Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 15:04, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является закрепление полученных теоретических знаний, сопоставить теорию с практикой. Основной задачей является выработка навыков работы с учебной и научной литературой, знакомство с проблемами планирования и прогнозирования в экономической деятельности предприятий, приобретение опыта по разработке и реализации управленческих решений в сфере деятельности предприятия.
Виды планирования
В соответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляются планы) различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное (текущее) и краткосрочное (оперативно-производственное) планирование (рис.6).
Рис.6. Виды планирования
Перспективное планирование основывается на прогнозировании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помощью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продукции, товарная и сбытовая стратегия предприятия по различным рынкам сбыта и т.д. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет) планирование.
Долгосрочный план, на 10-15 лет, имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки, доля рынка и т.п.
Текущее (годовое) планирование разрабатывается в разрезе пятилетнего плана и уточняет его показатели. Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цеховые, бригадные.
Оперативно-производственное планирование уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: цех – участок – бригада – рабочее место. Такой план служит средством обеспечения ритмичного выпуска продукции и равномерной работы предприятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей – рабочих. Оперативно-производственное планирование подразделяется намежцеховое, внутрицеховое и диспетчирование. Завершающим этапом заводского оперативно-производственного планирования является сменно-суточное планирование.
Формулировка стратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизация ожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основных технико-экономических показателей — все это составляет содержание процесса планирования. В целом перспективное, текущее и оперативно-производственное планирование взаимосвязаны и образуют единую систему. Основные параметры и показатели по видам планирования показаны в табл.1
Основные показатели по видам планирования
Основные параметры планирования |
Виды планирования | |||
Долгосрочное (стратегическое) |
Среднесрочное |
Текущее |
Оперативно-производственное | |
Номенклатура |
Наименование продукта (услуг) |
Перечень важнейшей номенклатуры продукции |
Перечень и количество всей номенклатуры продукции |
Подетальный перечень и количество всей номенклатуры продукции |
Сумма затрат |
Ориентировочная, подлежащая уточнению сумма затрат в рублях |
Сумма расходования ресурсов по видам |
Сумма расходования ресурсов по видам и номенклатуре выпускаемой продукции |
Подетальные и пооперационные нормы расходования ресурсов по видам |
Сроки исполнения |
Ориентировочные сроки исполнения |
Календарные сроки исполнения |
Точно установленные сроки исполнения |
Почасовые и суточные графики исполнения |
Ответственные исполнители |
Ответственные исполнители без, указания соисполнителей |
Ответственные исполнители и соисполнители по этапам и видам работ |
Подробный перечень исполнителей по этапам и видам работ и номенклатуре продукции |
Подетальное распределение работ среди исполнителей |
Эффективность |
Эффективность: достижение цели, окупаемость затрат |
Превышение дохода над расходами (прибыль) |
Сумма чистого дохода |
Своевременность и полнота выполнения плана по номенклатуре продукции |
Система планов предприятия. С точки зрения отдельного предприятия, действующего в рыночной среде, можно выделить следующие виды планов:
а) стратегический план – долговременный план, в котором формулируются главные цели предприятия на перспективу, конкретные задачи, привязанные по времени и ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей;
б) долговременные планы – планы, разрабатываемые на несколько лет и нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана;
в) текущие планы – планы, в которых увязываются все направления деятельности фирмы и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Охватывают сбыт, производство, исследования и разработки, снабжение, маркетинг, развитие персонала и финансовые итоги. Имеют детальный характер и разрабатываются по функциональным подразделениям в форме бюджетов, когда для реализации конкретных плановых задач предусматривается выделение определенных ресурсов. Совокупность бюджетов находит отражение в годовом финансовом плане, где планируются денежные потоки, прибыли и убытки, состояние баланса компании;
г) оперативные планы – детальные планы, посвященные решению конкретных вопросов деятельности предприятия в краткосрочном периоде. Имеют узкую направленность, высокую степень детализации и характеризуются большим разнообразием используемых приемов и методов;
д) инвестиционные проекты – планы капитальных вложений, направляемых на создание новых производственных мощностей. Имеют долговременный характер, иногда период, на который разрабатываются такие проекты, совпадает со сроком службы создаваемых производственных мощностей. Фирмы могут также осуществлять и планировать портфельные инвестиции, однако механизм подготовки и принятия решений в этой сфере имеет свой инструментарий;
е) бизнес-план – план создания новой фирмы, выхода на рынок и обеспечения прибыльности хозяйственной деятельности.
Прогнозирование — разработка прогнозов, это специальное научное исследование конкретных перспектив развития каких либо явлений. Оно, как одна из форм конкретизации предвидения, находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением
Прогнозирование имеет комплексный характер. Экономический прогноз охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления и процесса.
Прогнозирование разделяется на:
Методы прогнозирования
Общее между прогнозированием и планированием:
Отличие прогнозирования от планирования:
Планирование — это субъективная деятельность людей, которая на основе изучения закономерностей, каких либо явлений и процессов (сторон общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в ближайшие и отдаленные периоды времени.
Планирование народного хозяйства возможно при наличии
Новая модель государственного регулирования выражается в следующем
В современных условиях ставятся новые задачи, связанные с централизованным планированием. В развитии экономики важное значение имеет сочетание централизованного управления с инициативой и возможностью регионов и экономических структур.
В новых условиях центральное планирование должно распространить свое действие и охватить следующие основные области плановой экономики:
1.4 Стратегическое планирование на предприятии
Долгосрочное планирование носит стратегический характер, поскольку выявляет стратегические цели предприятия и пути их реализации. Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит от размеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия и до 20 лет – для крупного. Правильность выбора стратегии определяет не только уровень эффективности деятельности предприятия, но и само его выживание.
Ключевым элементом при разработке стратегических планов становится анализ предпринимательской среды. Схематично предпринимательская среда для отдельного предприятия может быть представлена следующим образом (рис.7).
Рис.7.Схематично-
Выделяют внешнюю среду, оперативное окружение и внутреннюю среду предприятия. Внутренняя среда представляет собой совокупность функциональных областей деятельности, т.е. те виды работ, которые должны выполняться на любом предприятии.
Элементами внутренней среды являются: производство (выполнение операций, увеличивающих стоимость товара); маркетинг и сбыт; материально-техническое обеспечение; управление персоналом; исследования и разработки; финансы и учет; обеспечение безопасности фирмы.
Информация о работе Прогнозирование и планирование деятельности на примере организации ООО «Исток»