Пути повышения эффективности обучения персонала в Гомельском райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:44, курсовая работа

Краткое описание

Обучение, подготовка новых работников в наши дни становится актуальной задачей рыночной экономики. Это могут быть обучение новым профессиям, а так же переобучение или переподготовка. Приоритетность вопросов обучения и развития кадров обусловлена процессами перехода к концептуальному бизнес-образованию, то есть необходимостью переподготовки и подготовки работников в соответствии с их специализацией максимально конкретной направленностью.
В условиях быстро меняющегося, развивающегося рынка необходимость в повышении профессиональных навыков, а также профессиональное развитие становиться необходимым условием успешной работы любой организации.

Содержание

Введения
Теоритические основы развития персонала по средством его обучения.
Сущность обучения персонала
Методы профессионального развития персонала
Зарубежный опыт обучения персонала организации
Анализ обучения персонала в Гомельском райпо.
Организационно-экономическая характеристика управленческой деятельности Гомельском райпо.
Анализ методов обучения персонала в Гомельском райпо.
Оценка эффективности обучения персонала в Гомельском райпо.
Пути повышения эффективности обучения персонала в Гомельском райпо.
Основные резервы и направления совершенствования методов обучения персонала.
Расчет эффективности предполагаемых мероприятий по обучению персонала в Гомельском райпо.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсая Люда.docx

— 67.11 Кб (Скачать файл)

ОБУЧЕНИЯ КАК  МЕТОД ПРОФЕССИНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА.

СОДЕРЖАНИЕ

Введения

  1. Теоритические основы развития персонала по средством его обучения.
    1. Сущность обучения персонала
    2. Методы профессионального развития персонала
    3. Зарубежный опыт обучения персонала организации
  2. Анализ обучения персонала в Гомельском райпо.
    1. Организационно-экономическая характеристика управленческой деятельности Гомельском райпо.
    2. Анализ методов обучения персонала в Гомельском райпо.
    3. Оценка эффективности обучения персонала в Гомельском райпо.
  3. Пути повышения эффективности обучения персонала в Гомельском райпо.
    1. Основные резервы и направления совершенствования методов обучения персонала.
    2. Расчет эффективности предполагаемых мероприятий по обучению персонала в Гомельском райпо.

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА РО СРЕДСТВОМ  ЕГО ОБУЧЕНИЯ

1.1 СУЩНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ  ПЕРСОНАЛА

Обучение, подготовка новых  работников в наши дни становится актуальной задачей рыночной экономики. Это могут быть обучение новым  профессиям, а так же переобучение или переподготовка. Приоритетность вопросов обучения и развития кадров обусловлена процессами перехода к  концептуальному бизнес-образованию, то есть необходимостью переподготовки и подготовки работников в соответствии с их специализацией максимально конкретной направленностью.

В условиях быстро меняющегося, развивающегося рынка необходимость  в повышении профессиональных навыков, а также профессиональное развитие становиться необходимым условием успешной работы любой организации. Высококвалифицированному специалисту  все чаще приходиться совмещать  в своей работе помимо своих непосредственных обязанностей всё больше различных  трудовых функций и принимать  решения, которые требуют знание основ менеджмента, маркетинга, психологии и социологии. Такие изменения  приводят к необходимости повышение  значимости вопроса обучения и подготовки персонала и совершенствования  системы обучения персонала в  организации. Недостаток у работника  тех или иных навыков, знаний приводит к неэффективной работе и выполнению поставленных задач, также способствует повышению у работника стрессов и энергетических затрат связанных  с работой, а также снижению мотивации. Соответственно эффективное обучение персонала организации помимо роста  прибыли, имеет ряд важных последствий  для организации, такие как: сплочение  и улучшение социально-психологического климата в коллективе, раскрытие  всего потенциала работников, формирование соответствующей организационной  культуры и образцов поведения которые  способствуют успешному достижению организационных целей, привлечение  новых сотрудников в организацию.

Обучение персонала является важнейшим инструментом, с помощью  которого руководство получает возможность  повышать потенциал человеческих ресурсов и оказывать влияние на формирование организационной культуры.

Необходимость подготовки персонала  к настоящим и предстоящим  изменениям и нововведениям может  быть вызвана как изменением внешних условий (экономическая политика государства, законодательство, система налогообложения, появление новых конкурентов и т.п.), так и изменением внутренних условий организации (реструктуризация, внедрение новой технологии, появление новых рабочих мест и др.).

Использование организацией нового современного оборудования, внедрение  более эффективных технологий, возможные  изменения методов руководства  и проведение других организационных  изменений могут привести к серьезному изменению содержания труда работников различных категорий. Вследствие этого возникает потребность в дополнительных знаниях, в развитии необходимых навыков и нестандартных подходов к работе. В этих условиях подготовка работников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач должна обеспечить более успешную деятельность работника, которая приведет к повышению деятельности компании в целом.

Среди основных факторов, определяющих необходимость и значимость обучения персонала, можно выделить следующие.

Во-первых, обучение способствует повышению уровня трудовой мотивации, приверженности персонала своей  организации и его включенности в ее дела, созданию благоприятного климата в организации, и хорошо спланированная и организованная работа по обучению может стать для организации залогом успеха компании в достижении своих краткосрочных и долгосрочных целей, в повышении конкурентоспособности.

Во-вторых, обучение играет значимую роль и в повышении ценности человеческих ресурсов. Для многих крупных западных компаний бюджет профессионального  обучения стал наибольшей после заработной платы статьей расходов и составляет миллиарды долларов. Некоторые компании создали собственные университеты и институты подготовки и переподготовки персонала.

Наконец, повышение квалификации работника дает ему дополнительные возможности профессионального роста как внутри, так и вне организации, делая его более конкурентоспособным на рынке труда.

Среди важных преимуществ, которые  дает обучение, отметим следующие:

  • повышение эффективности труда - так как повышается производительность, улучшается качество и работа выполняется вовремя;
  • облегчение, ослабление контроля - так как решаются проблемы опозданий, прогулов и т.п.;
  • усовершенствование методов найма и отбора персонала. Возможность обучения привлекает нужных людей;
  • сокращение текучести рабочей силы. Развивается потенциал работников повышается степень удовлетворения работников от работы;
  • снижение затрат, вытекающие из вышеперечисленных преимуществ;
  • более полное удовлетворение потребностей клиентов, достигаемое путем улучшения качества товаров и услуг.

С учетом того, что слово "обучение" в русском языке имеет весьма широкие понятийные поля, представляется необходимым здесь ввести некоторые ограничения и использовать его как термин в следующем контексте: обучение персонала - это систематический процесс целенаправленного изменения знаний, рабочих навыков, мотивации, поведения и сознания работников.[4]

Обучение, по мнению Н. Н. Овчинниковой, - это способ передачи информации от одного человека другому или от одного человека группе других людей. Во время этой передачи информации обучаемый должен усвоить определенное количество знаний, умений и навыков.[1] Знания - это владение информацией о том или ином явлении, процессе (например, технологии продаж). Умения - способность выполнять некоторое действие по определенным правилам (например, способность продавать). А навыки - это доведенные до автоматизма умения решать тот или иной вид задачи (когда обученный может самостоятельно и эффективно продавать).

Как указывает С. В. Шекшня – «необходимость обучения персонала обусловливается современными требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями»[2].

В реальной жизни обучение - это не только семинары, лекции, тренинги. Оно может быть менее формально, и большая часть его проходит во время работы, прямо на рабочем месте. Очень часто люди даже не осознают того, что обучаются, задавая вопросы.

Обучение персонала - еще  и основной путь получения работниками  профессионального образования. Это  целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс  овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.

Предметом обучения являются: знания – получение теоретических, методических и практических знаний необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте; умения – способность выполнять  обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте; навыки – высокая степень умения применять  полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения) – форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Цели обучения могут существенно варьировать в зависимости от таких переменных, как потребности организации, содержание профессиональной деятельности слушателей, демографические или квалификационные характеристики персонала, финансовое положение предприятия и др. Цели обучения могут также изменяться со временем, при изменении рыночной ситуации, стратегии организации или других факторов. Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Цель обучения с точки зрения работодателя:

  • организация и формирование персонала управления;
  • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  • воспроизводство персонала;
  • интеграция персонала;
  • гибкое формирование персонала;
  • адаптация;
  • внедрение нововведений.

Цели непрерывного образования с позиции работника:

  • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  • приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  • развитие способностей в области планирования и организации производства.

Среди основных принципов  обучения персонала обычно выделяют следующие:

  • систематичность и последовательность осуществляется строгим соблюдением системы по программе, постоянным переходом от известного материала к неизвестному. От простых работ к сложным, правильным подбором упражнений, программ и заданий.
  • доступность и посильность - пропорциональностью материала, применением разнообразных методов обучения в соответствии с характером учебного материала. Установлением норм времени в зависимости от периодов обучения;
  • наглядность обучения - показом технологических и трудовых процессов, демонстрацией фильмов. Образцов моделей, макетов, схем, чертежей, постоянным совершенствованием методов использования наглядных пособий;
  • прочность усвоения знаний и навыков - доходчивым и запоминающимся объяснением, показом, систематическим повторением и постепенным усложнением материала. Максимальной активностью и самостоятельностью обучаемых в процессе выполнения заданий и т.д.
  • обучение на уровне требований передовой техники в производстве осуществляется применением наиболее современных машин и механизмов, передовых способов труда;
  • обучение на основе производительности труда - выполнением производственных общественно полезных работ в процессе обучения;

Задачи обучения персонала  предполагают совершенствование имеющихся  навыков, освоение новых, более сложных  работ и навыков, освоение новой  техники и технологии, изучение наиболее рациональных приемов на основе опыта  передовых производств, достижение качественных показателей, освоение новых  методов и приемов труда и  его организации.

Таблица 1.1 - Задачи обучения для отдельных целевых групп

Целевая группа

Главные задачи обучения

1. Учащаяся молодежь

Теоретическая начальная  подготовка вне сферы деятельности в сочетании спрактической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа - производство)

2. Специалисты с опытом работы

Повышение квалификации для  углубления специальных знаний по специальности

3. Руководители с опытом работы

Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т. п.


 

Все обучение персонала можно  условно разделить на так называемое реактивное и проактивное.

Реактивное обучение имеет своей целью устранение возникших проблем. Например: повторяющиеся отклонения в качестве выпускаемой продукции. Причины могут быть следующими: несовершенство технологии, несовершенство оборудования и несоответствие квалификации исполнителя. Если суть проблемы состоит в недостаточной квалификации исполнителей, то решение может быть довольно простым - определить пробелы в квалификации и устранить их.

Проактивное обучение направлено на предупреждение проблем. Например: Вы собираетесь внедрить систему контроля затрат по местам их возникновения. Эффективность метода не подвергается сомнению, соответствующая процедура и необходимые инструкции разработаны, но есть сомнения в том, что менеджеры реально готовы к исполнению. Можно организовать однодневный тренинг (в прямом его значении) и таким образом предоставить необходимую информацию. Заодно и выяснить причины возможного сопротивления, которое всегда сопровождает нововведения.

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.

Подготовка персонала — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.

Информация о работе Пути повышения эффективности обучения персонала в Гомельском райпо