Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 15:42, курсовая работа
Задачами исследования являются:
- анализ инновационной деятельности предприятия;
- выяснить стратегию, которой придерживается предприятие;
- какие методы использует данное предприятие при разработке инновационных решений;
- анализ проблемной ситуации на предприятии.
Введение 3
1 Концепции принятия инновационных решений 5
1.1 Решение как предмет исследования ……………………………….....5
1.2 Эффективность принятия инновационных решений………….…....15
1.3 Методы и модели принятия управленческих решений…………….22
1.3.1 Программа исследования……………………….…….…….………22
1.3.2 Методы принятия инновационных решений……………..….……24
Вывод …………………………………………………………….………..29
2 Анализ и исследование процесса принятия инновационных решений на предприятии ОАО «АВТОВАЗ»……………….…..….…………….………30
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ОАО «АВТОВАЗ»…….……………………….…….…………………………………30
2.2 Исследование деятельности организационной среды ОАО «АВТОВАЗ» ……………………………………………………………..………37
2.2.1 Анализ среды макроокружения………………………...……….…38
2.2.2 Анализ факторов микроокружения………………..…….….….….39
2.2.3 Анализ внутренней среды предприятия………………….....…..…41
2.3 Анализ принятия инновационных решений ОАО «АВТОВАЗ»…...44
Вывод ……………………………………………………………..……….46
3 Разработка решения, направленного на повышение качества принятия инновационных решений ОАО «АВТОВАЗ»………….………..……..………47
3.1 Постановка задачи и формирование инновационного решения…..............................................................................................................47
3.2 План реализации программы мероприятий и управленческая оценка его эффективности …………….……………..……………………...……..……56
Заключение ………...……………………………………..………………66
Список использованных источников…………………………....………68
Приложения А-Б…………………………………..…...…….………..71-73
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Торгово-экономический институт |
Кафедра Менеджмента |
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: Разработка управленческих решений
На тему: «Разработка и принятие инновационных решений на ОАО «АВТОВАЗ»»
Руководитель
Студент МО-12-3, 451205081 ___________ Н.И. Шимохина
Красноярск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Концепции принятия инновационных решений 5
1.1 Решение как предмет исследования ……………………………….....5
1.2 Эффективность принятия инновационных решений………….…....15
1.3 Методы и модели принятия управленческих решений…………….22
1.3.1 Программа
исследования……………………….…….…….……
1.3.2 Методы
принятия инновационных
Вывод …………………………………………………………….………..
2 Анализ и исследование
процесса принятия
2.1 Организационно-правовая
характеристика предприятия
2.2 Исследование деятельности
организационной среды ОАО «
2.2.1 Анализ среды макроокружения………
2.2.2 Анализ факторов
2.2.3 Анализ внутренней среды предприятия………………….....…..…41
2.3Анализ принятия инновационных решений ОАО «АВТОВАЗ»…...44
Вывод ……………………………………………………………..……….
3 Разработка решения, направленного
на повышение качества
3.1Постановка задачи и формирование
инновационного решения…......................
3.2 План реализации программы
мероприятий и управленческая оценка
его эффективности …………….……………..……………………...……..……
Заключение ………...……………………………………..………………66
Список использованных источников…………………………....………68
Приложения А-Б…………………………………..…...…….………..
Введение
Один из наиболее важных управленческих процессов - Разработка управленческих решений. От их эффективности в значительной степени зависит успех дела.
Профессиональный менеджер владеет эффективными технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке, невозможно [32].
Качественные сдвиги в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов и источников, определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении модели экономического роста в XXI в. должна стать система инновационных процессов, научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг.
Современный менеджмент должен быть менеджментом инновационного типа, то есть обладать определенным потенциалом. Инновационный потенциал менеджмента – это способность и возможность видеть необходимость нововведений и изменений инновационного типа, проектировать нововведения и успешно реализовывать их в практике управления. Инновационный потенциал менеджмента – это не только склонность персонала и менеджера к инновациям, дух поиска и творчества, это и наличие необходимых для проведения инноваций ресурсов – инновационного фонда, который может быть предназначен для оплат консультационных и экспертных услуг, закупки необходимого оборудования, разработки инновационных проектов, стимулирования персонала в процессах инновационных преобразований [26].
В экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающий в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований [1].
Предметом исследования данной курсовой работы являются инновационные решения. Объектом исследования – ОАО «АВТОВАЗ».
Задачами исследования являются:
- анализ инновационной деятельности предприятия;
- выяснить стратегию, которой придерживается предприятие;
- какие методы использует данное предприятие при разработке инновационных решений;
- анализ проблемной ситуации на предприятии.
В первой части данной работы будет рассмотрена концепция разработки инновационных решений, которая включат теоретические основы разработки и принятия инновационных решений, методология принятия инновационных решений и программу исследования.
Во второй части работы будет рассмотрена организационная правовая характеристика деятельности исследуемого предприятия, ОАО «АВТОВАЗ». Также будет проведён анализ организационной среды функционирования предприятия и анализ деятельности предприятия по принятию инновационных решений.
В третьей части данной курсовой работы на основе алгоритма решения конкретной проблемы в деятельности ОАО «АВТОВАЗ» будет разрабатываться управленческое решение, направленное на устранение недостатков и повышение эффективности управления организацией.
1 Концепции принятия инновационных решений
1.1 Решение как предмет исследования
Решение - результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимому действию (бездействию). Понятие решения в науке и практике неоднозначно. Обычно под решением может пониматься:
- элемент множества возможных альтернатив,
- нормативный документ,
- устные или письменные распоряжения,
- регламентируемая последовательность действий для достижения цели;
- отражение осуществления поставленной цели.
Авторы работ по менеджменту определяют управленческое решение как:
- продукт управленческого труда,
- организационная реакция на возникшую проблему,
- выбор определенного курса действий из возможных вариантов,
- выбор способа действий, гарантирующего положительный исход той или иной операции [35] (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Различные подходы к определению понятия «управленческие решения»
Автор определе-ния |
Год разработ-ки |
Определение понятия |
Ссылка на источник |
Особенности и недостатки |
Р.А. Фатхутди-нов |
2001 |
Результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента |
33 |
В понятии определены цели достижения в разработке управленческих решений |
Окончание таблицы 1.1
Автор определе-ния |
Год разработ-ки |
Определение понятия |
Ссылка на источник |
Особенности и недостатки |
А.Г. Венделин |
2004 |
Творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии |
7 |
Рассмотрение понятия в разрезе систем управления |
Э.А. Смирнов |
2000 |
Результат коллективного творческого труда всегда носит социальный, общественный характер; даже когда руководитель один разрабатывает решение, то коллективный интеллект неявно влияет на этот процесс |
29 |
Внимание на понятие со стороны социальных факторов |
В.В. Ременни-ков |
2004 |
Выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции, направленный на достижение целей организации |
26 |
Рассмотрение понятия от имени руководителя |
Соответственно, управленческие решения отличаются от решений, принимаемых в частной жизни по следующим параметрам:
1) по целям – субъект управления принимает решение не для удовлетворения собственных интересов, а для решения проблем организации, текущих вопросов и достижения тактических и стратегических целей организации.
2) по последствиям – решения, принимаемые в частной жизни сказываются на жизни принявших их индивидов, управленческие решения влияют на деятельность всей организации и ее сотрудников; чем выше уровень принятия управленческого решения, тем серьезнее их последствия.
3) по разделению труда – в частной жизни решение выполняется тем, кто его принял, управленческие решения выполняются на основе разделения труда: руководитель – исполнители.
4) по профессионализму – решения частного порядка принимаются людьми в силу их опыта и разума, управленческие решения требуют не только опыта, но и специальной подготовки, профессиональных знаний, дающих право получить полномочия для самостоятельного принятия решений.
Таким образом, управленческое решение – довольно сложное явление, составляющие основу ежедневного труда менеджера [26].
Управленческое решение представляет
собой прямую связь между субъектом и
Лицо, принимающее решение (ЛПР) – индивид, группа заинтересованных лиц или коллективный аппарат управления, который с полной ответственностью постоянно занимается устранением возникающих в организации проблем или постоянно занимается решением задач в интересах всей организации.
В качестве основных функций управленческих решений можно назвать следующие:
– направляющая функция – проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в разнообразных задачах. Одновременно решение является направляющей основой для реализации общих функций управления – планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений;
– координирующая функция решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества;
– мотивирующая функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы и др.), экономических стимулов (премии), социальных оценки (творческая самореализация) [19].
В ХХ в. сложилась новая отрасль знаний – теория принятия решений, которая возникла при решении военно-стратегических задач.
Теория принятия решений – набор понятий и систематических методов, позволяющих всестороннее анализировать проблемы принятия решений в условиях определенности и неопределенности.
Разработка управленческих решений в виде самостоятельной дисциплины сформировалась во второй половине ХХ в. Основной предпосылкой стало развитие научно-технического прогресса, приведшего к появлению множества альтернативных вариантов решений в сфере управления. Их оценка все более усложнялась из-за наличия совокупности многих разнородных факторов [13].
Для повышения качества решений автором В.И. Михайловым рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам (рис. 1.1).
В зависимости от трудности решаемой проблемы для снижения риска ошибки используют 4 уровня принятия решений; каждому соответствует свой тип решения:
- рутинный тип: не требует творческого подхода, т.к. по типичным, часто повторяющимся ситуациям, на практике уже выработана программа поведения. Такие однотипные ситуации характерны для малых предприятий;
Информация о работе Разработка и принятие инновационных решений на ОАО «АВТОВАЗ»