Развитие сферы услуг на международном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является: изучить проблему и специфику развития сферы услуг.
Задачей исследования является: анализ научной и публицистической литературы по данной теме; анализ теоретического материала об основных понятиях мировой торговли услугами, динамика и структура мировой торговли, виды услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………..4-5
Глава 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
1.1. Понятие мировой торговли услугами и её значение.…………………6-11
1.2. Динамика и структура мировой торговли услугами………………..11-17
1. 3. Международная торговля услугами…..……………………………….17-22
Глава 2. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ПОРТ ТОЛЬЯТТИ»
2.1 Анализ общей характеристики предприятия «Порт Тольятти»………23-24
2.2 Деятельность ОГР «Порт Тольятти»……………………………………25-27
2.3 Организационная структура предприятия «Порт Тольятти»……………..27
2.4 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия «Порт Тольятти»……………………………………………………………………..28-31
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ОАО «Порт Тольятти»……………..32-33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...35-36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ2.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

   Достаточно информативным  является коэффициент относительной  экспортной специализации стран  на торговле услугами, рассчитанный  как отношение экспорта услуг  страны в ее общем экспорте  к доле экспорта услуг страны  в мировом экспорте услуг. Он позволяет установить степень специализации стран на экспорте услуг. Так, наименьшее значение этого показателя свидетельствует о высокой степени развитости экономики, в которой сфера услуг и торговля ими растут наряду с ростом производства и товарной торговли.

 

Однако сфере услуг, международной торговле услугами  оказывалось недостаточное внимание учеными, особенно в последние годы. В связи с растущими масштабами мирового обмена услугами возникает  необходимость создания международных  механизмов регулирования. Наиболее важным направлением является работа по выполнению условий Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

   В настоящее  время Всемирная торговая организация  ведет список отраслей услуг,  по которым страны выражают  согласие с либеральным режимом доступа на национальный рынок для зарубежных партнеров. Из 12 отраслей, согласно классификации ВТО, к наиболее «открытым» в мире относится туризм. Кроме того, многие страны считают, что положительный эффект может принести либерализация рынка деловых и финансовых услуг. В либерализации рынков услуг заинтересованы  развитые страны, стремящиеся к дальнейшему расширению экспорта.

1.2. Динамика и  структура  мировой торговли услугами.

        Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.

   В последние  два десятилетия появился ряд  новых весьма весомых долговременных  стимулов  развития сферы услуг.  Многоплановое воздействие на  услуги оказывает современная  научно-техническая революция. На  основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок. Развитие услуг оживляют и проводимые во многих странах приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, финансовых и страховых услуг), а также либерализация внешнеэкономических операций.

  Сильным стимулом  развития ряда услуг послужила  крупномасштабная структурно-технологическая  перестройка материального производства  в развитых зарубежных странах  в 80-е гг. В ее ходе намного  выросли потребности промышленных компаний в высококачественных деловых услугах, связанные с разнообразными и сложными проблемами их реструктуризации и развития – техническими, сбытовыми, управленческими и т.д. Одновременно из состава крупных фирм в массовом порядке выделялись и переходили на самостоятельный бизнес их непрофильные подразделения, специализирующиеся на услугах. Итогом взаимодействия и взаимовлияния долговременных  и преходящих факторов было существенное повышение вклада отраслей услуг в экономический рост, эффективность хозяйства, социальный прогресс и глобализацию хозяйственной жизни.

   В параметрах  экономической динамики действие  этих факторов проявлялось в  расширении спроса на услуги  со стороны основных агентов  хозяйственного процесса.

   Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

   Что касается  региональной структуры мировой торговли услугами, то Северная Америка и Азия более динамично увеличивали свое участие в обмене услугами, чем Западная Европа. Хотя Североамериканский и Западноевропейский регионы сохранили экспортную специализацию в этой сфере:

      Среди развивающихся стран в международной торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, о. Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий ее объемы более чем в 6 раз.

   Вторую группу  составляют страны, для которых  производство услуг является  главным направлением развития  экономики. Как правило, это  островные или малые государства. Для них характерна ярко выраженная специализация на туристических, финансовых либо транспортных услугах. В целом последние два десятилетия эти страны развивались по пути углубления своей специализации.

   Третья группа  объединяет наименее развитые  страны, являющимися экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т.д.). Для них торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%.

   Для государств  Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на  некоторое наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.

   Быстрее всего в этой отрасли развиваются компьютерные услуги, формирующие базовые черты новой экономики и, в конечном счете, определяющие конкурентоспособность страны на мировом рынке. Компьютеризация и информатизация экономического пространства выходят на одно из ведущих мест в современной мировой инфраструктуре. Эта тенденция подтверждает ставшее уже крылатым выражение «кто владеет информацией, тот владеет миром». В наши дни информация является таким же важным фактором производства, как земля, труд и капитал. Многие фирмы начали ощущать нехватку информации для управления деятельностью своих предприятий, и прежде всего для выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных направлений производства и сбыта. Повышение спроса на информацию вызвано также общим усложнением структуры управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных решений на основе прогнозной информации. Спрос на информационные технологии, современные компьютеры и офисное оборудование в последние годы оказывает существенное влияние на динамику и структуру мировой торговли.

   Ведущие позиции во внедрении  и использовании электронно-вычислительной  техники и информационных технологий  занимают промышленно развитые  страны, на долю которых в 1993 г. приходилось 80% всего мирового компьютерного парка. При этом доля США на мировом рынке информационных услуг составляет свыше 50%, что значительно больше доли этой страны, например, в товарной торговле (12%). На втором месте находится Япония, объем операций купли – продажи информационных услуг в которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд. долларов, т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. В настоящее время в промышленно развитых странах наступает новая эпоха – сетевой компьютеризации. Мощный толчок этому процессу с середины 90-х гг. дает транснациональная сеть Интернет.

   Новая информационная технология, представленная услугами Интернет, получила широкое признание в  деловой сфере, где наибольшей  популярностью пользуется электронная  почта, экономическая отдача которой наиболее наглядна. Полезность web-страниц в качестве инструмента маркетинга уже не вызывает сомнений. Они имеют неограниченный потенциал в рекламе предлагаемых компаниями продуктов и услуг.  Но поиск эффективных направлений использования услуг Интернет в бизнесе только начинается, и в недалекой перспективе следует ожидать разработки новых видов услуг сети, специализируемых для нужд различных секторов экономики.

   Еще одним видом услуг  на мировом рынке является  реклама. Реклама играет значительную роль в международной торговле, поскольку на мировых товарных рынках действует сейчас большое количество фирм, которым необходимо рекламировать свою продукцию. В то же время реклама из придатка к торговле превратилась в самостоятельную, очень прибыльную сферу бизнеса.

   Стремительно растет консультационный  бизнес, функцией которого является  разработка и предоставление  клиентам научных решений самых  разных хозяйственных проблем  в виде информации, экспертизы, консультаций  или прямого участия по контрактам в управлении, изучении рынков, разработке и реализации мер по повышению эффективности и т.п. Ускоренно развивается и ряд нетехнических видов деловых услуг – службы по подбору персонала (в т.ч. для временных работ), а также по обеспечению связей фирм с общественностью, поддержанию на производстве нормального социального климата и т.д.

   В динамичное ядро рассматриваемой  сферы во многих странах входят  также связь и телекоммуникации. В первую десятку стран, которые имеют наиболее развитые системы связи и телекоммуникаций, отвечающие мировым стандартам, входят Сингапур, Новая Зеландия, Финляндия, Дания, США, Гонконг, Швеция, Турция, Норвегия, Канада.

   В настоящее время также  динамично развиваются кредитно-финансовые  и страховые услуги. Мировой опыт показывает, что страхование – это эффективный инструмент концентрации и вовлечения в хозяйственную деятельность средств корпоративных организаций и частных лиц, оказывающий стабилизирующее воздействие на экономику. В промышленно развитых странах отношение к рынку страховых услуг определяется как к стратегическому сектору экономики  и мощному фактору положительного воздействия на нее. Наиболее развитой страной в отношении рынка страховых услуг являются США, доля рынка которых составляет 48,68% в мировом рынке страховых услуг, а также Япония – 11,25%, Германия – 10,19%, Великобритания – 5,93%.[14]

   Используя передовые информационные  технологии и возможности, открываемые  политикой дерегулирования и  либерализации рынков, все эти  отрасли в последние 15 – 20 лет вышли на качественно новый виток в своем техническом оснащении, уровне и качестве обслуживания производства и населения и ныне играют решающую роль в стремительном процессе глобализации хозяйственной жизни.

   В услугах социально-культурного  профиля по темпам лидируют социальные услуги тем категориям населения, которые нуждаются в непосредственной помощи и поддержке общества – инвалидам, престарелым. Научно-технический прогресс, повышение жизненного уровня населения и расширение государственных программ медицинского обслуживания стимулируют развитие сферы здравоохранения. Устойчивые темпы характерны и для сферы образования. Эти отрасли образуют крупный сектор современной сферы услуг. Расходы на образование в ведущих западных странах в последние годы варьировали в пределах 4,9 – 7,1% ВВП, на здравоохранение – 7,2 – 14,2 %. В группу быстродействующих отраслей входят также различные виды обслуживания свободного времени населения, его культурных и социальных запросов. Здесь первенство по динамике держит кинопроизводство, видео - и аудиобизнес, различные формы активного отдыха и, прежде всего, туризм, доля которого в стоимости экспорта услуг превышает 1/3. Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики. Однако информация о развитии международного туризма не является абсолютно точной, поскольку достаточно сложно измерить туристические потоки. Из-за отсутствия единого способа их учета значительно осложняется сопоставление статистических данных между странами.

   Международный туризм приобрел всемирный характер.

   В последнее время обнаруживается неоднозначное и возрастающее влияние на торговлю электронной коммерции. В результате в одних странах позиции транспорта и торговли в хозяйстве продолжают расширяться, в других – они стабилизировались или даже сокращаются. Примерно аналогичная динамика типична для таких крупных и зрелых отраслей, как гостиничное хозяйство и авторемонтный бизнес, развитие которых сводится в основном к технической и организационно-структурной модернизации.

   Целый ряд услуг –  общественное питание, ремонт  бытовой техники, одежды, обуви, прачечные, химчистка – развиваются сравнительно низкими темпами. Под воздействием конкуренции со стороны товаров – заменителей и изменений в уровне и стиле жизни их доля в макроэкономических показателях в большинстве стран сокращается. Купить новый и модный товар зачастую дешевле, а потому и предпочтительнее, чем ремонтировать старый. Немаловажное значение имеет непрерывное обновление, совершенствование и расширение ассортимента бытовой техники, химических товаров, продовольствия, а также их ценовые преимущества с учетом удобства и экономичности в потреблении.

   В зависимости от национальной  специфики производство услуг,  особенно социально-культурных, в  разных странах распределяется  между частным и государственным  секторами в различных пропорциях. Но в последние 20 – 30 лет в большинстве стран рост услуг концентрировался в частном секторе. В государственном секторе объемы их производства относительно сокращались или стабилизировались в соответствии с неконсервативными программами сокращения госрасходов и мерами по разгосударствлению экономики.

   Отмеченные динамические  и структурные тенденции характерны  практически для всех развитых  стран, хотя национальная специфика  накладывает заметный отпечаток  на конкретные показатели. Таким  образом, в динамике и структуре услуг четко прослеживается сдвиг в сторону их более сложных, наукоемких видов и социальных услуг, обеспечивающих качество экономического роста, социальную стабильность и гуманизацию экономической жизни.

1.3.  Международная   торговля  услугами.

Услуги  являются  второй  составной  частью  счета  текущих  операций  после  товаров. 

Международная  торговля  услугами  тесно  взаимосвязана  с  процессом  их  производства,  поскольку  сам  процесс  производства  услуг  подразумевает  участие  обеих  сторон  -  резидента  и  нерезидента.

Основные  виды  международных  услуг  включают:  транспортные  услуги,  поездки  (туристические  услуги),  услуги  связи,  строительные  услуги,  финансовые  услуги,  компьютерные  и  информационные  услуги,  лизинговые  вознаграждения,  прочие  деловые  услуги,  услуги  физическим  лицам  и  услуги  в  сфере  культуры,  отдыха,  образования,  медицины,  государственные  услуги  и  прочие  виды  услуг  не  вошедшие  в перечисленные.

Информация о работе Развитие сферы услуг на международном рынке