Программа взаимодействия муниципальных органов власти и промышленных предприятий в вопросах прогнозирования, планирования и обосновани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 17:21, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является выявление взаимодействия муниципальных органов власти с предприятием, и их роль в планировании, прогнозировании и обосновании инновационных проектов.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть основные направления инновационной деятельности;
- изложить сущность планирования, прогнозирования и обоснования инновационного проекта;
- описать методы государственного воздействия в области инновационной деятельности;
- дать экономическую характеристику рассматриваемого предприятия ОАО «Лакт»;
- проанализировать инновационный проект;

Содержание

Введение....................................................................................................................4
1 Роль муниципальных органов власти в прогнозировании, планировании и обосновании инновационных проектов................................................................ 7
1.1 Инновационная деятельность на региональном и муниципальном уровнях.............................................................................................................................. 7
1.1.1 Научно-техническая и инновационная деятельность, её сущность.......7
1.1.2 Государственная инновационная политика и её особенности.............15
1.1.3 Практические аспекты инновационной деятельности Алтайского края.......................................................................................................................... 22
1.2 Прогнозирование, планирование и обоснование инновационного проекта...............................................................................................................................28
1.2.1 Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации…………………………………………………………………………………28
1.2.2 Сущность и принципы планирования инноваций.................................31
1.2.3 Обоснование инновационного проекта .................................................34
1.3 Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности………….................................................................................................35
2 Развитие инновационной деятельности на примере ОАО «Лакт» ................38
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия..............38
2.2 Условия функционирования предприятия и развития инновационной деятельности............................................................................................................49
2.3 Инновационная деятельность предприятия…………………………......58
3 Взаимодействие муниципальных органов власти и предприятия в вопросах прогнозирования, планирования и обоснования инновационных проектов.............................................................................................................................63
3.1 Направление (нововведение) совершенствования планирования сбытовой деятельности в организации………………………………………………...63
3.2 Влияние муниципальных органов власти на инновационные предприятия………………………………………………………………………………...74
Заключение..............................................................................................................79
Список использованной литературы...............

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломный проект Гавриш Лилии.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

Инновационная политика касается социальных, финансово-эконо­мических, правовых, организационных, информационных, научно-тех­нических аспектов инновационной деятельности, влияющих на ее про­текание, и потому носит комплексный характер.

Перед инновационной политикой российского государства встала трудная задача формирования динамичной инновационной системы, дей­ствующей на принципах рыночной экономики и адаптированной к усло­виям и особенностям современной России. Показателем эффективности этой политики, её влияния на протекание инновационных процессов будет оснащение производства новыми высокими технологиями в срав­нительно короткие сроки, создание технологической базы наукоемкого производства.

Инновационная политика в современных условиях глобализации экономических, финансовых, научных связей неизбежно выходит за вну­тренние рамки в область международных научно-технологических и экономических отношений. Являясь частью общей политики государства, она представляет в них инновационную систему страны.

 

1.1.3 Практические аспекты инновационной деятельности Алтайского края

Алтайский  край  относится  к крупным  индустриально-аграрным районам страны. До середины 80-х гг. в межрегио­нальном разделении труда России край выступал как крупный, поставщик  продовольствия,   машиностроительной   продукции  сельскохозяйственного, энергетического, транспортного профи­ля, товаров химической и нефтехимической промышленности. На долю края приходилось 17-18% промышленного и 28-29% сельскохозяйственного производства  Западной Сибири, в том числе около 40% зерна, 30% - мяса и молока, 54% - шерсти. По объему валовой продукции сельского хозяйства край занимал пятое место в России (3,3% от общего производства республики). Соотношение производства в основном исчислении про­мышленной и сельскохозяйственной продукции соответственно 69,1 и 30,9%.

Алтайский край расположен на юге Западной Сибири и занимает территорию свыше 169,0 тыс. км2 , здесь проживает около 2,7 млн. чело­век, из которых 1,4 млн. - горожане. Плотность населения составляет 15,8 чел/км2. На территории края находится около 1,7 тысяч населенных пунк­тов, в том числе 12 городов. Административный и культурный центр края - г. Барнаул.

Анализ региональных ресурсов Алтайского края показал, что ключевые направления возможного развития края в значительной мере опреде­ляются его местом во всероссийском разделении труда, величиной и структурой имеющегося природного потенциала. Эти направления связаны с аграрным природопользованием, территориальная организация которого с учетом факторов природной обусловленности может существенно повы­сить экономическую и экологическую эффективность его функционирова­ния [19, c. 12].

Сейчас в экономике края за­крепляются положительные тен­денции, имевшие место в послед­ние годы. Продолжается рост в промышленности, стабилизиро­валось производство сельхозпро­дукции, снижаются темпы инфля­ции, растут инвестиции в основной капитал. В последнее время  ускоренными темпами растут реальная зарплата и денежные доходы населения, развивается потребительский рынок.                    

Сегодня пятая часть произво­димой в крае продукции прихо­дится на сельское хозяйство. Сельскохо­зяйственная специализация ре­гиона является, с одной стороны, большой проблемой края, с дру­гой — его преимуществом. В по­следние годы развитие сельско­го хозяйства, пищевой и перера­батывающей промышленности стало одним из факторов роста экономики. Производством сельскохозяйственной продукции на территории г.Барнаула занимаются 12 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, 5 крестьянско-фермерских хозяйств, 9206 личных подсобных хозяйств в пригородных посёлках. Стабильно работает пищевая отрасль, она полностью обеспечивает потребности: в хлебобулочных изделиях на 100%, молочной продукции и макаронных изделий на 70%. Наблюдается стабильный рост предприятий пищевой промышленности: в 2004 г.-184 предприятия, в 2006 -207.А также рост объемов производства и расширение ассортимента выпускаемой продукции. Барнаул занимает одно из ведущих мест по объёмам производства сельскохозяйственной продукции среди других городов и районов Алтайского края. По производству овощей – первое место, по картофелю – второе место, по молочной продуктивности коров – первое место [19, c.47].

В настоящее время Барнаул является одним из ведущих научно-исследовательских центров в Западной Сибири и Алтайском крае в сфере сельского хозяйства и обладает большим научно-производственным потенциалом. На территории города расположено 4 животноводческих предприятия. Для них наиболее остро стоит вопрос улучшения кормовой базы и снижения себестоимости продукции за счет уменьшения затрат на энергоресурсы. В связи с этим предприятия планируют к 2010 году провести модернизацию животноводческих комплексов, приобрести современное технологическое оборудование и кормозаготовительную технику, для чего запланировано привлечь более 100 млн. рублей инвестиций.

В рамках плана социально-экономического развития края, на первом этапе меры направлены прежде всего на стабилизацию положения в реальном секторе экономики и структурную перестройку. Предполагается создать условия для осуществления дальнейших преобразований.

На втором этапе, с 2006 по 2010 год, формируется ресурсный базис, необходимый для полноценного функциониро­вания социальной сферы Алтая. Модернизации хозяйствующих субъектов и ведущих отраслей завершит формирование экономи­ки инновационного типа.

Это отразится и на инвестици­онной политике. На первом этапе большая доля капиталовложений должна была направляться в проекты, обеспечивающие максимальные экономические или социальные эффекты (налоговые поступле­ния, наполнение рынка дешевой продукцией, создание рабочих мест и т.д.). После обеспечения устойчивого развития бюджето­образующих предприятий бюд­жетная инвестиционная доля в развитие экономики должна сни­жаться, и ресурсы направ­ляться в основном на решение социальных проблем.

С позиций решения долго­срочных задач развития края приоритетом будут пользоваться новые секторы   экономики, прежде всего инновационные и информационные. В этом же ря­ду — проекты, направленные на исправление структурных дефор­маций   (реструктуризация   де­прессивных отраслей, убыточных секторов экономики и др.). Осо­бое внимание будет уделено долгосрочным инвестиционным проектам, обеспечивающим соз­дание транспортной и информа­ционно-коммуникационной ин­фраструктур.

За 2007-2010 годы планируется увеличение производства молока на 7,1 % к уровню 2006 года, мяса – на 8,5 %, объема реализации продукции, производимой в крестьянско-фермерских хозяйствах на 5,5%, создание 5 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, улучшение социальной инфраструктуры пригородных поселков. К 2010 году планируется в 2,5 раза увеличить объем кредитных ресурсов, выделяемых на развитие личных подсобных хозяйств, в 5 раз – на развитие крестьянско-фермерских хозяйств. 

Реализация инвестиционных проектов сельскохозяйственных предприятий позволит существенно улучшить материальную базу предприятий, снизить себестоимость производимой продукции. Предусматривается рост объема производства продукции не менее чем на 15 %, увеличение реализации продукции местных товаропроизводителей пищевой промышленности от 70 до 80%. [  19, c. 52]

Повышение конкурентоспособнос­ти продукции на внутренних и внешних рынках, удвоение валового внутренне­го продукта, повышение вклада науч­ной и инновационной деятельности в научно-технический прогресс страны невозможны без активизации иннова­ционной деятельности в регионах, обеспечения эффективного функциони­рования региональных инновационных систем (РИС), как подсистем НИС.

Как показывает практика инноваци­онно-активных и экономически разви­тых стран (США, Япония, Германия, Франция), опережающее целевое и качественное развитие инновацион­ной системы региона является весьма перспективным и дающим высокий со­циально-экономический эффект ме­ханизмом.

В отличие от других стран, в Россий­ской Федерации формирование инно­вационных систем в регионах происхо­дит в условиях нестабильной экономи­ки. Более того, практически все изме­нения в экономике, происходившие в последнее десятилетие, крайне нега­тивно воздействовали на развитие ин­новационной сферы.

Вследствие отсутствия своевремен­ной реакции федеральных и регио­нальных органов законодательной и исполнительной властей на изменения экономических условий создания и внедрения инноваций, созданные за­долго до экономических реформ на­учно-инновационные системы регио­нов оказались неадаптированными к новым экономическим условиям. Мно­гие существующие структуры и систе­мы управления РИС в регионах, зачас­тую в результате становления на путь саморазвития и инерционности, оказа­лись не способными обеспечить замк­нутый цикл инновационного процесса на региональном уровне.

За последние годы инновационный потен­циал Алтайского края вырос на 0,7%. После чего доля Алтайского края в ин­новационном потенциале России со­ставила 1,041%. При его определении учитывался комплекс научно-техничес­кой деятельности в регионе, а именно: число организаций, выполняющих научные разработки, численность иссле­дователей, число промышленных предприятий, занимающихся иннова­ционной деятельностью, число создан­ных образцов новых машин, внутренние текущие затраты на исследования, объем инвестиций в науку [33, c.3].

По оперативной информации Алтай­ского краевого комитета государ­ственной статистики, выполнением на­учных исследований и разработок в крае в 2006 году занимались 27 орга­низаций. Инновационной деятельностью в крае занимались 50 орга­низаций, в том числе 49 промышленных предприятий и 1 предприятие связи.

Таким образом, развитие РИС в Ал­тайском крае, в первую очередь, дол­жно быть направлено на обслуживание и поддержку таких отраслей промышленности, как машиностроение и пище­вая промышленность. Инновационная активность деятельности предприятий в этих отраслях относительно высокая. Ускоренное инновационное развитие предприятий этих отраслей приведет к положительному социально-экономи­ческому эффекту в регионе.

Также необходимо поддерживать инновационное развитие предприятий сельского хозяйства, несмотря на то, что эта отрасль не имеет в настоящее время перспектив высокой отдачи от вложения средств в инновации. Это обусловлено тем, что продукция пред­приятий сельского хозяйства является сырьевой основой пищевой промыш­ленности. Решение многих проблем в производстве сельскохозяйственной продукции может оказать положитель­ное влияние на конкурентоспособ­ность продукции предприятий пищевой промышленности [34, c.5].

Существующая правовая основа, регулирующая научно-инновацион­ную деятельность в Российской Фе­дерации (федеральный закон от 23.08.1996 года №127-ФЗ 'О науке и государственной научно-техничес­кой политике", постановление Пра­вительства РФ от 31.03.1998 года №374 "О создании условий для при­влечения инвестиций в инновацион­ную сферу"), не определяет четкие правила и механизмы регулирования инновационных процессов и поддер­жки участников создания, внедрения и производства инноваций в Россий­ской Федерации, что не позволяет региональным органам законода­тельной и исполнительной власти обеспечить благоприятные условия хозяйствования для субъектов РИС, создать эффективную систему госу­дарственной поддержки приоритет­ных направлений развития инноваци­онной деятельности и определить наиболее эффективную систему уп­равления и организационную структуру региональной инновационной системы [34, c. 7].

В настоящее время в Совете Безо­пасности РФ разработан осно­вополагающий документ по созданию инновационной системы России «Ос­новы инновационной политики РФ на период до 2010 года». Чтобы эти решения были своевре­менными и эффективными, необходи­мо уже на данном этапе становления национальной инновационной систе­мы разработать некоторый комплекс мероприятий по организации эффек­тивного государственного управления развитием научно-инновационной си­стемы региона.

 

1.2 Прогнозирование, планирование и обоснование инновационного проекта

1.2.1 Прогнозирование инноваций и его роль в деятельности организации

В современных условиях, когда динамично и непредсказуемо изменяется внешняя среда организации, прогнозирование инноваций становится жизненно необходимым. Именно оно позволяет организации не только увидеть будущее и наметить цели, но и разработать программу действий по их достижению. Наличие такой программы облегчает использование ресурсов организации и выбор наилучших средств для достижения цели, значительно снижает опасность, исходящую от внешней среды. Это положительно сказывается на результатах деятельности организации и способствует созданию здорового морально-психологического климата в организации, что также оказывает положительное влияние на эффективность инновационной деятельности.

Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях организации и её среды в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирование является важным связующим звеном между теорией и практикой в жизни каждой организации. Помимо формального прогнозирования, основанного на научных методах, есть инстинктивный-предсказание. К нему относятся предчувствие и предугадывание.

Прогнозирование соотносится с более широким понятием – предвидением как опережающим отображением действительности, основанным на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают три формы предвидения: гипотезу (общенаучное предвидение), прогноз, план[25, c.358].

В процессе прогнозирования будущего организации приходится оперировать различными его понятиями: возможное будущее, желаемое будущее, варианты будущего и альтернативы.

Типы прогнозов. К числу важнейших теоретических и практических проблем прогнозирования относится построение типологии прогнозов. Знание типов прогнозирования позволяет менеджерам при разработке того или иного прогноза определить необходимые методы его разработки, информационное, кадровое и техническое обеспечение. Это создаёт условия для разработки качественного прогноза.

Информация о работе Программа взаимодействия муниципальных органов власти и промышленных предприятий в вопросах прогнозирования, планирования и обосновани