Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 00:50, курсовая работа
Перспективы России в XXI в. связаны, прежде всего, с созданием механизмов повышения уровня и качества жизни граждан.
Если для 90-х кризисных годов была характерна стратегия, направленная на защиту населения от массовой бедности, то теперь, когда восстановлен дореформенный уровень жизни, начался рост экономики и доходов. Новая политика государства ориентирована от преодоления бедности к обеспечению достатка
Он также замечает, что необходимо на региональном уровне предоставлять нуждающимся специальное социальное пособие, величина которого должна быть равна разнице между фактически получаемым среднедушевым доходом семьи (или отдельно проживающего гражданина) и региональным ПМ.
Институт экономики РАН предлагает абсолютно новый показатель - стандарт экономической устойчивости (СЭУ).
В настоящее время разрабатывается методология расчёта и состоятельность, пока в виде эксперимента были проведены исследования в столице, в перспективе - использование показателя в регионах.
СЭУ кардинально отличается от ПМ или других показателей.
Во-первых, параметры СЭУ - это нормальное воспроизводство семьи.
Во-вторых, при расчете СЭУ берется не отдельно живущий человек, а семья.
В-третьих, если ПМ имел в виду все население, то СЭУ -экономически активное население, когда доходы работающих членов семьи позволяют обеспечить всех ее членов.
Иначе говоря, СЭУ - это то, сколько должны зарабатывать родители, чтобы семья с детьми жила на уровне достатка. Отношения семья - государство становятся иными, они строятся с опорой на собственные силы граждан, государство же должно создать условия для получения нужного дохода по известному спектру - труд, образование, страхование, собственность, а при объективной невозможности достаточно зарабатывать - помочь в пределах своей компетенции.
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ) к 2020 г. планирует увеличить заработки в 4 раза. На практике это означает переход от обеспечения прожиточного минимума к обеспечению начального материального достатка в потреблении. 11
В качестве такового предлагается рассматривать типичный доход тех, кто ныне адаптировался к текущим расходам в действующих структуре и ценах. Его мы и определяем как "стандарт экономической устойчивости семьи с детьми".
Таким образом, стандарт экономической устойчивости (СЭУ) - это нормативный бюджет семьи с детьми, чья потребительская корзина и другие траты соответствуют первичному уровню материального достатка.
Анализируя бюджет семьи на основе потребительской корзины, СЭУ рассматривается примерно как 2,5 ПМ в привычном исчислении.
В семье, достигшей СЭУ, текущие доходы достаточны для текущих покупок (не нужно брать в долг, не требуется социальная помощь и т.п.). Но их недостаточно в случае любой экстремальной ситуации - потери работы, болезни, рождения ребенка, крупной покупки (квартиры, машины, земельного участка и т.п.).
Данный бюджет предполагает удовлетворение всех необходимых личных потребностей (материальных, культурных и социальных), но с менее богатым выбором и по более низким ценам, чем при высоком достатке. Значительно возрастает доля услуг (признак достатка), появляются расходы на отдых и, что принципиально, на сбережения.
Таким образом, модель СЭУ основывается на новых принципах по сравнению с политикой, которая строится вокруг ПМ, а значит существуют различные показатели уровня жизни. Есть привычные - ПМ, и кардинально новые - СЭУ. Нужно заметить, что не все показатели могут дать полностью достоверную информацию (например, истинные доходы населения), поэтому, на мой взгляд, правильнее анализировать показатели в комплексе для более полного определения уровня и качества жизни населения.
2.2 Факторы динамики уровня жизни
Вышеперечисленные показатели позволяют лишь оценить уже сложившуюся ситуацию, выявить тенденции прошлого, перенести их на будущее, но они не позволят точно спрогнозировать динамику уровня жизни. Сделать это можно только при детальном анализе условий (факторов), которые влияют и даже определяют возможные изменения в уровне жизни населения страны и её регионов. Как уже упоминалось выше, эти факторы принято подразделять на группы. Рассмотрим их подробнее.
Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее.
Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.
Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо « мешать » друг другу.
Это можно проследить на примере не так давно легально появившегося в российской экономической действительности предпринимательства, которое в своем развитии прошло несколько этапов. На каждом из них предпринимательский слой численно рос и обновлялся, в него вливались представители новых социальных и возрастных групп, обладающие различной социально-политической культурой. В этих условиях менялось и отношение предпринимательского корпуса к политике и политическому действию.
« Теневой бизнес » расцвел еще в 60-70-е годы. В обществе, где предпринимательская деятельность преследовалась законом, а свободное политическое пространство отсутствовало, дельцы «теневой экономики», которых лишь условно можно назвать предпринимателями, были поглощены зарабатыванием денег. Привыкшие к осторожности и действующие с оглядкой, эти люди не стремились занять место на политической сцене.
Изменение концепции социального развития, в нашем случае переход от прямого и непосредственного управления экономикой со стороны государства к свободному рыночному механизму и построению общественной жизни на демократических принципах, прямо и косвенно отражается на уровне благосостояния населения и его отдельных групп. Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее прежде всего отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации представители партийной номенклатуры и лидеры «теневой экономики».
Сильное влияние на уровень жизни населения оказывают экономические факторы, куда относятся наличие экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и так далее.
Об уровне жизни в Великом Новгороде можно судить и по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения. В мировой практике различают две основные формы бедности: абсолютная - при отсутствии дохода, необходимого для обеспечения минимальных жизненных потребностей личности или семьи, и относительная - когда доход не превышает 40-60% среднего дохода по стране.12 Межстрановое сопоставление бедности носит условный характер в силу неодинаковой базы (минимального прожиточного уровня), положенной в основу для расчета порога бедности.
Наиболее отстающим компонентом уровня жизни, особенно в сопоставлении с развитыми странами, являются в Российской Федерации все виды услуг населению.
Уровень и динамика производительности труда также является важным фактором роста ВВП и национального дохода, а значит, и уровень жизни изменяется в зависимости от динамики производительности труда. В свою очередь производительность труда зависит от развития НТП, совершенствования организации труда, производства и управления, социально-экономических факторов.
Развитие социальной сферы (науки, образования, здравоохранения, культуры) обуславливает удовлетворение социальных потребностей населения, способствует развитию интеллекта нации, влияет на экономическое здоровье общества и так далее13.
Обобщающим индикатором уровня культуры в мировом сообществе принято считать среднее число лет обучения населения (в возрасте 25 лет и старше), число посещений музеев, театров новгородцами и т.д. За последние 8 лет этот показатель в Великом Новгороде поднялся в 1,5 раза (Приложение А).
2.3 Социальные нормативы и потребности
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.
Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.
К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).
В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики - прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах - личных потребностях. Однако последнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека.
Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. В их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.
Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.
Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе - это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д.
Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека.
Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержание здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.