Процесс управления на организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать содержательную составляющую процесса управления. Задачами курсовой работы, в связи с указанной целью, являются:
-раскрыть понятие процесса управления;
-рассмотреть основные этапы процесса управления;
-изучить и выделить основные аспекты управления;
-исследовать классификацию процесса управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТИПОЛОГИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ 6
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ЛИНЕЙНО-МАСШТАБНАЯ СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 64.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТИПОЛОГИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

6

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ЛИНЕЙНО-МАСШТАБНАЯ СХЕМЫ КПРАВЛЕНИЯ

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

33


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Динамичное  изменение технологий, борьба за  потребителя и качество продукции  (услуг), рост конкуренции заставляют  организации по-новому рассмотреть  весь комплекс вопросов управления. Управленческая деятельность в  современных условиях выступает  как один из важнейших факторов  функционирования организаций. Перестройка  внутрифирменного управления в  последнее время стала сердцевиной  всего хозяйственного механизма  организаций.

     Гибкость в  управлении, способность и умение  быстро перестраиваться, не упустить  новые возможности, открываемые  нововведениями и рынком, в настоящее  время становятся важнее, чем  прямая экономия управленческих  расходов.

     Рыночные отношения  предоставляют достаточные возможности  для эффективного управления  предприятиями, но реальное положение  дел в экономике, спад промышленного  производства, негативные изменения  ее структуры часто сводят  на нет все усилия в области  повышения качества управления  организацией. Однако и в этих  трудных условиях идет работа  по совершенствованию управления  организациями в целом и по  отдельным его функциям. Именно  сейчас в сложных экономических  условиях должны реализовываться  сильный, целенаправленный менеджмент  организации, основанный на критическом  отборе лучших направлений различных  школ и подходов к менеджменту,  сложившихся к настоящему времени,  и учет современных тенденций  развития хозяйственного управления.

     Опыт ведущих  предприятий показывает, что ключ  к успешной деятельности организации  - это, прежде всего четкая организация  управления организацией.

     Специалисты  по менеджменту полагают, что  наиболее эффективным моментом  работы организации являются  умелые, продуманные действия его  руководителей. Квалифицированные  действия руководства дают возможность  направить в нужное русло поведение  работников, создать необходимую  производственную ориентацию и  возбудить мотивацию их действий, содействовать эффективной работе. В результате производственная  деятельность коллектива приобретает  нужную целеустремленность, организованность  и продуктивность. Таким образом,  успех приходит тогда, когда  качественное руководство порождает  активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется  в эффективной производственной  деятельности.

     Актуальность  изучения данной темы непосредственно  связана с тем обстоятельством,  что процесс управления, хотя  и играет в организации вполне  определенную роль, тем не менее,  как бы пронизывает всю организацию,  касаясь и затрагивая практически  все сферы ее деятельности.

     Однако, необходимо отметить, что при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации, можно с достаточной степенью четкости установить границы деятельности, которая составляет содержание процесса управления.

     Определенную  специфику имеет процесс управления  и внутри самой организации.  О. С. Виханский и А. И. Наумов в своих рассуждениях подчеркивают, что позиции управления внутри самой организации в основном определяются тем предназначением и той ролью, которую призвана реализовать та или иная организация. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, которое формирует и приводит в движение ресурсы организации для достижения определенных целей.

     Управление  как процесс формирует и изменяет, когда это необходимо внутреннюю  среду организации, представляющее  собой органичное сочетание таких  составляющих, как структура, внутриорганизационные  процессы, технология, кадры, организационная  культура, и осуществляет управление  функциональными процессами, протекающими  в организации. 

     Предмет исследования  представляет собой управленческий  процесс.

     Объект исследования - содержание управленческого процесса.

     Исходя из  всего вышесказанного, целью данной  работы является необходимость  охарактеризовать содержательную  составляющую процесса управления.

     Задачами курсовой работы, в связи с указанной целью, являются:

-раскрыть понятие процесса  управления;

-рассмотреть основные  этапы процесса управления;

-изучить и выделить  основные аспекты управления;

-исследовать классификацию  процесса управления.

В соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами определена структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обозначена актуальность работы, цель и задачи. Первая глава  «Содержание, основные этапы и типология процесса управления» освещает суть указанных понятий, а так же раскрывает этапы и типологию процесса управления. Во второй главе «Понятие и сущность организационной структуры, функциональная и линейно-масштабная схемы управления» рассмотрены современные структуры и схемы управления в управлении персоналом организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТИПОЛОГИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

 

 Управление организацией  предстает в виде процесса  осуществления определенного типа  взаимосвязанных действий по  формированию и использованию  ресурсов организации для достижения  своих определенных целей.

Необходимо отметить, что  авторы, чьи труды использовались нами в обосновании данной позиции, не едины во взглядах на содержательную сторону процесса управления.

     В. Р. Веснин  подчеркивает, что управление как  деятельность реализуется в совокупности  управленческих процессов, то  есть целенаправленных решений  и действий, осуществляемых менеджерами  в определенной последовательности  и комбинации .1

     Он подчеркивает  то обстоятельство, что данные  управленческие процессы совершенствуются  вместе с развитием самой организации.

     Он также  заостряет внимание и на том,  что управленческие процессы  содержат как жесткие, формальные  элементы, такие как, правила,  процедуры, официальные полномочия, так и достаточно мягкие, как  стиль руководства и организационные  ценности. Целью конкретного управленческого  процесса, как подчеркивает автор,  является изменение или наоборот  сохранение существующей управленческой  ситуации, то есть совокупности  тех обстоятельств, которые оказывают,  или в будущем могут оказать  влияние на развитие самой  организации.

      Любая научная теория исследует определенную предметную область, под которой обычно понимается множество всех предметов, свойства которых и отношения между которыми рассматриваются в данной теории. Предметную область теории управления производством как комплексной науки можно определить, рассматривая управление как всеобщий вид человеческой деятельности во всех сферах деятельности общества и как конкретный производительный труд, возникший вместе с кооперацией труда и являющийся частью этого коллективного труда.

     Предметная  область теории управления в  широком аспекте охватывает социально-экономические, социально-психологические и организационно-технические категории, отражающие свойства субъекта и объекта управления и отношения между ними. Система отношений конкретизируется в виде вертикальной иерархии и горизонтальной сети.

     Данные категории   предмет исследования многих  научных дисциплин. 

Задача теории управления, как комплексной науки - интеграция знаний, относящихся к управлению, с целью выработки научных  принципов и методов эффективного управления.

     Предметом  рассмотрения теории управления  являются управленческие (организационно - управленческие, организационно- экономические) отношения, реализующиеся как информационные связи при организации производства и управлении им. Организационно - экономические (и их часть управленческие) отношения отражают единство объективного и субъективного. И поскольку управление - производительный труд, поскольку эти отношения относятся к производственным. Таким образом, отношения управления изучаются и в экономике (как производственные), и в социальной психологии (как проявление сознания человека).2

     Процесс управления  представляет собой определенную  совокупность управленческих действий, логически связанных друг с  другом и имеющих протяженность  во времени и пространстве.

     В современной  теории управления выделяют два  основных подхода к определению  процесса управления. С одним  подходом мы уже ознакомились: процесс управления - это процесс  последовательного выполнения функций  управления, каждую из которых  также можно рассматривать как  самостоятельный процесс. В результате  реализации функций управления  управляемый объект приводится  в заданное или желаемое состояние.  Это и составляет основное  содержание понятия «процесс  управления».

Содержание, а также набор  действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от природы организации, от размеров организации, от сферы её деятельности и еще  от многих факторов. Однако, несмотря на все многообразие, как на это обратил  внимание еще в 1916 г. А. Файоль, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления:

  1. Планирование, заключающееся в установлении целевых показателей и выработке плана действий по их достижению.
  2. Функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями и работниками и установление взаимодействия между ними.
  3. Руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и решению поставленных задач.
  4. Контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с запланированными целевыми показателями.

     Но для того, чтобы выполнить только одну  функцию управления, необходимо  решить определенные проблемы  и соответственно принять целый  ряд управленческих решений. Каждая  управленческая функция связана  с несколькими общими, жизненно  важными для организации решениями,  без реализации которых функция  не может быть выполнена. Таким  образом, процесс управления можно  представить как совокупность  циклических действий, связанных  с выявлением проблем, поиском  вариантов их разрешения и  организацией выполнения принятых  решений.

     О. С. Виханский и А. И. Наумов в своих рассуждениях подчеркивают, что управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного набора специфических взаимосвязанных действий.

     Они указывают  на ту особенность процесса  управления, что он в своей  содержательной трактовке не  эквивалентен всей деятельности  организации по достижению определенных  взаимосвязанных целей, а включает  в себя только те функции  и действия, которые связаны с  координацией и установлением  взаимодействия внутри организации,  с побуждением к осуществлению  производственной и других видов  деятельности.

     Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, по мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, напрямую зависят как от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская), от размеров организации, а также от сферы ее деятельности (производство товаров или оказание услуг), от уровня управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов.3

     Таким образом,  можно сделать вывод о том,  что, по мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, для процесса управления характерно функциональное содержание. То есть авторы считают, что можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления:

1)   планирование, заключающееся  в выборе целей и плана действий  по их достижению;

2)   функция организации,  посредством которой происходит  распределение задач между отдельными  подразделениями или работниками,  а также установление взаимодействия  между ними;

3)   руководство, состоящее  в мотивировании исполнителей  к осуществлению запланированных  действий и достижению поставленных  целей;

4)   контроль, который  заключается в соотнесении реально  достигнутых результатов с теми, которые были запланированы .4

     На существование  функциональной составляющей как  содержательной стороны процесса  управления заостряет внимание  и Л. Е. Басовский. Он определяет процесс управления как непрерывную последовательность взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля.5

     Существуют  и иные определения содержательной  составляющей процесса управления.

Информация о работе Процесс управления на организации