Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 01:44, курсовая работа
Импульсом для активизации научного поиска послужили кардинальные изменения политической и социально-экономической ситуации в современной Беларуси, которые затронули все слои общества, общественные институты, государственное устройство, систему управления, экономику, культуру.
Децентрализация и перевод организаций культуры на современные условия хозяйствования существенно актуализировали проблемы разработки новой методологии и принципов управления сферой культуры
Введение 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1 Сфера культуры в Республике Беларусь. Особенности государственной программы 5
1.2 Опыт зарубежных стран 11
ГЛАВА2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
2.1 Реализация программы в крупных и мелких городах 20
2.2 Пути совершенствования государственной политики в сфере культуры Республики Беларусь 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
В соответствии с отраслевой программой «Сохранение и развитие культуры Республики Беларусь на период 2011-2016 годов» [12] актуальными направлениями культурного развития страны являются обеспечение дальнейшей государственной помощи музеям – хранителям духовной памяти народа, создание условий для поддержки традиционной культуры (фольклора, народных промыслов и ремесел), выпуск качественных кино- и видеофильмов, внедрение в библиотеках новых технологий, с помощью которых они превращаются в современные информационно-культурные центры.
Не менее важно для страны реконструировать и сохранить наиболее значимые историко-культурные ценности белорусского народа, включить их в культурный и туристический оборот. Советом Министров Республики Беларусь определен перечень из 50 приоритетных объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь и установлена очередность финансирования работ по их сохранению и восстановлению. В настоящее время закончена реставрация семи объектов историко-культурного наследия Республики Беларусь: ратуши в г. Шклове, бывшего коллегиума иезуитов в Пинске, Софийского собора в г. Полоцке, Каменецкой башни в Каменце, дворцово-паркового ансамбля в г. Гомеле, железнодорожного вокзала в г. п. Бигосово, Августовского канала. Продолжаются работы по восстановлению дворцово-паркового ансамбля в Несвиже, замкового комплекса в г. п. Мир, бывших соляных складов в Витебске, дворца Потемкина в Кричеве, Национального Большого театра оперы и балета и других [12].
По представленным Республикой Беларусь материалам, в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включены: замковый комплекс «Мир» в г. п. Мир Гродненской области, архитектурно-культурный комплекс резиденции Радзивиллов в Несвиже, два трансграничных объекта – Беловежская пуща и геодезические пункты «Дуги Струве». В настоящее время совместно с Республикой Польша подготовлено досье по объекту «Августовский канал – творение человека и природы» для предоставления в Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. В стадии подготовки находятся материалы по другим знаковым объектам наследия высшей категории ценности, таким как Брестская крепость, дворцово-парковый ансамбль в Гомеле, памятники архитектуры Полоцка XI–XVIII веков.
Одной из основополагающих сфер формирования и развития национальной культуры и искусства является фестивальное движение. На международной арене современную и традиционную культуру Беларуси ярко и самобытно представляет фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске». В «Славянском базаре в Витебске» приняли участие представители 32 стран, всего 4,8 тыс. человек. Действовали 11 фестивальных площадок, проведено 85 культурно-массовых мероприятий, которые посетили более 150 тыс. человек. Свидетельством широкого общественного признания этой культурной акции является растущий рейтинг официального сайта фестиваля, которым интересуются в 148 государствах мира [12].
Заметный вклад в популяризацию белорусской музыки внесли фестивали искусств в культурно-исторических центрах Беларуси – Гомеле, Гродно, Бресте, Поставах, Заславле, Несвиже, Мире, Мстиславле, Турове.
Важным элементом национальной культуры являются традиции и уклад сельской жизни. В Беларуси основу для развития культуры на селе составляют клубные учреждения. Это около 3 тыс. клубов, домов и дворцов культуры, 44 центра культуры и досуга, 63 дома (центра) фольклора, народного творчества, национальной культуры, 30 домов (центров) ремесел, народных мастеров, 332 других учреждения (клубы-библиотеки, клубы-музеи, культурно-спортивные центры, клубы культурно-социальных услуг, автоклубы и т. д.) [12].
В рамках Государственной программы возрождения и развития села на 2011-2016 гг. проводится работа по созданию новых типов сельских учреждений культуры. К 2016 году по республике их будет сформировано не менее 186. В основном это реорганизация и перепрофилирование существующих заведений, не требующие финансовых затрат и увеличения штатной численности. Получают развитие комплексные, многопрофильные клубные учреждения, все чаще открываются такие востребованные на селе заведения, как центры культуры и досуга, культурно-спортивные центры, ориентированные на детей и молодежь. В работе кружков, коллективов любительского творчества, созданных при клубах, принимают участие около 210 тыс. человек. Из этого количества более половины составляют дети (54,6%). В сельской местности функционируют 223 школы искусств. Постепенно производится компьютеризация сельских библиотек. С начала реализации госпрограммы 371 сельская библиотека обеспечена компьютерами с организацией электронной почты и подключением к сети Интернет [12].
Для широкого приобщения сельчан к профессиональному искусству в агрогородках открыто 114 филармонических и театральных площадок на базе приведенных в надлежащее состояние и реконструированных сельских домов культуры [12].
Согласно Антоновой Н.Б. основными проблемами в области развития культуры являются:
оказание государственной финансовой поддержки учреждениям культуры, особенно районным и сельским;
формирование бюджетных расходов на основе минимальных социальных стандартов при определении минимальных услуг учреждений культуры, которые должны предоставляться в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» бесплатно за счет средств бюджета;
создание условий для расширения внебюджетных источников финансирования учреждений культуры на основе расширения платных услуг, привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, развития меценатства и спонсорства [1, c. 762].
Для решения многочисленных проблем в сфере культуры в республике разработан ряд программ: целевая долгосрочная программа «Культура»; «Республиканская программа государственной поддержки народного искусства, народных промыслов (ремесел)».
В программе «Культура» определены стратегические направления и важнейшие задачи по дальнейшему развитию отрасли. Исходное, главное направление - это историческое освоение глубинных народных истоков и традиций белорусской национальной культуры с учетом того, что она прежде всего сохранялась и развивалась не в верхних слоях общества (терявших белорусскость при вышеуказанных негативных исторических ситуациях), а в языке, традициях, образе жизни и быта, обрядах народа, особенно в сельской местности.
Государственная программа «Культура» включает в себя проекты, непосредственно разрабатываемые Министерством культуры:
подготовку кадров культуры для работы в новых социально-экономических условиях;
концепцию профессионального образования в области искусства;
народное творчество, традиции и современность;
связь белорусской культуры с мировой культурой;
выявление, охрану и изучение памятников материальной культуры;
культуру и религию;
принципы функционирования национальной культуры в новых экономических и социально-правовых условиях и др.
В условиях ограниченных ресурсов основной акцент Министерство культуры делает на повышение эффективности использования выделяемых ресурсов, создание условий для частичного самофинансирования учреждений культуры, концентрацию средств на приоритетных социально значимых видах деятельности культуры.
В Законе о культуре для финансового обеспечения мероприятий по возрождению, сохранению и дальнейшему развитию национальной культуры в области государственного финансирования Министерством культуры предусматривается [11]:
усовершенствовать структуру и порядок формирования бюджетных расходов на культуру на основе использования системы нормативов расходов на содержание единицы отдельных видов учреждений культуры, расходов в расчете на одного жителя определенного региона (населенного пункта);
финансировать, в первую очередь, целевые программы, проекты и другие государственные заказы, прошедшие конкурсную апробацию (целевые трансферты);
создавать различные резервно-стимулирующие фонды с выделением в их составе грантов (объемов финансовых средств) и предоставлять их как организациям культуры, так и отдельным выдающимся деятелям культуры (индивидуальные гранты);
субсидировать сферу культуры в рамках социально-экономических программ, финансируемых совместно из республиканского и местных бюджетов, а также на основе совместного финансирования отдельных организаций культуры и инвестиционных проектов;
создавать межведомственные программы субсидирования сферы культуры;
развивать финансирование сферы культуры на основе партнерского участия государства и спонсоров;
повысить самостоятельность учреждений и организаций культуры в финансово-хозяйственной деятельности.
Особо важной является проблема привлечения дополнительных финансовых средств в сферу культуры. Основными направлениями в реализации этой задачи могут быть:
развитие хозрасчетной (коммерческой) деятельности через систему платных услуг;
стимулирование привлечения дополнительных средств методами налоговых льгот как для учреждений и организаций культуры, отдельных работников культуры, так и для финансовых «доноров» учреждений культуры;
активное привлечение средств предприятий, организаций в сферу культуры;
использование международных займов и иностранных инвестиций, а также средств международных финансовых организаций.
Следует отметить, что сегодня в республике финансирование отрасли осуществляется посредством самых разнообразных и, в том числе, нетрадиционных форм: системы грантов, банковского кредитования, льготного налогообложения и др.
В целях стимулирования труда творческой интеллигенции, социальной поддержки наиболее значимых проектов и программ в области культуры и искусства с 1998 г. в республике учреждены специальные ежегодные премии Президента Беларуси в размере 100 минимальных заработных плат каждая за высокие творческие достижения и гранты Президента за создание произведений культуры и искусства. При этом выделяются индивидуальные и коллективные гранты.
Учитывая важную роль культуры в формировании личности и ограниченность финансовых ресурсов на современном этапе развития, для дальнейшего развития отрасли необходимо:
обеспечить стабильную государственную поддержку ведущим учреждениям и деятелям культуры и искусства;
закрепить минимум услуг, предоставляемых населению за счет средств бюджета, и утвердить их перечень в соответствии с Законом Республики Беларусь «О минимальных социальных стандартах».
создать условия для расширения внебюджетных источников финансирования, оказания платных услуг населению, привлечения средств зарубежных инвесторов, банковского капитала, меценатства и спонсорства.
Таким образом, по результатам исследования, проведенного в курсовой работе, были сделаны следующие выводы.
В курсовой работе были рассмотрено развитие сферы культуры Республики Беларусь на современном этапе, ее государственное управление;
Было выявлено, что система учреждений культуры и искусства является одним из самых необходимых государственных институтов, поскольку он обеспечивает населению духовную свободу и формирует национальное самосознание. Культура в составе отраслей социальной инфраструктуры является самостоятельной отраслью со своей спецификой.
При исследовании зарубежного опыта поддержки и сохранения культуры было выявлено, что задачей государственного уровня управления сферой культуры является разработка систем законов, формирующих правила, нормы поведения субъектов хозяйствования, а необходимым требованием эффективного государственного регулирования, является системность и логическая урегулированность всех элементов системы сферы культуры.
По результатам исследования,
проведенного в первой главе курсовой
работы был сделан вывод, что в современных
условиях переход от сугубо административно-
2. При оценке реализации программы по сохранению культуры в крупных и малых городах Республики Беларусь были выделены основные задачи государственной культурной политики: позиционирование Республики Беларусь как одного из центров восточнославянской цивилизации и неотъемлемой части европейского сообщества, воспитание патриотов и достойных граждан нашей страны, приумножение духовного богатства народа, создание равных условий для реализации творческих способностей и обеспечение разнообразия культурных услуг.
3. Основными проблемами в области развития культуры являются:
оказание государственной финансовой поддержки учреждениям культуры, особенно районным и сельским;
формирование бюджетных расходов на основе минимальных социальных стандартов при определении минимальных услуг учреждений культуры, которые должны предоставляться в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных минимальных социальных стандартах» бесплатно за счет средств бюджета;
создание условий для расширения внебюджетных источников финансирования учреждений культуры на основе расширения платных услуг, привлечения отечественных и зарубежных инвесторов, развития меценатства и спонсорства.