Пути совершенствования механизма управления муниципальной собственностью городского округа г. Воронеж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 22:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного дипломного проекта, главным образом, будет являться выявление необходимости проведения организационных изменений, изучение этой проблемы и разработка предложений основных направлений организационных изменений на конкретном предприятии.
Главной задачей разработанного проекта является разработка предложений проведения организационных изменений для совершенствования существующей организационной структуры на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 7
1.1. Причины изменения организационной структуры 7
1.2. Сопротивление организационным изменениям и его причины 11
1.3. Анализ и проектирование организационной структуры 13
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 31
2.1. Общая характеристика и устав организации 31
2.2. Организационная структура управления организации 37
2.3. Выявление проблем и недостатков в системе управления
ООО «Весна» 39
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЯМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ООО «Весна» 46
3.1. Предложения по изменениям организационной структуры
ООО «Весна 46
3.2. Эффективность и расчет эффективности изменений
организационной структуры ООО «Весна» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60 ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

организационная система предприятия.doc

— 548.00 Кб (Скачать файл)

М. Мескон определяет следующий  подход (последовательность действий) при проектировании структуры управления:

-осуществить деление  организации по горизонтам на  блоки, соответствующие направленности деятельности по реализации стратегии. Определить, какие виды деятельности линейные, какие штатные;

-установить соотношение  полномочий должностей. Определить  уровни иерархии;

-определить должностные  обязанности.

Кроме того, при проектировании организационной структуры имеет место определение следующих вопросов:

-формализация управления, то есть насколько необходимо  формальное взаимодействие.

-уровень принятия  решений: где, кто, когда.

-системность организационной  структуры 

А. Файоль так сформулировал принципы хорошей организации:

-единство управления  – независимо от структуры  ответственность несёт за всё  один человек;

-скалярный метод передачи  полномочий. Полная ответственность  предполагает право не только  управлять но и делегировать полномочия;

-единство подчинения  – у каждого только один  начальник;

-принцип соответствия: делегированные полномочия соответствующей  условно ответственности;

-масштабы управления, число подчинённых лимитировано; Эффективность и надёжность коммуникативных связей;

-принцип ориентированности  – организации строятся на  основе задач и не зависят  от субъективных факторов;

-избирательность –  руководитель получает информацию, относящуюся к исключительному  типу, то есть выходящую за  рамки плана и требующую корректирования действий;

-дифференциация труда:  линейный, штабной принцип; квалифицированный  и мало квалифицированный труд;

-сегментация и специализация  – разбивка структуры на простые  и специализированные составляющие (специалист по налогам, специалист  по учёту движения материальных средств и т. д.);

-контроль за операциями  – должен быть орган, следящий  за ходом дел и выполнением  распоряжений;

-планирование предшествует  делу;

-гибкость – структура  отвечает ситуации;

-доступность уровней  управления – сотрудник имеет возможность обратиться к любому руководителю по вопросам работы.

Особое значение имеет  характер влияния внешней среды  на построение организации и всю  систему связей элементов структуры  с элементами внешних воздействий. Системность самого подхода к  формированию структуры проявляется в следующем:

а) не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения  которых реализация целей окажется неполной;

б) выявить и взаимоувязать  применительно к этим задачам  всю систему функций, прав и ответственности по вертикали управления — от генерального директора предприятия до мастера участка;

в) исследовать и организационно оформить все связи и отношения  по горизонтали управления, т.е. по координации  деятельности разных звеньев и органов  в связи с выполнением общих текущих задач и реализацией перспективных межфункциональных программ;

г) обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали  управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условии  соотношения централизации и  децентрализации в управлении.

Все это требует тщательно  разработанной поэтапной процедуры  проектирования структур, детального анализа и определения системы  целей, продуманного выделения организационных  подразделений и форм их координации.

Применявшиеся до последнего времени методы построения организационных структур управления характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, гипертрофированным использованием типовых решений, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы, наборы функций и состав подразделений, отличающихся только по численности. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность персонала вместо целей организации; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях; упор на исполнение неизменных функций в отрыве от менявшихся задач; устаревшие схемы и штаты как усредненные показатели существующих организаций без анализа их недостатков и пригодности.

Одним из главных недостатков  применявшихся методик являлась их функциональная ориентация, строгая  регламентация процессов управления, а не их результатов. Однако в условиях рыночных отношений состав и содержание функций управления становятся неустойчивыми. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления приобретают зачастую более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации.

Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному  определению функций управления и нормативов численности как  части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков  на более общие принципы проектирования организаций. Прежде всего, он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления.

Многообразие целей  как на высшем, так и на среднем  и низших уровнях организации обычно не может быть сведено к одному измерителю. Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах, в любом случае каждая цель отражает одну из объективно необходимых сторон функционирования и развития организационной системы. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным.

На рисунке 1.4 показана общая последовательность перехода от целей организации к ее структуре.

Применительно к реализации системных принципов формирования внутренней структуры аппарата управления следует учитывать, что организационная  структура является сложной характеристикой системы управления.

В единой системе должны рассматриваться и различные  методы формирования организационных  структур управления, многие из которых  появились лишь в последние годы. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы построения организационной структуры аппарата управления и должен применяться в органическом сочетании с другими.

Содержание процесса формирования организационной структуры в  значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих процедур, документов, закрепляющих и регулирующих формы, методы.

Рис. 1.4. - Переход от целей организации к ее структуре

 

Весь этот процесс  можно организовать по трем крупным  стадиям:

1) формирование общей  структурной схемы аппарата управления;

2) разработка состава  основных подразделений и связей  между ними;

3) регламентация организационной структуры.

Формирование общей  структурной схемы во всех случаях  имеет принципиальное значение, поскольку  при этом определяются главные характеристики организации, а также направления, по которым должно быть осуществлено более углубленное проектирование как организационной структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного экономического механизма, способов переработки информации, кадрового обеспечения).

К принципиальным характеристикам  организационной структуры, которые  определяются на этой стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению; общую спецификацию функциональных и программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях; основные формы взаимоотношений данной организации с окружающей средой; требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.

Основная особенность  второй стадии процесса проектирования организационной структуры управления — разработка состава основных подразделений  и связей между ними — заключается  в том, что предусматривается  реализация организационных решений  не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и вплоть до самостоятельных (базовых) подразделений аппарата управления, распределения конкретных задач между ними и построения внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения могут иметь свою внутреннюю структуру.

Третья стадия — регламентация  организационной структуры —  предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава  внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях, в том числе на основе автоматизированной обработки информации; разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.

Структура управления производственно-хозяйственной  организацией как объект проектирования — сложная система.

Она сочетает в себе как  технологические, экономические, информационные, административно-организационные взаимодействия, которые поддаются непосредственному анализу и рациональному проектированию, так и социально-психологические характеристики и связи. Последние определяются уровнем квалификации и способностей работников, их отношением к труду, стилем руководства.

Специфика проблемы проектирования организационной структуры управления состоит в том, что она не может  быть адекватно представлена в виде задачи формального выбора наилучшего варианта организационной структуры по четко сформулированному, однозначному, математически выраженному критерию оптимальности. Это — количественно-качественная, многокритериальная проблема, решаемая на основе сочетания научных, в том числе формализованных, методов анализа, оценки, моделирования организационных систем с субъективной деятельностью ответственных руководителей, специалистов и экспертов по выбору и оценке наилучших вариантов организационных решений.

Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений.

Проектирование организационных  структур управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих  методов:

а) аналогий;

б) экспертно-аналитического;

в) структуризации целей;

г) организационного моделирования.

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (целями, типом технологии, спецификой организационного окружения, размером и т.п.) по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относится выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения.

Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно-хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления, которые исходя из конкретного опыта или научных обоснований доказывают свою эффективность для определенного набора исходных условий. Второй подход представляет, по сути, типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношениях звеньев аппарата управления и отдельных должностей в четко определенных условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей.

Типизация решений является средством повышения общего уровня организации управления производством, направленным на стандартизацию и унификацию организационных форм управления, ускорение внедрения наиболее рациональных, прогрессивных форм. Типовые организационные решения должны быть, во-первых, вариантными, а не однозначными, во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной периодичностью и, наконец, допускающими отклонения в случаях, когда условия работы организации отличаются от четко формулированных условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма организационной структуры управления.

Экспертно-аналитический  метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации  силами квалифицированных специалистов с привлечением ее руководителей  и других работников для того, чтобы  выявить специфические особенности, проблемы, "узкие места" в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Данный метод, являющийся наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в тесном сочетании с другими (в особенности методами аналогий и структуризации целей) и имеет многообразные формы реализации. В первую очередь, к ним относится осуществление диагностического анализа особенностей, проблем, "узких мест" в системе управления действующей производственно-хозяйственной организации или в организациях, аналогичных вновь создаваемой, с тем, чтобы предусмотреть организационное решение выявленных проблем в разрабатываемой структуре управления. Сюда же относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами (ранговой корреляции, факторного анализа обработки списков и т.п.).

Информация о работе Пути совершенствования механизма управления муниципальной собственностью городского округа г. Воронеж