Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:54, курсовая работа
Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную
разработку управленческих решений и применение их на практике. От
эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех
дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель
своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень
часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на
сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый
результат деятельности предприятия.
Введение 3
1.Понятие и сущность прогнозирования 5
2.Основные формы и методы прогнозирования в коммерческой организации
13
2.1.Классификация основных методов
прогнозирования 14
2.2.Основные этапы экспертного прогнозирования 18
2.3.Изыскательское прогнозирование 28
2.4.Нормативное прогнозирование 31
2.5.Метод сценариев 34
3.Пути повышения эффективности и обоснованности прогнозов 42
4.Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение 1 Уровни технологии 47
нарушению свойств всей системы. Следовательно, меры управленческого
воздействия должны быть направлены на сохранение целостности этой системы.
[pic]Рис.1.1.
Внешние
факторы. Так как внешние
работает организация, то эти факторы являются инертными и не поддаются
воздействию со стороны менеджеров. Это вызвано тем, что эта среда
характеризуется большей
сложностью, динамичностью и
существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии
организационных решений. Параллельно с этим, и факторы оказывают различное
влияние на работу организации.
Например, поставщики, потребители, конкуренты, другие организации и
институты общества, непосредственно связанные с той областью деятельности,
которой занимается данная организация, оказывает прямое влияние на её
работу, характер возникающих проблем и их решений. В качестве примера можно
напомнить о проблемах отечественных предприятий, возникших в период
разрушения прежней системы хозяйственных связей и изменения отношений между
поставщиками и потребителями продукции. В ряде случаев это привело к
остановке производства, к
кардинальному изменению
продукции, к необходимости поиска новых поставщиков. Изменение вкусов и
приоритетов потребителей также вызывает множество проблем в организации,
которая до этого ориентировала свое производство на удовлетворение их
потребностей. В связи с этим возникают такие вопросы: Изменить ассортимент
или качество продукции? Искать ли новые рынки сбыта? Вводить ли новые виды
продукции и услуг? и т.д.
Существует также вторая группа внешних факторов, которая еще более
неуправляема со стороны менеджеров организации. Она (эта группа) оказывает
косвенное влияние на деятельность организации. В неё включают:
o состояние экономики страны (или региона)
o уровень научно-технического и социального развития
o социально-культурную и политическую обстановку
o существенные для данной организации события в других странах
o другие факторы
Экономическое состояние страны (региона) воздействует на работу
организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей
силы, уровни цен и инфляции, производительность труда, доходы покупателей,
правительственная финансовая и налоговая политика и т.д. Конкретное влияние
будет проявляться примерно так: инфляция приводит к сокращению
покупательской способности и снижает спрос на продукцию, производимую
организацией; повышение уровня цен на продукцию сопряженных отраслей
вызывает соответственное увеличение затрат на производство в организации,
что имеет своим следствие рост цен на её продукцию и может вызвать «отток»
определенной группы потребителей; при сокращении своих доходов покупатели
изменяют состав и структуру потребления, что также может оказать
воздействие на спрос; уровень научно-технического развития в стране
оказывает сильное влияние на структуру экономики, на процессы автоматизации
производства и управления, на технологию, с помощью которой производится
продукция, на состав и структуру персонала организации, и что особенно
важно—на
и разнообразных факторов среды, выбор главных среди них и предвидение
возможных изменений в их взаимовлиянии является задачей прогнозирования.
Анализ факторов,
приведших к возникновению
возможность определить ресурсы ( в том числе и временные), с затратами
которых будет связано решение проблемы.
В процессе принятия решения происходит оценка тех действий, которые
предпринимаются на его различных этапах. Так на этапе распознавания
проблемы чаще всего используется целевая установка, по отклонению от
которой и судят о возникновении проблемы.
Этап формирования решений начинается со сбора и обработки информации,
необходимой для выработки курса действий. Обычно при решении сложных
проблем не удается ограничиться только той информацией, которую
предоставляют действующие системы отчетности; поэтому требуется время и
ресурсы для информационного обеспечения решения проблемы.
При прогнозировании
управленческих решений, как
вопрос: «Какой путь решения выбрать из допустимых вариантов?». Выбран будет
тот, который наиболее полезен или предпочтителен для решения целей
организации. От того, насколько обосновано они выбраны, зависит качество
управленческих решений, а оно в свою очередь предопределяет
конкурентоспособность организации, быстроту её адаптации к изменениям
хозяйственной ситуации и в конечном счете—эффективность и прибыльность.
Основные формы и методы
прогнозирования в
коммерческой организации
1. Классификация основных методов прогнозирования.
2. Основные этапы экспертного прогнозирования.
3. Изыскательское
4. Нормативное прогнозирование.
5. Метод сценариев.
1.Классификация основных
прогнозирования.
Общепринятыми
и основными методами
1.Экспертное прогнозирование;
2.Изыскательское
3.Нормативное прогнозирование;
4.Метод сценариев.
Технологическое
прогнозирование
(иногда его еще называют поисковым) и нормативное.
В основе
изыскательского
представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на
основании при разработке прогноза информации.
Перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого
уровня к технологиям более высокого уровня относится к изыскательскому
прогнозированию. Или иначе можно сказать, что потребности и цели должны
соответствовать средствам и возможностям коммерческой организации.
Примером
изыскательского
прогнозирование в области электроники, когда прогнозируемый процесс
представляется в виде последовательного перемещения технологий, начиная от
квантовой электродинамики и кончая мгновенно осуществляемой всемирной
связью.[6]
Нормативное прогнозирование ориентировано на миссию организации, на
те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному
прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от
технологий более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то
есть от потребностей и целей к средствам их реализации.
Примером
нормативного прогнозирования
области космоса, когда прогнозируемый процесс представляется в виде
последовательного перемещения технологий от понимания проблемы космоса как
среды, которая должна служить на благо человеку, до конкретных средств её
решения—условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом
энергии и т.д.
В рамках
технологического
разработка прогнозов в области экономической, коммерческой деятельности,
социальной и политической.
Одной из
главных проблем точности и
эффективности прогнозов
максимально полезное сочетание
методов изыскательского и
прогнозирования. Это является следствием различия используемых методов. Так
для изыскательского
, как:
o экстраполяция;
o моделирование;
o метод исторической аналогии;
o написание сценариев;
o другие методы;
базирующихся на анализе точных эмпирических данных. При использовании
методов изыскательского прогнозирования предпочтение отдается
количественной информации. Использование качественной (неколичественной)
информации в изыскательском
прогнозировании также
Примером
тому, является использование
метода сценариев или метода экспертных кривых, позволяющих определять
наметившиеся тенденции изменения ситуации, базируясь не только на
эмпирических данных, но и на опыте высококвалифицированных
специалистов—экспертов.
Основными же методами, использующимися при нормативном
прогнозировании являются, в первую очередь, методы ПАТТЕРН, Делфи,
Глушкова, Поспелова и др.
Такой широко
используемый в настоящее
деревья целей, впервые появился как составная часть метода ПАТТЕРН
(обоснование планирования
посредством научно-
количественных данных), разработанного в 1936 г. для аэронавтики и космоса.
К новым видам прогнозирования относят прогнозирование с
использованием обратной связи, интуитивные методы, «обходные» и др. Но
основные идеи, используемые при разработке прогнозов, достаточно полно
представлены именно в изыскательском и нормативном прогнозировании.
Также следует отметить, что очень важным моментом (как для процесса
сбора, так и для процессов анализа и обработки данных) определения того
является ли информация количественной или неколичественной (качественной).
Количественная информация, если она достаточно надежна, обладает тем
преимуществом, что позволяет использовать точные математические методы и
модели и определять тенденции развития ситуации с определенной точностью, с
указанием доверительных интервалов, возможных погрешностях при расчетах и
т.д. Но даже более существенным является то обстоятельство, что круг
проблем, для которых удается разработать адекватные математические модели,
оказывается значительно уже того множества ситуаций, в которых необходимо
принимать реальные решения.
Гораздо чаще при разработке прогнозов приходится иметь дело с
качественной информацией.
При разработке прогноза к их числу относят ситуации, когда данные
представлены в виде вербальных (словесных) описаний, когда оценки получены
с помощью вербальных или вербально-числовых шкал, когда имеется информация
лишь о сравнительных оценках альтернативных вариантов.
Существуют также ситуации, когда полученная количественная информация
не может быть «вписана» ни в одну из имеющихся математических моделей,
также может быть проанализирована с помощью специально разрабатываемых
методов качественного анализа.
В последние
годы получило развитие
ориентированное в большей степени на работу не только с количественной, но
и с качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов.
2.Основные этапы
экспертного прогнозирования.
С помощью этого метода прогнозирования может быть решена большая часть
проблем, возникающих при разработке прогнозов. В экспертном прогнозировании
существует несколько основных этапов, которые представлены на рис.
2.2.1.[7]
Блок-схема основных этапов
|1.Подготовка |2.Анализ
|3.Определение наиболее
|к разработке |ретроспективной |вариантов развития внутренних и |
|прогноза. |информации, |внешних условий. |
|
|внутренних и |
|
|внешних условий. |
|4.Проведение |5.Разработка |6.Априорная и |7.Контроль хода|
|экспертизы |альтернативных |апостериорная |реализации |
| |вариантов |оценка качества|прогноза и |
| | |прогноза |корректировка |
| | | |прогноза |
Рис.2.2.1
1.На стадии подготовки к разработке прогноза должны быть решены следующие
задачи:
o подготовлено организационное
обеспечение разработки
o сформулировано задание на прогноз,
o сформулированы рабочая
и аналитическая группы
o сформулирована экспертная комиссия,
o подготовлено методическое
обеспечение разработки
o подготовлена информационная база для проведения прогноза,
o подготовлено компьютерное
сопровождение разработки
После принятия решения о разработке прогноза необходимо назначить
исполнителей для этой разработки. Этой группе работников поручается
организационное обеспечение разработки прогноза. Они также должны
Информация о работе Прогнозирование в управлении: цели, формы, методы