Разработка программ по энергосбережению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Энергосбережение - комплекс мер по реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии (ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение»).
В настоящее время энергосберегающие технологии являются одним из ключевых направлений развития энергетической политики России. Так как экономика страны характеризуется высокой энергоёмкостью, необходимыми мерами по обеспечению экономии энергии являются:
- ликвидация технологической отсталости промышленности,
- оснащение предприятий новым энергосберегающим оборудованием,
- модернизация сферы ЖКХ,
- внедрение энергосберегающих технологий,
- привлечение в энергосбережение должного объема инвестиций,

Содержание

1. Общие вопросы экономики энергосбережения
2
1.1. Цели и задачи энергосбережения
2-3
1.2. Энергосберегающие технологии
3
1.3. Законодательство об энергосбережении
3-5
2. Энергетический менеджмент
5
2.1. Понятие энергоменеджмента
5
2.2. Система энергоменеджмента в организации
5-9
2.3. Обеспечение энергетической эффективности
9-11
2.4. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы
11-14
2.5. Обеспечение энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд
14
2.6. Изменения в законодательстве
14-16
3. Энергоаудит
16
3.1. Общие положения
16-17
3.2. Зачем и кому нужен энергоаудит
17-19
3.3. Сколько стоит энергоаудит
19-20
3.4. Последовательность проведения и результаты энергоаудита
20
3.5. Как можно сделать энергоаудит самостоятельно
20-21
3.6. Типичные ошибки при составлении отчетов об энергоаудите
21-23
4. Энергосервисные контракты как механизм финансирования мероприятий по повышению энергетической эффективности
23
4.1. Особенности энергосервисных контрактов и преимущества их использования
23-24
4.2. Виды энергосервисных контрактов
24
4.3. Финансирование энергосервисных контрактов
24-25
4.4. Использование энергосервисных контрактов при реализации мероприятий в бюджетной сфере
25-26
4.5. Перспективы и проблемы рынка энергосервисных контрактов в России
26
5. Разработка программ по энергосбережению
26
5.1. Этапы разработки программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
26-27
5.2. Алгоритм разработки региональной программы энергосбережения
27
5.3. Дорожная карта программы энергосбережения бюджетного учреждения
27-28
5.4. Типовая форма паспорта программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
28-37
5.5. Экономическое стимулирование реализации программ энергосбережения
37-38
Контрольные тесты для проверки знаний слушателей по теме:«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы»
39
Список литературы
40

Вложенные файлы: 1 файл

докум.doc

— 605.50 Кб (Скачать файл)

Неприязнь к  подобным мерам вполне понятна. Многим не хотелось «перестраиваться» на новую световую технику, привыкать к непонятным энергосберегающим лампам, разбираться с новым оборудованием. Большинство смущала и цена на новые лампы, которые стоили гораздо дороже обычных ламп накаливания. Однако, грамотная работа с общественностью и всестороннее освещение проблем и вопросов, связанных с исполнением Закона об энергосбережении, помогли населению разобраться в спорных вопросах и научиться экономить и энергию, и собственные деньги.

Проблемы возникли и с жилищным сектором. Закон об энергосбережении требовал оснастить все многоквартирные дома общедомовыми приборами уже к 1 января 2012 года. Однако возникает вопрос о распределении общедомовых потерь, которые, как определено законодательством, должны поровну распределяться между жильцами. Эта практика уже вызывала ряд локальных конфликтов между управляющими компаниями, непосредственно энергетиками и жильцами в тех местах, где норму жилищного законодательства пытались применять буквально.

Многие говорят, что выгоду от внедрения требований и норм Закона об энергосбережении приобретают, прежде всего, предприятия, специализирующиеся на выпуске приборов учета, энергоаудиторы. С другой стороны, переход на новое энергосберегающее оборудование сильно ударит по карману других. Но, надо понимать, что подобный закон работает не на сиюминутную отдачу, а на перспективу. Средства, вложенные в модернизацию сейчас, в будущем окупятся и принесут прибыль. Но, главное, что меры, предусмотренные Законом об энергосбережении, при разумном внедрении помогут снизить очень высокую ныне энергоемкость отдельных предприятий и экономики страны в целом.

Чтобы избежать спорных вопросов, а также правильно  применять и внедрять энергосбережение во все сферы экономики и коммунального  сектора, разработаны и разрабатываются региональные законы в системе энергосбережения с учетом климатических условий, особенностей инфраструктуры, наличия и вида собственных ресурсов для каждого отдельного региона. Региональные законы направлены на мониторинг и оценку энергоресурсов, а также выявление проблем их переработки и утилизации. Тем самым эти законы помогают снизить нагрузку на местные бюджеты и уменьшить затраты на оплату услуг ЖКХ для населения.

По мнению специалистов, на практике столкнувшихся с проблемами снижения энергоемкости производства, транспорта и потребления тепло- и электроэнергии, реализация этих предложений позволит добиться снижения энергоемкости российской экономики в целом на 40%.

Основные барьеры для энергосбережения в России:

  • Недостаток мотивации. Мягкие бюджетные ограничения и изъятие получаемой экономии в бюджетном и тарифном процессах. Например, если в школе или в больнице был сэкономлен какой-то объем энергоресурсов, то бюджет эту экономию изымет.
  • Недостаток информации. Информационное и мотивационное обеспечение подготовки и реализации решений часто игнорируется.
  • Недостаток финансовых ресурсов и «длинных» денег. Требования к окупаемости проектов по повышению энергоэффективности и снижению издержек существенно более жесткие, чем требования к проектам с новым строительством. Обычно в России проблемы дефицита решаются за счет наращивания производства, а не за счет повышения энергоэффективности. Конечно, мы медленно движемся в сторону энергосбережения - пока это не вошло в нашу культуру и не стало правилом.
  • Недостаток организации и координации. Имеет место на всех уровнях принятия решений.

Когда мы говорим  об энергоэффективности, у нас нет  материального ощущения ресурса  энергоэффективности. При постройке  атомной электростанции можно видеть: вот она - АЭС, при освоении нефтяного месторождения - вышки, качающие нефть. А вот ресурс эффективности очень сильно распределен. Поэтому к данному ресурсу многие относятся с большим недоверием. Называются огромные цифры экономии, но потребитель не понимает и не ощущает, из чего эти цифры могут складываться.

Нельзя оставить без должного внимания и особенности  менталитета:

  • Ориентация на ценности выживания: «Задача - выжить, а не самовыразиться».
  • Индивидуализм. Этнографами были проведены специальные исследования и оказалось, что жители нашей страны - самые большие индивидуалисты. Поэтому нам трудно формировать устойчивые коалиции для обеспечения интересов отрасли повышения энергоэффективности, где очень ограничена централизация.
  • Высока дистанция от власти. Централизованное планирование и огромное влияние монопольных структур - не самая лучшая среда для устойчивого повышения энергоэффективности.
  • Избегание неопределенности. Мы живем и работаем в условиях неопределенности, действуем по стереотипам, в которых не укоренился рациональный стиль поведения. Эффект от мер по повышению энергоэффективности воспринимается как менее гарантированный. Например, многие полагали, что цены на нефть и газ всегда будут высокими, и, исходя из этого, строили свои инвестиционные планы. А когда цены снижались, инвестиционные программы и планы многих предприятий сворачивались. То есть неопределенность в ТЭК выше, чем в повышении энергоэффективности.
  • Низкая долгосрочная ориентация. Неспособность (или нежелание) решать стратегические задачи заставляет действовать по принципу «Пока гром не грянет…».
  • Готовность поговорить, но не готовность делать.

Ставшая донельзя актуальной проблема энергосбережения упирается в старую как мир  проблему изменения сознания, которое  должно предшествовать любому изменению  в той или иной прикладной сфере.

 

2. Энергетический менеджмент

 

«Поздно быть бережливым, когда все растрачено.» Сенека

 

2.1. Понятие  энергоменеджмента

 

Энергоменеджмент - это совокупность знаний, принципов, средств и форм управления энергосбережением в целях снижения затрат на энергетические ресурсы. Благодаря энергоменеджменту можно без больших финансовых затрат достичь существенной экономии энергии и снизить негативные последствия в случае плохой работы отопительных систем в зданиях.

Энергоменеджмент  может обеспечить:

- выявление  дефектов, плохой работы и сбоев  в энергопотребляющих системах;

- быстрое вмешательство  в случае неблагоприятных тенденций  к увеличению использования энергоресурсов;

- определение  рекомендуемых усовершенствований и их приоритет;

- более внимательное  отношение к вопросам использования  энергии и экологии на всех  уровнях в муниципалитете.

Процесс организации  энергетического менеджмента может  начаться с одного здания и развиваться  до уровня всей организации или иного образования.

Следует подчеркнуть, что энергоменеджмент – относительно простая методика, для которой  часто может быть достаточно простого здравого смысла, бумаги и карандаша.

Энергоменеджмент - это способ управления энергопотреблением на предприятии, позволяющий значительно оптимизировать объемы энергозатрат. Основным инструментом энергоменеджмента является энергетический аудит. Система энергоменеджмента - это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов предприятия, направленный на формирование энергетической политики предприятия, постановку целей, разработку мероприятий по достижению этих целей.

Мировая практика показывает, что повышение энергоэффективности  достигается большей частью за счет организационных изменений в системе управления энергохозяйством, т.е. за счет улучшения системы энергоменеджмента. Поэтому, для решения вопросов повышения энергоэффективности на предприятиях вводится Система энергоменеджмента в соответствии с международным стандартом ISO 50001/EN 16001, а вопросами расходования ТЭР занимаются специально обученные люди.

Требования  стандарта к системе энергоменеджмента:

- постоянные  и планируемые действия по  реализации энергетической политики  и достижению поставленных целей  по повышению эффективности энергосбережения;

- выявление  энергетических показателей и  процедура их измерений и мониторинга; 

- энергетическая  документация и необходимые учетные  записи.

 

2.2. Система  энергоменеджмента в организации

 

Энергоменеджмент  включает в себя набор мероприятий, нацеленных на экономию энергетических ресурсов: мониторинг энергопотребления, разработку энергетических бюджетов, анализ существующих показателей как основы составления новых бюджетов, разработку энергетической политики, планирование новых энергосберегающих мероприятий и т.д.

В набор мероприятий  также должны быть включены не только энергосберегающие мероприятия, но и такие значимые элементы системы  энергоменеджмента, как внедрение  системы контроля и поощрения  достижений, повышение мотивации  и обучение персонала, сроки пересмотра и корректировки программы и положения. Важно также четко сформулировать принципы финансирования энергосбережения и обозначить описание системы контроля и оценки результатов.

Разработка  и внедрение системы энергоменеджмента  включает в себя:

- разработку  и согласование энергетической  политики организации;

- анализ существующей  в организации системы энергоменеджмента  и выявление несоответствий и  недостатков; 

- разработку  Стандарта предприятия по системе  энергоменеджмента; 

- разработку документации для управления энергоэффективностью в организации и выстраивание бизнес-процессов;

- назначение  энергоменеджера; 

- обучение персонала;

- налаживание  процесса мониторинга за использованием  ТЭР; 

- разработку  комплексной Программы энергосбережения учреждения;

- разработку  системы мотивации персонала  за эффективное использование  ТЭР.

В значительной степени успешность внедрения системы  энергоменеджмента зависит от отношения  руководства учреждения к данному  аспекту. От проявленного внимания и инициативы зависит, будет ли проведен дальнейший курс на реформы, или же все закончится оформлением энергетического паспорта. Но не менее важную роль играет энергоменеджер, сотрудник учреждения, который непосредственно руководит и отвечает за процессы совершенствования энергетического хозяйства.

Энергоменеджер - это работник, который полностью  или по совместительству отвечает за энергетический менеджмент (с ограниченным бюджетом).

Для оптимального управления потреблением ТЭР необходима полная и достоверная информация об их использовании, затратах на их оплату и производство, о доле этих затрат в общих расходах организации. Без этого невозможно управлять процессом энергосбережения и планировать энергосберегающие мероприятия. Решить этот вопрос можно с помощью энергоаудита.

Он также  необходим для начала процесса мониторинга  потребления ТЭР, но сбор данных по потреблению энергоресурсов не является единовременным мероприятием, он должен вестись постоянно, что позволит в любой момент просчитать экономический  эффект от проводимых энергосберегающих мероприятий. Для этих целей и нужны новые специалисты в области энергетики - энергоменеджеры, которые занимаются вопросами рационального использования ТЭР. Пока таких специалистов практически нет, их подготовка только начинается. После разработки и внедрения системы энергоменеджмента на предприятии энергоменеджер станет основным звеном в реализации политики энергосбережения.

Среди необходимых  умений и навыков, которыми должен обладать успешный энергоменеджер, наиболее значимыми являются:

- инженерное  образование; 

- опыт управления  производством и рабочими группами;

- опыт руководства  проектами;

- организационные  способности, способность убеждать  и понимать мотивацию поступков  людей. 

Главная задача энергоменеджера - успешно внедрить в работу организации (предприятия) систему энергосберегающих мер, которая позволит качественно использовать имеющиеся ресурсы.

Конкретно в  обязанности энергоменеджера входит:

- разработка  стратегии энергетического менеджмента  в организации;

- составление таблицы потребления энергии на предприятии в целом, по подразделениям и оборудованию, составление ТЭБ организации;

- проведение  анализа потребления энергии  с учетом оценки мероприятий  по экономии энергопотребления; 

- определение  эффективности работы потребителей энергии;

- осуществление  контроля над инвестированием  в мероприятия по экономии  энергии, сравнение его с другими  расходами; 

- предоставление  консультационных услуг по вопросам  экономии энергии для всей  организации; 

- проведение  внутреннего энергетического аудита;

- знание методики  оценки энергетического менеджмента  в учреждении и подготовки  работников в этой области; 

- знание методики  поощрения работников организации,  экономящих энергию; 

- предоставление  консультации по использованию нового оборудования и тарифной политике;

- проверка и  оценка счета на оплату за  потребленную энергию и связанные  с энергопотреблением договоры;

Информация о работе Разработка программ по энергосбережению