Развитие форм предпринимательской деятельности в Вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель – рассмотреть формы развития предпринимательской деятельности в высших учебных заведениях. Поставленная цель в работе достигается по средствам решения ряда задач среди которых:
рассмотреть сущность и понятие предпринимательской деятельности;
разобрать виды и формы предпринимательской деятельности;
проанализировать развитие форм предпринимательской деятельности в ВУЗах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1 Содержание предпринимательской деятельности…………………….4
1.1 Сущность и понятия предпринимательской деятельности………4
1.2 Виды и формы предпринимательства……………………………...5
2 Развитие предпринимательской деятельности в ВУЗе………………..12
2.1 Характеристика деятельности Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.14
2.2 Предпринимательская деятельность УрФУ………………………16
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Структура управления и формы предпринимательской деятельности Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина……….32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Статус бюджетного вуза в классификации организационно-правовых форм юридических лиц…………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Причинно-следственная связь объектов исследования и их характеристик…………35
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Обзор предпринимательской деятельности университетов в Европе………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие форм предпринимательсвта в ВУЗе.doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Система показателей - это необходимый инструмент формирования информационной базы мониторинга эффективности функционирования в целях осуществления компетентного руководства хозяйством, выявления и мобилизации внутренних резервов (повышения рентабельности производства, качества продукции), и достижения, в конечном итоге, победы над конкурентами.

Разработка  системы показателей требует  систематизации данных об оценке эффективности  и их классификации. Совокупность показателей, какой бы детальной она ни была, без учета взаимосвязей и соподчиненности не может дать объективного представления об эффективности деятельности. Системный взгляд требует охвата всех аспектов деятельности в соответствии с миссией объекта. Главная задача системного подхода состоит в обнаружении и описании сложности системы, а также обосновании дополнительных физически реализуемых связей, которые, будучи наложенными на систему управления, сделают ее управляемой в требуемых пределах, сохранив при этом такие области самостоятельности, которые способствуют повышению эффективности системы (конкурентные преимущества). Только достаточно эффективный процесс управления является целесообразным.

Для оценки эффективности  предпринимательской деятельности УрФУ могут быть использованы следующие  категории показателей:

  1. уровень целевой структуры объекта управления:
  • оперативный - характеризует степень выполнения краткосрочной цели, обычно не требует сложного анализа, выражается абсолютной величиной и используется на оперативном уровне принятия решений;
  • тактический - промежуточный агрегат, отражает степень реализации среднесрочной цели и используется на тактическом уровне принятия решений;
  • стратегический - комплексный агрегат, отражает качественную сторону функционирования объекта по достижению стратегической цели (миссии, стратегии, специальной политики);
  1. принадлежность к фактору конкурентоспособности:
  • финансово-экономический - отражает существенное свойство процесса формирования экономической устойчивости вуза или финансового результата деятельности, поскольку он оценивает экономические последствия предпринятых действий и является индикатором соответствия стратегии вуза;
  • потребительский (маркетинговый) - направлен на определение существенной характеристики целевого сегмента рынка или потребителя;
  • образовательный (процессный) - отражает качественный уровень процесса и товара (продукции, услуги), а также условия, его обеспечивающие;
  • потенциал и развитие - отражает характеристику качественного изменения человеческого (интеллектуального) капитала, информационного обеспечения и инфраструктуры обеспечения постоянного долгосрочного роста и развития.
  1. объем отражаемых свойств:
  • частный - отражает существенное свойство процесса, его значение может быть определено (рассчитано) независимо от других показателей;
  • обобщенный - отражает совокупность свойств и определяется коэффициентом, процентом или индексом, рассчитываемым с использованием нескольких показателей;
  1. уровень ранжирования:
  • первичный (основной) - измеряет соответствие результата деятельности поставленной цели;
  • вторичный (дополнительный) - характеризует причину отклонения фактических данных от целевых (по времени, стоимости и т. д.).

В теории менеджмента  имеются и другие классификационные  признаки, не требуемые для решения  задач данной работы. Например, уровень  представления функционирования. В соответствии с ним выделяются экспериментальный и теоретический показатели. Первый показатель отражает результат реального (или имитационного) функционирования системы управления, второй — теоретическую оценку возможного значения экспериментально определяемого показателя.

Эффективность исследования объекта управления заключается  в использовании методов оценки и анализа результатов деятельности каждого из направлений (процессов) деятельности с учетом всей совокупности воздействующих на нее факторов. Методы оценки эффективности деятельности вуза имеют специфические черты, что обусловлено статусом бюджетного вуза как некоммерческой государственной организации, призванной осуществлять социальную и почетную миссию — формировать человеческий потенциал, готовить высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке.

Таким образом, для комплексной оценки образовательного процесса университета и анализа результатов его деятельности необходима специфическая система взаимодополняющих показателей.

Оценка вуза не является самоцелью, она подчиняется  цели использования результатов  оценки. От того, насколько правильно  поставлена цель, зависит обоснованность, достоверность и информативность  оценки. В результате исследования выделяются несколько подходов к оценке эффективности деятельности вуза, в зависимости от поставленной цели:

  1. хозяйственный — оценивает вуз как хозяйствующий субъект, не учитывая его высокую социально-экономическую ценность, использует информацию бухгалтерской и иной финансово-экономической отчетности, где в качестве основных критериев выступают традиционные финансовые показатели;
  2. регламентационный — оценивает качество образовательного процесса и образовательных услуг вуза с точки зрения соответствия минимальным государственным и местным требованиям, включает в себя показатели регламентирующих процедур (например, лицензирования, аттестации и аккредитации);
  3. рейтинговый - оценивает отдельные признаки, которые помогают потенциальным потребителям образовательных услуг и вышестоящим организациям сориентироваться в разнообразии вузов, представленных на рынке;
  4. качественный - предполагает разработку и внедрение системы менеджмента качества вуза на основе ISO — 9000, оценку и сертификацию вуза.

Исследование  показывает, что существующие методики оценки опираются в основном на анализ одного из факторов, являющегося источником получения конкурентного преимущества (финансового, научного, технического или качественного характера). Способность УрФУ к мобилизации внутренних резервов и эффективному управлению конкурентными преимуществами стала более значимой для формирования конкурентных преимуществ. В результате перед университетом встал вопрос, возможно ли предоставлять образовательные услуги конкурентоспособного качества, цены и уровня сервиса на условиях, установленных государством и рынком, и если да, то каким образом.

Руководству УрФУ необходимо регулярно проводиться исследование рынка, по всех основным факторам конкурентоспособности их деятельности.

Кроме того, УрФУ нуждается в хорошем механизме оценки достоверности, объективности, оптимальности, периодичности и прозрачности результатов. Показатели данного механизма позволят получать информацию для принятия адекватных управленческих решений, осуществлять управленческий учет (планирование, мониторинг, контроль, выявление отклонений).

Система показателей  эффективности должна полностью охватывать цели и задачи Уральского федерального Университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, чтобы предпринимательская деятельность развивалась, успешна в условиях динамично меняющегося рынка образовательных услуг и иной деятельности университетов.

Таким образом, Уральский  федеральный университет имени  первого Президента России Б.Н. Ельцина, можно считать коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ и в рамках ФЗ «Об образовании». Предоставлять образовательные услуги университет может только с момента получения лицензии.

Помимо того, что УрФУ предоставляет платные образовательные услуги, им так же производится ряд материалов, используемых в различных отраслях промышленности.

Осуществляя предпринимательскую  деятельность университет должен ориентироваться  на потребности студентов и работодателей.

Кроме того, при оценки эффективности предпринимательской деятельности необходимо ориентироваться на ряд показателей среди которых:

уровень целевой структуры объекта управления; принадлежность к фактору конкурентоспособности; объем отражаемых свойств; уровень ранжирования;

Итак, для комплексной оценки образовательного процесса университета и анализа результатов его деятельности необходима специфическая система взаимодополняющих показателей.

Безусловно, занимаясь  предпринимательской деятельностью  и в первую очередь это предоставление платных образовательных услуг, университету необходимо периодически исследовать рынок аналогичных услуг, с целью определения своей конкурентоспособности и преимуществ перед другими Вузами.

В приложении Г  приводиться обзор предпринимательской  деятельности университетов в Европе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение изучения материала по теме «Разработка форм предпринимательской деятельности в ВУЗе», хотелось бы сделать ряд  выводов.

Во-первых, в различных источниках определение «предпринимательской деятельности» звучит по-разному.  В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводств.

Во-вторых, предпринимательская  деятельность сегодня реализуется  на практике, через множество форм и видов, среди которых акционерные общества, которые могут привлекать капитал по средствам выпуска акций.

Кроме того, по виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

По формам собственности  имущество предприятия может  быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности  общественных объединений (организаций). По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной.

По существу данные положения применимы и  к деятельности учебных заведений.

В-третьих, рассмотрев предпринимательскую деятельность на примере Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина можно сказать. Что согласно законодательству Российской Федерации вузы наделяются правом образовательной деятельности только с момента получения лицензии.

В тоже время  вузы признаются юридическим лицами, осуществляющими коммерческую деятельность, получая при этом прибыль. Учитывая, что результатом коммерческой деятельности вузов является прибыль, то это становиться основание для выплаты определенных налогов.

В ходе рассмотрения деятельности предпринимательской  деятельности УрФУ были выделины основные ее виды среди которых:

  • платные образовательные услуги по различным специальностям;
  • производства высокочистого кислорода для медицинской техники;
  • переработки отходов медной промышленности;
  • производства светодиодной техники повышенной энергоэффективности;
  • производство инфракрасных кабелей на базе  монокристаллов, которые широко используются в промышленности и медицине.

Здесь же хочется  отметить  нескольку направлений, надо которыми УрФу необходимо еще  работать.

Кроме того, были предложены мероприятия, которые стоило бы учесть в дальнейшем, ориентируясь на потребности студентов и абитуриентов.

Поскольку УрФу осуществляет коммерческую деятельность, руководство университета должно по истечении каждого отчетного  года определять ее эффективность.  Для этого необходимо разработанность систему показателей оценки эффективности, которая бы полностью охватывала цели и задачи Уральского федерального Университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, чтобы предпринимательская деятельность развивалась, успешна в условиях динамично меняющегося рынка образовательных услуг и иной деятельности университетов.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской  деятельности. Учебное пособие/ Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.

2. Гольдштейн  Г.Я. Основы менеджмента: Учебное  пособие. / Г.Я. Гольдшьейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003 - 230с.

3. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Курс предпринимательства. / В.Я. Горфинкель В.Я., В.А. Швандар. -   М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 625 с

4. Валиев К.Р., Арефьев  Н.Д. Основы менеджмента. / К.Р.  Валиев, Н.Д. Арефьев. - М.: Новое знание, 2009. – 338с.

5. Дмитриева Е.К. Экономика  предприятия. / Е.К. Дмитриева. - М.: Дело, 2007.  – 360с.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Мескон М. – М.: Дело, 1999. – 800с.
7 Working paper presented at the 3rd Conference of Pre-communications to Congresses. Business Economic Department. Autonomous University of Barcelona. Barcelona, June 2006. 

 

ИНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. http://expert.ru - Предприниматели на рынке идей

2. http://www.umj.ru/ - Проблемы оценки эффективности предприни-мательской деятельности бюджетных вузов

3. http://www.ustu.ru -  Уральский федеральный университет: Университет

Информация о работе Развитие форм предпринимательской деятельности в Вузе