Проблема занятости населения в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение реального состояния безработицы в городском округе «г.Комсомольск-на-Амуре» и анализ перспектив социального планирования трудовых ресурсов в системе муниципального управления. Предмет исследования: социальное проектирование проблем безработицы. Объект исследования: состояние безработицы на региональном рынке труда.
В ходе исследования применены общенаучные методы группировки и классификации, анализа и синтеза, логического сопоставления и сравнения, а также методы прогнозной ретроспекции и анкетный опрос.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………3
1. Теоретическая разработка проблемы безработицы и
проблемы регулирования занятости населения.........................................5
1.1 Безработица: понятие, виды, формы, причины возникновения.........5
1.2 Действия органов муниципального управления по
правовому регулированию занятости населения…………………...…10
2.Социальное планирование и исследование региональных
проблем занятости……………………………………………………...…17
2.1 Ситуация на рынке труда в Комсомольске-на-Амуре и
вопросы социального планирования занятости населения………....….17
2.2 Социологическое исследование проблемы занятости
безработных, состоящих на учете в центре занятости населения г. Комсомольска-на-Амуре………………………………………………….…….25
2.3 Пути повышения эффективности регулирования
занятости населения и снижения безработицы в
муниципальном образовании……………………………………………30
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованных источников………………………………...….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по сгму.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

- региональная  безработица  формируется  под  воздействием  сложной комбинации местных  исторических, демографических, социально-экономических, психологических факторов, а поэтому непреодолимо только с помощью средств экономики;

-  скрытая  безработица.  Временная   безработица иногда принимает  скрытые формы: это   работники,   которые  трудятся  неполный  рабочий  день,  рабочую  неделю; безработные,  потерявшие  право  на  пособия  и  незарегистрированные  на бирже. Уровень  этого  вида  безработицы  достигает порой 50% трудоспособного населения.

 

    1. Действия  органов  муниципального  управления  по  правовому 

регулированию занятости  населения

 

Проблема  занятости  населения  является  одной  из важнейших для муниципального образования.  Занятость  – это не только наличие рабочего места, у этой проблемы есть  еще  и  два других социальных аспекта. Во-первых, от уровня и регулярности выплаты    заработной   платы   зависит   определяющие   уровень   материального благосостояния  населения  и  объемы  налоговых поступлений в местные бюджеты, а во-  вторых,  сами  условия труда могут оказывать неблагоприятное воздействие на  состояние  здоровья  и  продолжительность  жизни  человека. 

Сложность  муниципального  регулирования  вопросов  занятости состоит в том, что основное  правовое  регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального  законодательства,  а  реализуется через территориальные структуры федеральной  службы  занятости на  местах.  В условиях свободного рынка большая часть  трудоспособного  населения,  проживающего  на  территории  муниципального образования,  работает  на  предприятиях  и  организациях  немуниципальной формы собственности.  Отсюда,  возможности  влияния органов местного самоуправления на рынок  труда, на отношения между работниками и работодателями весьма ограничены.

Функции  трудоустройства  незанятого  населения  и  выплаты  пособий  безработным являются  прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют  определенные  возможности  и рычаги влияния на процессы занятости в сфере трудовых  отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная  политика  в  целом. Остановимся подробнее на законодательной базе организации данного процесса.

Государственное  регулирование  обеспечения занятости и трудоустройства  является одновременно и защитой ищущим работу, и одним из способов их трудоустройства.

В  декларации  прав  и  свобод  человека  и  гражданина Российской Федерации говорится  о  полной  обеспеченности  занятости.  В  настоящее  время законодательство  о  занятости  представляет  собой  целую  систему  нормативных актов. В нее входят:

1. Ст. 23 (п. 1) Всеобщей декларации  прав человека ООН [17]. «Всеобщая декларация прав человека» предусматривающая, что каждый человек имеет право на  труд, на свободный выбор  работы,  на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

2. Ст. 37  Конституции РФ  предусматривающая право на  защиту от

безработицы. Важнейшей  гарантией  этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства,  право  на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

3.  Закон  РФ  «О  занятости  населения  в  Российской Федерации» 

4. Положение  о  Департаменте  федеральной  государственной  службы  занятости, утвержденное  приказом  Министерства  труда  и  социального  развития Российской Федерации от 30 ноября 2000 г.

5. Постановление  Правительства   РФ  «Об  организации общественных  работ» от 14 июля   1997   г.  с  изменениями  и  дополнениями  от  12  ноября  1999  г.  Эти рабочие места создают местные  органы  власти  для  безработных. Они временные и оплачиваемые, поэтому безработный,  занятый  на них по его желанию, продолжает числиться безработным и получать пособие по безработице.

6.  Постановление   Правительства  РФ  «О  системе   профессиональной  подготовки, профессиональной   квалификации,   переподготовки  высвобождаемых  работников  и незанятого  населения» 

7.Постановление Правительства РФ «О мерах но обеспечению занятости населения в случаях  возникновения  критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской  Федерации»  от  3 мая 1994 г. Оно рекомендует органам исполнительной власти  субъектов  Российской  Федерации  в указанных ситуациях приостанавливать высвобождение  работников,  предусматривать  меры по сокращению рабочего времени без уменьшения численности работников.

8. Положение  об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения,  утвержденное  постановлением  Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. Оно  определило критерии  массового  высвобождения, которыми являются численность увольняемых за определенный календарный период, а именно:

а) ликвидация предприятия  с 15 и более работниками;

б)  сокращение  численности  или  штата  на 50 и более человек  за 30 календарных дней;

в) сокращение 200 и более  человек в течение 60 календарных  дней;

г) сокращение 500 и более человек  за 90 календарных дней.

Массовым  считается  также  увольнение  1%  общего числа работающих в течение 30 календарных  дней  в  тех  регионах, где общая численность всех занятых меньше 5 тыс. человек, т. е. в малых городах.

Дополнительно,    органы    местного    самоуправления    могут    устанавливать самостоятельно  и  иные критерии, усиливающие социальную защищенность работников в  зависимости  от особенностей экономики и уровня безработицы в этой местности.

Есть  ряд  специальных  актов:  о  льготах пострадавшим от Чернобыльской  аварии, работникам  районов  Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам конверсируемых  предприятий  ВПК,  государственным служащим и другим, содержащих также нормы об обеспечении занятости этих категорий граждан.

Кроме  того, Федеральной  службой занятости принят ряд нормативных актов по линии Минтруда  России,  разъясняющих применение Закона о занятости, а также Положение о Федеральной  службе  занятости  предусматривающее,  что  все органы занятости действуют на основе этого Положения. Порядок  регистрации  безработных граждан утвержден постановлением Правительства РФ  от  22 апреля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 14 декабря 2006 г.

Нормативные   части  социально-партнерских  соглашений  на  всех  их  уровнях  и коллективных  договоров  (локальные  нормы),  содержащие  условия об обеспечении занятости,  также  являются компонентами законодательства о занятости. Например, Генеральные   соглашения,   заключаемые   между   общероссийскими  объединениями профсоюзов,   общероссийскими   объединениями   работодателей  и  Правительством Российской Федерации. В  системе  российского  законодательства  о  занятости  населения  находятся  и международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные Россией.

В  конвенциях  и  рекомендациях  МОТ  много внимания уделено вопросам занятости. Так,  Конвенция МОТ №122 (1964 г.) «О политике в области занятости»; Конвенция и Рекомендация  МОТ  (1948  г.)  «О  службе  занятости» и другие были использован нашим  законодателем  в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» при   формулировке  политики  государства  в  области  занятости  и  других  его положений.  Итак,  в  системе  законодательных  актов  о  занятости центральным, определяющим содержание института правового   регулирования   занятости  и трудоустройства,   является   Закон  РФ  «О  занятости  населения  в  Российской Федерации». Он состоит из семи глав и 39 статей.

В  гл.  I «Общие положения» (ст. 1-7) даются понятия «занятость», «кто считается занятым»,   «безработного»,   «подходящая   и  неподходящая  работа;  закреплена государственная   политика   (принципы)   в   области   занятости,  разграничены полномочия   в   этой   области  Федерации,  ее  субъектов  и  органов  местного самоуправления.

Глава  II  «Права  граждан  в  области  занятости»  (ст.  8-11) закрепляет право граждан  на  выбор  места  работы,  профессию,  на профессиональную подготовку и переподготовку,   на   трудоустройство,   на  профессиональную  деятельность  за границей.

Глава  III  «Гарантии государства  в области занятости» (ст. 12-13) устанавливает общие  гарантии  реализации  права  на труд и специальные гарантии для отдельных категорий  населения,  в  том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.

Глава   IV   «Регулирование  и  организация  занятости  населениям  (ст.  14-24) предусматривает  организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку  и  организацию  общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки.

Главы  V-VII  предусматривают  участие  работодателей в обеспечении  занятости, в том  числе  уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок  выплаты  пособий  по  безработице,  компенсации  и  другой материальной помощи  безработным,  устанавливают  контроль  и  ответственность  за  нарушение Закона.

При  характеристике  гл.  VI  следует  учитывать Федеральные  законы от 7 августа 2000  г.  «О  порядке установления  размеров  стипендий  и социальных выплат в Российской  Федерации»,  и  от  10  января  2003  г.  «О  внесении  изменений  и дополнений  в  Закон  Российской  Федерации  «О  занятости  населения Российской Федерации» и  отдельные  законодательные  акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения».

Закон  о  занятости  помогает  высвобождаемым работникам, а также  лицам, впервые ищущим   работу,   и  другим  категориям  безработных  в  подыскании  работы,  а организациям – в подборе необходимых кадров.

Роль  органов  местного  самоуправления  в решении вопросов занятости  и трудовых отношений может заключаться в следующем:

- разработка   и   реализация   системы  экономических  и   других  механизмов, регулирующих вопросы занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

- координация и контроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета,  предприятий,  общественных  и других организаций, создание (при необходимости) муниципальной службы занятости;

- оказание  информационной  поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, информация  о  ярмарках  рабочих  мест, создание     телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.)

-  формирование  муниципального  банка  вакансий,  сезонных  и временных рабочих мест;

-  формирование  заказа  на  общественные  работы  на  территории муниципального образования;

-создание центра социально-психологической адаптации   (психологическая поддержка незанятого населения и безработных,   психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);

-  организация   муниципального  учебно-методического  центра  профессиональной переподготовки  взрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;

-  создание  муниципальной  службы  профориентации  выпускников  школ  и учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

- создание  муниципального попечительского   совета   для   содействия   в трудоустройстве   выпускников   школ   и   профессиональных  учебных  заведений, включающего представителей последних, работодателей, профсоюзов, администрации муниципального образования;

-  организация  и   проведение  мониторинговых  исследований  рынка труда с целью прогнозирования отраслевой  и  профессионально  –  квалификационной  структуры спроса на рабочую силу.

В зависимости  от  финансовых  возможностей  муниципальных  образований  спектр оказываемых  услуг  по  содействию  занятости  населению может быть расширен или сужен. В любом  случае  приоритетами  политики  занятости  населения на уровне муниципального образования должны стать:

- содействие занятости  выпускников школ и профессиональных  учебных заведений;

-  оказание  адресной  материальной  и  психологической   поддержки  лицам, особо нуждающимся в социальной защите;

-  повышение  конкурентоспособности   рабочей  силы (организация профессиональной переподготовки   и  повышение  квалификации  занятого  населения  муниципального образования).

Сложность  муниципального  регулирования  вопросов  занятости состоит в том, что основное  правовое  регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального  законодательства  и  реализуется  через территориальные структуры федеральной службы занятости.

 

 

 

 

 

 

 

2  Социальное планирование и исследование муниципальных проблем

Информация о работе Проблема занятости населения в муниципальном образовании