Развитие форм предпринимательской деятельности в Вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть формы развития предпринимательской деятельности в высших учебных заведениях. Поставленная цель в работе достигается по средствам решения ряда задач среди которых:
рассмотреть сущность и понятие предпринимательской деятельности;
разобрать виды и формы предпринимательской деятельности;
проанализировать развитие форм предпринимательской деятельности в ВУЗах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Содержание предпринимательской деятельности…………………….4
1.1 Сущность и понятия предпринимательской деятельности………4
1.2 Виды и формы предпринимательства……………………………...5
2 Развитие предпринимательской деятельности в ВУЗе………………..12
2.1 Характеристика деятельности Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.14
2.2 Предпринимательская деятельность УрФУ………………………16
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Структура управления и формы предпринимательской деятельности Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина……….32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Статус бюджетного вуза в классификации организационно-правовых форм юридических лиц…………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Причинно-следственная связь объектов исследования и их характеристик…………35
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Обзор предпринимательской деятельности университетов в Европе………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие форм предпринимательсвта в ВУЗе.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Основные формы  коммерческих предприятий в экономически развитых странах. Это частнопредпринимательская фирма, партнерство и корпорация. Под «фирмой» понимается экономический субъект, который занимается производственной или иной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью.

Частнопредпринимательская фирма — это предприятие, владелец которого самостоятельно ведет дела в собственных интересах. Он управляет фирмой, получает всю прибыль, несет персональную ответственность по всем ее обязательствам.

Собственник фирмы  обладает правом найма и увольнения работников, заключает договоры, контракты. Преимущество частнопредпринимательской фирмы состоит в простоте ее организации, управления, в свободе действий, в достаточно сильной экономической мотивации (одно лицо получает всю прибыль). Недостатки такой фирмы — ограниченность финансовых и материальных ресурсов, отсутствие развитой системы внутренней специализации производства и управления, неограниченная ответственность.

Партнерство - это предприятие, фирма, организованная несколькими лицами, совместно владеющими и управляющими ею. Важнейшие права здесь принадлежат всем партнерам, однако может быть партнерство и с ограниченной ответственностью, когда наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой их вклада в дело (так называемые партнеры с ограниченной ответственностью) [6, с. 97-98].

В условиях партнерства  относительно легче решить финансовые вопросы, связанные с началом  и продолжением деятельности предприятия, фирмы. Здесь в большей мере, чем в частнопредпринимательской фирме, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Недостаток партнерства - разделение функций, вследствие чего может возникнуть несогласованность действий, и даже несовместимость интересов. В результате возникающих противоречий или выхода из дела одного или нескольких партнеров возникает угроза потенциального распада партнерства. Под корпорацией понимается предприятие или фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие. Корпорация — общество, основанное на паях. Приобретая акции общества, отдельные лица становятся собственниками корпорации. Таким образом, привлекаются финансовые средства огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода в виде дивидендов. Они рискуют только той суммой, которую заплатили при покупке акций. Корпорация существует независимо от ее владельцев-акционеров, что позволяет корпорации функционировать относительно стабильно. К числу недостатков корпорации надо отнести в первую очередь наличие определенных возможностей для различного рода злоупотреблений [6, с. 100]. Мелкие и средние владельцы акций не могут осуществлять сколько-нибудь действенный контроль за деятельностью корпорации.

Учитывая все  сказанное и рассмотрев формы  и виды предпринимательской деятельности, можно сказать, что она характерна для промышленных отраслей. Однако формирование и развитие рыночных механизмов в экономике непосредственно отразилось и на сфере высшего образования. Реформирование экономических отношений в современной России проявилось в деятельности высших учебных заведений в двух, фактически взаимосвязанных, направлениях.

Во-первых, это  сокращение бюджетного финансирования государственных вузов, повлекшее за собой существенное увеличение доли их внебюджетных поступлений за счет самостоятельной экономической деятельности, приносящей доход. Во-вторых, принципиальное расширение самостоятельности высших учебных заведений, прежде всего государственных, их автономии, в частности имущественной [6, с. 101-102]. Не оценивая в целом и подробно результаты влияния рынка на образование, выскажу свое соображение о правовых основаниях выступления российских вузов в экономическом обороте. Высшие учебное заведение относится действующим российским законодательством к образовательным учреждениям, которые, в свою очередь, в соответствии со своим главным предназначением, основной уставной целью относятся к некоммерческим организациям, в противоположность другой разновидности юридического лица – коммерческим организациям. И Гражданский кодекс РФ, и Федеральный закон «О некоммерческих организациях» и Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона 1996г.) (далее Закон об образовании) допускает возможность осуществления некоммерческими организациями предпринимательской деятельности, но только лишь в тех случаях, когда она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Современные российские вузы, представляются сегодня как достаточно активные участники экономической жизни, при этом как по содержанию, так и по форме их все более начинают рассматривать как определенную экономическую категорию - «предприятие». Так, ректор высшей школы экономики прямо заявляет, что «вуз – это предприятие, а ректор - это менеджер». Правовое обоснование данный тезис находит как в Законе об образовании, так и в отдельных научных изысканиях. Закон об образовании1 приравнивает образовательное учреждение в его предпринимательской деятельности к предприятию и называет конкретные виды деятельности, относимые к предпринимательской. Более того, и в отношении платной образовательной деятельности в Законе установлены квалифицирующие оговорки, в каких случаях ее относить к предпринимательской деятельности, а в каких нет.

2 РАЗВИТИЕ  ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ВУЗах

Прежде чем  говорить о российской практики предпринимательской  деятельности в государственных  Вузах, хотелось бы обратить внимание весьма успешный пример в европейской  истории данного вопроса.

Итак, университет  – предприниматель Стенфорд. Европейские университеты с почти тысячелетней историей, и гораздо более молодые университеты США до XX века не были субъектами экономики. Вузы работали так: фундаментальная наука производила знания, часть которых через использование науками прикладными превращалась в инновационные разработки и, в конечном счете, использовалась в промышленных целях. Позже эту модель назовут линейной моделью инноваций.

В прошлом столетии роль университетов заметно изменилась: учебные заведения сами начали создавать наукоемкие предприятия. Это оказалось крайне привлекательно с экономической точки зрения.

Так, фактически на базе Стенфордского университета была создана Силиконовая долина - крупнейший производитель инноваций в компьютерном, программном и интернет-бизнесе. Фредерик Терман, «отец» Долины, в момент ее создания - декан Стенфордской инженерной школы, говорил: «Мы строим новый тип общества: общество техников-ученых. Это общество состоит, с одной стороны, из отраслей промышленности, использующих высокие технологии, а с другой стороны - из сильного университета, обладающего чутьем на творческую деятельность в окружающей промышленности» [2].

Рядом с Массачусетским технологическим институтом вырос  другой успешный инновационный регион - Золотое полукольцо: вдоль автострады №128 в предместьях Бостона расположено более полусотни колледжей, научно-исследовательские лаборатории и множество предприятий электронной и ракетно-космической промышленности.

Сегодня, осознав возросшую роль университетов для региональных экономик, по этому пути следуют и более слабые в отношении инноваций страны и университеты, даже если говорить об их экономическом лидерстве пока не приходится: Университет Чалмерс в Швеции, Технический университет Монтеррея в Мексике и др.

Что отличает университет - предпринимательский центр, от обычного университета? Во-первых, у него есть достаточно широкий и точно определенный спектр исследовательских работ. Узкая специализация недопустима: ошибочные ставки на те или иные отрасли могут стать финансово непреодолимым барьером для хозяйственной деятельности.

Во-вторых, университет, как самостоятельная коммерческая фирма, в своих действиях должен руководствоваться, прежде всего, экономической  целесообразностью. Смена подхода влечет за собой и новый тип управленческих действий: теперь необходимо создавать организационные механизмы, ответственные за технологическое оформление исследований, создание фирм, анализ рынков, продвижение продуктов и проч. (Стенфорд не институциализировал механизмы создания новых наукоемких фирм, поэтому после того, как накопленный научный запаса был «съеден», его влияние на развитие Силиконовой долины заметно ослабло. Эту функцию взяли на себя другие фирмы и межфирменные объединения, и уже они привлекли трехмиллиардные инвестиции, поддерживающие исследования стволовых клеток, и в университет, и в биотехнологические компании.) [2].

В-третьих, шансы  на экономический успех резко  возрастают, если университет находится  в среде, где высоко развиты предпринимательство и изобретательство. Поэтому университеты вынуждены разными способами поддерживать действия своих стратегических партнеров по созданию всей инфраструктуры инновационных работ (бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды и т. д.) и сами работать в этом направлении.

В такой особой среде и происходит замена линейной модели инноваций на полилинейную: инновационный процесс становится дискретным, на всех стадиях он корректируется и стимулируется многочисленными  участниками.

Таким образом, мы видим, что развитие университетского предпринимательства в различных его формах в Европе и не только процветает уже довольно длительное время, а продолжает успешно развиваться.

Российской  предпринимательство в ВУЗах  предлагаю рассмотреть и проанализировать на примере Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

 

2.1 Характеристика  деятельности Уральского Федерального  Университета имени первого Президента  России  Б.Н. Ельцина

5 направлений  стратегического развития федерального  университета

Обучение в  Уральском федеральном — образ  жизни современного человека, возможность для самореализации, карьерного и социального роста, жизненного успеха

  • широкий выбор образовательных программ, в том числе в перспективных направлениях технологического прорыва;
  • доступность для каждого знаний всего мира через развитие информационных и коммуникативных технологий

Уральский федеральный  — научно-инновационное ядро Уральского региона

  • вовлечение студентов и преподавателей в научно-исследовательскую и инновационную деятельность  - 3 D — думай, делай, достигай;
  • получение результатов на стыках научно-инновационных направлений
  • тесное взаимодействие с Российской Академией наук.

Уральский федеральный  обеспечит стратегическое партнерство  с работодателями и бизнесом для  развития экономики региона

  • вовлечение работодателя как полноценного участника образовательного пространства;
  • масштабная целевая подготовка, клиентоориентированный подход, корпоративное обучение;
  • создание не только технологий и продуктов, но и команд, способных к реализации масштабных проектов в экономике региона;
  • воспитание технологической и управленческой элиты;
  • реализация совместных бизнес-проектов в экономической и социальной деятельности.

Интеграция  Уральского федерального в международное  научно-образовательное пространство

  • участие в масштабных сетевых образовательных проектах (ШОС, ЕС, Юнеско);
  • ключевой партнер на Урале для зарубежных университетов, международных организаций,  зарубежных компаний и корпораций
  • привлекательность для иностранных студентов, аспирантов, ученых, преподавателей развитых и развивающихся стран.

Уральский Федеральный — комфортная, безопасная, творческая среда проживания сотрудников и студентов

  • планируется создание современного кампуса с новыми комфортабельными общежитиями для студентов, жильем для сотрудников и гостей университета,  располагающийся на двух площадках;
  • уже создана и продолжает развиться инфраструктура для занятий спортом и физической культурой;
  • существует возможность самореализации в рамках многочисленных направлений общественной и творческой деятельности, организованный досуг и развитие;
  • создана возможность креативного общения и коммуникации [3]

Структура университета приведена в приложении А.

Основные виды коммерческой деятельности УрФУ:

  • платные образовательные услуги по различным специальностям;
  • производства высокочистого кислорода для медицинской техники;
  • переработки отходов медной промышленности;
  • производства светодиодной техники повышенной энергоэффективности;
  • производство инфракрасных кабелей на базе  монокристаллов, которые широко используются в промышленности и медицине.

Здесь же хочется отметить  нескольку направлений, надо которыми УрФу необходимо еще работать.

Первое, что  необходимо каждому абитуриенту  это возможность поступить на бюджетные места по любой из выбранной  им специальности.

Качество предоставляемых  образовательных услуг и полнота знаний должно выходит на более высокий уровень, чтобы в дальнейшем у выпускников не было проблем с трудоустройством.

Кроме того, для студентов-отличников, но в тоже время учащихся на платной основе, должна быть возможность переходит на бюджетные места.

Информация о работе Развитие форм предпринимательской деятельности в Вузе