Разработка предложений по повышению уровня и качества жизни населения в Великом Новгороде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Перспективы России в XXI в. связаны, прежде всего, с созданием механизмов повышения уровня и качества жизни граждан.
Если для 90-х кризисных годов была характерна стратегия, направленная на защиту населения от массовой бедности, то теперь, когда восстановлен дореформенный уровень жизни, начался рост экономики и доходов. Новая политика государства ориентирована от преодоления бедности к обеспечению достатка

Вложенные файлы: 1 файл

Рузанна курсовая работа. (6).doc

— 1,000.45 Кб (Скачать файл)

5 Устав Великого Новгорода [2].      
        6 Распоряжение  Администрации Великого Новгорода от  13.02.2012 № 56рм «О внесении изменений в Положение о реестре внутренних услуг и функций Администрации Великого Новгорода»[8].  
       7  Распоряжение Администрации Великого Новгорода  от 29.09.2009 № 3787рм «О распределении полученных средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и бюджета Новгородской области на долевое финансирование проведения капитального ремонта много-квартирных домов в 2009 году» [9].

8 Распоряжение правительства Новгородской области от 23 января 2014 года №7-рг «О прожиточном минимуме за IV квартал 2013 года»[7].

9 Решение «О Программе социально-экономического развития Великого Новгорода на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Принято Думой Великого Новгорода 28 декабря 2012 года[10].

Нормативно-правовая база по реализации и оценке качества и уровня жизни населения постоянно обновляется и направлена на повышение качества и уровня жизни населения Великого Новгорода.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           2. Уровень жизни населения

 

          2.1 Понятие уровня жизни населения и её оценка

 

На современном этапе развития экономики  России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране, политическая и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые влекут изменения уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

Уровень жизни - многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы8:

            - политические факторы;

           - экономические факторы;

           - социальные факторы;

           - научно-технический прогресс;

           - экологические факторы и др.

Уровень жизни - степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения. Но необходимо учитывать, что уровень жизни - это динамический процесс, который испытывает воздействие множества факторов. Определение уровня жизни - сложный и неоднозначный процесс. Так как он, с одной стороны, зависит от состава и величины потребностей общества, а с другой, ограничивается возможностями по их удовлетворению, опять же исходя из различных факторов, обуславливающих экономическое, политическое и социальное положение в стране. Сюда относятся эффективность производства и сферы услуг, состояние научно-технического прогресса, культурно -  образовательный уровень населения, национальные особенности и др.

 

 

Уровень жизни оценивает качество жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства. Часто понятие уровня жизни отождествляется с такими понятиями, как “благосостояние”, ”образ жизни” и другими, но наиболее полно сущность уровня жизни раскрывает следующее определение.

Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

В Великом Новгороде наиболее распространены понятия «уровень жизни» или «уровень благосостояния» - уровень материального благополучия, характеризующийся объемом реальных доходов на душу населения и соответствующим объемом потребления.

Таким образом, можно выделить следующие компоненты уровня жизни:

         - здоровье и использование медицинской помощи;

        - потребление продуктов питания;

        - одежда;

        - жилищные условия;

        - образование;

        - занятость и условия труда;

         - отдых и свободное время.

Компонентами уровня жизни выступают определенные виды потребностей, удовлетворение которых является составной частью уровня жизни в целом. Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей, и степень удовлетворения потребностей позволяет выделить четыре уровня жизни населения:

- достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);

- нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);

- бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы);  
         - нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать

жизнеспособность человека).

Повышение уровня жизни (социальный прогресс) составляет приоритетное направление  общественного развития в  Великом Новгороде.

В Великом  Новгороде для оценки уровня жизни используется следующая система показателей:

       - средняя оплата труда работников;

       - покупательная способность населения на основе средней заработной платы и пенсии;

       - минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения;

     - прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения;

     - численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума;

    - потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода;

     - денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения;

    - показатели дифференциации населения по среднедушевым доходам;

    - структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.

Показатели уровня жизни можно распределить на четыре группы:

          - индикаторы дохода;

Для оценки уровня жизни в рамках одной страны чаще всего используются индикаторы дохода, основанные на имеющихся данных о доходах и расходах населения. Определяются частные (индивидуальные) и синтетические (обобщающие) показатели. Важнейшими среди них являются распределение семей по доходу на одного члена семьи, распределение граждан по душевому потреблению.

- комбинированные индикаторы;

В рекомендациях ООН в качестве комбинированного показателя уровня жизни предложен показатель «индекс качества жизни», включающий характеристики, определяющие состояние здравоохранения, уровень образования, среднюю продолжительность жизни, степень занятости населения, платежеспособность населения, доступ к политической жизни.

- социальные индикаторы;

Оперативная статистика социальных индикаторов отражает прожиточный минимум, средний денежный доход на одного работающего, размер пенсии, индекс потребительских цен и т.п.

Для того чтобы осуществить оценку уровня качества жизни, следует решить три основные задачи:

  - Дать описание каждого из показателей уровня жизни, составляющих количественную характеристику качества.

          - Определить меру сравнения для каждого из показателей количественной характеристики.

       - Определить обобщенный показатель, отражающий теоретическое понятие, которое характеризуется как уровень качества жизни.

Официальный российский подход базируется на измерении уровня благосостояния как через доходы (на макроуровне - на основе "Баланса доходов и расходов"), так и через потребление (на микроуровне - исходя из материалов «Обследования бюджетов домашних хозяйств»).

В первом случае используется расчетный показатель денежных доходов по балансовому методу;

Во втором - показатель располагаемых ресурсов, измеряемый через расходы (включает денежные расходы, стоимость натуральных поступлений, сбережения и остаток наличных денег).

Чтобы определить «кому адресовать помощь», существуют такие показатели как «прожиточный минимум» и «черта бедности».

Прожиточный минимум (ПМ) - стоимость минимального набора благ, жизненных средств, необходимого человеку для поддержания жизнедеятельности (рассчитывается на одного человека в зависимости от пола и возраста). Различают физиологический и социальный ПМ.

Физиологический ПМ - совокупность товаров, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения физических потребностей (питание) - это фактически «черта бедности».

Социальный ПМ - совокупность социальных и духовных запросов, которые общество признает необходимыми для сохранения социально приемлемого образа жизни.

Согласно  Федеральному закону от октября 1997г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации  и равна 7236 на душу населения руб9.  По Новгородской области данные  о прожиточном минимуме, утвержденные  распоряжением Правительства Новгородской области от 23.01.2014 № 7- рг приведены в таблице 1

 

Таблица 1 -  Величина прожиточного минимума за IV квартал    2013 года

           руб.

Прожиточный минимум, в расчете на душу населения в месяц

Все население

7166

в том числе по основным социально-демографическим группам      населения:

Трудоспособное население

7801

Пенсионеры

5987

Дети

6939


 

Расчеты величины прожиточного минимума в Великом Новгороде и области в  целом  производятся Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от    03.12.2012 г . № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и данных  Территориального органа Федеральной службы  государственной статистики по Новгородской области об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума  в Великом Новгороде осуществляется органами государственной статистики.

Домохозяйства или граждане признаются бедными (крайне бедными), если имеют денежные доходы или располагаемые ресурсы ниже величины ПМ.

По данным проведенных в апреле 2013г. обследований примерно 15% жителей Великого Новгорода получают зарплату ниже прожиточного минимума: в сельском хозяйстве такой заработок - у 30% работников, в сфере культуры и искусства - более чем у половины, в образовании - у 5%,  в здравоохранении - почти у 35% работников.

Специалисты ВЦУЖ (всероссийский центр уровня жизни), на основе исследования бедности  по РФ в целом, отмечают, что вне зависимости от используемой концепции расчёта, уровень бедности на селе выше, чем в городе, а, как известно, ПМ устанавливается для региона (то есть одинаковый и для города и для сельской местности).

ВЦУЖ утверждает, что при разработке социальных программ необходимо в первую очередь обращать внимание на сельские территории. Если использовать «региональный ПМ» для этих поселений, то в числе нуждающихся окажется более трети всего сельского населения. В этой связи целесообразно разрабатывать ПМ отдельно для города и села с учетом специфических стандартов жизни, размеров семьи и числа иждивенцев.

Поскольку многие международные организации (ВБ, ООН, МОТ) рекомендуют при оценках уровня бедности использовать потребление, то в Великом Новгороде стоит продолжать использовать расчет бедности через располагаемые ресурсы/расходы. Но поскольку расходы сложнее контролировать, то для предоставления адресной помощи необходимо, используя показатель денежных доходов, учитывать имущественную обеспеченность (крупные расходы, сбережения) и откорректировать «черту бедности » в зависимости от типа поселения.

Директор ВЦУЖ Бобков Вячеслав Николаевич отмечает, что «для России было бы полезно иметь «стандартный» и «чрезвычайный» варианты черт бедности. Такая практика, широко применяемая в мире, способствует определению приоритетов государственной политики по отношению к разным целевым группам населения». 10

Информация о работе Разработка предложений по повышению уровня и качества жизни населения в Великом Новгороде