Психологические методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 20:39, реферат

Краткое описание

Факторов, влияющих на психику человека, достаточно, но обратим внимание на некоторые из них.
В данной работе изучим психологические методы управления, что является объектом методов, типы личности, рассмотрим малые группы, их формирование, а также окунемся в проблемы мотивации и стимулирования труда персонала, так как это одна из важнейших проблем управления персоналом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…3
1.Психологические методы управления
1.1 Сущность, состав, значение, объект психологических методов управления персоналом…………………………………………………………..4
1.2. Личность как объект управления персоналом.
1.2.1 Типы личности……………………………………………..7
1.2.2 Влияние типов личности на эффективность управления…………………………………………………….….15
2. Проблемы мотивации и стимулирования труда
2.1. Понятие и сущность мотивации и стимулирования………………………………………………....16
2.2. Методы психологической мотивации работников к труду……………………………………………………………....20
2.3. Психологические аспекты морального и материального стимулирования……………………………………………….....23
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………………….28

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические методы управления.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской Федерации

Иркутский государственный университет путей сообщения

Забайкальский институт железнодорожного транспорта

 

 

Кафедра «Экономика»

 

 

Контрольная работа

 

 

По дисциплине: «Менеджмент»

Тема: «Психологические методы управления»

Вариант № 13

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Перебоева К. А .                                                Проверил:                преподаватель

В.А. Любина

                                                                                             

 

 

 

 

План

Введение………………………………………………………………………….…3

      1.Психологические методы управления

           1.1 Сущность, состав, значение, объект психологических методов управления персоналом…………………………………………………………..4

 1.2.   Личность как объект управления персоналом.

1.2.1 Типы личности……………………………………………..7

1.2.2 Влияние типов личности на эффективность управления…………………………………………………….….15

    2.  Проблемы мотивации и стимулирования труда

2.1. Понятие и сущность мотивации и стимулирования………………………………………………....16

2.2. Методы  психологической мотивации работников к труду……………………………………………………………....20

2.3. Психологические аспекты морального  и материального стимулирования……………………………………………….....23

Заключение………………………………………………………………………..27

Список использованной литературы…………………………………………….28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мы живем в мире людей, и как научимся общаться друг с другом: учитель с учеником, врач с пациентом, руководитель с подчиненным – во многом зависит от самого человека, руководителя. Научившись использовать все методы  и принципы управления персоналом, можно  смело манипулировать людьми.

Все дело в том, что на поведение человека  оказывает влияние множество факторов, даже тех, которые не подвластны разуму, то есть они «скрываются» в подсознании. И научившись влиять на поведение собеседника подсознательно, можно обернуть ситуацию в любое  нужное русло.

Факторов, влияющих на психику человека, достаточно, но обратим внимание на некоторые из них. В данной работе изучим  психологические методы управления, что является объектом методов, типы личности, рассмотрим  малые группы, их формирование, а также окунемся в проблемы мотивации и стимулирования труда персонала, так как это одна из важнейших проблем управления персоналом. Многие руководители не придают этому вопросу особого значения, но на самом деле  стимул и мотив - одни из основных ключей  к высокой производительности и качественной работе подчиненных.

Чтобы заинтересовать людей в работе, добиться уважения и понимания к себе, умело нейтрализовать возникающие конфликты, правильно использовать моральные и материальные стимулы и ценности, необходимо четко и правильно выбрать позицию в отношениях с  подчиненными.

 

 

 

 

 

 

 

1.Психологические  методы управления.

 

1.1 Сущность, состав, значение, объект психологических методов управления персоналом.

 

Метод управления — это метод воздействия субъекта управления на объект управления для практического осуществления стратегических и тактических целей системы управления. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности выпускаемой продукции, выполняемой услуги, организации и других объектов на внешнем или внутреннем рынке.

В настоящее время в научной литературе раскрываются и применяются на практике три группы методов управления: административные (организационные или организационно-распорядительные); экономические и социально-психологические. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие друг друга.

Но, возможно, общепринятая классификация методов управления не в полной мере отражает их сущность. Например, любой нормативный акт как атрибут административного метода управления, кроме административно-правовых, решает и социально-экономические вопросы, а реализация нормативного акта требует применения знаний в области психологии. Вместе с тем результаты экономического управления чаще всего отражаются или фиксируются в нормативных (административных) документах. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные — в отрыве от экономических и правовых вопросов.

В основание классификации методов управления следует положить иной признак — степень свободы объекта управления в связи с воздействием на него субъекта. Индивидуум как объект управления может иметь следующие степени свободы:

а) ограниченную свободу, при которой субъект управления принуждает зависимый объект выполнять планы или задания;

б) мотивационную свободу, при которой субъект управления должен найти обоснованные мотивы, побуждающие объект управления к выполнению планов или заданий;

в) высокую степень свободы, при которой субъект управления должен с использованием логики и психологии формировать метод воздействия на относительно независимый объект управления, ставя во главу угла изучение психологического портрета управляемой личности и тенденции ее развития. Для объекта управления в этом случае удовлетворение первичных физиологических потребностей не является приоритетным, для него важнее удовлетворение высших потребностей (самореализация, самовыражение).

Исходя из рассмотренных степеней свободы объекта методы управления целесообразно подразделять на три группы: принуждения, побуждения, убеждения.

Рациональное соотношение методов принуждения, побуждения и убеждения, выглядит, примерно следующим образом: 4:4:2.

Методы принуждения — субстанция управления. Низкое качество субстанции — законодательных и нормативных актов — приведет к низкому качеству последующих компонентов системы управления. Если идеология, политика, право не будут иметь комплексного обоснования, то экономика и психология ничего не сделают в области развития любых систем. Субстанция управления должна быть высшего качества.

Методы побуждения нацелены на экономию ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности товаров и услуг, инфраструктуры, качества жизни населения в соответствии с идеологией и политикой развития данной системы. Субстанцией методов побуждения являются оптимизация управленческого решения и мотивация персонала на его реализацию. Это очень сложная работа, качество которой определяет эффективность систем. В условиях рыночных отношений конкуренция заставляет инвесторов и государство оптимизировать решения и мотивы в целях повышения качества жизни населения. Поэтому роль методов побуждения в управлении эффективностью объектов оценивается примерно в 40% совокупности факторов эффективности.

Для анализа объекта методов для начала разберемся, что такое объект. Объект - это то, на что направлено какое-то исследование,  процесс, различная психологическая, социальная работа, возможно, взгляд и тому подобное. Объект психологических методов, на мой взгляд, это именно личность в призме изучения психологических методов управления персоналом. Личность как индивидуум, как общество,  как персонал, а также, наверное, и социальная среда.  Подтверждение тому, те самые методы, с помощью которых производится анализ, разработка, исследование, работа с персоналом.

Методы управления персоналом - способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

Можно сделать вывод, что персонал, как объект методов управления персоналом, является важнейшей фигурой социально-психологических  процессов построения пирамиды «Управление персоналом». Потому что человек нередко выступает игрушкой в руках опытных  знатоков психологии, так как, зная характер, ценности, интересы, потребности  и многое другое можно управлять человеком как выгодно другому «оппоненту», знающему все тонкости психологической оболочки человека.

 

1.2.   Личность в системе управления персоналом.

 

1.2.1 Типы личности;

 

Великий русский физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии И. П. Павлов (1849-1936 гг.), изучая процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, их деятельность, сменяемость и силу, смог выделить также четыре типа высшей нервной деятельности:  
- сильный, неуравновешенный 
-  сильный, уравновешенный, подвижный 
- сильный,  уравновешенный, инертный 
- слабый

Человек с первым типом нервной деятельности обладает высокой работоспособностью, быстрой реакцией. Вместе с тем он неуравновешен, вспыльчив, раздражителен, агрессивен, нетерпелив и несдержан.

Человек со вторым типом нервной деятельности обладает высокой работоспособностью в сочетании с огромным спокойствием в напряженной ситуации, без труда подавляет ненужные желания и отвлекающие мысли, способен быстро менять вид деятельности.

 Человек с третьим типом нервной деятельности отличается высокой работоспособностью и внутренней стабильностью. В тоже время он с трудом адаптируется к новым условиям, не способен отказаться от внутренних стереотипов и приобретенных навыков. Слабо проявляет эмоции. Не склонен изменять привычному распорядку, привычной обстановке, привычному окружению.

Человек с четвертым типом нервной деятельности характеризуется быстрым падением работоспособности, потребностью в длительном отдыхе. На трудности реагирует излишне эмоционально. Не переносит длительные или интенсивные нагрузки.                        .

Выделив и описав четыре типа нервной системы, И. П. Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую степень соответствия между ними. Это дало ему основание для вывода: именно свойства нервной системы определяют давно описанные темпераменты. Так первый тип нервной деятельности - это холерик, второй - сангвиник, третий - флегматик и четвертый – меланхолик.                            

Немецкий психолог Карл Юнг - ученик основоположника психоанализа З. Фрейда, порвавший с ним и ставший одним из воинственных его противников, предложил свою классификацию типов людей. Всех людей К. Юнг разделил на экстравертов и интровертов.                         

К экстравертам, по К. Юнгу, относятся люди, потребности которых направлены вовне. Это активные, контактные, с массой знакомых, не терпящие одиночества люди, любящие смену обстановки, путешествия, не интересующиеся своим здоровьем, берущие от жизни все, что она дает в настоящий момент. Экстраверт - это душа компаний, гурман, вечный и неутомимый анекдотчик и тамада, прямой, открытый, всем понятный, в повседневной жизни ориентирующийся на обстоятельства, а не на субъективное мнение.                        .

Интроверт - обращенный внутрь, в себя, замкнутый, отгороженный от окружающих человек, долго и мучительно анализирующий все события, везде ищущий второй смысл, подтекст. Он, как правило, имеет одного-двух друзей, предпочитает одиночество, трудно устанавливает контакты, не меняют свои привычки. Интроверт - тревожный, мнительный человек, прислушивающийся к малейшим болям и неприятным ощущениям в своем теле.

Все психологические типологии можно разбить на две большие группы: те, что классифицируют приобретенные душевные качества, и те, которые рассматривают качества врожденные. Здесь происходит принципиальный водораздел, между тем, что человек в силах изменить и тем, с чем ему придется мириться до конца дней своих.

Большинство существующих типологий относятся к первой группе — они описывают скорее типы поведения или, если угодно, типы сложившегося характера, а типологий из второй группы — единицы. В этой статье разговор пойдет об одной из них — самой интересной и самой ценной в практическом приложении — о теории психологических типов Карла Юнга.

Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку они состоят в связи с его характером. Предлагаемая здесь попытка, нисколько не претендующая  на совершенство или законченность, является, тем не менее, шагом именно в этом направлении.           

В основу классификации положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом понятие “Среды” берется в самом широком смысле этого слова, включая сюда, не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п. Последовательное применение упомянутого основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит к установлению двух важнейших подразделений: по психическому уровню - на три последовательно повышающихся уровня и по психическому содержанию - на целый ряд.

1.«Деятельный»

Стремление вперед. Не может много работать и не уставать. Шумный веселый отдых - естественное продолжение работы. У него много друзей и нет врагов. Жизнь прекрасна и удивительна сейчас и будет еще лучше завтра. Причем завтра наступит настоящая жизнь. Много планов на будущее. Если дело интересное, то оно захватывает полностью, но очень быстро может заинтересовать другая цель.

2.«Возмутитель спокойствия».        

Всегда заметен в обществе в силу своей высокой активности. Говорит быстро, торопится; фразы отрывистые, короткие. У женщин этого типа встречается голос с высокими, даже визгливыми интонациями. В беседе нередко перехватывает инициативу, меняет тему разговора. Очень часто у него бывает ощущение, что он не успевает записывать или высказывать свои мысли. В речи и действиях напорист. Легко становится лидером любой группы. Может личным примером воодушевить людей на какое-то дело, захватить какой-то идеей, однако когда они проникнутся задачами и включатся в процесс деятельности, он способен бросить их и заняться чем-то другим. Но практически никогда его не беспокоит, разделяют окружающие его инициативу или нет. Легко меняет собственные цели и убеждения в зависимости от ситуации.                   

Информация о работе Психологические методы управления