Профессиональный потенциал государственных служащих в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 12:12, реферат

Краткое описание

Целью исследования является выявление уровня профессионального потенциала государственных гражданских служащих.
Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие задачи:
- рассмотреть основные теоретические подходы к изучению государственных гражданских служащих в социальной структуре современного российского общества;
- дать сущностную характеристику понятию «профессиональный потенциал государственных гражданских служащих»;
- проанализировать объективные условия формирования профессионального потенциала государственных гражданских служащих;
- выработать практические предложения и рекомендации по повышению и развитию профессионального потенциала государственных гражданских служащих.

Содержание

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования профессионального потенциала государственных служащих.......................................................................................................................................4
Правовая база и принципы профессионального развития служащих...........................................................................................................................4
1.2.Организация профессионального развития государственных гражданских служащих......................................................................................................................................10
1.3.Государственная гражданская служба как социальный институт……………..……….21
ГЛАВА 2. Условия и факты формирования профессионального потенциала государственных служащих………………………………………………………………….………………...…..29
2.1.Профессионализм государственного служащего…………………………….…….…....29
2.2. Компетентность как показатель профессионализма государственных служащих......................................................................................................................................34
2.3. Государственный заказ на профессиональное образование государственных служащих…………………………………………………………………………..…....37
ГЛАВА 3. Общая характеристика предприятия
3.1. Историческая справка Хорошковского сельского поселения…………………….…….54
3.2. Организация деятельности предприятия……………………………………………..…..59
3.3. Приоритеты социально – экономического развития Хорошковского сельского
поселения Павлоградского муниципального района Омской области до 2015 года…..…..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................................................71
ПРИЛОЖЕНИЯ...........................................................................................................................74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа. ГМУ - И.Чиликина (2).docx

— 135.18 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3. Государственный  заказ на профессиональное образование государственных служащих

        Профессиональное развитие государственных служащих осуществляется на основе государственного заказа. Под государственным заказом имеется в виду задание Правительства РФ или соответствующего государственного органа субъекта РФ на очередной календарный год государственным органам (государственным заказчикам) на повышение квалификации и профессиональную переподготовку государственных служащих в пределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствующем бюджете.

Государственный заказ на профессиональное образование гражданских служащих регулируется Федеральным законом № 79-ФЗ « государственной гражданской службе Российской Федерации». Размещение государственного заказа на профессиональную пер подготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих осуществляется с учетом программ развития государственной службы и в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ.

Государственный заказ включает в себя:

1) государственный  заказ на профессиональную переподготовке  гражданских служащих;

2) государственный  заказ на повышение квалификации  и ста жировку гражданских  служащих.

Государственный заказ на профпереподготовку государственных служащих должен включать в себя переподготовку государственных служащих для занятия должностей в других государственных органах, с тем, чтобы при сокращении, реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, преобразовании) государственного органа и т.д. 
         Право на служебное продвижение (карьеру) государственного служащего из декларативного должно стать реальным, гарантированным, поскольку так называемая «карьерная» мотивация является на государственной службе наиболее сильной. Осуществление этого права должно быть тесно связано с уровнем профессионального образования и профессионализмом государственного служащего.

Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года № 119 в статье 5 в числе принципов государственной службы закрепил принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Статья 9 указанного закона среди прав государственных служащих содержала право на продвижение по службе с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации.

Требования профессионализма и компетентности государственных служащих вытекают из существа государственной службы как особого вида профессиональной деятельности.

          Обеспечение достаточного уровня профессионализма государственных служащих предполагает наличие надлежащих организационно-технических условий для их профессионально-квалификационного развития. Профессиональное развитие не может проходить стихийно. Оно требует сознательного организованного воздействия и регулирования кадровых и трудовых отношений в сфере государственного управления.

           Значительная часть государственных служащих, окончивших вузы (на федеральном уровне — 82%), по базовому образованию являются специалистами естественно-технического профиля; среди них (в центральном аппарате) всего 7,1% юристов, лишь 1% специалистов по государственному и муниципальному управлению, всего 6,2% имеют послевузовское профессиональное образование.

         Профессиональная структура состава государственных служащих отражает структуру подготовки специалистов в высших и средних профессиональных учебных заведениях в 70–80-е годы. Это объясняется тем, что большая часть корпуса нынешних государственных служащих получила образование в то время. Вот почему в сфере государственной службы остро ощущается недостаток квалифицированных юристов, экономистов, специалистов в области государственного управления, что обусловливает необходимость в развертывании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Специалисты говорят даже о продолжающемся процессе депрофессионализации государственного управления. Сложность усиливается еще и тем, что ведущее положение среди государственных служащих занимают хозяйственники, специалисты народнохозяйственного комплекса. Только 6-7% из них получили специальное (послевузовское) образование, соответствующее занимаемой должности. Актуализация проблемы профессионализма в любой сфере деятельности в целом обусловлена крупномасштабным разделением и обобществлением труда.

       В специальной литературе дано много определений профессионализма. Так, под ним понимается высший стандарт профессиональной деятельности, характеризующий личностные возможности исполнителя, его свободу выбора наиболее удобных и соответствующих конкретной ситуации способов деятельности. Базу профессионализма создают высшая квалификация, мастерство и целеполагание в трудовой деятельности4.

У «профессионального человека» — «профессионала» более высокий уровень запросов, осведомленности, сознательности и восприимчивости. Работник развивает в себе способность к систематическому обучению, одновременно чувствует себя и профессионалом, и студентом5.

Как уже отмечалось, профессионализм невозможен без наличия соответствующего профессионального образования. В п.8 статьи 9 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» закреплено право государственного служащего на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета. В статье 15 указанного закона «Гарантии для государственного служащего» государственному служащему гарантируются:... 5) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения.

В п.6 ст.9 закреплено право государственного служащего на продвижение по службе, с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации.

В статье 22 рассматриваемого закона предусматривается использование конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы. К сожалению, служебное продвижение на государственной службе в России в настоящее время осуществляется зачастую вне связи с уровнем профессионального образования и профессионализмом государственного служащего. Мало используется и конкурсный механизм.

       Обратимся к зарубежному опыту. Во Франции предусмотрены два вида повышения: по ступени и по рангу. Повышение ступени производится в рамках ранга и больше связано с выслугой лет, чем с достоинствами государственного служащего: хорошие оценки его работы руководителем могут ускорить повышение ступени, но плохие не могут ему воспрепятствовать, если чиновник достиг максимального стажа в данном классе. В последнем случае повышение является правом чиновника и происходит автоматически. При повышении ранга необходимый стаж работы является лишь предварительным условием, позволяющим претендовать на него. Дальнейшее зависит от заслуг претендента, которые оцениваются одним из трех способов: внесение в список лиц, представленных к повышению, профессиональный экзамен перед включением в эти списки и обычный конкурсный профессиональный отбор. Органы, присваивающие более высокий ранг, должны строго придерживаться не только списков, но и очередности претендентов в них. Система профессиональных экзаменов в принципе позволяет отдельным чиновникам «перескочить» через ранг, т.е. ускорить служебное продвижение. В ФРГ продвижение по службе включает подготовительную службу и испытательный срок. Во время испытательного срока, который составляет по закону минимум 1 год, служащий не может быть повышен в должности. Для обычного повышения по службе требуется сдача экзамена.

       Соответствующие инстанции, ответственные за порядок прохождения службы, при участии федерального комитета по кадрам определяют требования к уровню образования государственного служащего для получения должности, а также к объему и характеру экзаменационных требований. Подготовительная служба низшего уровня длится 6 месяцев, испытательный срок — 1 год. Подготовительная служба среднего уровня продолжается не менее 1 года. После прохождения подготовительной службы сдается должностной экзамен (испытательный срок составляет 2 года). Однако для служащих, сдавших экзамен с результатом выше среднего уровня, он может быть сокращен до 1 года или даже до 6 месяцев.

Сдача экзамена предусмотрена при переводе на каждый более высокий иерархический уровень.

        Рассмотренные выше проблемы нашли отражение в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ.

Реализация приоритетных направлений, говорится в Концепции, предполагает решение таких основных задач, как:

— управление развитием профессиональных качеств государственных служащих:

— обновление и ротация кадрового состава государственных служащих;

— формирование кадрового резерва и обеспечение его эффективного использования; объективная оценка результатов деятельности государственных служащих при проведении аттестации или квалификационного экзамена. В Концепции впервые установлена тесная связь между должностным ростом и профессиональным обучением государственных служащих. Лица, включенные в кадровый резерв для замещения должностей государственной службы в порядке должностного роста, проходят комплексное обучение, обеспечивающее качественное исполнение ими должностных обязанностей по новой должности государственной службы.

Государственные служащие, включенные в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной службы, при необходимости осуществляют повышение квалификации или профессиональную переподготовку, и им предоставляется преимущественное право на замещение указанной должности. Важнейшим направлением кадровой политики в системе государственной службы является подготовка государственных служащих и обеспечение ими получения дополнительного профессионального образования. Шагом в нужном направлении являются правовые решения в проекте Федерального закона «О федеральной государственной службе», подготовленного депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.Н. Южаковым, В.В. Володиным и другими.

        В статье 19 «Продвижение по службе (карьера)» в п.3 предусмотрено, что назначение государственного служащего на должность вышестоящей группы должностей федеральной государственной службы осуществляется при условии успешного прохождения государственного квалификационного экзамена. В п.4 данной статьи установлено, что назначение государственного служащего на вышестоящую должность одной группы должностей федеральной государственной службы осуществляется, как правило, при условии прохождения профессиональной переподготовки (не ранее четырех лет) или повышения квалификации (не ранее двух лет) по направлению, соответствующему специальности, специализации и группе должностей замещаемой должности. Право на служебное продвижение (карьеру) государственного служащего из декларативного должно стать реальным, гарантированным, поскольку так называемая «карьерная» мотивация является на государственной службе наиболее сильной. Осуществление этого права должно быть тесно связано с уровнем профессионального образования и профессионализмом государственного служащего.

Профессиональная карьера госслужащих: вариативный подход

Проведенные в 2000-2008 гг. учеными РАГС исследования вопросов карьерной стратегии и тактики выявили достаточно четко выраженный интерес значительной части госслужащих (67%) к должностному и профессиональному росту. Вместе с тем эспертный опрос 173 государственных служащих показал, что их удовлетворенность своим социальным и служебным положением находится в пределах 10-13 %. Это отражает настроения российского чиновничества, переживающего перманентные реогранизации и изменения административного и социально-экономического законодательства. Как любая другая категория работников, госслужащие обладают своими особенностями, которые следует учитывать в кадровой политике. Речь идет прежде всего о готовности человека работать в психологически непростых, жестко формализованных условиях.

Оптимально выстроенная траектория профессионального развития и должностного роста позволяет госслужащему найти свое место в структуре управления, стимулирует его к более полному раскрытию профессионального, делового и личностного потенциала. Таким образом, достигается баланс общественных и личных целей: удовлетворение потребностей государства в хороших управленцах, госслужащего - в интересной работе.

         Профессиональная карьера госслужащих, на наш взгляд, - это не только (и не столько) продвижение по должностным ступеням организационной иерархии, но и процесс реализации человеком своих возможностей. Профессиональная карьера обычно сопровождается личностным профессиональным развитием, причем связь здесь взаимная.

Исследование закономерностей, условий и факторов личностно-профессионального развития предполагает прежде всего внимание к человеческим качествам государственного служащего, его психологическим характеристикам, что подразумевает анализ мотивационной сферы, ценностных ориентаций, общего потенциала личности, интеллектуальных и профессиональных качеств. Доминирующие мотивы занятых на госслужбе - гарантия постоянной работы, стабильность положения, стремление реализовать себя в профессиональной деятельности, перспективы должностного роста. Результаты социологических опросов свидетельствуют, что за последние пять лет ценностные ориентации госслужащих изменились: наряду со стремлением к высокому профессионализму отмечается нацеленность на служебный рост, что напрямую связано с повышением оплаты труда.

              Нами прослежена динамика ценностных ориентаций, соотнесенная с возрастом госслужащих. Такое качество, как профессионализм, является значимым для всех возрастных групп. Но молодые специалисты (в возрасте до 30 лет) отмечают его чаще (77%), чем представители других возрастных категорий. Они же в большей степени ориентированы на такие качества, как дисциплинированность (28 %) и ответственность (27 %). Для чиновников средневозрастной группы (от 30 до 50 лет) по сравнению с молодежью и людьми предпенсионного возраста наиболее важное качество - честность (соответственно 44 % и 23 %).

Информация о работе Профессиональный потенциал государственных служащих в современной России