Проблемы и задачи управленческого консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы- изучение процесса становления и развития консалтинговых компаний на Российском рынке.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Определить сущность понятия «консалтинг».
2. Проследить процесс зарождения и становления консалтинговых компаний в России. Обращаясь к опыту зарубежных компаний.
3. Рассмотреть основные направления деятельности консультантов.
4. Выделить общие представления о консалтинговых компаниях и их деятельности.
5. Выделить основные виды консультационных организаций России.

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСУЛЬТАНТОВ
1.1 Сущность понятия консалтинг
1.2 История развития управленческого консультирования
1.3 Основные направления деятельности консультантов
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В РОССИИ
2.1 Становление рынка консультирования в России
2.2 Основные виды консультационных организаций России
2.Развитие управленческого консультирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему.docx

— 60.23 Кб (Скачать файл)

Консультирование в чистом процессном виде распространено в России в достаточно ограниченном масштабе. К субъектам, занимающимся «чистым» консультированием, можно отнести  малые процессно-ориентированные  фирмы и индивидуальных консультантов (число как первых, так и вторых достаточно ограничено). В большинстве  случаев консультирование в России представляет собой комбинацию определенных экспертных знаний (в области финансов, автоматизации, управления, маркетинга и т.д.) и процессного или обучающего консультирования. Люди, занимающиеся консультированием, чувствуют себя зависимыми от политической и экономической  ситуаций в стране, которые практически  нельзя предсказать. Налоговое регулирование и платежеспособность предприятий влияют не только на клиентов, но и соответственно на возможности и профессиональную ориентацию консультационных фирм. Стратегическое планирование в таких условиях для них самих осуществляется достаточно редко.

В настоящее время рынок  организационного консультирования —  быстро растущая отрасль в России. Разрабатываются организационные  технологии, о которых до сих пор  не имеют ни малейшего представления  большинство российских компаний. Но есть ряд проблем, мешающих развитию консультирования в России, даже сейчас, когда вроде бы данный вид деятельности получил достаточное распространение.

Во-первых, не всем понятно, что  такое консультирование.

Во-вторых, многие считают, что  консультант — синоним слова  «мошенник».

В-третьих, это просто нелегкая профессия.

С середины 1990-х гг. российский бизнес шел по накатанной колее и  приносил сверхприбыли: к консультантам  чаще всего обращались компании по вопросам приватизации, инвестиций, управления финансами, налогообложения, т.е. перед  предпринимателями стояла примитивная  задача поделить деньги с государством, с акционерами, партнерами по бизнесу.[11] После кризиса 1998 г. вопросы об инвестициях  стали неактуальны, так как интерес  иностранных инвесторов к России был подорван. Многие компании задумались о стратегии реорганизации бизнеса, о сокращении издержек, об оптимизации  деловых процессов и финансовых потоков, о мобилизации внутренних резервов реорганизации.

2.2 Основные виды консультационных  организаций России, существующих  на современном этапе

Разнообразие услуг –  причина разнообразия консультационных организаций. Основные из них, следующие:

1)   Крупные многофункциональные  и многонациональные фирмы, содержащие  несколько сотен профессионалов, имеющие филиалы в разных странах,  обслуживающие крупные проекты  по полному набору услуг уникальными  методами.

2)   Средние консультационные  фирмы, содержащие до 100 консультантов,  консультирующие мелкие и средние  предприятия и более ограниченные  географически.

3)   Организации, оказывающие  специальные консультационные услуги  в области математики, информатики,  исследования операций и работающие  в области моделирования и  прогнозирования.

4)   Консультационные  подразделения внутри предприятий  и организаций для развития  навыков внутреннего консультирования.

5)   Одиночные консультанты, универсалы или специалисты - они независимы и гибко реагируют  на запросы.

6)   Консультирующие  профессора, работающие и преподающие  в вузах.

7)   Нетрадиционные, современные  источники услуг: поставка компьютеров  и средств связи, программное  обеспечение и т. д.

Знание вида организации  необходимо при принятии решения, о  ее выборе.

Первое решение, которое  надо принять – приглашать ли иностранных  консультантов. Отличительные черты  иностранных консультантов: независимость  и беспристрастность, знание рыночных проблем, широта спектра услуг и  методологическая подготовленность. Большинство  российских руководителей предпочитают приглашать российских консультантов, которые лучше понимают российские проблемы и имеют много неформальных связей в деловых и властных структурах. Большинство российских фирм имеют  в составе до 30 консультантов  и работают по регионам. В России в настоящее время идет увеличение количества крупных и сложных  заказов на консультационные услуги и смена приоритетов в консультационном бизнесе: смещение в сторону промышленности, сворачивание деятельности иностранных  фирм, смещение в регионы, повышение  квалификации консультантов. 1

На вопрос что нужно  клиенту от консультанта, приведу  наиболее характерные комментарии.

Василий Прутковский, управляющий  директор Департамента консалтинга  «Юни-кон/МС Консультационная группа», партнер: «Рискну утверждать, что  все направления консультирования, выделенные рейтинговым агентством „Эксперт РА", имеют перспективу  развития и свой рынок. Примерную  конфигурацию распределения спроса между участниками рынка можно  описать в терминах матрицы BCG.

Георгий Мистулов, генеральный  директор Российского отделения Accenture, ранее Andersen Consulting: «Я бы назвал еще такое  направление, как аутсорсинг — передачу в управление не основных функций  по контракту организациям, специализирующимся в соответствующих областях. На российском рынке это пока еще немодно, но уже есть сигналы о том, что  руководители организаций приходят к пониманию нерациональности «натурального  хозяйства». Эффективная организация  не распыляет ресурсы, она сосредоточивает  их на ключевых направлениях деятельности, которые составляют ее силу на рынке. Не может кондитерская фабрика сама обеспечить управление современными информационными  системами на уровне мировых стандартов. С этим лучше справятся те, кто  специализируется в этой области. Не думаю, что аутсорсинг станет «хитом»  на российском консалтинговом рынке  уже в будущем году, но интерес  к нему точно возрастет».

Павел Сюткин, исполнительный директор компании «Партнеръ», развивает  тему аутсорсинга: «Ставшее актуальным в 1999—2000 годах увеличение кредитного портфеля за счет промышленных предприятий  поставило банки перед необходимостью получения квалифицированных прогнозов, маркетинговых исследований, оценки. Лишь немногие из них пошли по пути создания у себя групп разносторонних экспертов. Большинство готово использовать независимые консультационные компании».

Игорь Цуканов, президент  группы « Центр Инвест »: «В последнее  время значительно упал спрос  на Интернет - консалтинг, услуги, направленные на внедрение интернетовских функций  в традиционных компаниях и на развитие чисто интернетовских проектов и направлений бизнеса. Это связано  с тем, что несколько поутих бум  интернетовских проектов, их прибыльность резко упала, банкротство или  «предынфарктное состояние» многих крупных проектов показали инвесторам, что эта золотая жила современности  в большой степени исчерпана  и «пузырь» так называемой «новой экономики» сдулся. Очень многие традиционные компании, связанные с менее виртуальным  бизнесом, уже внедрили у себя все, что было им в этой области необходимо. По-видимому, в ближайшее время  возобновится интерес к традиционным услугам консалтинга».

 

Альберт Еганян, старший партнер  юридической фирмы «Вегас-Лекс», эксперт Госдумы: «Перспективным видом  консалтинга нам представляется также следующий. Период «дикого» капитализма  в России заканчивается, «легкие» деньги тоже. В настоящее время многие руководители столкнулись с такой  ситуацией. В 1990—1996 годах, из их предприятий, бывшими директорами и иностранными партнерами, через офшоры были «  выведены » огромные денежные средства, которые сейчас затерялись в бескрайних просторах американских и западноевропейских банков. Деньги эти попросту украдены. Возвращать их необходимо, но это очень  сложная и длительная международная  процедура, требующая привлечения  специалистов из России, США, Великобритании и других стран Западной Европы. Сейчас мы уже предоставляем подобные услуги нескольким крупным предприятиям России и СНГ».

Владимир Гладков, президент  компании «Объединенные консультанты ФДП»: «На мой взгляд, одно из наиболее перспективных направлений —  горный аудит или аудит недропользования. Для недропользователей, представителей капитала, этот аудит важен потому, что впервые в хозяй­ственный оборот вовлекаются природные запасы как экономическая категория. Во всем мире это основа благополучия нефтяных и газодобывающих компаний. Именно объем природных запасов, находящихся в управлении, владении или собственности компании, служит основой курса ее акций на фондовом рынке. К сожалению, до последнего времени  в нашей стране запасы полезных ископаемых практически не рассматривались  как экономическая категория, они  анализировались прежде всего в  объемных характеристиках (килограммах, тоннах и т. д.). Аудит недропользования, выполняемый сторонними независимыми аудиторско-консалтинговыми организациями  позволит решить очень важную проблему с недооценкой стоимости активов  российских нефтегазодобывающих компании. Аудит недропользования необходим  и участникам соглашении о разделе  продукцию.

Богдан Коцовский партнер  «Юникон/МС Консультационной группы»  «Наиболее перспективные консалтинговые услуги на наш взгляд, лежат в  секторе IT-технологии внедрение ERP систем в области управленческого и  производственного учета (контроллинга) интеграция таких сие тем с  финансовым учетом и логистическими процессами, производственными процессами, Интернет - технологиями. Несмотря на бурное развитие IT-технологий в области  управления предприятий, проекты внедрения ERP систем в силу их сложности сводились  к реализации функции финансового (бухгалтерского) учета и учета  операций закупочной и сбытовой политики. И в ближайшей перспективе  эта составляющая будет превалировать. Но все больше возрастают потребности  в ERP системах у управленческого  звена, и сами системы наращивают функциональные возможности, для поддержки  принятия решений. Особенно большой  спрос на системы поддержки принятия решений существует там, где внедрена первая очередь ERP-системы как системы  финансового учета и логистики, где регламентирован документооборот, где уже есть своя история. Растут потребности в интеграции ERP-систем с производственными системами  А развитие Интернет - технологий предоставит  возможность эффективного взаимодействия ERP-систем с внешним миром»

Алексей Бушуев, генеральный  директор компании «Аналитический центр», Ярославль «Идти «широким фронтом» на рынке становится все менее  выгодным. Критичной становится возможность  компании концентрировать ресурсы  на реализации конкретных рыночных возможностей на точно определенных участках. В  то же время во многих компаниях  еще нет достаточно квалифицированных  маркетологов, которые бы могли своевременно выявить спектр рыночных возможностей, выработать критерии для их выбора, а также предложить конкретные маркетинговые программы и реализовать их.

Константин Осетров президент  компании « Евроменеджмент »: Перспективным  мы считаем комплексный кадровый консалтинг. Лозунг «Кадры решают все» не только не устарел для сегодняшней  России, но и приобрел еще больший  вес, так как грамотно построенная  и функционирующая подсистема управления «человеческим ресурсом» до известной  степени может компенсировать недостатки других подсистем менеджмента. Необходимо отметить и практическое отсутствие конкуренции на этом рынке. Западные консалтинговые компании не имеют специфического российского опыта в области  комплексного кадрового консалтинга  и вряд ли в ближайшем будущем  обозначат свое присутствие на российском рынке. Им просто слишком затратно адаптировать уже отработанные западные технологии под наши реалии (проблемы кросс - культурных различий, менталитета и т.д.)».

2.3Развитие управленческого консультирования

Развитие управленческого  консалтинга в России: динамика, проблемы, перспективы. Использование  внешнего управленческого консультирования необходимо на современном этапе  большинству российских компаний для  совершенствования качества управления. Осознание этого факта и, соответственно, повышение внимания к консалтингу  со стороны российского бизнес-сообщества привело к тому, что отрасль  управленческого консалтинга стала  сегодня одной из наиболее динамично  развивающихся сфер отечественной  экономики. Актуальность вопросов, связанных  с состоянием и перспективами  развития российского управленческого  консалтинга, определила тематику исследования, проведенного Ассоциацией Менеджеров. В исследовании использовались материалы  интервью с представителями консалтинговых компаний, а также результаты опроса 200 высших руководителей и директоров функциональных подразделений, ведущих  российских компаний. Динамика развития отрасли. В то время как европейский  рынок в целом растет медленнее  мирового (ожидаемый рост в среднем  составит 3,7%), страны Центральной и  Восточной Европы, становящиеся на путь рыночной экономики, представляют собой небольшие, но быстро растущие рынки консалтинговых услуг. Среди  наиболее перспективных эксперты отмечают Польшу, Венгрию, страны Балканского  региона и Россию. Объем российского  рынка услуг управленческого  консультирования относительно небольшой, однако сегодняшний этап развития отечественной  экономики и наблюдаемые экономические  тенденции позволяют ему расти  темпами, немыслимыми для других отраслей российской экономики. Увеличиваясь из года в год, внутренний спрос на услуги управленческого консультирования приблизился в 2003 г. к полумиллиарду  долларов, что сравнимо с показателями таких европейских стран, как  Дания и Норвегия. Управленческий консалтинг начинает играть заметную роль как отрасль российской экономики. В 2003 г. ее вклад в ВВП России составил более 0,18%, что сопоставимо со среднеевропейским  показателем середины 1990-х годов (аналогичный европейский показатель в 2003 г. составил около 0,40%). Значительная часть рыночной доли (до 60%) российского  рынка консультационных услуг до сих пор принадлежит иностранным  консалтинговым корпорациям, большинство  из которых скрывают финансовые результаты деятельности в России. Они образуют отдельный ценовой сегмент, на котором  действует лишь 5-7 крупнейших российских компаний. Однако сегодня в России существует большой и динамично  растущий конкурентный рынок, на котором  действует множество отечественных  консалтинговых компаний. Общее их число без учета индивидуальных консультантов составляет около  трех тысяч. К элите консалтингового  бизнеса можно причислить около 150 компаний, наиболее крупные из которых  уже сопоставимы или даже превосходят  местные отделения иностранных корпораций по выручке, численности персонала и эффективности деятельности.[12] До 80% всей выручки приходится на консалтинговые компании, расположенные в Центральном федеральном округе, однако активно развиваются и региональные фирмы. В России все еще продолжается бум на ИТ-консалтинг. В общий объем выручки российских консалтинговых компаний наибольший вклад вносят услуги, оказываемые в ИТ-сфере (около 40% совокупной выручки), причем наибольшая динамика роста наблюдается в управленческом консалтинге в сфере ИТ. Объем выручки от консультаций в сфере стратегического планирования и организационного развития относительно стабилен и составляет около 12%, что соответствует среднеевропейскому уровню. Крайне мал относительно среднеевропейского уровня объем выполняемых проектов в сфере HR и операционного менеджмента. Востребованность консалтинговых услуг. Лучшим доказательством востребованности услуг по управленческому консультированию российским бизнесом является следующий факт: более 80% опрошенных нами менеджеров высшего звена указали на то, что затраты их компаний на услуги консультантов за прошедший 2003 г., по крайней мере, не сократились.

Информация о работе Проблемы и задачи управленческого консультирования