Проблема занятости населения в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение реального состояния безработицы в городском округе «г.Комсомольск-на-Амуре» и анализ перспектив социального планирования трудовых ресурсов в системе муниципального управления. Предмет исследования: социальное проектирование проблем безработицы. Объект исследования: состояние безработицы на региональном рынке труда.
В ходе исследования применены общенаучные методы группировки и классификации, анализа и синтеза, логического сопоставления и сравнения, а также методы прогнозной ретроспекции и анкетный опрос.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………3
1. Теоретическая разработка проблемы безработицы и
проблемы регулирования занятости населения.........................................5
1.1 Безработица: понятие, виды, формы, причины возникновения.........5
1.2 Действия органов муниципального управления по
правовому регулированию занятости населения…………………...…10
2.Социальное планирование и исследование региональных
проблем занятости……………………………………………………...…17
2.1 Ситуация на рынке труда в Комсомольске-на-Амуре и
вопросы социального планирования занятости населения………....….17
2.2 Социологическое исследование проблемы занятости
безработных, состоящих на учете в центре занятости населения г. Комсомольска-на-Амуре………………………………………………….…….25
2.3 Пути повышения эффективности регулирования
занятости населения и снижения безработицы в
муниципальном образовании……………………………………………30
Заключение………………………………………………………………..38
Список использованных источников………………………………...….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по сгму.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Уже  на  1  февраля  2009  года  численность  зарегистрированных  безработных по городу  достигнула 9,6  тыс.,  а уровень регистрируемой безработицы – 1,8 % к численности экономически активного населения.

При  негативном  развитии  ситуации на рынке труда такими же темпами, как в 2006 году,  регистрируемая  безработица  к  концу  2009  года  составила  порядка 2,5% экономически  активного  населения города,  а численность безработных – 13-14 тыс.  Численность  граждан,  признанных безработными органами службы занятости в течение 2009 года, по прогнозу должна составить более 32 тыс.

С  целью  недопущения  еще большего роста регистрируемой безработицы в городе и предотвращения негативных последствий   финансово-экономического кризиса требуются дополнительные   мероприятия   по  поддержанию  занятости  населения города,  сохранению  мотивации к трудовой деятельности у безработных граждан, получению дополнительного дохода.

Одной  из  таких  мер,  способствующих  сохранению и рациональному использованию рабочих   кадров  для  предприятий  и  региона  в  целом,  является  организация общественных работ для работников в случае угрозы массового увольнения.

Другой   антикризисной  мерой  является  реализация  мероприятий  по  содействию развитию  малого  предпринимательства.

Так,  для безработных  граждан одним из препятствий  в организации самозанятости  и предпринимательской  деятельности является отсутствие первоначального стартового капитала,  что  значительно  сдерживает  реализацию  этого  направления активной политики  содействия  занятости.  Поэтому поддержка   безработных   граждан,   организующих   собственное   дело,  в  виде 12-месячного пособия по  безработице позволит увеличить количество участников данного направления содействия занятости населения.

Итак,   решение   проблемы   снижения   напряженности  на  рынке  труда  требует осуществления   комплекса   мероприятий,   увязанных   по   срокам,   источникам финансирования,  требующих  координации между центрами занятости и работодателями.

 

    1. Социологическое  исследование  проблемы занятости безработных,

состоящих на учете в  центре занятости населения

г. Комсомольск-на-Амуре

 

Настоящее  исследование  представляло  собой «разведывательно-описательный»  тип, поскольку   оно   посвящено  недостаточно  изученной,  особенно  в  региональном ракурсе,   ценностно-нормативной   стороне   российской   безработицы.  Объектом социального  исследования  выступают  безработные,  зарегистрированные  в Центре занятости  населения  города  Комсомольска-на-Амуре.

Предмет  исследования  –  региональная  специфика  ценностей  и норм безработных граждан, а также выявление причин и факторов, воздействующие на их сознание и поведение.   В  задачи  исследования  входило  выявление  негативных  тенденций, проявляющихся  в  сфере  занятости населения Комсомольска-на-Амуре и определение возможности их организационно-управленческой минимизации.

На   первом   этапе  осуществлялось  предварительное осмысление  проблемы  на  основе  анализа  статистических  данных по регистрации уровня безработных в центрах занятости Комсомольска-на-Амуре.

На   втором   этапе   предпринят   был  анкетный  опрос безработных Комсомольска-на-Амуре. Необходимость   его   обусловлена   недостаточным   освещением  самого  предмета исследования  в  статистических  материалах  и  потребности прояснения следующих гипотез:

На мой взгляд, все эти гипотетические вопросы разрешаются по разному, благодаря принадлежности  респондента  к  конкретной категории граждан, стоящих на учете в центре занятости. Выявив  основные  характеристики  шести социальных типов безработных, рассмотрим подробнее вторую гипотезу.

Несмотря  на  активную  работу  Агентства  по  занятости  населения Комсомольска-на-Амуре,  решение в положительную сторону динамики занятости населения, многое в решении  этого вопроса зависит от личности самого безработного: Как он оценивает ситуацию  трудоустройства в регионе? Какие информационные источники использовал при  трудоустройстве?  Каковы  его  основные  мотивы  при  выборе  работы? Какие реальные действия предпринимал для поиска работы? Таким    образом, в ходе социологического исследования осуществлены «социопортретные»  характеристики  безработных,  по их социально-демографическим данным,  показателям  профессиональной  деятельности, длительность незанятости и некоторых  личностных  качеств  безработного. Осуществлена также попытка выявить общие тенденции занятости в регионе.

Установлено,  что  само  посещение  центра занятости  безработными имеет рутинный характер,  и  в  момент  опроса  они  не  подвержены  воздействию  политических, экономических  и  других  изменений, способных вызвать «возмущение» посещаемости тех или иных социально-демографических групп.

Нами  было выявлено шесть  основных категорий безработных  граждан стоящих  на  учете  в  центрах  занятости  на  текущий  момент, это женщины,

инвалиды,  сироты,  военнослужащие,  уволенные  с  воинской службы и члены семей военнослужащих, выпускники школ, ССУЗов, ВУЗов, ранее не работавшие.

Среди  общего числа  опрошенных, женщин составило 63 %, мужчин 37 % от общего числа респондентов,  средний  возраст опрашиваемых 20 – 39 лет, образование в основном многие  имели  средне специальное (42 %) со стажем работы 1-9 лет. На вопрос «Как Вы  оцениваете общую ситуацию с трудоустройством в Комсомольска-на-Амуре?» многие безработные  (43 %) заметили, что «напряженная»; 50 % опрошенных для поиска работы используют   услуги   службы   занятости,  29 %  – при помощи  самостоятельного трудоустройства. При трудоустройстве граждане испытывают такие затруднения, как отсутствие  личных  связей  (31 %),  некачественная работа служб трудоустройства (24%),   недоброжелательность   работодателей   (20 %),   ограниченный  доступ  к информации  о  вакансиях  (12%). По мнению большинства опрошенных, общий уровень информированности  в  регионе  о  возможностях  трудоустройства  – низкий (48%).

Наиболее   используемыми   и  надежными  источниками  при  поиске  информации  о трудоустройстве  являются  Интернет  (34 %), Комсомольская служба занятости (28 %), публикации  в  газетах  и  журналах  (26 %),  уличные объявления (18 %) и др.

По  результатам  опроса  установлено,  что  основными мотивами при выборе работы являются  уровень  заработной  платы  (52 %),  наличие социального пакета (25 %), транспортная  доступность  (23 %).  44  опрошенных  гражданина  желаю работать по полученной  ими  специальности,  30  – по близкой, схожей специальности, 23 – по совершенно  другой  специальности,  а  17  –  вообще не имеют её, 56 безработных граждан  не  собираются  менять  свою  профессию.  45 % респондентов предпочли бы работать  на  государственном  предприятии,  19 %  – в частной фирме, остальные мнения  разделились  между занятиями трудовой деятельностью (8 %), подработкой на дому и работой (13 %) в органах МВД (11 %).

Хотя  многие  из  опрошенных  не  собираются  менять свою профессию, 24 % граждан считают,  что получить  хорошую работу  им  мешает  недостаток  квалификации и профессиональных  навыков, длительный перерыв в работе (23 %), недостаточный стаж работы  (20 %),  а также возраст (15 %) и слабое здоровье (13 %). На вопрос «В чем для  Вас  смысл труда?», большинство опрошенных (68 человек) отметили, что «труд для  них  – это средство достижения других целей», но зато на вопрос «Если бы Вы были  материально  обеспечены  и  могли  не  работать. Как бы Вы поступили?» 45 % отвечающих  не  стали  бы  вообще работать и лишь 25 % не представляют, как можно жить  без  труда  и  все  равно  будут  работать.  Большинство граждан планируют улучшить   свое   материально   положение,  найдя  высокооплачиваемую  работу  и регулярно обращаясь в органы службы занятости.

Собранная  эмпирическая информация позволила верифицировать первичные гипотезы и проинтерпретировать   полученные   данные,   сформулировав   одну  из  возможных концепций ценностно-нормативного аспекта российской безработицы.

В  социальном  слое  безработных  зафиксирована массовая нисходящая мобильность, преимущественно  из-за  массовых  увольнений,  вынужденной  миграции  и  скрытой безработицы,  ведущая  к  объективному  ухудшению  материально-бытовых  условий, реструктурированию   образа   жизни,   правил   и   норм   морали  и  поведения, разнонаправленным  сдвигам  в социоструктурной (страты, сословия, власть, связи, производственно-потребительская     ниша,    каналы    защиты    интересов)    и социодемографической  (пол  –  возраст – образование – доход) системах общества.

«Ареной»    подобных    структурных    изломов,   предъявляющих   противоречивые адаптационные  требования  к  поведению,  идентификациям и атрибуциям, в той или иной  степени  становится  любой  гражданин  «переходного»  общества.  Однако на поливалентную  поливекторность  «вдруг»  ставшего  «полицентричным»  социального пространства  накладываются  структурные  противоречия, объективно обусловленные спецификой безработного состояния.

Главной  проблемой, независимо от региона, становится ухудшение после увольнения материально-бытовых  условий. Второе место принадлежит проблемам психологическим (названы: «сознание   собственной ненужности,  неполноценности»,  «угнетенное состояние»,  «депрессия»,  «стресс», «отсутствие жизненных стимулов», «недоверие ко  всему», «полное безразличие к дальнейшей жизни», «чувство неопределенности», «отсутствие   перспектив», «неуверенность в завтрашнем дне», «социальная незащищенность», «моральное и духовное унижение», «одичание», «выброшенность из жизни». Третье – проблеме «нахождения новой работы».

Увольнение  сказывается  также  на возможности отстаивать свои интересы (большая доля  нейтральных ответов обусловлена прямым вопросом, заданным с целью фиксации явного   уменьшения,  если  таковое  имеется). Уменьшение возможностей/средств защищать интересы характерно для 1/3 безработных.

Несмотря  на  переквалификацию  и  другие  формы  временной  занятости (возможные неудачи  таких  поисков  в  ходе  экспертного  опроса  и на страницах газет сами безработные  объясняют  внешними  причинами, тогда как персонал центра занятости акцентирует  «пассивность»  и   «иждивенчество» безработных в  условиях предоставленных   им   «широких   возможностей»),  профессиональная  и  трудовая активность  после  увольнения значительно сокращается. Значительное преобладание никак  не  участвующих  в  трудовой  деятельности среди безработных способствует исчезновению   «предметной  наполненности»  межличностного  и  профессионального взаимодействия.

Так,  межличностный  аспект   характеризуется   отношением   безработного   к определенным  группам лиц: родственникам, друзьям, коллегам по работе, товарищам по поиску работы, с которыми он обсуждает свою проблему трудоустройства.

Важным   противоречием,   синхронизированным   с   «изломами»  идентификационных адаптаций переходного общества, является противоречие между распространенными в обществе  предписаниями  и  ограниченностью  законных средств их достижения. Это противоречие  также предъявляет адаптационные требования и, помимо «аномических» поведенческих  изменений,   вызывает   изменения   ценностно-нормативные.   По результатам  исследования   фрустрируется  большинство      важнейших

ценностно-нормативных  ориентаций.  Наиболее значимой и  наиболее фрустрированной является ориентация на материальное благополучие.

По  мере  развития  рынка  труда  и  изменений,  под  влиянием  средств массовой информации  и  объективных  перемен  в  образе  жизни,  общественного  сознания, проблема  безработицы  будет  также  переводиться  на «индивидуальный» уровень с характерными «пунктирными» институционализирующе-сдерживающими рамками.

 

    1. Пути повышения эффективности регулирования занятости 

населения и снижения безработицы  в  муниципальном  образовании

 

Переход к инновационной  экономике приведёт к трансформации рынка труда. Неэффективные и малооплачиваемые рабочие места будут замещаться новыми, которые соответствуют современным требованиям. Это объективная ситуация. Таким образом, в конечном счёте произойдёт перераспределение рабочих мест по всей экономике. В этом контексте задача бизнеса, регионов, Правительства России - создавать именно такие высокотехнологичные и современные рабочие места и планомерно двигаться к современной структуре занятости. В этом заинтересованы все: в этом заинтересован бизнес, который хочет повышать эффективность собственной деятельности; в этом заинтересовано государство, которое планирует занятость и распределение трудовых ресурсов, и, в конечном счёте, в этом заинтересованы сами люди, которые должны в нормальных местах трудиться и нормальные деньги зарабатывать.

Муниципальная политика в области занятости должна стать более гибкой, а меры поддержки безработных - более адресными. Поэтому следует обратить особенное внимание на тех граждан, которые находятся в самом трудном положении на рынке труда: это женщины с малолетними детьми, родители, которые имеют большое количество детей, пожилые люди, граждане, которые являются инвалидами, и те граждане, которые ухаживают за инвалидами. И, наконец, это молодые люди, которые только ищут свою работу после окончания учебного заведения или вступая в зрелую жизнь. Возможности для их трудоустройства должны быть расширены, в том числе за счёт профессионального обучения и повышения квалификации граждан.

Информация о работе Проблема занятости населения в муниципальном образовании