Процесс управления на организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать содержательную составляющую процесса управления. Задачами курсовой работы, в связи с указанной целью, являются:
-раскрыть понятие процесса управления;
-рассмотреть основные этапы процесса управления;
-изучить и выделить основные аспекты управления;
-исследовать классификацию процесса управления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ, ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ТИПОЛОГИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ 6
ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ЛИНЕЙНО-МАСШТАБНАЯ СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 64.48 Кб (Скачать файл)

     По мнению  А. И. Орлова и В. Н. Федосеева,  термин «процесс управления»  обозначает совокупность скоординированных  мероприятий, направленных на  достижение поставленных целей.6

     В. Зигерт дает такое определение: «Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению.

     Более того, целеполагание - одна из основных  обязанностей менеджеров, особенно  первых руководителей. 

     Таким образом,  можно сделать вывод о том,  что среди авторов - теоретиков  в области менеджмента не сложилось  единой точки зрения по вопросу  трактовки содержательной стороны  процесса управления.

     Тем не менее,  анализ приведенных трактовок  показывает функциональную направленность  в рассмотрении содержания процесса  управления.

Теорию управления принято  рассматривать как комплексную  науку или научное направление, опирающееся на многие теоретические  и прикладные знания. Это объясняется  многократностью проблемы управления и многоаспектностью управленческой деятельности, основанной на сознательном использовании природных законов  организации, экономических, социально - психологических законов и закономерностей, присущих объекту и субъекту управления. Теория управления, очевидно, должна быть ориентирована на решение практических задач.

Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная  последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.

Процесс разделения на этапы  является определенным аналитическим  инструментом, который позволит выявить  как закономерности процесса управления, так и выделить те пути, которые  будут способны его определенным образом усовершенствовать.

     Исходя из  всего вышесказанного, можно определить  этап процесса управления, как  совокупность управленческих операций, действий, который характеризуется  качественной определенностью и  однородностью и отражает необходимость их существование.7

     Традиционно  управленческий процесс представлен  в виде последовательно сменяющих  друг друга этапов, таких как  целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка  управленческого решения. 

Иной взгляд на рассматриваемую  проблему содержится у О. С. Виханского и А. И. Наумова .8

     По мнению  данных авторов, логическая схема  процесса управления имеет следующий  вид. Исходным началом развития  процесса управления является  появление новых целей и структурирование  новых задач. Поэтому целеполагание  можно рассматривать в качестве  первого шага к логической  схеме развития управления как  процесса.

     Вторым шагом  в этой схеме является выработка  в системе управления реакции  на новые задачи - реакции, которая  должна привести к развитию  процесса управления.

     По мнению  авторов, возможно появление трех  типов реакции, которые наиболее  рельефно выделяются из всего  многообразия отличающихся отдельными  нюансами реакций, встречающихся  в реальной практике преобразования  управления.

     Первый тип  - попытка ничего не менять  в управлении либо провести  небольшие, частичные изменения,  основные внимание сконцентрировать  на выявлении причин, требующих  изменения, на их устранении.

     Второй тип  - стереотипный подход к решению  возникающих задач. Это чаще  всего попытка решать управленческие  задачи практически независимо  от их содержания, природы и  динамики с помощью ранее оправдавших  себя подходов к преобразованию  системы управления. Наиболее широко  распространенным такого рода  стереотипным подходом к решению  любых новых задач является  проведение организационных перестроек  в управлении, создание новых  управленческих органов.

     Третий тип  - комплексная перестройка системы  управления в соответствии с  содержанием и сущностью новых  задач, возникающих перед управлением,  и возможностью преобразования  управления.

     Третьим шагом  логической схемы развития управления  является перестройка основополагающих  начал, на которых строится  система управления. Это предполагает  проведение принципов, положенных  в основу системы управления, в соответствие с сущностью  и содержанием задач, которые  стоят перед управлением.

     После того, как в системе управления происходит  формирование новой подсистемы  принципов, наступает следующий  шаг - шаг перестройки структуры  и элементов системы управления. Часто данный шаг рассматривается  в качестве эквивалента собственно  процесса управления, потому, что  именно перестройка структуры,  методов управления, кадров управления  и рассматривается как процесс  управления. На самом деле это  только наиболее заметная часть  перестройки, но не наиболее  значимая, потому, что, даже если  и будут допущены на ошибки  на данном шаге, система управления, полностью готовая к развитию, в ходе изменения найдет в  себе силы, возможности устранить  эти ошибки.9

     Перестройкой  структуры и элементов в системе  управления логическая схема  развития управления не завершается.  Остается один, завершающий шаг  - закрепление в процессе управления  новых качеств и свойств, привитых  ему в процессе изменения. Это  предполагает, во-первых, соответствующее развитие информационно - поведенческой подсистемы. Во-вторых, на данном шаге проводится регулярное изучение хода развития и анализ результатов мероприятий, проводимых в рамках перестройки.

      Это необходимо  для того, чтобы реально осознавать  состояние развития управления, так и для того, чтобы постоянно  раскрывать тормозящие факторы,  вновь возникающие тенденции  в развитии управления, новые  возможности ускорения развития  и закрепления достигнутых результатов. В-третьих, на данном шаге осуществляется целенаправленная корректировка как всего процесса управления, так и его отдельных составляющих. Корректировка осуществляется с целью отказа от не оправдавших или невозможных для полноценной реализации направлений развития управления, а также проведения новых, ранее не предусмотренных преобразований управления, целесообразность и необходимость которых возникла в процессе его развития.

     Таким образом, приведенная логическая схема развития управления, которая была предложена О. С. Виханским и А. И. Наумовым показывает, что управление далеко не однозначный процесс, требующий постоянного соотнесения действий по преобразованию управления с задачами, стоящими перед управлением, а также возможностями, которыми располагает организация в целом и существующая в ней система управления в частности.

     Необходимо  также отметить то обстоятельство, что выделение тех или иных  этапов процесса управления необходимо  с учетом определенных аспектов  процесса.

     К ним в  частности относятся следующие  аспекты.

     Организационный  аспект процесса управления проявляется  в последовательности использования  организационных рычагов воздействия.  В связи с использованием данного  аспекта, можно выделить следующие  этапы: регламентирование, нормирование, инструктирование, ответственность.10

     Функциональный  аспект процесса управления проявляется  в последовательности реализации  основных функций управления. В  соответствии с данным аспектом  в процессе управления можно  выделить следующие этапы: планирование; организация; активация; регулирование, координация; контроль.11

     Информационный  аспект процесса управления представляет  собой весь комплекс операций  по преобразованию, очистке информации, выполняемых в определенной последовательности  и взаимосвязи с целью перевода  системы из одного состояния  в другое.

     Информационный  аспект процесса управления проявляется  в последовательности выполнения  информационных работ в процессе  управления. В связи с данными  посылками с использованием информационного  подхода выделяются следующие  этапы в процессе управления: этап поиска информации; этап  комплектования информации; этап  обработки и передачи информации.

     И, наконец,  последним аспектом, который оказывает  влияние на выделение тех или  иных этапов вы процессе управления  является экономический аспект в процессе управления. Экономический аспект в процессе управления находит свое выражение в использовании ресурсов производства. Экономический аспект процесса управления можно выразить через существование следующих этапов: установка экономических потребностей; оценка наличия ресурсов; распределение ресурсов, использование ресурсов.

Таким образом, можно сделать  следующие выводы.

Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная  последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.

Традиционно в качестве основных этапов процесса управления выделяют следующие: целеполагание; оценка ситуации; определение проблемы; управленческое решение. Однако, такими авторами, как  О. С. Виханский и А. И Наумов, предлагается иная логическая схема, которая отражает кардинально новый подход к выделению этапов в процессе развития управления.12

     Также определенные  особенности в выделении тех  или иных этапов процесса управления  связаны с существованием таких  аспектов управления, как экономический, организационный, функциональный, информационный.

В различных условиях процесс  управления может быть построен по-разному, при сохранении определенных, присущих только ему свойств. Это позволяет  классифицировать процессы управления, выделяя их наиболее типичные виды.

     Необходимо  также отметить, что, по мнению  теоретиков менеджмента, типология  процесса управления строится  на основе распределения отдельных  операций по этапам в зависимости  от конкретных условий, возможностей управления, целей и ситуаций.13

  Знание различных  типов процесса управления помогает  наиболее рационально его построить  и тем самым добиться повышения  качества управленческого решения,  экономии времени на его разработку, рациональной организации работ,  внесения строгости в разработку  того или иного решения или  его нахождение в условиях  определенной недостаточности информации.

     В соответствии  с традиционной типологией, выделяются  следующие типы процесса управления.

Первый тип - это линейный тип процесса управления, характеризуется  строгой последовательностью осуществления  его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная  определенность относительно цели воздействия, ситуации и т.д., когда есть полная возможность осуществления каждого  из этапов в рамках работ, которые  присущи каждому из этапов. Чаще всего линейный тип процесса управления используется по типовым ситуациям  и решениям, повторяющимся либо элементарным.

     Вторым типом  процесса управления является  корректируемый тип. Анализ данного  типа управления позволяет нам  сделать следующие выводы. Корректируемый  тип процесса управления характеризуется  необходимостью корректировки каждого  из этапов процесса управления  после прохождения последующего  этапа. Необходимо отметить, что  данный тип процесса управления  используется в том случае, когда  существует недостаточная определенность, которую можно устранить лишь  после прохождения последующего  этапа процесса управления посредством  корректировки уже пройденного  этапа.

Следующим типом процесса управления является разветвленный тип.

Анализ данной схемы позволяет  сделать вывод о том, что сущность разветвленного типа процесса управления заключается в возможности методологического  разделения работ по частям на определенных этапах. В связи с этой особенностью, его использование в достаточной  степени ограничено. Он может быть использован только тогда, когда  отсутствует возможность обобщенной оценки ситуации и выделения главной  и ключевой проблемы либо принятия единственно возможного решения  в рамках данной ситуации. Тогда  осуществляется многоаспектная оценка данной ситуации. При этом по каждому  аспекту допускается выделение  отдельной проблемы, после чего возможно либо нахождение в соответствие с данным, целой серии решений, либо принятия одного комплексного решения, но включающего в себя целый спектр решений по каждому из аспектов состояния системы.14

Информация о работе Процесс управления на организации