Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа
Энергосбережение - комплекс мер по реализации правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное (рациональное) использование (и экономное расходование) топливно-энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии (ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение»).
В настоящее время энергосберегающие технологии являются одним из ключевых направлений развития энергетической политики России. Так как экономика страны характеризуется высокой энергоёмкостью, необходимыми мерами по обеспечению экономии энергии являются:
- ликвидация технологической отсталости промышленности,
- оснащение предприятий новым энергосберегающим оборудованием,
- модернизация сферы ЖКХ,
- внедрение энергосберегающих технологий,
- привлечение в энергосбережение должного объема инвестиций,
1. Общие вопросы экономики энергосбережения
2
1.1. Цели и задачи энергосбережения
2-3
1.2. Энергосберегающие технологии
3
1.3. Законодательство об энергосбережении
3-5
2. Энергетический менеджмент
5
2.1. Понятие энергоменеджмента
5
2.2. Система энергоменеджмента в организации
5-9
2.3. Обеспечение энергетической эффективности
9-11
2.4. Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы
11-14
2.5. Обеспечение энергетической эффективности при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд
14
2.6. Изменения в законодательстве
14-16
3. Энергоаудит
16
3.1. Общие положения
16-17
3.2. Зачем и кому нужен энергоаудит
17-19
3.3. Сколько стоит энергоаудит
19-20
3.4. Последовательность проведения и результаты энергоаудита
20
3.5. Как можно сделать энергоаудит самостоятельно
20-21
3.6. Типичные ошибки при составлении отчетов об энергоаудите
21-23
4. Энергосервисные контракты как механизм финансирования мероприятий по повышению энергетической эффективности
23
4.1. Особенности энергосервисных контрактов и преимущества их использования
23-24
4.2. Виды энергосервисных контрактов
24
4.3. Финансирование энергосервисных контрактов
24-25
4.4. Использование энергосервисных контрактов при реализации мероприятий в бюджетной сфере
25-26
4.5. Перспективы и проблемы рынка энергосервисных контрактов в России
26
5. Разработка программ по энергосбережению
26
5.1. Этапы разработки программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
26-27
5.2. Алгоритм разработки региональной программы энергосбережения
27
5.3. Дорожная карта программы энергосбережения бюджетного учреждения
27-28
5.4. Типовая форма паспорта программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
28-37
5.5. Экономическое стимулирование реализации программ энергосбережения
37-38
Контрольные тесты для проверки знаний слушателей по теме:«Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы»
39
Список литературы
40
Эта мера вынужденная, потому что у бюджетных организаций нет стимула снижать затраты на ТЭР. Ведь можно защитить максимальные лимиты на ТЭР на очередной финансовый год и жить без дополнительных проблем, поэтому чтобы как-то сдвинуть с мертвой точки эту проблему, принят такой административный рычаг.
Конечно, чтобы правильно спланировать требуемое снижение затрат, надо провести энергетическое обследование, но количество только образовательных организаций в области более 2 тысяч и разом провести это мероприятие не получится, даже в указанный срок, до 31 декабря 2012 года, эта задача очень сложная. Подходить к решению этой задачи традиционно, т.е. всем учреждениям снижать расходы на ТЭР по 3% ежегодно будет неправильно. Даже при снижении фактического потребления ТЭР мы можем навредить в другом, а именно, снижение качества услуг и не соблюдение санитарных норм в некоторых больницах, детских садах, школах, т.е. эффект будет отрицательным.
Следовательно, подход в решении этого вопроса для каждой организации должен быть индивидуальный. Для этого, при расчете лимитов на потребление ТЭР нужно использовать результаты мониторинга потребления ТЭР, который необходимо проводить ежегодно по каждой областной и муниципальной организации, где видна динамика удельных расходов по электрической, тепловой энергии, воде, а так же потенциал энергосбережения. Темп снижения затрат у каждой организации будет разный: кто-то достигнет показателя «30%», а у кого-то он будет близок к нулю. Имеются организации, у которых фактические затраты ниже расчетных, при наведении порядка в учете и отчетности затраты возрастут.
Закон существенно расширил круг пользователей услуг энергоаудита. В то же время, как показывает практика, до настоящего времени у большинства нет понимания даже самых основополагающих моментов, связанных с этой тематикой.
Поиск нерациональных потерь энергоресурсов и предложение заказчику мероприятий, которые позволят достичь их экономии, вот основная задача энергоаудита.
В ходе энергоаудита собираются и обрабатываются данные о фактически потребляемых энергетических ресурсах, делается расчет показателей энергетической эффективности и предлагаются мероприятия по энергосбережению. По результатам энергетического обследования заказчику выдается энергетический паспорт и отчет по результатам энергетического обследования, в котором дается анализ потребления энергоресурсов, описан порядок расчета приведенных в энергопаспорте показателей и обосновываются предложенные мероприятия по энергосбережению.
Проведение энергетического обследования объектов промышленной сферы позволит увеличить энергоэффективность в данной отрасли на 25 - 40 %. В масштабе всей страны это колоссальные суммы денег, достигающие миллиардов рублей. Энергоаудит промышленных предприятий, как «свет в конце тоннеля» в стремлении значительно уменьшить траты на энергоресурсы, а также в борьбе за прекращение безудержного роста энергопотребления. Только масштабное проведение энергоаудита и составление энергетических паспортов в рамках всей страны, способны вывести государство из энергетической западни.
Энергоаудит или по-другому энергетическое обследование в полной степени предполагает получение информации об использовании энергоресурсов, данных об энергоэффективности, потенциала и возможности повышения показателей энергосбережения.
3.2. Зачем и кому нужен энергоаудит
Главная цель энергообследования - это выработка рекомендаций по повышению энергоэффективности, то есть сокращению объемов потребления ТЭР и снижению затрат на их оплату.
Установлено, что до 31 декабря 2012 года все органы государственной власти и местного самоуправления, их организации и организации, финансируемые за счет бюджета, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности или производство либо транспортировку энергоресурсов, а также организации, энергозатраты которых превышают 10 млн. руб. в год, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование с последующим повторным обследованием через 5 лет. Такие сроки изначально закладывают неритмичность (2 года аврала - 3 года простоя) в работе всех звеньев, начиная от энергоаудиторов, проводящих обследования до уполномоченного федерального органа по сбору и анализу данных энергетических паспортов, составленных по результатам энергетических обследований. Неужели нельзя было распределить хотя бы обследование "бюджетников" на весь пятилетний период? Увы, опять торопимся не успеть. При такой неритмичности невозможно организовать нормальный рынок профессиональных энергоаудиторских услуг, а также высокое качество и эффективное использование результатов энергопаспортизации.
Система саморегулируемых организаций, на которые государство возложило ответственность за качество энергетических паспортов, в данной ситуации просто не в состоянии справиться с этой задачей, являясь только лишним передаточным звеном, требующим дополнительных денег. На эти деньги уже нашлось столько желающих, что СРО множатся как на дрожжах. Ну нет в России столько профессионалов энергоаудиторов, сколько у нас уже создано СРО по энергообследованиям. Какие они могут выпустить стандарты, какую оказать экспертную поддержку? Каково будет качество контроля? Нам необходимы тщательно отработанные национальные стандарты по энергоаудиту, на которые смогли бы ориентироваться профессиональные энергоаудиторские объединения.
И последнее. Главная идея закона заключается в требовании определенного уровня положительного эффекта от использования энергетических ресурсов. С этой целью и классы энергоэффективности должны устанавливаться на продукцию, и целевые показатели для региональных программ энергосбережения определяться. Для действенного контроля энергоэффективности и принятия обоснованных управленческих решений нужны четкие показатели и критерии, нужны методики расчета этих показателей и методики их анализа, создание которых, кстати, и предусматривает закон. Но уполномоченные органы не спешат с выпуском всего этого инструментария.
Энергоаудит может проводиться в обязательном порядке либо добровольно. Что касается «добровольных» энергообследований, на практике чаще всего встречаются заказчики, желающие получить энергетический паспорт на объекты жилищного фонда (например - ТСЖ, ЖСК, управляющие компании).
Наиболее распространенная категория потребителей услуг энергоаудиторских компаний - это лица, подлежащие обязательному энергетическому обследованию.
В отличие от действовавшего ранее закона № 28-ФЗ «Об энергосбережении», новый закон № 261-ФЗ содержит как жесткие санкции, так и меры стимулирующего характера.
В частности, не проведение обязательного энергетического обследования влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб. (из «кармана руководителя») плюс штраф на юридическое лицо - от 50 тыс. до 250 тыс. руб., что достаточно ощутимо, особенно для организаций бюджетной сферы.
При таких штрафах проведение энергоаудита может оказаться дешевле потенциально возможных санкций!
В то же время экономия средств, достигнутая за счет снижения потребления ресурсов бюджетным учреждением, при определенных законом № 261-ФЗ условиях может использоваться на увеличение годового фонда оплаты труда учреждения.
Основные мотивы, влияющие на решение организации заказать энергетическое обследование:
Впрочем, энергопаспортизация у нас выстроилась таким образом, что реальная эффективность мероприятий никого особенно не волнует, а волнует только наличие паспорта и его своевременная передача наверх. Сам энергопаспорт в его новом облике представляет собой скорее статистический отчет об энергопотреблении за пять истекших лет, а не результаты поиска нерациональных потерь и скрытых резервов повышения энергоэффективности.
Как уже говорилось,
согласно статье 16 ФЗ №261 проведение энергоаудита
и наличие энергопаспортов