Развитие сферы услуг на международном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является: изучить проблему и специфику развития сферы услуг.
Задачей исследования является: анализ научной и публицистической литературы по данной теме; анализ теоретического материала об основных понятиях мировой торговли услугами, динамика и структура мировой торговли, виды услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………..4-5
Глава 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Понятие мировой торговли услугами и её значение.…………………6-11
1.2. Динамика и структура мировой торговли услугами………………..11-17
1. 3. Международная торговля услугами…..……………………………….17-22
Глава 2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПОРТ ТОЛЬЯТТИ»
2.1 Анализ общей характеристики предприятия «Порт Тольятти»………23-24
2.2 Деятельность ОГР «Порт Тольятти»……………………………………25-27
2.3 Организационная структура предприятия «Порт Тольятти»……………..27
2.4 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия «Порт Тольятти»……………………………………………………………………..28-31
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ОАО «Порт Тольятти»……………..32-33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...35-36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ2.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТАНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ

«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  имени В. Н. ТАТИЩЕВА (институт)»

 

Факультет – экономический

Специальность – менеджмент организации

Кафедра – менеджмент организации

 

 

 

 

 

Курсовой проект

по дисциплине « Управление предприятием сферы услуг »

на тему: «Развитие сферы услуг на международном рынке».

 

 

Студента 4 курса

Группы ЭМ-402

Жирнова М.А.

 

 

Научный руководитель:

Преподаватель:

Чапурина Е. В.

 

Допуск к защите                                                                  Дата сдачи  _________

Руководитель                                                                       Дата защиты_______ _________

”___”_______2008                                                             Оценка  _________

 

 

 

 

 

 

Тольятти, 2009

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………..4-5

Глава    1 ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ  СФЕРЫ УСЛУГ  В УСЛОВИЯХ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

  1. Понятие  мировой торговли услугами и её значение.…………………6-11
    1. Динамика и структура мировой торговли услугами………………..11-17
  2. 3. Международная торговля услугами…..……………………………….17-22

Глава 2.  Анализ предприятия ОАО «Порт Тольятти»

2.1 Анализ общей характеристики предприятия «Порт Тольятти»………23-24

2.2 Деятельность ОГР «Порт Тольятти»……………………………………25-27

2.3 Организационная структура предприятия «Порт Тольятти»……………..27

2.4 Анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия «Порт  Тольятти»……………………………………………………………………..28-31

Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ОАО «Порт Тольятти»……………..32-33

Заключение………………………………………………………………….34

Список  использованных источников………………………...35-36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одной  из  важнейших  закономерностей  развития  экономики  во  всем  мире  является  взаимосвязь  экономического  роста  и  повышения  роли  услуг  в  национальной  экономики.  Это  находит  выражение  в  увеличении  доли  трудовых,  материальных  и  финансовых  ресурсов,  используемых  в  сфере  услуг.

По  мере  развития  общества,  роста  производительных  сил  происходит  определенное  развитие  сферы  услуг.  Наблюдается  увеличение  занятости  в  этой  сфере,  рост  технической  оснащенности  труда,  внедрение  все  более  совершенных  технологий.  В  настоящее  время  роль  услуг,  как  одного  из  важнейших  секторов  экономики,  очень велика  и актуальна.  Это связано с усложнением производства,  насыщением  рынка товарами  как повседневного,  так  и  индивидуального  спроса,  с  быстрым  ростом  научно-технического  прогресса,  который  ведет  к  нововведениям  в  жизни  общества.  Все это невозможно  без  существования  информационных,  финансовых,  транспортных,  страховых  и  других  видов  услуг.  Также  услуги  являются  неотъемлемым  составляющим  торговли  товарами  (  особенно  технически  сложными  ),  т.  к. сбыт  товара  требует все более развитой  сети,  которая состоит в основном  из  услуг,  оказываемых во  время реализации  и услуг послепродажного обслуживания.

В  условиях  развития  рыночных  отношений,  а  также  экономических  и  политических  катаклизмов,  происходящих  в  нашей  стране,  наблюдаются  и  существенные  изменения  в  сфере  услуг.  При  сложившихся  кризисных  обстоятельствах  в  России  значительно  возрастает  объем  услуг,  специфически  присущих  рыночной  экономике.  Увеличился  спектр  услуг,  связанных  с  управлением  и  содержанием  органов  государственной  власти,  а  также  правоохранительных  органов.   

По  мере  интеграции  экономики  страны  в  мировое  экономическое  пространство  происходит  развитие  импорта  и  экспорта  услуг,  появление  принципиально  новых  технологических  основ  функционирования  целого  ряда  услуг,  в  том  числе  информационных.

По  международным  данным  статистики  свыше  40%  иностранных  инвестиций  вкладываются  в  развитие  сферы  услуг,  что  подтверждает  актуальность,  интерес  и  видение  перспективы  развития  данного  сектора  экономики.

Целью курсового проекта  является:  изучить  проблему  и  специфику  развития  сферы  услуг.

Задачей  исследования  является:  анализ  научной  и  публицистической  литературы  по  данной  теме;  анализ теоретического  материала об  основных  понятиях мировой торговли услугами, динамика и структура мировой торговли,  виды  услуг. 

        Таким  образом,  объектом  исследования является  экономико-  статистическая  информация  Самарской области;  предметом  исследования  -  сфера услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава    1 ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ  СФЕРЫ УСЛУГ  В УСЛОВИЯХ  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

1.1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение

    Услуги – это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

   Одной из важнейшей  закономерностей развития экономики  во всем мире является взаимосвязь  экономического роста и повышения  роли услуг в национальной  экономике. Это находит выражение  в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

   Торговля услугами также широко развита, как и международная торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

неосязаемость

невидимость

неразрывность производства и потребления

неоднородность и изменчивость качества

неспособность услуг  к хранению

   Именно в силу  неосязаемости и невидимости  большинства услуг торговлю ими  иногда называют невидимым экспортом  или импортом. Однако и в этом  случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

    В отличие  от товаров услуги производятся  и потребляются в основном  одновременно и не подлежат  хранению. В связи с этим требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю.  Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

    Все многообразие  услуг в современной развитой  экономике можно сгруппировать  в несколько крупных, функционально более или менее однородных подразделений общей весьма разнородной структуры:

Транспорт:

пассажирский (международная  перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих  услуг)

грузовой (международная  перевозка грузов)

Поездки:

деловые (товары и услуги, приобретаемые нерезидентами, путешествующими  по делу: командировки)

личные (например, туризм)

Связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи  между резидентами и нерезидентами)

Строительство

Страхование

Финансовые услуги

Компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области  компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

Роялти и лицензионные платежи

Другие бизнес – услуги:

посреднические услуги

лизинг

прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.)

  Личные, культурные, рекреационные услуги:

аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)

прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

  Правительственные  услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые  международными организациями по  сохранению мира)

   В рамках сферы  услуг объединяется широкий круг  видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребления общества в целом. К концу 90-х годов сфера услуг в ведущих зарубежных странах выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, деловых и социально-культурных услуг достигла 62 – 74 % в ВВП, 63 – 75 % - общей численности занятых и превысила 50% общего объема капиталовложений (без жилищного строительства). Все большее значение приобретает производство услуг на зарубежных филиалах ТНК, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.

   Одна из главных  закономерностей общественного  развития – опережающий рост  сферы услуг в сравнении с  материальным производством и  расширение ее хозяйственных  позиций. В услугах формируются  такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и т.п.   Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса.

   20% всей мировой  торговли приходится на торговлю  услугами.

    На протяжении  двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров. Такое соотношение является характерным как для экономически развитых, так и для развивающихся стран, где значение данного показателя составляет соответственно 73 и 65%. Примерно аналогичные тенденции были характерны в этот период и для других структурных показателей многих стран, которые и определили в результате структурные изменения в мировой экономике. Например, в наиболее развитых странах мира доля занятых в сфере услуг в настоящее время составляет более 70% от общей численности занятых в экономике, а доля производственных фондов основных отраслей данной сферы превышает 60-ти процентный уровень. Одновременно, как показывает анализ, в этот период в мировой торговле наблюдается постоянное увеличение объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг.

   В наиболее  общем виде оценить участие  страны в мировой торговле  услугами можно с помощью показателя  ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет  максимальное значение у ведущих  промышленно развитых стран.

   Зависимость экономики страны от торговли услугами показывает удельный вес торговли услугами в ВВП страны. Например, его величина в середине 90-х годов колебалась в пределах 10 – 15% для Великобритании, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции и в пределах 5 – 10% для США, Канады, Германии, ЮАР, Австралии, Японии.

   Роль услуг  в экономике стран оценивается  также с помощью индекса, рассчитанного  как отношение доли экспорта  товаров к доли экспорта услуг  в ВВП стран. Чем меньше индекс, тем большее значение имеют  услуги.

    Определение  доли экспорта услуг в торговле  услугами наглядно укажет на  страны нетто-экспортеры и импортеры  услуг. Так, отрицательное сальдо  баланса услуг Германии – крупнейшей  участницы мировой торговли услугами  – является для нее на протяжении многих лет существенной проблемой.

   Внешнеторговая  квота (отношение торговли услугами  к доле сферы услуг в ВВП), а также показатель торговли  услугами страны в расчете  на душу населения показывают  степень открытости экономики  во внешнеэкономических связях страны в сфере услуг.

Информация о работе Развитие сферы услуг на международном рынке