Пути повышения эффективности и качества управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение методов повышения эффективности и качества управленческого решения.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- Проанализировать свойства управленческого решения и факторы ,влияющие на его принятие;
- Изучить подходы к методам принятия решений;
- Провести анализ схемы принятия решений в конкретной практической ситуации. Предметом исследования является анализ схем принятия решений организации. Объектом исследования являются этапы разработки реализации решений.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………............2
Глава1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕЩЕНИЙ....................................................................................................................3
1.1Управленческие решения в системе менеджмента…….…….……….…………3
1.2 Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений …………………………………...................................................................................8
1.3 Процесс принятия управленческих решений ……..........................………….19
1.4. Методология и методы принятия решения……………………………….…..23
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Ваши колбасы»…………………………………………..28
2.1 Краткая характеристика предприятия .........................................…………….28
2.2 Анализ факторов внешней среды …………………………….………………...30
2.3 Анализ проблемы, требующей принятия управленческого решения………………………………………………………………………………33
Глава 3.РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ………………………………………………….36
3.1 Организация выполнения принятого решения……………………………...…36
3.2 Расчёт социально-экономического эффекта от предлагаемых программ…………………………………………………………………………….. 37
Заключение………………………………………………………………………..….39
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект менеджмент.docx

— 632.64 Кб (Скачать файл)

· конкурентоспособность  внешней среды;

· силу конкуренции на данном рынке;

· качество систем управления (менеджмента);

· качество информационных связей;

· качество правового и  методического обеспечения процесса разработки и реализации управленческого  решения;

· систему учета, контроля и мотивации качественного решения;

· систему ценностей, организационную  культуру и миссию организации и  др.

К субъективным факторам, определяющим полноту и глубину применения делового подхода, мы относим:

· уровень культуры и национальные традиции;

· системность и логичность мышления человека;

· деловые качества работника;

· уровень автоматизации  информационного обеспечения и  организации управления;

· систему мотивации и  ответственности;

· темперамент человека;

· характер, способности, целенаправленность, эмоциональность человека и другие параметры психологического портрета личности.

Исходя из перечисленных  факторов, можно сделать вывод, что  деловой подход — это очень  широкое понятие, определяющее качество, эффективность и перспективность  деятельности человека, его культуру, профессионализм, обязательность и  другие качества.

Для повышения качества и  эффективности принимаемых решений  необходимость использования данных методов, безусловно, высока. Такое  количество научных подходов  к  принятию стратегических решений обусловлено  супер сложностью системы обеспечения конкурентоспособности различных объектов в условиях перехода на рыночные отношения.

 

 

1.3. Процесс принятия управленческих решений

Менеджером можно назвать  человека тогда, когда он принимает  организационные решения или  реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. В управлении принятие решений представляет систематизированный процесс.

Принятию решения предшествуют несколько этапов:

· возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;

· выбор критериев, по которым  будет принято решение;

· разработка и формулировка альтернатив;

· выбор оптимальной альтернативы из их множеств;

· утверждение (принятие) решения;

· организация работ по реализации решения - обратная связь.

Также управленческое решение  можно рассматривать как творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:

1.Уяснение проблемы: сбор  информации; анализ полученной информации; выяснение актуальности; выяснение,  определение условий, при которых эта проблема будет решена.

2.Составление плана решения:  разработка альтернативных вариантов  решения; сопоставление альтернативных  вариантов решения с имеющимися  ресурсами; оценка альтернативных  вариантов по социальным последствиям; оценка альтернативных вариантов  по экономической эффективности;  составление программ решения;  разработка и составление детального плана решения.

3.Выполнение решения:  доведение решений до конкретных  исполнителей; разработка мер поощрений  и наказаний; контроль за выполнением решений.

Решение проблемы – это  процесс, что подразумевает собой  последователь-ность взаимосвязанных этапов.

Этапы процесса принятия решений 

Данная схема наиболее подробно отражает процесс принятия решений.

Первый этап на пути к  разрешению проблемы – это диагностика  проблемы(1). Диагностика – это  определение проблемы. Первой фазой  диагностики будет осознание и установление симптомов затруднения (примером могут служить низкая прибыль, плохой сбыт, чрезмерные издержки). Результатом данного этапа являются: четкая речевая формулировка проблемной ситуации, определение смысла проблемы, условий и основных требований.

Сбор информации(2): на данном этапе необходимо собрать внутреннюю информацию (финансовые отчеты, компьютерный анализ, приглашение консультанта, т.е. внутри фирмы) и внешнюю информацию (необходимо собрать на основе формальных методов, используя внеорганизационный анализ рынка).

На этапе(3) в ходе наблюдений необходимо видеть различия между релевантной  и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой.

Релевантная информация(4) (relevant – относящийся к делу) – это данные, касающиеся только конкретной проблемы.

Следующим этапов в процессе принятия решения будет выявление  ограничений(5) при принятии решения. Ограничениями являются правила  и законы. Руководитель должен знать  ограничения до того как начнет выявлять альтернативы. В дополнение к идентификации  ограничений, руководителю необходимо определить стандарты по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений. Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.

Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может  начинать работу по поиску альтернатив(6) или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие из альтернатив легко обнаружить. Они  обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются  в критериальные границы лучшего решения.

Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для  последующего выбора лучшей из них(7). При сравнении альтернатив существенную роль играют: системный анализ, предыдущий опыт руководителя, пробные попытки. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса.

Выбор альтернативы(8). Руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

 

Организация выполнения решения(9) предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремится избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.

Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственность  среди участников. Следует также  построить коммуникационную сеть для  обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. Во-вторых, менеджер должен проявить беспокойство о конфликте  интересов и принятии для себя данного решения его исполнителями. Этому во многом способствуют различные  методы делегирования.

Еще одной фазой, входящей в процесс принятия управленческого  решения и начинающейся после  того, как решение начало действовать, является установление обратной связи(10). На этой фазе происходит измерение  и оценка последствий решения  или сопоставление фактических  результатов с теми, которые руководитель надеялся получить. Обратная связь  позволяет руководителю скорректировать  его, пока организации еще не нанесено значительного ущерба.

1.4. Методология и методы  принятия решения 

Эффективное принятие решений  необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений занимает центральный пункт  в теории управления. Увеличение способности  руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях  исключительной сложности с помощью  моделей и количественных методов  способствует повышению эффективности  организаций.

Согласно американскому  социологу М. Рубинштейну можно  выделить 10 принципов, которыми следует  руководствоваться при принятии любых решений:

1. Прежде чем вникать  в детали, постарайтесь представить  проблему в целом. 

2. Не принимайте решения,  пока не рассмотрите все возможные  варианты.

3. Сомневайтесь. Эдисон решил загадку электричества только потому, что усомнился во всем, что утверждали его знаменитые коллеги.

4. Старайтесь взглянуть  на стоящую перед вами проблему  с самых разных точек зрения, даже если шансы на успех  кажутся минимальными.

5. Ищите модель или  аналогию, которая поможет вам  лучше понять сущность решаемой  проблемы.

6. Задавайте как можно  больше вопросов.

7. Не удовлетворяйтесь  первым решением, которое придет  к вам в голову.

8. Перед принятием окончательного  решения поговорите с кем-либо  о ваших проблемах. Стоит также  послушать, что скажут другие.

9. Не пренебрегайте своими  чувствами. При ведущей роли  логического мышления и здравого  рассудка в анализе проблем  и принятии решений нельзя  преуменьшать значение, которое  имеют чувства переживания и  интуиции.

10. Помните, что каждый  человек смотрит на жизнь и  возникающие повседневные проблемы  со своей точки зрения, и поэтому  разница во взглядах на жизнь  – основное препятствие на  пути принятия решения, которое  удовлетворило бы всех.

Для дальнейшего рассмотрения методологии и методов принятия решений следует разобраться  с определениями основных понятий.

Процесс и процедура принятия решений 

Для того чтобы принять  управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять  на практике:

· методологию управленческого  решения;

· методы разработки управленческих решений;

· организацию разработки управленческого решения;

· оценку качества управленческих решений.

Методология управленческого  решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор  методов разработки решений, критериев  оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

Методы разработки управленческих решений включают в себя способы  и приемы выполнения операций, необходимых  в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов  действий и пр.

Организация разработки управленческого  решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений  и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

Технология разработки управленческого  решения – вариант последовательности операций разработки решения, выбранный  по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий  выполнения работы.

Качество управленческого  решения – совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

Объект принятия управленческого  решения – многогранная деятельность предприятия независимо от его формы  собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие  виды деятельности:

· техническое развитие;

· организация основного  и вспомогательного производства;

· маркетинговая деятельность;

· экономическое и финансовое развитие;

· организация заработной платы и премирования;

· социальное развитие;

· управление;

· бухгалтерская деятельность;

· кадровое обеспечение;

· прочие виды деятельности.

Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив  и представляет собой руководство  к действию на основе разработанного проекта или плана работы.

Правильность и эффективность  принятого решения во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые  используются при принятии решения, можно подразделить:

· на входящую и исходящую;

· обрабатываемую и необрабатываемую;

· текстовую и графическую;

· постоянную и переменную;

· нормативную, аналитическую, статистическую;

· первичную и вторичную;

· директивную, распределительную, отчетную.

Ценность получаемой информации зависит от точности задачи, так  как правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения.

Принятие решений присуще  любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или  всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует  рассматривать как фактор повышения  эффективности производства. Эффективность  производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

Информация о работе Пути повышения эффективности и качества управленческих решений