Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 14:44, курсовая работа
Цель – рассмотреть формы развития предпринимательской деятельности в высших учебных заведениях. Поставленная цель в работе достигается по средствам решения ряда задач среди которых:
рассмотреть сущность и понятие предпринимательской деятельности;
разобрать виды и формы предпринимательской деятельности;
проанализировать развитие форм предпринимательской деятельности в ВУЗах.
Введение……………………………………………………………………3
1 Содержание предпринимательской деятельности…………………….4
1.1 Сущность и понятия предпринимательской деятельности………4
1.2 Виды и формы предпринимательства……………………………...5
2 Развитие предпринимательской деятельности в ВУЗе………………..12
2.1 Характеристика деятельности Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.14
2.2 Предпринимательская деятельность УрФУ………………………16
Заключение…………………………………………………………………29
Список использованной литературы……………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Структура управления и формы предпринимательской деятельности Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина……….32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Статус бюджетного вуза в классификации организационно-правовых форм юридических лиц…………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Причинно-следственная связь объектов исследования и их характеристик…………35
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Обзор предпринимательской деятельности университетов в Европе………………………………………………….
Для иногородних студентов, всегда остро стоит вопрос с предоставлением общежитий. Это относится как студентам, учащимся на очном отделении, так и на заочном.
Довольно часто студентам приходится сталкиваться с покупкой дорогостоящих учебников, авторами которых являются преподаватели УрФУ. Данный вопрос так же требует рассмотрение. Необходимо пополнять библиотека всех кафедр, всей необходимой литературой.
2.2 Предпринимательская деятельность УрФУ
По мере перехода к рыночным отношениям и изменения отношения государства к системе образования потребовалось создание новой системы показателей оценки. В настоящее время рынок образовательных услуг в основных своих проявлениях сформировался. Он имеет все атрибуты понятия «рынок»: товар (услугу), спрос, предложение, конкуренцию субъектов.
Несмотря на ярко выраженную тенденцию становления рынка образовательных услуг, сегодня в среде теоретиков и практиков еще очень сильно мнение о признании за сферой образования только социальной эффективности и недооценке ее в экономическом отношении, и о том, что она лишь потребляет национальный доход и не участвует в его создании. С этим мнением связан так называемый остаточный принцип финансирования образования, о котором сегодня так много говорят. Вместе с тем появляется все больше исследований, доказывающих исключительно высокую экономическую эффективность образования.
Тенденции реформирования общества свидетельствуют о том, что «вузы обречены на все большую самостоятельность и автономию». Они должны «занимать активную рыночную позицию», развивая потенциал самоуправления и саморегуляции с целью выявления возможных резервов повышения конкурентоспособности и эффективности функционирования. В результате постепенного отказа от методов администрирования и понимания вузов как «кузницы кадров» перед бюджетными вузами открываются новые возможности, которые приводят к функционированию их как хозяйствующих субъектов и необходимости внедрения менеджмента [1].
Хозяйственная сущность бюджетных вузов, таких как УрФУ базируется, прежде всего, на их юридической автономии. Так, в соответствии с законодательно закрепленной классификацией юридических лиц, вуз, частично или полностью финансируемый из соответствующего бюджета, относится к некоммерческому государственному образовательному учреждению ВПО. Место бюджетного вуза в классификации юридических лиц отражено в приложении Б.
Отнесение УрФУ к некоммерческому государственному образовательному учреждению ВПО обуславливает двойственность его положения, которое заключается в необходимости удовлетворять социальным (государственным) и рыночным требованиям, т.е. производить равнодоступные качественные образовательные услуги2 и получать прибыль3. Ни то, ни другое невозможно без эффективной системы хозяйствования, которая в свою очередь невозможна без предпринимательской стратегии вуза.
Таким образом, существующее
законодательство дает возможность
Вузам совершать
До сих пор понятие
«предпринимательская деятельность»
находит неоднозначное
Итак, если исходить из ГК РФ, в котором говорится, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу, то под предпринимательской необходимо понимать «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»4. В соответствии с этим определением можно сказать, что УРФУ не отличается от любого другого производства и обладает его следующими основными признаками:
Таким образом, законодательством Российской Федерации Вузы признаются юридическими лицами, осуществляющими коммерческую деятельность. Как любое юридическое лицо, получающие прибыль Вузы облагаются налогом и должны предоставлять налоговые декларации в отведенные для этого сроки. Кроме того, составление баланса и смет высших учебных заведений происходит согласно положениям, изложенным в Бюджетном Кодексе РФ.
Другими словами сегодня Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина представляет собой аналогичный производственному предприятию субъект, способный предложить рынку «продукцию» собственного производства и при успешной ее реализации получить прибыль.
Однако предпринимательская деятельность УрФУ как некоммерческой организации существенно отличается от деятельности коммерческого юридического лица по следующим основным параметрам:
а) продажа товаров, выполнение работ и оказание платных услуг, которые относятся к предпринимательской лишь в нереинвестируемой непосредственно в данное образовательное учреждение части11;
б) использование основных фондов и имущества12;
в) инвестиционно-финансовая деятельность13;
г) торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; иные виды внереализационных доходов14;
Итак, согласно законодательству, обязательным для вузов является лицензирование, только после этого они наделяются прав на ведением образовательной деятельности. В тоже время предпринимательская деятельность вузов должна проходиться только в рамках оказываемых образовательных услуг.
Не смотря на
то, что перед многими
Таким образом, вузы не имеют полной свободы предпринимательской деятельности.
Вследствие выделенных ограничений принцип самостоятельности осуществления деятельности, являющийся одним из основных условий признания деятельности предпринимательской в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ, реализуется не в полном объеме.
Таким образом, можно сказать, что предпринимательская деятельность УрФУ по форме - это относительно самостоятельная, предусмотренная уставом образовательного учреждения и не запрещенная законодательством об образовании деятельность с целью получения желаемого результата в виде прибыли для обеспечения образовательного процесса.
Предпринимательская деятельность УрФУ - это инновационно-хозяйственная деятельность в рыночных условиях, направленная на повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных услуг в результате управления ключевыми факторами конкурентоспособности, внутривузовскими процессами и производственными ресурсами.
Для деятельности Уральского Федерального Университета, как предпринимателя характерно следующее:
Стоит отметить, что в последние годы наблюдается стирание граней между государственными и частными вузами. Первые активно развивают предпринимательскую деятельность как один из источников внебюджетных доходов, а последние также активно стремятся к получению госаккредитации. Этому можно найти ряд объяснений, например, сокращение государственного финансирования вузов, демографический спад и другие.
Вследствие этого можно сказать, что основой предпринимательской деятельности для УрФУ, является эффективность хозяйствования.
Учитывая открытость рынка и наличии конкурентной среды эффективность функционирования субъекта рынка является средством, позволяющим сохранять и укреплять присутствие на нем, а также увеличивать доходы. В условиях выраженного несовершенства рыночной конкуренции повышение эффективности остается одним из важнейших средств увеличения предпринимательского дохода.
Таким образом, эффективность
проявляется при
Важно заметить, что, с точки зрения самого УрФУ, потребность - объективная категория, а цель - субъективная, определяемая накопленным опытом.
Все отмеченные выше понятия
характеризующие деятельность УрФУ,
как предпринимательскую
По мере насыщения рынка, его глобализации и усиления конкуренции на первый план в предпринимательской деятельности УрФУ выходит качество предоставляемых образовательных услуг, оттеснив их стоимость, объем затрат потребителей и уровень сервиса. Качество из категории стратегического преимущества переместилось в разряд конкурентной необходимости, оказывая влияние на степень удовлетворенности потребителя как ведущего оценщика эффективности функционирования и конкурентоспособности университета.
Выделяют следующие группы потребителей:
В тоже время УрФУ необходимо учитывать явные запросы потребителей. Например, студент ищет университет с высоким имиджем (проще трудоустроиться), профессиональным составом педагогов, достаточной материальной базой и развитым сервисным комплексом. Государство требует от УрФУ выполнения образовательных стандартов при минимуме затрат на образование. Родители считают качественным такой процесс обучения, при котором студенты сохраняют свое здоровье. Работодатели требуют профессионального владения специальностью и обучаемости выпускника.
Также УрФУ необходимо выявлять скрытые потребности, например, стремление выпускника к дополнительным квалификациям, и ориентироваться на их удовлетворение.
Объективная и обоснованная оценка эффективности с точки зрения предпринимательского функционирования государственного университета является довольно трудной задачей. Известно, что сложность, многообразие и разная направленность внутривузовских процессов не могут быть охарактеризованы никаким универсальным показателем. Для оценки эффективности предпринимательской деятельности необходимо множество показателей, которые позволят измерить реальный (фактический или ожидаемый) и требуемый (желаемый или целевой) результаты. Другими словами, степень эффективности должна выражаться системой показателей, позволяющей всесторонне оценить результат функционирования объекта управления.
Информация о работе Развитие форм предпринимательской деятельности в Вузе