Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:54, курсовая работа
Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную
разработку управленческих решений и применение их на практике. От
эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех
дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель
своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень
часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на
сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый
результат деятельности предприятия.
Введение 3
1.Понятие и сущность прогнозирования 5
2.Основные формы и методы прогнозирования в коммерческой организации
13
2.1.Классификация основных методов
прогнозирования 14
2.2.Основные этапы экспертного прогнозирования 18
2.3.Изыскательское прогнозирование 28
2.4.Нормативное прогнозирование 31
2.5.Метод сценариев 34
3.Пути повышения эффективности и обоснованности прогнозов 42
4.Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 1 Уровни технологии 47
Составной частью планирования
является прогнозирование – научно
обоснованная деятельность по составлению
прогнозов. В планирование включается
прогнозирование, программирование, моделирование.
Прогноз – это вероятностное,
научно обоснованное суждение о перспективах,
возможных состояниях того или иного
объекта в будущем и (или) об альтернативных
путях и сроках достижения будущих
состояний. Прогнозирование включает
в себя первичный сбор и обработку
информации. Виды прогнозов: - по продолжительности:
долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
- по содержанию: экономические, социальные
и т.д. - по широте охвата: глобальные,
национальные, региональные и т.д. -
по методам разработки: балансовые,
экспертные, экстраполяционные; - по методологии
разработки: генетические, целевые; - по
факторному признаку: одно и многофакторные;
- по периодичности разработки: ежеквартально,
ежегодно, 1 раз в 3-5 лет Методы социального
прогнозирования: - по степени формализации:
формализованные и
Курсовая работа по менеджменту
на тему: Прогнозирование в управлении: цели, формы, методы.
Выполнил студент
группы 3-МТ
Бутов И. А.
преподаватель Гильман С.А
Нижний Новгород 1999 г.
Введение 3
1.Понятие и сущность прогнозирования 5
2.Основные формы и методы
прогнозирования в
13
2.1.Классификация основных методов
прогнозирования 14
2.2.Основные этапы
2.3.Изыскательское
2.4.Нормативное
2.5.Метод сценариев 34
3.Пути повышения
4.Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 1 Уровни технологии 47
Процесс
управления предприятием
разработку управленческих решений и применение их на практике. От
эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех
дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель
своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень
часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на
сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый
результат деятельности предприятия.
Потребность в решении возникает только при наличии проблемы, которая
в общем виде характеризуется двумя состояниями—заданным (желаемым) и
фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной
точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между
этими состояниями предопределяет
необходимость выработки –
решения и контроля за его реализа-цией.
Чтобы прогнозирование
было наиболее эффективным,
конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать
критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих
критериев не возможна реализация одной из основных функций
управления—контроля. Исходя из этого можно сделать вывод, что цель, степень
достижения которой можно количественно измерить, будет всегда лучше цели,
сформулированной лишь словесно (вербально).
Прогнозирование—это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и
ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение—это
проекция в будущее, а будущее—содержит элемент неопределенности, то важно
правильно определить правильно определить степень рисков, с которыми
сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является
неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и
выигрышей при принятии данного решения.
Нужно отметить, что выработка решения есть процесс осознания целей и
средств и мысленного обсуждения и совершения действия, предшествующего
фактическому выполнению этого действия. Волевой фактор является одним из
факторов, направляющих процесс выработки и принятия решения. Поскольку
решение может быть различным, назначение волевого фактора состоит именно в
выборе одного определенного варианта решения.[1]
В процессе
прогнозирования нельзя
экономико-математического
моделирования и выбором
иным критериям решения
из конечного множества
Понятие и сущность
Прогнозирование является одним из основных звеньев управленческого
процесса. Если мы не можем представить себе ожидаемый ход развития события,
то есть не можем спрогнозировать это событие, мы не сможем эффективно
принимать управленческие решения и оптимизировать работу предприятия.
Мировая
история насчитывает немало
великие люди (государственные деятели прошлого, полководцы, бизнесмены)
принимали блестящие управленческие решения, например решение оставить
пустую Москву Наполеону. И эти решения принимались не просто так, в них
присутствовали элементы прогнозирования, относящиеся скорее к искусству
прогнозирования. Слово искусство в данном случае более уместно, потому что
в то время не было как
таковой науки о
управлении. Хотя некоторые прогнозы прошлого и не имели под собой четкой
обоснованности, а основывались на даре предсказания, например древнее
учение «мантика» было
учением о предсказаниях
земных событий. Оно как бы дополняло астрологию, основывающую свои
заключения на расположении небесных тел.
Однако все эти знания, за исключением достаточно точных
астрономических прогнозов, не может считаться наукой в современном смысле
этого слова, а предсказания, подтвержденные последовавшими событиями мы
можем отнести, в лучшем случае,
к искусству прогнозирования.[
Но тем
не менее, благодаря такого
рода прогнозам, принимались
управленческие решения, вплоть до формирования прогнозирования как науки.
Это произошло в середине XX столетия. Нет четкой даты зарождения
прогнозирования как науки, но именно ближе ко второй мировой войне грань
между прогнозированием возможного технологического процесса и просто
фантазией была мало различима.
В сегодняшние
дни прогноз (по Г. Тэйлу)—«
относительно неизвестных, особенно будущих событий».
Одной из первых работ предшествовавших формированию прогнозирования
как современной науки, является опубликованное известным американским
инженером-металлургом Фернасом в 1936 г. собрание технологических
прогнозов.[3]
Джифиллан также внес существенный вклад в создание в создание науки
прогнозирования. В 1937 г. он сделал прогноз создания телевидения, как
одного из способов заработать деньги. Если быть более точным, он в своей
работе проанализировал опубликованные ранее прогнозы, сделанные Эдисоном,
Штейнмецом, им самим в период 1910-1920 гг. и установил, что не менее 75%
из них оказались правильными.
В 1952 г.
Джифиллан публикует обзор
прогнозирования, где впервые подчеркивает принцип соответствия
запросам—удачного момента. В этом труде он также перечисляет основные этапы
прогнозирования, получивших в дальнейшем название изыскательских.
Говоря о
технологическом
традиционное, а расширенное понимание термина технология, означающее
широкую область целенаправленного применения физических наук, наук о жизни
и наук о поведении.[4]
Уровни технологии см. Приложение 1.
Прогнозирование невозможно без обладания широкой информацией об
организации в целом, помехах на пути её функционирования и развития и т.п.,
то есть о наиболее важных моментах, оказывающих влияние на поведение
организации и принятие решений. Анализ всей этой собранной информации
позволяет сделать выводы о тенденциях развития как самой организации, так и
её окружения, имеющие в основном характер прогноза, то есть системы
аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии
объекта управления.
Основами прогнозов являются: специальные обследования, другие
прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов,
мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай
непредвиденных обстоятельств.[
Объектом любого прогноза в менеджменте могут выступать экономические,
социальные, технические, организационные и иные процессы, происходящие как
в самой организации, так и в её окружении. Необходим:
1)научный
анализ этих процессов,
следственных и иных связей между ними, оценке сложившейся ситуации и
выявление узловых проблем, которые необходимо решать;
2)попытки
предвидеть будущего
которых она будет функционировать, трудностей и вытекающих из них задач;
3)анализ
и сопоставление различных
кадрового, производственного и научно-технического потенциала.
Таким образом,
под прогнозированием в
научный способ выявления состояния и вероятных путей развития организации.
Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а в
элементарных случаях в виде утверждений о возможности или невозможности
возникновения какого либо события. Эти характеристики должны включать в
себя количественные, точечные или интервальные показатели и степень
вероятности их достижения.
Прогноз не может быть точным на все 100%, он должен дополняться
определенными допущениями. Иногда, когда материала недостаточно для сколько-
нибудь определенных выводов, допущения используются в качестве
самостоятельного инструмента разработки стратегии.
Как было
уже сказано, одной из целей
прогнозирования является
проблем, возникших в процессе деятельности организации. Это можно увидеть
на схеме структуризации процесса принятия решения (рис.1.1).
Особое внимание следует обратить описанию проблемной ситуации, найти те
факторы, которые необходимо тщательно проанализировать и рассмотреть при
решении. В первую очередь надо установить, являются ли они внутренними или
внешними по отношению к данной организации, так как возможности воздействия
на эти две группы факторов различные.
Внутренние факторы больше зависят от самого предприятия. К ним
относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру
производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество
работ и т.д. Они формируют предприятие как единую систему, взаимосвязь и
взаимодействие элементов которой приводит к достижению стоящих перед ней
целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов может привести к
Информация о работе Прогнозирование в управлении: цели, формы, методы