Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 00:50, курсовая работа
Перспективы России в XXI в. связаны, прежде всего, с созданием механизмов повышения уровня и качества жизни граждан.
Если для 90-х кризисных годов была характерна стратегия, направленная на защиту населения от массовой бедности, то теперь, когда восстановлен дореформенный уровень жизни, начался рост экономики и доходов. Новая политика государства ориентирована от преодоления бедности к обеспечению достатка
5 Устав Великого Новгорода [2].
6 Распоряжение Администрации Великого Новгорода
от 13.02.2012 № 56рм «О внесении изменений в Положение
о реестре внутренних услуг и функций
Администрации Великого Новгорода»[8].
7 Распоряжение Администрации
Великого Новгорода от 29.09.2009 № 3787рм «О распределении полученных
средств государственной корпорации -
Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства и бюджета Новгородской области
на долевое финансирование проведения
капитального ремонта много-квартирных
домов в 2009 году» [9].
8 Распоряжение правительства Новгородской области от 23 января 2014 года №7-рг «О прожиточном минимуме за IV квартал 2013 года»[7].
9 Решение «О Программе социально-экономического развития Великого Новгорода на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Принято Думой Великого Новгорода 28 декабря 2012 года[10].
Нормативно-правовая база по реализации и оценке качества и уровня жизни населения постоянно обновляется и направлена на повышение качества и уровня жизни населения Великого Новгорода.
2. Уровень жизни населения
2.1 Понятие уровня жизни населения и её оценка
На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые влекут изменения уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы8:
- политические факторы;
- экономические факторы;
- социальные факторы;
- научно-технический прогресс;
- экологические факторы и др.
Уровень жизни - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни - это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов. Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состояние научно-технического прогресса, культурно - образовательный уровень населения, национальные особенности и др.
Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.
Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.
В Великом Новгороде наиболее распространены понятия «уровень жизни» или «уровень благосостояния» - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.
Таким образом, можно выделить следующие компоненты уровня жизни:
- здоровье и использование медицинской помощи;
- потребление продуктов питания;
- одежда;
- жилищные условия;
- образование;
- занятость и условия труда;
- отдых и свободное время.
Компонентами уровня жизни выступают определенные виды потребностей, удовлетворение которых является составной частью уровня жизни в целом. Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей, и степень удовлетворения потребностей позволяет выделить четыре уровня жизни населения:
- достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
- нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
- бедность (потребление благ
на уровне сохранения работоспособности
как низшей границы воспроизводства рабочей
силы);
- нищета (минимально допустимый
по биологическим критериям набор благ
и услуг, потребление которых лишь позволяет
поддержать
жизнеспособность человека).
Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития в Великом Новгороде.
В Великом Новгороде для оценки уровня жизни используется следующая система показателей:
- средняя оплата труда работников;
- покупательная способность населения на основе средней заработной платы и пенсии;
- минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения;
- прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения;
- численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума;
- потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода;
- денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения;
- показатели дифференциации населения по среднедушевым доходам;
- структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.
Показатели уровня жизни можно распределить на четыре группы:
- индикаторы дохода;
Для оценки уровня жизни в рамках одной страны чаще всего используются индикаторы дохода, основанные на имеющихся данных о доходах и расходах населения. Определяются частные (индивидуальные) и синтетические (обобщающие) показатели. Важнейшими среди них являются распределение семей по доходу на одного члена семьи, распределение граждан по душевому потреблению.
- комбинированные индикаторы;
В рекомендациях ООН в качестве комбинированного показателя уровня жизни предложен показатель «индекс качества жизни», включающий характеристики, определяющие состояние здравоохранения, уровень образования, среднюю продолжительность жизни, степень занятости населения, платежеспособность населения, доступ к политической жизни.
- социальные индикаторы;
Оперативная статистика социальных индикаторов отражает прожиточный минимум, средний денежный доход на одного работающего, размер пенсии, индекс потребительских цен и т.п.
Для того чтобы осуществить оценку уровня качества жизни, следует решить три основные задачи:
- Дать описание каждого из показателей уровня жизни, составляющих количественную характеристику качества.
- Определить меру сравнения для каждого из показателей количественной характеристики.
- Определить обобщенный показатель, отражающий теоретическое понятие, которое характеризуется как уровень качества жизни.
Официальный российский подход базируется на измерении уровня благосостояния как через доходы (на макроуровне - на основе "Баланса доходов и расходов"), так и через потребление (на микроуровне - исходя из материалов «Обследования бюджетов домашних хозяйств»).
В первом случае используется расчетный показатель денежных доходов по балансовому методу;
Во втором - показатель располагаемых ресурсов, измеряемый через расходы (включает денежные расходы, стоимость натуральных поступлений, сбережения и остаток наличных денег).
Чтобы определить «кому адресовать помощь», существуют такие показатели как «прожиточный минимум» и «черта бедности».
Прожиточный минимум (ПМ) - стоимость минимального набора благ, жизненных средств, необходимого человеку для поддержания жизнедеятельности (рассчитывается на одного человека в зависимости от пола и возраста). Различают физиологический и социальный ПМ.
Физиологический ПМ - совокупность товаров, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения физических потребностей (питание) - это фактически «черта бедности».
Социальный ПМ - совокупность социальных и духовных запросов, которые общество признает необходимыми для сохранения социально приемлемого образа жизни.
Согласно Федеральному закону от октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации и равна 7236 на душу населения руб9. По Новгородской области данные о прожиточном минимуме, утвержденные распоряжением Правительства Новгородской области от 23.01.2014 № 7- рг приведены в таблице 1
Таблица 1 - Величина прожиточного минимума за IV квартал 2013 года
руб.
Прожиточный минимум, в расчете на душу населения в месяц | |
Все население |
7166 |
в том числе по основным социально-демографическим группам населения: | |
Трудоспособное население |
7801 |
Пенсионеры |
5987 |
Дети |
6939 |
Расчеты величины прожиточного минимума в Великом Новгороде и области в целом производятся Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 03.12.2012 г . № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в Великом Новгороде осуществляется органами государственной статистики.
Домохозяйства или граждане признаются бедными (крайне бедными), если имеют денежные доходы или располагаемые ресурсы ниже величины ПМ.
По данным проведенных в апреле 2013г. обследований примерно 15% жителей Великого Новгорода получают зарплату ниже прожиточного минимума: в сельском хозяйстве такой заработок - у 30% работников, в сфере культуры и искусства - более чем у половины, в образовании - у 5%, в здравоохранении - почти у 35% работников.
Специалисты ВЦУЖ (всероссийский центр уровня жизни), на основе исследования бедности по РФ в целом, отмечают, что вне зависимости от используемой концепции расчёта, уровень бедности на селе выше, чем в городе, а, как известно, ПМ устанавливается для региона (то есть одинаковый и для города и для сельской местности).
ВЦУЖ утверждает, что при разработке социальных программ необходимо в первую очередь обращать внимание на сельские территории. Если использовать «региональный ПМ» для этих поселений, то в числе нуждающихся окажется более трети всего сельского населения. В этой связи целесообразно разрабатывать ПМ отдельно для города и села с учетом специфических стандартов жизни, размеров семьи и числа иждивенцев.
Поскольку многие международные организации (ВБ, ООН, МОТ) рекомендуют при оценках уровня бедности использовать потребление, то в Великом Новгороде стоит продолжать использовать расчет бедности через располагаемые ресурсы/расходы. Но поскольку расходы сложнее контролировать, то для предоставления адресной помощи необходимо, используя показатель денежных доходов, учитывать имущественную обеспеченность (крупные расходы, сбережения) и откорректировать «черту бедности » в зависимости от типа поселения.
Директор ВЦУЖ Бобков Вячеслав Николаевич отмечает, что «для России было бы полезно иметь «стандартный» и «чрезвычайный» варианты черт бедности. Такая практика, широко применяемая в мире, способствует определению приоритетов государственной политики по отношению к разным целевым группам населения». 10