Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 00:37, курсовая работа
Целью данной работы является разработка стратегии ОАО «АвтоВАЗ» на основе анализа внешней и внутренней среды.
Задачи данной работы:
– проанализировать макрофакторы;
– провести анализ микрофакторов;
– выявить конкурентные факторы успеха;
– дать характеристику предприятия;
Введение 3
1. Анализ внешней среды предприятия 5
1.1. PEST анализ 5
1.2 Анализ микрофакторов (5 сил конкуренции по Портеру) 13
1.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 15
2.Анализ внутренней среды предприятия 19
2.1. Краткая характеристика предприятия 19
2.2 Управление ОАО «АВТОВАЗ» 30
3. Разработка стратегии предприятия 38
3.1 Матрица SWOT-анализа 38
3.2 Цели, миссия, дерево целей, стратегия предприятия. 39
3.3. Определение стратегических мероприятий, оценка рисков при их достижении 40
Заключение 42
Список используемой литературы 43
Появление «технологических прорывов» положительным образом отражается на развитии, реорганизации производства. Развитие не стоит на месте и чтобы не отставать от своих конкурентов ОАО «АвтоВАЗу» необходимо так же развивать технологию создания и производства своего товара.
Сокращение или продление жизненного цикла технологий необходимо производить, чтобы производство не стояло на месте, а постоянно развивалось.
Удельный вес наукоемких технологий в производстве положительным образом влияет на деятельность организации. И, соответственно, чем он выше, тем производство является качественнее и более востребованным на рынке товаров и услуг.
Чем квалифицированнее кадры предприятия, тем выше качество продукции и услуг. Этот пункт так же положительным образом влияет на деятельность завода, так как отдел кадров отсеивает необходимые резервы кадров еще при приеме на работу.
К сожалению требования к научно - технологическому уровню производства у зарубежных предприятий аналогичного типа намного превышают требований отечественного производства, тем самым снижают конкурентоспособность автозавода.
Еще одним отрицательным пунктом являются требования к научно - техническому уровню конкурентоспособной продукции. Это так же объясняется высокими показателями зарубежных автомобильных заводов.
Влияние политико – правовой среды представлено в таблице 6.
Таблица 6
Влияние политико–правовой среды на деятельность организации
Факторы среды |
Важность для отрасли |
Влияние на предприятие |
Направление влияния |
Степень важности для предприятия |
Отношение государства к собственности |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Политическая стабильность в государстве |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
Характер отношения государства к отрасли |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Уровень регулирования и контроля со стороны государства |
3 |
3 |
-1 |
+9 |
Политика государства в подготовке кадров для отрасли |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
Таможенная политика государства |
3 |
3 |
+1 |
+9 |
Законы и нормативные акты |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
Эффективность правовой системы |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
Практическая реализация законодательства |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
Исполнение всех правовых норм |
3 |
3 |
-1 |
-9 |
Отношение государства к собственности положительным образом влияет на деятельность предприятия. Так как государство стабилизирует и контролирует деятельность организации.
Так как завод является большим налогоплательщиком, то характер отношения государства к отрасли является главной неотъемлемой частью деятельностью организации. Государственная поддержка и помощь всегда положительным образом влияла на деятельность предприятия.
Таможенная политика так же является главным барьером при экспорте продукции. И этот пункт имеет положительное влияние на деятельность организации.
Законы и нормативные акты, их эффективность, практическая реализация и исполнение правовых норм отрицательно влияет на деятельность организации, так как выполняется не полную меру и чаще имеет отрицательных характер.
Далее представлена таблица 7, содержащая «Важнейшие факторы среды, влияющие на деятельность организации».
Таблица 7
Важнейшие факторы внешней среды, влияющие на деятельность организации
Факторы внешней среды |
Факторы, оказывающие позитивное влияние |
Степень важности |
Факторы, оказывающие негативное влияние |
Степень важности |
Демографическая среда |
Количество потенциальных потребителей (структура населения, изменения в отдельных группах)
Наличие и потенциальное количество рабочей силы |
+9
+9 |
| |
Экономическая среда |
Масштабы правительственной поддержки отрасли |
+9 |
Общий уровень экономического развития |
-9 |
Природно-экологическая среда |
Размещение больших промышленных центров
Территориальное размещение полезных ископаемых и природных ресурсов |
+9
+9 |
Состояние экологии и ее влияние
Природно-климатические условия |
-9
-9 |
Научно-техническая среда |
Появление "технологических прорывов"
Сокращение или продление жизненного цикла технологий
Удельный вес наукоемких технологий в производстве Требования к квалификации кадров |
+9
+9
+9 |
Требования к научно-технологическому уровню производства, обеспечивающие конкурентоспособность
Требования к научно-техническому уровню конкурентоспособной продукции |
-9
-9 |
Политико-правовая среда |
Отношение государства к собственности
Характер отношения государства к отрасли
Уровень регулирования и контроля со стороны государства
Таможенная политика государства |
+9
+9
+9
+9 |
Политическая стабильность в государстве
Политика государства в подготовке кадров для отрасли
Законы и нормативные акты
Эффективность правовой системы
Практическая реализация законодательства Исполнение всех правовых норм |
-9
-9
-9
-9
-9 |
Социально – культурная среда |
Традиции и культурные ценности, уровень образования
Отношения компания — общественные организации
Влияние профсоюзов на формирование общественного мнения |
+9
+9
+9 |
Отношение к иностранным инвестициям |
-9 |
Благодаря факторам, положительно влияющим на производственный процесс, предприятие ОАО «АВТОВАЗ» уже много лет работает и развивает свои мощности. Благодаря природно – экологической среде компания может разместить свои резервы по территориальному расположению. Количество потенциальных потребителей, количество рабочей силы, правительственной поддержки отрасли, размещение больших промышленных центров, развитие технологии производства, отношение государственного аппарата к отрасли, культурные ценности – все это помогает развитию и продвижению бренда «ЛАДА» на мировом рынке автомобилестроения.
Однако, формирование и исполнение законов и нормативных актов, политическая нестабильность, природно – климатические условия, слабое развитие научно – технического уровня производство приостанавливают резкое и бурное развитие производства.
Таблица 8
Оценка действия пяти сил конкуренции
№ п/п |
Факторы конкуренции |
Значимость фактора |
Оценка по 10 баллам |
Средневзвешенная оценка |
1. |
Ситуация в отрасли |
|||
1.1 |
Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке |
0,15 |
10 |
1,5 |
1.2 |
Изменение платежеспособного спроса |
0,15 |
9 |
1,35 |
1.3 |
Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке |
0,05 |
1 |
0,05 |
1.4 |
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого |
0,05 |
5 |
0,25 |
1.5 |
Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли |
0,05 |
8 |
0,4 |
1.6 |
Барьеры ухода с рынка (затраты фирмы на перепрофилирование) |
0,15 |
6 |
0,9 |
1.7 |
Барьеры проникновения на рынок |
0,15 |
7 |
1,05 |
1.8 |
Ситуация на смежных товарных рынках (рынки товаров с близкими технологиями и сферами применения) |
0,15 |
8 |
1,2 |
1.9 |
Стратегии конкурирующих фирм (поведение) |
0,05 |
1 |
0,05 |
1.10 |
Привлекательность рынка данного продукта |
0,05 |
3 |
0,15 |
ИТОГО |
1 |
5,8 |
6,9 | |
2. |
Влияние потенциальных конкурентов |
|||
2.1 |
Трудности входа на отраслевой рынок |
0,05 |
1 |
0.05 |
2.2 |
Доступ к каналам распределения |
0.8 |
10 |
8 |
2.3 |
Отраслевые преимущества |
0.15 |
3 |
0.45 |
ИТОГО |
1 |
4.7 |
8.5 | |
3. |
Влияние поставщиков |
|||
3.1 |
Уникальность канала поставок |
0.1 |
2 |
0.2 |
3.2 |
Значимость покупателя |
0.8 |
10 |
8 |
3.3 |
Доля отдельного поставщика |
0.1 |
2 |
0.2 |
ИТОГО |
1 |
4.7 |
8.4 | |
4. |
Влияние покупателей |
|||
4 1 |
Статус покупателей |
0.2 |
3 |
0.6 |
4.2 |
Значимость товара у покупателя |
0.7 |
9 |
6.3 |
4.3 |
Стандартизация товара |
0.1 |
2 |
0.2 |
ИТОГО |
1 |
4.7 |
7.1 | |
5. |
Влияние товаров-заменителей |
|||
5.1 |
Цена |
0.2 |
3 |
0.6 |
5.2 |
Стоимость «переключения» |
0.3 |
6 |
1.8 |
5.3 |
Качество основного товара |
0.5 |
7 |
3.5 |
|
ИТОГО |
1 |
5.3 |
6.9 |
На рисунке 1 представлена диаграмма пяти сил конкуренции, наглядно показывающая различие значимости между 5 показателей.
Наибольшее влияние имеет:
– потенциальные конкуренты(8.5);
– поставщики(8.4);
– покупатели(7.1);
– ситуация в отрасле (6.9);
– товарозаменители.
Рисунок 1. Пять сил конкуренции по Портеру
Конкурентоспособность предприятия — это его свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке, считает Филип Котлер.
Таблица 9
Форма для оценки конкурентоспособности товара
Показатели |
Вес параметра |
Балльная оценка параметра товара |
Оценка с учетом значимости параметра | ||
предприятия |
конкурента |
предприятия |
конкурента | ||
1. Потребительские свойства |
|||||
1.1 Технологичность |
0,3 |
3 |
4 |
0,9 |
1,2 |
1.2 Экологичность |
0,1 |
1 |
2 |
0,1 |
0,2 |
1.3 Эстетичность |
0,1 |
1 |
2 |
0,1 |
0,2 |
1.4. Качество |
0,2 |
2 |
3 |
0,6 |
0,6 |
2. Экономические параметры |
|||||
1.1 Стоимость покупки |
0,2 |
2 |
3 |
0,4 |
0,6 |
1.2 Стоимость обслуживания |
0,1 |
4 |
3 |
0,4 |
0,4 |
Итого |
1 |
2,2 |
2,8 |
2,5 |
3,2 |
Из таблицы видно, что оценка конкурентоспособности товара ниже оценки товара конкурента. Это объясняется тем, что зарубежные автомобильные заводы переходят быстрее к новым технологиям машиностроения и тем самым преуспевают в качестве товара.
Таблица 10
Анализ оценки конкурентоспособности предприятия
Факторы конкурентоспособности |
Ваше предприятие |
Конкуренты ренты | |
№ 1 (Renault) |
№2 (Nissan) | ||
Цели и формулируемые стратегии |
3 |
4 |
5 |
Качество производственного планирования и управления |
2 |
4 |
5 |
Интенсивность и результаты |
1 |
4 |
5 |
Расположение сбытовых филиалов |
3 |
4 |
5 |
Квалификация и мотивация менеджмента |
1 |
4 |
5 |
Доля собственного капитала |
1 |
4 |
5 |
ИТОГО |
11 |
24 |
30 |
Предприятия Renault и Nissan качественнее и быстрее реагируют на спрос своих покупателей. Постоянная модернизация и развитие производства отличает качество товара. Так же большую роль играет постановка правильной и понятной цели и стратегии, что отличает управление зарубежных конкурентов от отечественного производителя.
Таблица 11
Влияние конкурентной среды на деятельность организации
Факторы среды |
Важность для отрасли |
Влияние на компанию |
Направление влияния |
Степень важности для компании |
Обслуживаемая доля рынка |
3 |
2 |
- |
-6 |
Имидж, опыт |
3 |
1 |
- |
-3 |
Финансовое состояние |
3 |
1 |
- |
-3 |
Наличие патентов и лицензий |
3 |
2 |
+ |
+6 |
Наличие передовой стратегии |
3 |
2 |
+ |
+6 |
Наличие и уровень развития информационно-аналитических подразделений |
3 |
2 |
+ |
+6 |
Способность к маневру, гибкость в приспособлении к изменениям |
3 |
1 |
+ |
+3 |
Наличие высококвалифицированных кадров |
2 |
2 |
+ |
+4 |
Уровень сервисного обслуживания |
3 |
2 |
+ |
+6 |
Виды и количество рекламы |
3 |
2 |
+ |
+6 |
Уровень планирования |
3 |
2 |
- |
-6 |
Связи с общественными организациями |
3 |
3 |
+ |
+9 |
Финансовые цели |
3 |
2 |
- |
-6 |
Отношение к риску |
3 |
2 |
- |
-6 |
Существующие ценности и нормы в организации |
3 |
2 |
+ |
+6 |
Структура организации |
3 |
2 |
+ |
+6 |
Система контроля и стимулирования |
3 |
1 |
- |
-3 |
Система бухгалтерского и управленческого учета |
3 |
2 |
- |
-6 |
Типы руководителей и стиль руководства |
3 |
1 |
- |
-3 |
Сформированные представления про будущие направления развития |
3 |
2 |
+ |
+6 |
Состав совета директоров |
2 |
2 |
- |
-4 |
Контрактные обязательства, ограничивающие свободу поведения на рынке |
3 |
2 |
+ |
+6 |
Регуляторные ограничения со стороны государства |
2 |
1 |
+ |
+2 |