Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 01:44, курсовая работа

Краткое описание

Импульсом для активизации научного поиска послужили кардинальные изменения политической и социально-экономической ситуации в современной Беларуси, которые затронули все слои общества, общественные институты, государственное устройство, систему управления, экономику, культуру.
Децентрализация и перевод организаций культуры на современные условия хозяйствования существенно актуализировали проблемы разработки новой методологии и принципов управления сферой культуры

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сфера культуры в Республике Беларусь. Особенности государственной программы 5
1.2 Опыт зарубежных стран 11
ГЛАВА2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Реализация программы в крупных и мелких городах 20
2.2 Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вложенные файлы: 1 файл

Заказ 136 -Государственная поддержка культуры_Дораб..docx

— 180.55 Кб (Скачать файл)

В соответствии с отраслевой программой «Сохранение и развитие культуры Республики Беларусь на период 2011-2016 годов» [12] актуальными направлениями культурного развития страны являются обеспечение дальнейшей государственной помощи музеям – хранителям духовной памяти народа, создание условий для поддержки традиционной культуры (фольклора, народных промыслов и ремесел), выпуск качественных кино- и видеофильмов, внедрение в библиотеках новых технологий, с помощью которых они превращаются в современные информационно-культурные центры.

Не менее важно для страны реконструировать и сохранить наиболее значимые историко-культурные ценности белорусского народа, включить их в культурный и туристический оборот. Советом Министров Республики Беларусь определен перечень из 50 приоритетных объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь и установлена очередность финансирования работ по их сохранению и восстановлению. В настоящее время закончена реставрация семи объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь: ратуши в г. Шклове, бывшего коллегиума иезуитов в Пинске, Софийского собора в г. Полоцке, Каменецкой башни в Каменце, дворцово-паркового ансамбля в г. Гомеле, железнодорожного вокзала в г. п. Бигосово, Августовского канала. Продолжаются работы по восстановлению дворцово-паркового ансамбля в Несвиже, замкового комплекса в г. п. Мир, бывших соляных складов в Витебске, дворца Потемкина в Кричеве, Национального Большого театра оперы и балета и других [12].

По представленным Республикой Беларусь материалам, в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены: замковый комплекс «Мир» в г. п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже, два трансграничных объекта – Беловежская пуща и геодезические пункты «Дуги Струве». В настоящее время совместно с Республикой Польша подготовлено досье по объекту «Августовский канал – творение человека и природы» для предоставления в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. В стадии подготовки находятся материалы по другим знаковым объектам наследия высшей категории ценности, таким как Брестская крепость, дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, памятники архитектуры Полоцка XI–XVIII веков.

Одной из основополагающих сфер формирования и развития национальной культуры и искусства является фестивальное движение. На международной арене современную и традиционную культуру Беларуси ярко и самобытно представляет фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». В «Славянском базаре в Витебске» приняли участие представители 32 стран, всего 4,8 тыс. человек. Действовали 11 фестивальных площадок, проведено 85 культурно-массовых мероприятий, которые посетили более 150 тыс. человек. Свидетельством широкого общественного признания этой культурной акции является растущий рейтинг официального сайта фестиваля, которым интересуются в 148 государствах мира [12].

Заметный вклад в популяризацию белорусской музыки внесли фестивали искусств в культурно-исторических центрах Беларуси – Гомеле, Гродно, Бресте, Поставах, Заславле, Несвиже, Мире, Мстиславле, Турове.

Важным элементом национальной культуры являются традиции и уклад сельской жизни. В Беларуси основу для развития культуры на селе составляют клубные учреждения. Это около 3 тыс. клубов, домов и дворцов культуры, 44 центра культуры и досуга, 63 дома (центра) фольклора, народного творчества, национальной культуры, 30 домов (центров) ремесел, народных мастеров, 332 других учреждения (клубы-библиотеки, клубы-музеи, культурно-спортивные центры, клубы культурно-социальных услуг, автоклубы и т. д.) [12].

В рамках Государственной программы возрождения и развития села на 2011-2016 гг. проводится работа по созданию новых типов сельских учреждений культуры. К 2016 году по республике их будет сформировано не менее 186. В основном это реорганизация и перепрофилирование существующих заведений, не требующие финансовых затрат и увеличения штатной численности. Получают развитие комплексные, многопрофильные клубные учреждения, все чаще открываются такие востребованные на селе заведения, как центры культуры и досуга, культурно-спортивные центры, ориентированные на детей и молодежь. В работе кружков, коллективов любительского творчества, созданных при клубах, принимают участие около 210 тыс. человек. Из этого количества более половины составляют дети (54,6%). В сельской местности функционируют 223 школы искусств. Постепенно производится компьютеризация сельских библиотек. С начала реализации госпрограммы 371 сельская библиотека обеспечена компьютерами с организацией электронной почты и подключением к сети Интернет [12].

Для широкого приобщения сельчан к профессиональному искусству в агрогородках открыто 114 филармонических и театральных площадок на базе приведенных в надлежащее состояние и реконструированных сельских домов культуры [12].

 

 

2.2 Пути совершенствования  государственной политики в сфере  культуры Республики Беларусь

 

 

Согласно Антоновой Н.Б. основными проблемами в области развития культуры являются:

оказание государственной финансовой поддержки учреждениям культуры, особенно районным и сельским;

формирование бюджетных расходов на основе минимальных социальных стандартов при определении минимальных услуг учреждений культуры, которые должны предоставляться в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» бесплатно за счет средств бюджета;

создание условий для расширения внебюджетных источников финансирования учреждений культуры на основе расширения платных услуг, привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, развития меценатства и спонсорства [1, c. 762].

Для решения многочисленных проблем в сфере культуры в республике разработан ряд программ: целевая долгосрочная программа «Культура»; «Республиканская программа государственной поддержки народного искусства, народных промыслов (ремесел)».

В программе «Культура» определены стратегические направления и важнейшие задачи по дальнейшему развитию отрасли. Исходное, главное направление - это историческое освоение глубинных народных истоков и традиций белорусской национальной культуры с учетом того, что она прежде всего сохранялась и развивалась не в верхних слоях общества (терявших белорусскость при вышеуказанных негативных исторических ситуациях), а в языке, традициях, образе жизни и быта, обрядах народа, особенно в сельской местности.

Государственная программа «Культура» включает в себя проекты, непосредственно разрабатываемые Министерством культуры:

подготовку кадров культуры для работы в новых социально-экономических условиях;

концепцию профессионального образования в области искусства;

народное творчество, традиции и современность;

связь белорусской культуры с мировой культурой;

выявление, охрану и изучение памятников материальной культуры;

культуру и религию;

принципы функционирования национальной культуры в новых экономических и социально-правовых условиях и др.

В условиях ограниченных ресурсов основной акцент Министерство культуры делает на повышение эффективности использования выделяемых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрацию средств на приоритетных социально значимых видах деятельности культуры.

В Законе о культуре для финансового обеспечения мероприятий по возрождению, сохранению и дальнейшему развитию национальной культуры в области государственного финансирования Министерством культуры предусматривается [11]:

усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на культуру на основе использования системы нормативов расходов на содержание единицы отдельных видов учреждений культуры, расходов в расчете на одного жителя определенного региона (населенного пункта);

финансировать, в первую очередь, целевые программы, проекты и другие государственные заказы, прошедшие конкурсную апробацию (целевые трансферты);

создавать различные резервно-стимулирующие фонды с выделением в их составе грантов (объемов финансовых средств) и предоставлять их как организациям культуры, так и отдельным выдающимся деятелям культуры (индивидуальные гранты);

субсидировать сферу культуры в рамках социально-экономических программ, финансируемых совместно из республиканского и местных бюджетов, а также на основе совместного финансирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов;

создавать межведомственные программы субсидирования сферы культуры;

развивать финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и спонсоров;

повысить самостоятельность учреждений и организаций культуры в финансово-хозяйственной деятельности.

Особо важной является проблема привлечения дополнительных финансовых средств в сферу культуры. Основными направлениями в реализации этой задачи могут быть:

развитие хозрасчетной (коммерческой) деятельности через систему платных услуг;

стимулирование привлечения дополнительных средств методами налоговых льгот как для учреждений и организаций культуры, отдельных работников культуры, так и для финансовых «доноров» учреждений культуры;

активное привлечение средств предприятий, организаций в сферу культуры;

использование международных займов и иностранных инвестиций, а также средств международных финансовых организаций.

Следует отметить, что сегодня в республике финансирование отрасли осуществляется посредством самых разнообразных и, в том числе, нетрадиционных форм: системы грантов, банковского кредитования, льготного налогообложения и др.

В целях стимулирования труда творческой интеллигенции, социальной поддержки наиболее значимых проектов и программ в области культуры и искусства с 1998 г. в республике учреждены специальные ежегодные премии Президента Беларуси в размере 100 минимальных заработных плат каждая за высокие творческие достижения и гранты Президента за создание произведений культуры и искусства. При этом выделяются индивидуальные и коллективные гранты.

Учитывая важную роль культуры в формировании личности и ограниченность финансовых ресурсов на современном этапе развития, для дальнейшего развития отрасли необходимо:

обеспечить стабильную государственную поддержку ведущим учреждениям и деятелям культуры и искусства;

закрепить минимум услуг, предоставляемых населению за счет средств бюджета, и утвердить их перечень в соответствии с Законом Республики Беларусь «О минимальных социальных стандартах».

создать условия для расширения внебюджетных источников финансирования, оказания платных услуг населению, привлечения средств зарубежных инвесторов, банковского капитала, меценатства и спонсорства.

                                                 Заключение

 

 

Таким образом, по результатам исследования, проведенного в курсовой работе, были сделаны следующие выводы.

В курсовой работе были рассмотрено развитие сферы культуры Республики Беларусь на современном этапе, ее государственное управление;

Было выявлено, что система учреждений культуры и искусства является одним из самых необходимых государственных институтов, поскольку он обеспечивает населению духовную свободу и формирует национальное самосознание. Культура в составе отраслей социальной инфраструктуры является самостоятельной отраслью со своей спецификой.

При исследовании зарубежного опыта поддержки и сохранения культуры было выявлено, что задачей государственного уровня управления сферой культуры является разработка систем законов, формирующих правила, нормы поведения субъектов хозяйствования, а необходимым требованием эффективного государственного регулирования, является системность и логическая урегулированность всех элементов системы сферы культуры.

По результатам исследования, проведенного в первой главе курсовой работы был сделан вывод, что в современных условиях переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой культуры требует все более широкого использования экономических методов: перехода от чисто дотационного бюджетного финансирования к финансированию программ и проектов; к конкуренции за бюджетные средства; необходимости привлечения внебюджетных средств; хозяйственной самостоятельности - все эти факторы требуют глубокого научного познания и подхода к управлению и финансированию в сфере культуры.

2. При оценке реализации программы по сохранению культуры в крупных и малых городах Республики Беларусь были выделены основные задачи государственной культурной политики: позиционирование Республики Беларусь как одного из центров восточнославянской цивилизации и неотъемлемой части европейского сообщества, воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны, приумножение духовного богатства народа, создание равных условий для реализации творческих способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг.

3. Основными проблемами в области развития культуры являются:

оказание государственной финансовой поддержки учреждениям культуры, особенно районным и сельским;

формирование бюджетных расходов на основе минимальных социальных стандартов при определении минимальных услуг учреждений культуры, которые должны предоставляться в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» бесплатно за счет средств бюджета;

создание условий для расширения внебюджетных источников финансирования учреждений культуры на основе расширения платных услуг, привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, развития меценатства и спонсорства.

                      Список использованных источников

 

 

  1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Мн.:Академия управления, 2012. – 890 с.
  2. Беларусь: выбор пути. Сборник статей под ред. П. Данейко, И. Пелипася и Е. Раковой. Мн., 2011. – 450 с.
  3. Глаголев А., Пискотина Р. О маркетинге в культуре // Социально-экономические проблемы художественной культуры. - М., 2011. – 120 с.
  4. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. - СПб., 2011. – 310 с.;
  5. Горушкина С.Н. Многофункциональные центры культуры // Справ. рук. учреждения культуры. - 2010. - № 5. - С. 97-102.
  6. Драгичевич-Шешич М. Маркетинг организаций культуры// Арт-менеджер №1, 2002 с.3-6
  7. Драгичевич – Шешич М. Экономика культура// Арт-менеджер №2, 2002 с.3-6
  8. Лученок А.И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь / А.И.Лученок - Мн., 2010. – 243 с.
  9. Министерство культуры Республики Беларусь: официальный сайт [Электронный ресурс] / Мин. Культ. РБ – Минск, 2005. – Режим доступа : http://www.kultura.by. – Дата доступа : 25.09.2013.
  10. Наумова С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервиса и туризма: Учеб.пособие/ С.А.Наумова. – Томск: Изд.ТПУ, 2003. – 127с.
  11. О культуре: Закон Респ. Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2445-XІІ: с изм. и доп. : текст по состоянию на от 10 июля 2012 г. № 426-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 26.07.2012, 2/1978
  12. О культуре: Отраслевая научно-техническая программа «Сохранение и развитие культуры Республики Беларусь на период 2011–2016 гг.»
  13. Смаргович И.Л. Развитие культурно-досуговой индустрии в Беларуси //Вести Института современных знаний -№ 3, 2010г.- С. 62-65. 
  14. Ткачук Л. Т. Организация управления социально-культурной сферой и пути ее совершенствования в условиях реформирования экономики : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 /Л.Т.Ткачук.- Хабаровск, 2000 219 c. РГБ ОД, 61:00-8/1530-1 [Электронный ресурс] / Библиотека диссертации – Москва, 2005. – Режим доступа : http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/organizacija-upravlenija-socialno-kulturnoj-sferoj-i-puti-ee-sovershenstvovanija-v.html– Дата доступа : 25.09.2013.

Информация о работе Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь