Разработка программ по энергосбережению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа

Краткое описание

Энергосбережение - комплекс мер по реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии (ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение»).
В настоящее время энергосберегающие технологии являются одним из ключевых направлений развития энергетической политики России. Так как экономика страны характеризуется высокой энергоёмкостью, необходимыми мерами по обеспечению экономии энергии являются:
- ликвидация технологической отсталости промышленности,
- оснащение предприятий новым энергосберегающим оборудованием,
- модернизация сферы ЖКХ,
- внедрение энергосберегающих технологий,
- привлечение в энергосбережение должного объема инвестиций,

Содержание

1. Общие вопросы экономики энергосбережения
2
1.1. Цели и задачи энергосбережения
2-3
1.2. Энергосберегающие технологии
3
1.3. Законодательство об энергосбережении
3-5
2. Энергетический менеджмент
5
2.1. Понятие энергоменеджмента
5
2.2. Система энергоменеджмента в организации
5-9
2.3. Обеспечение энергетической эффективности
9-11
2.4. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы
11-14
2.5. Обеспечение энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд
14
2.6. Изменения в законодательстве
14-16
3. Энергоаудит
16
3.1. Общие положения
16-17
3.2. Зачем и кому нужен энергоаудит
17-19
3.3. Сколько стоит энергоаудит
19-20
3.4. Последовательность проведения и результаты энергоаудита
20
3.5. Как можно сделать энергоаудит самостоятельно
20-21
3.6. Типичные ошибки при составлении отчетов об энергоаудите
21-23
4. Энергосервисные контракты как механизм финансирования мероприятий по повышению энергетической эффективности
23
4.1. Особенности энергосервисных контрактов и преимущества их использования
23-24
4.2. Виды энергосервисных контрактов
24
4.3. Финансирование энергосервисных контрактов
24-25
4.4. Использование энергосервисных контрактов при реализации мероприятий в бюджетной сфере
25-26
4.5. Перспективы и проблемы рынка энергосервисных контрактов в России
26
5. Разработка программ по энергосбережению
26
5.1. Этапы разработки программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
26-27
5.2. Алгоритм разработки региональной программы энергосбережения
27
5.3. Дорожная карта программы энергосбережения бюджетного учреждения
27-28
5.4. Типовая форма паспорта программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
28-37
5.5. Экономическое стимулирование реализации программ энергосбережения
37-38
Контрольные тесты для проверки знаний слушателей по теме:«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы»
39
Список литературы
40

Вложенные файлы: 1 файл

докум.doc

— 605.50 Кб (Скачать файл)

- умение руководить  группой по рациональному использованию  энергии а также проектами  в области энергосбережения;

- создание системы  учета энергопотребления и при  необходимости ее автоматизация; 

- умение подробно  анализировать потоки энергии; 

- определение  и постоянный контроль удельных  норм энергопотребления; 

- внесение предложений,  касающихся организации и технологии, а тоже новой инвестиционной политики в отношении энергоэффективности на рассмотрение в администрацию;

- проведение  расчетов капиталовложений и  эксплуатационных расходов;

- разработка  предложений с целью заинтересовать  персонал в экономии энергии;

- анализ возможностей  субсидий и их практического  использования; 

- умение руководить  персоналом.

В условиях постоянно  растущих цен на ТЭР, дефицита средств  в федеральном, республиканском  и местных бюджетах особую актуальность для бюджетных учреждений приобретает энергоменеджмент - управление и оптимизация энергопотребления и затрат на энергоносители. Признание важности энергии как ресурса, который требует такого же менеджмента, как любой дорогостоящий продукт, является главным первым шагом к улучшению энергетической и экологической эффективности и снижению затрат организации или учреждения.

Для внедрения  и успешного использования энергоменеджмента  требуется проведение подготовительной работы, связанной с обучением  и подготовкой кадров.

Процесс организации системы энергоменеджмента в бюджетной сфере включает анализ и выработку мер по следующим основным направлениям:

- текущее состояние  энергетического менеджмента в  органе управления бюджетным  учреждением (как правило, орган  власти), имеющего подведомственные учреждения (далее - ведомство);

- подготовка  кадров;

- формирование  и утверждение энергетической  политики ведомства; 

- организация  структуры энергоменеджмента ведомства  и информационной системы его  функционирования;

- проведение  энергоаудита с оценкой фактической энергоэффективности подведомственных учреждений и разработкой рекомендаций по снижению энергетических и финансовых затрат в ведомстве;

- разработка  и реализация комплексной ведомственной  программы по энергосбережению  и рациональному использованию ТЭР;

- организация  финансирования инвестиционных  энергосберегающих проектов;

- осуществление  постоянного контроля за энергопотреблением  и эффективностью использования  ТЭР ведомством, проведение энергетического  мониторинга; 

- создание системы стимулирования энергосбережения и рационального использования ТЭР в бюджетной сфере.

Наиболее важным этапом в организации системы  энергоменеджмента, помимо кадрового  обеспечения, является формирование энергетической политики министерств и ведомств. Энергетическая политика - это не разовый директивный документ, а система мониторинга энергетической ситуации, прогноза возможных экономических, ресурсных и спросовых тенденций, а главное, это формирование и непрерывное совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов, обеспечивающих надежное энергоснабжение и рациональное использование ТЭР.

Процесс создания системы энергоменеджмента в  российской экономике, несмотря на его  актуальность, к сожалению, не получил  до сих пор должного развития.

Цели энергоменеджмента в бюджетной  сфере:

- снижение затрат  на оплату потребляемых ТЭР; 

- оптимизация  бюджетных затрат;

- улучшение  имиджа учреждения и дальнейшее  повышение качества предоставляемых  услуг через вовлечение персонала  в процесс энергосбережения.

Опыт показывает, что многие учреждения могут значительно  снизить свои энергетические затраты, по крайней мере, на 10-15 % путем организации  системы энергоменеджмента.

Объектами энергоменеджмента  являются административные здания, помещения, в которых расположены школы, детские дошкольные учреждения, больницы, а также здания социального и культурно-бытового назначения.

Энергетический  менеджмент целесообразно рассматривать  как совокупность управленческих методов  повышения энергоэффективности, в  отличие от инженерных, технических, технологических и прочих. Выделяя управленческие (организационные, административные) способы влияния на энергетическую эффективность, следует понимать определенную условность такого деления. Очевидно, что лишь совокупность различных мер - как управленческих, так и следующих за ними технических, - индивидуально подобранная для каждого конкретного случая, даст оптимальный результат. Сами по себе инженерные решения и технические инновации также приведут к более эффективному использованию энергетических ресурсов на предприятии, однако, именно их подчинение выстроенной на предприятии управленческой системе сделает устойчивым как процесс повышения энергоэффективности, так и в целом функционирование компании.

В более традиционном понимании энергетический менеджмент предусматривает ряд функций, выполнение которых дает объективную информацию об основных потребителях топлива и энергии, энергоэффективности различных процессов и отдельных видов продукции, резервах снижения энергопотребления.

Перечислим ключевые направления.

Институциональные изменения.

Прежде всего, необходимо соответствующим образом  изменить структуру управления организацией, в зависимости от ее величины и  сложности. Из числа сторудников  следует назначить ответственного за эту работу, наделив его полномочиями и предоставив ресурсы. Например, возможно создание на этапе планирования рабочей группы, которая могла бы скоординировать деятельность различных подразделений (производственных, финансовых, коммерческих и проч.), разработать необходимые процедуры, описать их регламентирующими документами.

Обучение  персонала.

О приоритете энергоэффективности  необходимо соответствующим образом  проинформировать всех работников организации - от руководителей до рядовых сотрудников. В результате каждый должен четко понимать, как это отразится на его должностных обязанностях, в какие сроки и что он должен будет делать. Такое информирование - мера не единоразовая. От первого объявления о разворачивании работы по повышению энергоэффективности до отлаженного механизма и прозрачности в функциях и ответственности может пройти весьма значительное время, в течение которого необходимо будет проводить обучение, разрабатывать инструкции и положения. Скорее всего, в первую очередь потребуется обучение общего плана, которое можно провести собственными силами – о необходимости и экономическом эффекте энергосбережения, о плане работы для этого и ожидаемых результатах. На следующем этапе, когда работа развернется в отдельных подразделениях, возникнет потребность в более узкоспециализированных знаниях, например, по использованию нового оборудования, эксплуатации приборов учета и регулирования, применению новых технологий и т.д. К реализации такого обучения, конечно, разумно привлечь профессионалов со стороны.

Стимулирование.

Логичным продолжением работы с персоналом будут мотивационные  и стимулирующие меры для сотрудников  и подразделений, добившихся лучших результатов в экономии ресурсов и энергии и повышении энергоэффективности. Даже в организациях бюджетной сферы новое законодательство предусматривает возможность направления сэкономленных бюджетных средств на цели премирования работников, способствовавших такой экономии.

Нельзя упустить важнейший момент - энергетическое обследование предприятия. Его нельзя отнести ни чисто к инженерным, ни к управленческим мероприятиям. Объектами энергообследования должны стать как здания, так и системы (например, в случае наличия собственной котельной), и технологические процессы. Именно энергоаудит покажет истинную картину происходящего в сфере потребления энергоресурсов.

Составленный  и заполненный по его итогам энергетический паспорт станет формальным результатом, однако важно проследить за его реальным наполнением. А именно - что прояснены участки, скрывающие основной потенциал энергосбережения, предложены рекомендации по его реализации. Желательно не просто типовые рекомендации, которые можно встретить на профильных сайтах, а индивидуальные, соответствующие конкретным условиям предприятия. Когда в стране получит большее развитие практика энергосервисных контрактов, аудитор будет еще жестче отвечать за свои рекомендации. Энергетическое обследование будет, скорее всего, содержать и аудит договоров с поставщиками энергетических ресурсов, зачастую там есть что оптимизировать.

Установка приборов учета

Самый банальный  пункт, однако, как показывает практика, уже только факт мониторинга расхода  энергии и затрат на нее дает их снижение за счет поведенческих и  психологических аспектов. Если же к учету добавить регулирование, эффект значительно увеличивается. И эту меру также нельзя отнести исключительно к технологической, поскольку она требует обучения персонала, а в ряде случаев и управленческой перестройки технологических, административных, бухгалтерских процессов. Кроме того, автоматизация в данном случае даст богатейший материал для анализа и предложения новых мер по снижению энергопотребления.

Финансовые  затраты на внедрение энергетического  менеджмента обычно не столь высоки, как для реализации инженерно-технических  мероприятий. Часто эксперты предлагают рассматривать эти вложенные средства не как убытки, а как инвестиции. Больше для успеха в данном случае востребованы другие - административные и интеллектуальные ресурсы, мотивация и организация.

Целью внедрения  системы энергетического менеджмента является повышение устойчивости (в том числе финансовой) предприятия, улучшение его конкурентных позиций как через снижение издержек и себестоимости продукции, так и через повышение эффективности менеджмента в целом.

Внедрение системы энергетического менеджмента призвано решить следующие задачи в организации:

- появление  нового пласта управления компанией  - управления потреблением энергии;

- вовлечение  в этот процесс управленцев  (руководителей подразделений), традиционно  не задействованных в решении энергетических задач предприятия;

- создание путем  регламентов, стандартов и документированных  процедур такой системы управления  энергозатратами на предприятии,  которая обеспечит устойчивость  и корректность принятия решений  в меняющихся условиях.

Новым Федеральным законом об энергосбережении определены обязанности по проведению соответствующих мероприятий во всех организациях бюджетного комплекса либо имеющих бюджетное участие в финансировании.

Вариантов проведения мероприятий по энергосбережению и  повышению эффективности использования энергоресурсов великое множество - от «сверхэкономных» организационных мер из серии «уходя, гасите свет» до довольно дорогостоящих, но в перспективе не менее эффективных.

Малозатратные оперативные мероприятия по экономии энергии не оказывают действия на режим работы учреждения, технические решения по стоимости незначительно отличаются от оригинала (не более чем на 10-15 %), срок их окупаемости менее года (от 6 месяцев до 1 года).

На первое место  среди малозатратных оперативных мероприятий по экономии энергии следует поставить энергетическую паспортизацию существующих зданий, которую необходимо проводить с установленной законом периодичностью.

Причины, вызвавшие необходимость  периодической энергетической паспортизации  зданий:

- в ходе строительства  имеют место отступления от  первоначального проекта, зачастую  достаточно существенные;

- значительное  влияние на энергопотребление  зданий оказывает качество монтажа  и эксплуатации оборудования;

- реконструирование  системы отопления с установкой регулирующих и балансировочных клапанов и комнатных контроллеров;

- осуществление  замены оконных заполнений;

- реконструирование  входных дверей в здании и  остекление балконов;

- уточнение  методов расчета теплопотребления  зданий в части учета солнечной радиации, бытовых теплопоступлений и инфильтрации.

После паспортизации  зданий должны быть разработаны типовые  энергосберегающие мероприятия  и определена последовательность их реализации. 

Разумеется, что  не существует одного способа для  достижения цели. Это может быть только комплексное решение. Основные элементы такого решения - воля руководства ведомства, заинтересованное участие всех сотрудников в энергосбережении, грамотное использование административно-финансовых возможностей, предоставленных принятым законодательством.

Информация о работе Разработка программ по энергосбережению