Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 01:44, курсовая работа

Краткое описание

Импульсом для активизации научного поиска послужили кардинальные изменения политической и социально-экономической ситуации в современной Беларуси, которые затронули все слои общества, общественные институты, государственное устройство, систему управления, экономику, культуру.
Децентрализация и перевод организаций культуры на современные условия хозяйствования существенно актуализировали проблемы разработки новой методологии и принципов управления сферой культуры

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сфера культуры в Республике Беларусь. Особенности государственной программы 5
1.2 Опыт зарубежных стран 11
ГЛАВА2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Реализация программы в крупных и мелких городах 20
2.2 Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Заказ 136 -Государственная поддержка культуры_Дораб..docx

— 180.55 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

                                                      Введение

 

Во всем мире интенсивно развивается сфера услуг и экономика интеллектуальных продуктов. В Республике Беларусь, в частности в сельской местности, процесс развития этих сфер происходит значительно медленнее, однако роль в общественном производстве и внимание к их развитию растут.

Импульсом для активизации научного поиска послужили кардинальные изменения политической и социально-экономической ситуации в современной Беларуси, которые затронули все слои общества, общественные институты, государственное устройство, систему управления, экономику, культуру.

Децентрализация и перевод организаций культуры на современные условия хозяйствования существенно актуализировали проблемы разработки новой методологии и принципов управления сферой культуры. Разнообразие субъектов культурной деятельности и многообразие применяемых организационно-правовых форм и форм собственности, свидетельствуют, что сфера культуры является специфической и весьма развитой отраслью экономической системы, где необходимо применение разнообразных методов и способов привлечения организаций и отдельных творческих личностей в систему экономических отношений государства. Следует отметить, что до настоящего времени комплексная концепция механизма управления в сфере культуры, как на федеральном, так и на региональном уровне, не разработана. В связи с чем возрастает актуальность и своевременность выбранной темы исследования.

Сложившаяся в предыдущие десятилетия централизованная система управления всеми сферами общественной жизни, в том числе и культурой, характеризуется двумя главными недостатками:

высокой степенью централизации принятия решений и вытекающим отсюда диктатом органов управления;

преобладанием отраслевых интересов над интересами потребителей соответствующих благ и услуг.

Долгое время перед организациями сферы культуры ставились прежде всего политико-воспитательные, идеологизированные просветительские задачи. Государство принимало на себя почти всю сумму расходов, которые возникали в связи с деятельностью учреждений культуры. Они были освобождены от необходимости планировать и прогнозировать экономические результаты своей деятельности и ее эффективность.

Хозяйственный механизм в сфере культуры, основанный на системе бюджетного финансирования и административно-командного управления, в современной ситуации не способен создавать необходимые условия для саморазвития культурной жизни, конструктивного взаимодействия множественности независимых субъектов культурной деятельности.

Либерализация цен, высокий уровень инфляции, дефицит государственного бюджета, обострили положение отраслей социально-культурной сферы. В настоящее время они переживают кризис, в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного современным экономическим отношениям. Взамен плановой экономики возникает спрос на поиск новых технологий, способных разрешать возникающие противоречия в сфере культуры.

Все выше перечисленные факторы негативно отразились на сфере культуры, характеризующейся ярко выраженной национально-региональной спецификой, стремлением к спонтанному проявлению самодеятельности населения, к максимальному разнообразию форм реализации культурной жизни.

Целью курсовой работы является анализ государственной программы по поддержке культуры Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть развитие  сферы культуры Республики Беларусь на современном этапе, ее государственное управление;

- исследовать зарубежный  опыт поддержки и сохранения  культуры;

- дать оценку реализации  программы по сохранению культуры  в крупных и малых городах  Республики Беларусь;

- выявить основные проблемы  в сфере культуры Республики  Беларусь и рассмотреть основные  пути их решения.

Объект исследования курсовой работы – сфера культуры Республики Беларусь.

Предмет исследования – государственная программа по сохранению и развитию культуры Республики Беларусь.

При написании курсовой работы применялись следующие методы:

- общелогические методы(приемы): анализ. индукция;

- методы эмпирического  исследования: наблюдение, описание.

 Были использованы материалы программы по государственному регулированию, а также труды таких авторов как Антонова Н.Б., Гордин В.Э.,  Горушкина С.Н., Ткачук Л.Т., Лученок А.И., а также электронные ресурсы, программные издания.

Глава 1. Государственная политика в сфере культуры. Теоретические аспекты

 

 

1.1 Сфера культуры  в Республике Беларусь. Особенности  государственной программы

 

 

К сфере культуры и искусства принято относить совокупность организаций, учреждений и предприятий, а также государственных и общественных органов, творческих союзов, непосредственно связанных с производством, сохранением, распространением и организацией потребления товаров и услуг культурного, социально-информационного и декоративного назначения.

Многообразие видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы: 

– художественное творчество (литературное, изобразительное и

– прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство); 

– культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура); 

– клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу – бизнес, казино);

– массовое создание и распространение культурных благ – индустрия культуры (пресса; книгоиздание;

- производство аудиовизуальной  продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет) [1, c. 756].

В практике прогнозирования и разработки программ социально-экономического развития организации культуры делятся на две подотрасли. К подотрасли культурно-просветительных учреждений относятся: библиотеки; музеи; картинные, художественные галереи и галереи искусств; выставочные залы и др.; клубы, дворцы (дома, центры) культуры, центры (дома) народного творчества и другие клубные учреждения; парки культуры и отдыха, городские сады, зоопарки, зоосады; книжные палаты и др. 

В подотрасль искусство включаются: театры; цирки; филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации, а также зрелищные предприятия и учреждения искусства [1, c. 757]. 

Рассматривая сферу культуры как объект государственного управления, необходимо выявить, что является непосредственно объектом управления и входит в структуру отрасли культуры.

В Республике Беларусь сложилась определенная структура отрасли, включающая учреждения различного вида деятельности, связанные с производством и хранением культурных ценностей:

культурно-просветительные учреждения: библиотеки, клубы, дома и дворцы культуры, музеи, выставки, галереи, парки культуры и отдыха;

театрально-зрелищные объединения и предприятия: театры, концертные объединения, цирки, филармонии, музыкальные ансамбли и группы, хореографические и художественные коллективы, студии изобразительного искусства;

предприятия кино- и видеоискусства: киностудии, кинотеатры, киновидеоцентры и салоны;

учебные заведения: вузы культуры, музыки и искусства, музыкальные, художественные и хореографические училища, институты и курсы по переподготовке и повышению квалификации кадров, музыкальные школы и школы искусств [1, c. 758].

В 90-е годы в национальной культуре Республики Беларусь наряду с традиционными сферами деятельности стала формироваться сеть новых типов учреждений: кабельное и спутниковое телевидение, производство аудио- и видеопродукции, реклама. Эти высоко прибыльные сферы деятельности существенно изменили рынки товаров и услуг культурного назначения, а их тесная связь с отраслью электроники обусловила изменение традиционного толкования сферы культуры, которая включила в себя и производство аудио- и видеооборудования. Сегодня сферу культуры рассматривают как важный сектор экономики [8, c. 152].

В зависимости от формы собственности (учредителя) и органа управления в сфере культуры можно выделить учреждения:

государственные, подчиняются Министерству культуры;

ведомственные, находятся в непосредственном подчинении другим министерствам (образования, информации, обороны и т.д.);

профсоюзные, подчиняются Республиканской конфедерации профсоюзов, отраслевых и региональных советов профсоюзов;

общественно-коллективные, их учредителями являются акционерные общества, колхозы и другие организации, основанные на коллективной собственности;

частные, их учредителями являются частные лица.

Большая часть учреждений культуры находится в отраслевом подчинении Министерства культуры Республики Беларусь (Приложение).

По уровню управления и финансирования выделяют два вида учреждений системы Министерства культуры:

учреждения, которые находятся в непосредственном подчинении Министерству культуры и финансируются из республиканского бюджета;

учреждения культуры и искусства, действующие на территории областей, городов и районов, которые подчиняются местным органам управления и финансируются из местных бюджетов.

Министерство культуры Республики Беларусь осуществляет руководство данными учреждениями путем проведения единой государственной культурной политики, методологического и методического обеспечения, определения приоритетных направлений развития культуры и искусства через комплексные и целевые программы, а также решения проблем законодательно-правового регулирования деятельности учреждений культуры и искусства [9].

Министерство культуры Республики Беларусь является центральным органом управления, который осуществляет в соответствии с действующим законодательством координацию деятельности предприятий, организаций и учреждений культуры, поддерживает деятельность творческих союзов и других общественных объединений [9].

Главными задачами Министерства являются [9]:

участие в формировании и реализации государственной политики в сфере культуры, искусства, кинематографии, охраны историко-культурных ценностей;

разработка государственных программ и обеспечение государственных гарантий развития культуры и искусства, организация исполнения актов законодательства по вопросам культуры;

сохранение национального культурного наследия, развитие и координация сотрудничества с зарубежными странами в сфере культуры и искусства;

выявление научно обоснованных направлений экономического и производственно-технического развития отрасли, оптимальной политики инвестиций;

обеспечение комплекса научных, проектных, реставрационных и консервационных работ в целях сохранения историко-культурного наследия;

содействие развитию культур национальных меньшинств Беларуси;

подготовка и переподготовка кадров для учреждений культуры, разработка и реализация мер по социально-правовой защите работников отрасли.

На уровне областей, районов, городов в составе органов исполнительной власти создаются соответствующие управления, которые осуществляют регулирование деятельности учреждений культуры. Важнейшая задача органов государственного управления в сфере культуры - преодоление разрыва между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения [9].

Правовой основой функционирования сферы культуры является Закон Республики Беларусь «О культуре» [11].

В составе мер государственного воздействия на развитие культуры используются различные формы и методы: планирование, прогнозирование и программирование, финансовые рычаги и т.д.

Одной из главных проблем в настоящее время является проблема финансирования и материально-технического содержания учреждений культуры.

На сегодняшний день в республике в сложных условиях рыночных преобразований удалось сохранить накопленный ранее культурный потенциал республики, сеть учреждений культуры. Вместе с тем из-за недостаточного финансирования и низкой эффективности использования выделяемых государством средств существенно ослабла материально-техническая база организаций культуры и искусства, износ основных фондов в отрасли составляет более 57%.

Основные принципы финансирования отрасли закреплены в Законе Республики Беларусь «О культуре» [11]. В соответствии со статьей 36 Закона на развитие культуры и искусства должно направляться не менее 3% от общей суммы государственного бюджета. Однако эта статья пока не выполняется [11].

В условиях плановой экономики затраты на услуги учреждений культуры возмещались в основном из государственных источников: из средств республиканского и местных бюджетов, за счет средств государственных предприятий и организаций. Этот механизм бюджетного финансирования и в настоящее время имеет большое значение в проведении политики социальной справедливости, социального равенства, социально гарантированного права в получении услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства. Однако государственные расходы на развитие отрасли не покрывают всех затрат, которые увеличиваются намного большими темпами, чем доходная часть бюджета. Выделяемые бюджетные ассигнования позволяют лишь сохранять действующую сеть учреждений культуры и искусства. Только этим и можно объяснить, что, несмотря на принимаемые решения о развитии отрасли культуры, ее учреждения не имеют средств, чтобы подняться до уровня передовых зарубежных стран.

Таким образом, действующая система финансирования учреждений культуры и искусства преимущественно за счет государственного бюджета не обеспечивает удовлетворение насущных потребностей населения республики в услугах отрасли и их качестве. Уровень бюджетного финансирования, составляющий на протяжении ряда лет 1,3-1,7% бюджета, не мог не сказаться на критическом состоянии отрасли [1, c. 759].

Кроме бюджетных, на развитие отрасли культуры расходуются средства и из других источников финансирования. Однако для развития учреждений культуры и искусства, укрепления их материально-технической базы этих средств также недостаточно.

Информация о работе Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь