финансовым инструментам относятся инвестиции
в капитал (долевые ценные бумаги) и долговые
ценные бумаги, торговая и прочая дебиторская
задолженность, денежные средства и эквиваленты
денежных средств, кредиты и займы, а также
торговая и прочая кредиторская задолженность.
Непроизводные финансовые инструменты
первоначально признаются по справедливой
стоимости, которая увеличивается – применительно
к инструментам, не относящимся к категории
инструментов, оцениваемых по справедливой
стоимости, изменения которой отражаются
в составе прибыли или убытка за период
– на сумму непосредственно относящихся
к сделке затрат.
Основные средства
В фактическую стоимость включаются все затраты, непосредственно связанные с приобретением соответствующего актива. В фактическую стоимость активов, возведенных (построенных) собственными силами включаются затраты на материалы, прямые затраты на оплату труда, все другие затраты непосредственно связанные с приведением активов в рабочее состояние для использования их по назначению, и затраты на демонтаж и перемещение активов и восстановление занимаемого ими участка. Затраты на приобретение программного обеспечения, неразрывно связанного с функциональным назначением соответствующего оборудования, капитализируются в стоимости этого оборудования.