Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 01:44, курсовая работа

Краткое описание

Импульсом для активизации научного поиска послужили кардинальные изменения политической и социально-экономической ситуации в современной Беларуси, которые затронули все слои общества, общественные институты, государственное устройство, систему управления, экономику, культуру.
Децентрализация и перевод организаций культуры на современные условия хозяйствования существенно актуализировали проблемы разработки новой методологии и принципов управления сферой культуры

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сфера культуры в Республике Беларусь. Особенности государственной программы 5
1.2 Опыт зарубежных стран 11
ГЛАВА2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Реализация программы в крупных и мелких городах 20
2.2 Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Заказ 136 -Государственная поддержка культуры_Дораб..docx

— 180.55 Кб (Скачать файл)

В настоящее время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование. Так, в бюджете страны на 2010г. планировалось направить на развитие культуры, искусства и кинематографии 0,4% общей суммы расходов, в 2011г. этот показатель составил 0,8%, в 2012г. – 0,78%, в 2013г. – 0,76%. По отношению к общим расходам местных бюджетов расходы на культуру составляют 4 – 5%. В целом складывается следующее соотношение общих расходов: за счет республиканского бюджета – 20%, местных – 80%. Законодательно разрешены дополнительные источники финансирования деятельности учреждений культуры (доходы от предпринимательской деятельности, кредиты банков, добровольные пожертвования и др.) [12]. 

Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей. 

Благодаря бюджетному финансированию сохранена и развивается сеть культурных организаций. В настоящее время в республике функционируют 27 театров, 13 концертных организаций, в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461 киноустановка [14]. 

Кроме того, оказывается значительная финансовая поддержка в реализации творческих и культурологических проектов. 

Созданы и функционируют: фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, специальный фонд по поддержке талантливой молодежи. За годы деятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республиканских и международных конкурсов стали стипендиатами, которые продолжают учиться в учреждениях образования искусства и культуры, работают в отрасли, стали профессиональными музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами [14]. 

Из средств фонда Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства финансируется выплата ежегодно вручаемых специальных премий Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Из республиканского бюджета финансируются международные театральные фестивали «Золотой витязь», «Белая Вежа», Дни культуры Республики Беларусь в странах СНГ, Дни культуры Российской Федерации в Республике Беларусь, международный конкурс пианистов, конкурсы «Евровидение» и т. д. 

Государственное целевое финансирование крупных культурных акций и проектов позволяет обеспечивать проведение общественно-политических мероприятий, которые поднимают престиж государства: международного фестиваля «Славянский базар» в Витебске, международного фестиваля «Золотой шлягер» и др. 

Недостаток бюджетных средств на содержание учреждений культуры ощущается по статьям: расходы на приобретение книг для библиотек, мероприятия по культурно-просветительской работе, приобретение оборудования, капитальный ремонт. 

Вклад культуры и искусства в национальную экономику определяется следующими параметрами: 0,5% в структуре ВВП, 1,8% в общей численности занятого населения (2013г.) [1, c. 760]. 

Воздействие культуры и искусства на экономику страны проявляется в том, что данная отрасль создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие значительным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие хозяйства конкретного региона. Культура и искусство служат важнейшим источником развития образования, средств массовой информации, туризма, индустрии развлечений.

Возрождение и развитие национальной культуры, придание ей статуса приоритетного направления в социально-экономическом развитии страны являются важнейшей целью государства. Предусматривается повысить влияние культуры на все сферы общественной жизни, становление государственности, укрепление международного авторитета Республики Беларусь. 

Намечены мероприятия по сохранению и качественному наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности разнообразия услуг отрасли для всего населения. 

Формированию эффективно действующего экономического механизма развития отрасли культура и искусство будет содействовать установленный объем ее бюджетного финансирования в размере до 1% ВВП [14]. Культура является основой духовного развития общества, хранилищем интеллектуальных и духовных сил народа, гарантом сохранения его морального здоровья.

По словам Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, «культура является важным стратегическим ресурсом нашего государства, важнейшей составной частью государственной идеологии» [14].

Сегодня невозможно не учитывать культурный фактор при реализации масштабных задач государственного строительства. Высокий культурный уровень населения, опора на многовековые нравственные ценности и традиции народа, воспитание молодежи в духе патриотизма должны стать основой формирования зрелого гражданского общества, успешного экономического развития страны.

 

 

1.2 Опыт зарубежных стран

 

 

Проблема реформирования управления в сфере культуры Республики Беларусь требует глубокого теоретического осмысления и тщательной методической разработки. В качестве материала для исследования в данной области могут послужить зарубежные модели управления сферой культуры. Актуальность изучения мирового опыта возрастает в связи с некоторым отставанием отечественной теории от практики реформирования и регионализации управления [14].

Реформирование сферы культуры в Республики Беларусь происходит в сложный период перехода к новым политическим и экономическим отношениям. Сложившаяся ситуация требует создания принципиально иных структур управления социально-культурной деятельностью. В основу такой модели должны быть положены принципы децентрализации управления, максимальной организационной и экономической самостоятельности, многообразия государственных и общественных социально-культурных формирований, делегирование полномочий не только государственным органам власти, но и добровольным объединениям граждан и самодеятельным организациям.

Каждое государство в силу действия экономических, политических, социальных, демографических и иных факторов обладает специфической системой управления. Практическая ценность изучения зарубежного опыта заключается в возможности посредством анализа выявить, с одной стороны положительные моменты, которые могут быть использованы в Республики Беларусь, с другой стороны - недостатки, что поможет избежать аналогичных ошибок.

Еще одним имеющим научный и практический интерес моментом ознакомления с системой управления сферой культуры в развитых странах служит их динамичность. Ныне действующие там системы сложились в результате длительной эволюции, претерпев в процессе реформирования неоднократные преобразования, суть которых состояла в основном в перераспределении прав и полномочий между органами власти и управления различных уровней [14].

В связи с этим для нестабильного общества Республики Беларусь, с экономикой, находящейся в переходном состоянии представляют научный и практический интерес зарубежные модели управления культурой. Зарубежный подход в управлении сферой культуры соответствует ситуации стабильного общества с рыночной экономикой, поэтому следует постепенно заимствовать передовые технологии, методы и приемы управления культурой и адаптировать их к современным белорусским условиям.

Мировой опыт показывает, что в условиях рыночной экономики важнейшей функцией государства остается регулирование основных народнохозяйственных пропорций. Ведущее место занимают при этом социальные аспекты развития. Роль государства в регулировании процессов в сфере культуры может варьироваться от методов прямого управления в различных отраслях до координации действий независимых субъектов.

На протяжении всего XX века западные культурологи, экономисты и социологи активно обсуждали проблемы централизации и децентрализации управления и финансирования сферы культуры. Необходимость централизованного финансирования этой сферы выводилась из формы коллективного потребления и социальной значимости услуг культуры.

Современная практика государственного управления и финансирования сферы культуры выявила недостатки кейнсианского подхода - слабую обоснованность федерального и регионального распределения бюджетных средств, отсутствие методики определения объема помощи в каждом отдельном случае и некоторые другие [14].

Сосредоточение финансов на нужды культуры при министерствах культуры или других центральных органах управления культурой позволило государству содержать филармонические коллективы, крупные театры, проводить реставрационные работы. Однако политика централизованных регламентации и финансирования лишила активности многих спонсоров и меценатов способных развивать на местах при определенных условиях полезную культурно-эстетическую деятельность и конкурирующих в этом с предприимчивостью государства. Государство в известной мере ограничило коммерческо-рекламный стиль культуры, развившийся при активном меценатстве предпринимателей-промышленников. По мнению зарубежных специалистов, негативные результаты централизма в области культуры породили идею о необходимости децентрализации всех аспектов культурной жизни.

Во многих государствах наряду с бюджетными получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдалось «особыми потребностями» отраслей культуры в финансовых средствах и «национальными интересами». Традиционным источником таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Средства фондов использовались для финансирования и культуры, и спорта.

Кроме того, существует так называемая негосударственная поддержка сферы культуры - спонсорство, благотворительность, патронаж.

Во всем мире уровень государственных расходов на культуру не связан на прямую с богатством страны, Швеция, Швейцария, Франция и Дания при высоком показателе ВЫЛ на душу населения тратят на культуру 1,5-2,5 % от общей суммы государственных расходов, но приблизительно так же финансируют культуру не столь богатые Польша и Чехия. Тогда, как в США выделяют непосредственно из федерального бюджета на культуру совсем незначительные средства [14].

Исследования показывают, что в большинстве высокоразвитых стран, прежде всего европейских, бюджетное финансирование остается одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды составляют сравнительно небольшую часть их бюджетных расходов (0,2 - 2,5% по разным странам). Опыт зарубежных стран показывает, что государство поддерживает сферу культуры на всех уровнях (из центрального, регионального и местных бюджетов). Центральные бюджеты поддерживают культуру по нескольким каналам [14]:

1. В форме прямого финансирования:

полное финансирование текущих издержек и капиталовложений (в настоящее время применяется в немногих странах);

специальные целевые трансферты (обычно используются в рамках национальных программ развития культуры);

фанты организациям культуры и отдельным работникам культуры (более распространенная форма, особенно характерна для шведской системы финансирования сферы культуры);

индивидуальные гранты (им придается особое значение в Швеции).

2. Государственное финансирование  сферы культуры через систему  субнациональных бюджетов - используется  повсеместно в рамках общих  и целевых трансфертов, выделяемых региональным и местным бюджетами (Норвегия, Дания).

  1. На основе совместного участия в финансировании органов власти разного уровня - в рамках более широких социально-экономических программ: программы регионального развития, увеличения занятости, помощи малому бизнесу и т.д. (Франция).
  2. Через независимые посреднические структуры.

В Германии, Великобритании и Франции государственные органы активно используют сеть посреднических организаций - благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников, распределяющих полученные бюджетные средства по установленным критериям.

5. С использованием смешанного  государственно-частного финансирования - традиционно широко используется в США, а в настоящее время в Великобритании, Франции и других странах. Во многих странах наряду с бюджетными получило распространение государственное финансирование из внебюджетных фондов, формирование которых оправдалось «особыми потребностями» отраслей культуры в финансовых средствах и «национальными интересами».

Традиционным источником таких фондов (например, в Финляндии, Норвегии и Ирландии) стали поступления от национальных лотерей, лото, спортивных тотализаторов. Средства фондов использовались для финансирования и культуры, и спорта.

Кроме того, существует так называемая негосударственная поддержка сферы культуры - спонсорство, благотворительность и т.д. Особое значение спонсорство приобретает при внешнеэкономической деятельности — как технология проникновения на зарубежные рынки. В этом плане сфера культуры располагает исключительными способностями. Широко известен опыт спонсорства японских, южнокорейских компаний, финансирующих в Европе, Америке и других странах проекты и программы в сфере культуры, параллельно знакомя общественность этих стран со своей национальной культурой [14].

Финансирование белорусской культуры в несколько раз уступает не только зрелым рыночным странам, но и таким как Эстония, Хорватия или Словения.

Информация о работе Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь