Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 01:44, курсовая работа
Импульсом для активизации научного поиска послужили кардинальные изменения политической и социально-экономической ситуации в современной Беларуси, которые затронули все слои общества, общественные институты, государственное устройство, систему управления, экономику, культуру.
Децентрализация и перевод организаций культуры на современные условия хозяйствования существенно актуализировали проблемы разработки новой методологии и принципов управления сферой культуры
Введение 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сфера культуры в Республике Беларусь. Особенности государственной программы 5
1.2 Опыт зарубежных стран 11
ГЛАВА2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Реализация программы в крупных и мелких городах 20
2.2 Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Государственные расходы на одного жителя в Эстонии - 7,5; в Хорватии - 13,0; в Словении - 15,5 и, для примера, во Франции – 38 [14].
В западных странах сложились три способа финансирования организаций культуры: государственный, за счет местных властей; частный; а также хорошо развит опыт смешанной государственно-частной поддержки.
Наиболее эффективная система децентрализованного управления и финансирования в сфере культуры создана в США. В основе американской системы лежит принцип изъятия пожертвований некоммерческим организациям из суммы налогооблагаемых доходов. Функции государства при этом сводятся к роли «вдохновителя» и «помощника». Для этого используется соответствующий механизм - сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает благотворителем. Кроме того правительство освобождается от забот относительно определения целесообразности затрат на культуру, от забот связанных с распределением средств и техническим контролем их использования.
Опыт США интересен тем, что в нем широко и эффективно используются негосударственные отчисления, которые в совокупности с государственными дотациями образуют «смешанную» экономику культуры и эстетического образования. Деловые круги, заботящиеся о культуре и образовании, получают от государства значительные льготы в налогообложении. Помощь богатых меценатов в США велика, но за ней стоит государство, стимулирующее осуществление меценатской и спонсорской деятельности, специальной системой методов и технологий, среди которых один из самых действенных – налоги [14].
Американские бизнесмены жертвуют средства не вообще, а вполне конкретно и целенаправленно - тому искусству, той культуре, которые не извлекают прибыли, а служат целям культурного и эстетического воспитания.
Поддержку организациям и учреждениям сферы культуры в США оказывают многочисленные фонды, отчисления в которые поступают из самых неожиданных источников. Например, 2% от стоимости каждого гостиничного номера в Чикаго идет в Фонд культуры, 20% от сметы каждой новостройки направляется на приобретение искусства - картин, скульптур и т.д. для строящегося объекта.
Распределение средств производится экспертными советами, в которые входят авторитетные представители соответствующей профессиональной среды. Поддержка обычно оказывается, в соответствии с принципом "мэтчинг грантс" в пропорции 1 : 3 ("Дам тебе доллар, если ты найдешь еще три"), но не более 25% общей стоимости проекта [14].
Неслучайно фонды получили такое широкое развитие в США, Японии и других странах. Правовой основой их работы являются законы о некоммерческих организациях, система налоговых льгот. Их учредителями могут являться частные лица (Фонд Кресса, система Нобелевских премий, Фонд Сороса и т.д.), общественные организации, корпорации(Фонд "Кока-колы", Фонд "Мицубиси" и т.д.). В Японии в настоящее время существует свыше 500 фондов, занимающихся благотворительностью. Их источниками являются средства дарителей, поддержка государства на конкретные программы и проекты деятельности, средства спонсоров, а также доходы от деятельности создаваемых при фонде коммерческих структуру [14].
С начала 50-х годов во Франции также проводится политика децентрализации в области культуры, целью которой является выравнивание возможностей культурного развития разных районов страны. Ведутся поиски новых, эффективных средств, стимуляции культурной жизни в малых и средних городах, осуществляются попытки широкого приобщения к культуре различных слоев населения. Учреждения культуры не замыкаются на строго определенных формах работы, они представляют собой своеобразный «перекресток инициатив» [14].
С экономической стороны основу политики Франции в этой области составляет государственное финансирование. Однако в 80-е годы политика государства в этой области претерпевает изменения: наблюдается отход от традиционного участия в сфере культуры и эстетического образования, широкий простор предоставляется частному сектору. Государство продолжает регулировать происходящие в сфере культуры процессы, используя систему налоговых льгот. А именно, создавать союзы между неприбыльными культурно-образовательными учреждениями и отдельными коммерческими предприятиями, готовыми воплощать в жизнь определенные культурные программы и получать за это существенные налоговые льготы.
В Германии культурной и в частности, музыкальной жизнью руководит Западногерманский музыкальный совет, который представляет собой национальное отделение Международного музыкального совета - член ЮНЕСКО. Его деятельность финансируется Федеральными властями и правительствами отдельных земель в ФРГ, а также за счет пожертвований частных лиц и взносов членов совета. Особое внимание в своей работе Совет уделяет вопросам образования и воспитания, усматривая в этих видах деятельности залог общего высокого развития культуры [14].
Большую роль в организации культурной, образовательной жизни страны играют объединения промышленников, занятых изготовлением музыкальных инструментов, аппаратуры, нотоиздательской и книгоиздательской деятельностью, а также фонографическим делом. В ФРГ поставили вопрос регулирования и финансирования культуры и эстетического образования на более надежные связи с промышленностью, а не на случайные разовые вклады отдельных лиц. В связи с чем, самой благополучной на европейском фоне выглядит экономика культуры ФРГ.
Например, в Италии и Финляндии культура финансируется государством в объеме 60-70 % общих расходов, при увеличении частных пожертвований [14].
Развитие спонсорства и других видов поддержки культуры со стороны частного бизнеса в странах Западной Европы во второй половине 80-х годов стало все больше приобретать международный характер. "В документе "Новый этап в поддержке культуры", принятом Европейской комиссией в 1987 году, а также в последующих резолюциях Совета министров ЕС и Европейского парламента, особо подчеркивалась необходимость поощрения сотрудничества частного бизнеса и учреждений культуры в рамках ЕС, в качестве важного дополнения к экономической и политической интеграции [14].
В марте 1991г. с целью развития спонсорства на межгосударственном уровне был создан Европейский комитет по сближению экономики и культуры (Comite Europeen pour ie Rapprochement de I"Economie et de la Culture -CEREC). Комитет объединяет национальные организации спонсоров стран Европы и служит информационным и консультационным центром для компаний, заинтересованных в спонсорских проектах в различных странах Европы, являясь первой и единственной международной организацией в данной области.
В сотрудничестве с национальными организациями спонсоров в области культуры CEREC способствует гармонизации отношений между спонсорами и учреждениями культуры, а также следит за тем, чтобы государство, поощряя спонсорство, не забывало о своих финансовых обязательствах в отношении культуры [14].
Таким образом, исследования зарубежного опыта показали, что культурная политика в цивилизованном обществе базируется на объективном научном анализе и учете существующих уровней культуры, оценке реальной и необходимой степени соответствия между ними и проявляется как в идейном воздействии, так и через свои материально-технические возможности. В центре ее - поддержка основного фонда культуры, обогащение его новыми ценностями. Отсюда и соответствующая стратегия, включающая методы и средства, обеспечивающие решение магистральных задач культуры. К ним относятся: целенаправленное финансирование программ и проектов; совершенствование типа духовного производства; создание новых прогнозных моделей духовных ценностей и масштабная система их распространения в условиях широкого культурного пространства.
Децентрализация в регулировании культурной жизни, уменьшение роли и места в управлении и финансировании культуры и искусства центральными органами власти и правительством, в последние годы привели к увеличению роли и места в культурной жизни стран Запада муниципальных органов, частного капитала, меценатства, спонсорства.
Как показывает зарубежный опыт, сама по себе сфера культуры не является самодостаточной в смысле выживания, не будучи включенной в систему экономических и социальных процессов, образующих современное общество.
Таким образом, по результатам исследования проведенного в первой главе можно сделать следующие выводы.
Система учреждений культуры и искусства является одним из самых необходимых государственных институтов, поскольку он обеспечивает населению духовную свободу и формирует национальное самосознание.
Культура в составе отраслей социальной инфраструктуры является самостоятельной отраслью со своей спецификой.
Как показывает зарубежный опыт, задачей государственного уровня управления сферой культуры является разработка систем законов, формирующих правила, нормы поведения субъектов хозяйствования, а необходимым требованием эффективного государственного регулирования, является системность и логическая урегулированность всех элементов системы сферы культуры.
В современных условиях переход
от сугубо административно-
Основными задачами государственной культурной политики являются позиционирование Республики Беларусь как одного из центров восточнославянской цивилизации и неотъемлемой части европейского сообщества, воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны, приумножение духовного богатства народа, создание равных условий для реализации творческих способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг.
В сфере профессионального искусства будет продолжено финансирование создания новых произведений искусства посредством государственного заказа с приоритетной поддержкой проектов белорусских авторов и исполнителей, фестивалей, конкурсов и иных творческих проектов, способствующих раскрытию и приумножению творческого потенциала белорусского народа.
К 2016 году завершится формирование системной нормативной правовой базы сферы культуры [12].
Одновременно будут сформированы правовые и экономические основы привлечения частных инвестиций, спонсорских средств и развития меценатства, развития продюсерства, конкурентной среды в сфере культуры посредством конкурсного финансирования культурных мероприятий.
Будет осуществлена поддержка перспективных творческих инициатив и реализация инновационных проектов, направленных на активизацию культурной жизни страны, создание культурного продукта, способного конкурировать на внешнем и внутреннем рынках. Получит развитие государственно-частное партнерство в сфере культуры.
Одним из приоритетов государственной культурной политики станет создание современной отечественной киноиндустрии. На решение этой задачи будет ориентировано конкурсное распределение государственных средств, выделяемых на фильмопроизводство, вовлечение частного бизнеса в сферу создания и проката фильмов, реконструкция и модернизация РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм», дальнейшее развитие киновидеопроката, укрепление его материально-технической базы и создание кинотеатров нового типа с привлечением отечественных и иностранных инвестиций.
В сфере организации досуга и народного творчества приоритетное внимание будет уделено созданию равных условий для городских и сельских жителей в доступе к культурным ценностям и услугам, сохранению образцов и традиций народного творчества, завершению компьютеризации музеев и библиотек, созданию Национальной электронной библиотеки, Государственного каталога Музейного фонда Республики Беларусь.
В целях сохранения историко-культурного
наследия страны будут продолжены реставрационно-
Дальнейшее развитие получат система эстетического воспитания и образования, поддержка талантливой молодежи. Особое внимание будет уделено обновлению содержания профессионального художественного образования на основе лучших достижений и прогрессивных тенденций мирового искусства, развитию систем стажировок молодых деятелей культуры и искусства за рубежом.
Будут приняты меры по укреплению имиджа белорусской культуры и ее интеграции в мировое культурное пространство, открытию культурных центров Беларуси за пределами страны, а также оказанию содействия в сохранении культурной самобытности белорусов зарубежья.
К 2016 году планируется увеличение количества спектаклей, концертов на 15 процентов, посещений спектаклей, концертов, выставок, киносеансов и видеосеансов – на 20 процентов. Число объектов материального и нематериального наследия, которым присвоен статус историко-культурной ценности, возрастет на 100. Предусматривается осуществить полную компьютеризацию библиотек с подключением к сети Интернет и обеспечением электронной почтой с учетом обновления компьютерного парка на 20 процентов в год [12].
Результатом проводимой политики станут укрепление культурного потенциала нации, бережное сохранение и приумножение культурного наследия страны, вовлечение его в туристический оборот, повышение качества доступности и разнообразия культурных услуг для всех слоев общества.
Государство проявляет постоянную заботу об интеллектуальном и культурном развитии общества, укреплении духовного потенциала нации. Настоящей жемчужиной культурной сферы страны стала обновленная Национальная библиотека Беларуси. Это не только архитектурное украшение столицы нашей республики, но и символ развития современной белорусской культуры.
Дополнительные возможности для работы по эстетическому воспитанию населения, пропаганде творческих достижений белорусских мастеров изобразительного искусства получил Национальный художественный музей Республики Беларусь с введением в эксплуатацию нового корпуса, который оснащен оборудованием и технологиями, отвечающими современным требованиям.