Разработка стратегии предприятия ОАО «АвтоВАЗ» на основе анализа внешней и внутренней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 00:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка стратегии ОАО «АвтоВАЗ» на основе анализа внешней и внутренней среды.
Задачи данной работы:
– проанализировать макрофакторы;
– провести анализ микрофакторов;
– выявить конкурентные факторы успеха;
– дать характеристику предприятия;

Содержание

Введение 3
1. Анализ внешней среды предприятия 5
1.1. PEST анализ 5
1.2 Анализ микрофакторов (5 сил конкуренции по Портеру) 13
1.3 Анализ конкурентоспособности предприятия 15
2.Анализ внутренней среды предприятия 19
2.1. Краткая характеристика предприятия 19
2.2 Управление ОАО «АВТОВАЗ» 30
3. Разработка стратегии предприятия 38
3.1 Матрица SWOT-анализа 38
3.2 Цели, миссия, дерево целей, стратегия предприятия. 39
3.3. Определение стратегических мероприятий, оценка рисков при их достижении 40
Заключение 42
Список используемой литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya (1).doc

— 832.00 Кб (Скачать файл)

 

Положительным пунктом является связь с общественностью. Обслуживаемая доля рынка ОАО «АвтоВАЗ» высока, но качество намного ниже чем, в организациях конкурентов.

 

 

Таблица 12

Оценка перспектив бизнеса на конкретном рынке

Критерии привлекательности рынка

Относительная важность

Оценка

Взвешенная оценка

размер рынка

0.3

7

2.1

диверсификация рынка

0.1

4.5

0.45

размер требуемого капитала

0.3

0

0

доступность сырья

0.2

7

1.4

прибыльность

0.1

7

0.7

Всего

1,00

5.1

4.65


 

Таблица 13

Оценка силы бизнеса

Сила бизнеса

Относительная важность

Оценка

Взвешенная оценка

доля рынка

0.2

7

1.4

широта спектра товаров

0.2

4.5

0.9

ценовая конкурентоспособность

0.2

4.5

0.9

относительное качество товара

0.2

3

0.6

относительная прибыльность

0.2

3

0.6

Всего:

1,0

4.4

4.4


 

 

Таблица 14

Конкурентная позиция бизнеса

Привлекательность отрасли

Высокая

Средняя

Низкая

Сильная

Стабильное лидерство. Мощное инвестирование

Восходящее лидерство. Инвестиции в развитие отрасли

Дополнительные усилия, Осторожное инвестирование

Средняя

Генератор прибыли. Инвестирование в усиление позиции

Осторожное развитие. Избирательное инвестирование

Все или ничего. Сбор «урожая» и уход

Слабая

Усиление или уход. Избирательное инвестирование

Постепенное удаление. Сбор «урожая»

Немедленное удаление с рынка. Ликвидация бизнеса


 

 

Анализ оценки перспектив бизнеса на конкретном рынке и оценки силы бизнеса показывают, что развитие предприятия ОАО «АвтоВАЗ» должно проходить стабильно нарастая, без «скачков», так как конкуренты развиты и готовы проводить программы, переманивая клиентов на свою сторону. Но, при этом, так же необходима модернизация технологии и развитие обслуживания клиентов.

 

 

2.Анализ внутренней среды предприятия

2.1. Краткая характеристика предприятия

История. Заводоуправление

20 июля 1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». 15 августа 1966 года в Москве глава ФИАТа Джанни Аньелли подписал контракт с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом. По контракту на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов.

3 января 1967 года ЦК ВЛКСМ объявил строительство Волжского автозавода Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодёжь, направились в Тольятти на стройку автогиганта. Уже 21 января 1967 года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ).

С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества, фирмами Италии, ФРГ, Франции, Англии, США и других стран.

1 марта 1970 года первые 10 кузовов будущих автомобилей выдал цех сварки, а 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», по конструкции в основном повторявших итальянскую модель «FIAT-124», но собранных почти полностью из локализованных комплектующих. Интересно, что 15 апреля 1970 года Волжский автомобильный завод посетил Генри Форд-младший. 28 октября 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». Таким образом, при расчётном сроке строительства в 6 лет, завод был пущен в эксплуатацию досрочно на 3 года, что позволило СССР сэкономить более 1 млрд советских рублей.

24 марта 1971 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, которая будет выпускать 220 тысяч автомобилей в год. 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль с маркой «ВАЗ». 10 января 1972 года Государственной комиссией подписан акт о приёмке в эксплуатацию второй очереди Волжского автозавода мощностью 220 тысяч автомобилей в год. Официально завод был принят Государственной комиссией с оценкой «отлично» 22 декабря 1973 года — после выпуска миллионного автомобиля; указом президиума ВС СССР Волжский автомобильный завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени[8]. За архитектуру комплекса Волжского автомобильного завода в 1977 году была вручена Государственная премия СССР в области литературы, искусства и архитектуры.

Проектная мощность завода — 660 тысяч автомобилей в год. На 1 февраля 2012 года проектная мощность завода составляет 900 тыс. автомобилей в год.

После распада СССР

В 1990-х — начале 2000-х годов за контроль над «АвтоВАЗ» разразилась ожесточенная криминальная война, в ходе которой погибло порядка 500 человек, среди которых: криминальные авторитеты, бизнесмены, сотрудники милиции, журналисты, общественные деятели, руководство завода.

С 2002 — по 2004 год существовала лотерея «АвтоВАЗ», где разыгрывались призы только по номерам купленных билетов, главный приз которой — автомобиль ВАЗ — Жигули.

Экономический кризис 2008—2009 годов

В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.

30 марта 2009 года Правительством России было принято решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу».

Также модельный ряд «АвтоВАЗ» попал под государственную программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.

В сентябре 2009 года руководством компании было объявлено о массовом сокращении персонала: до конца 2009 года будет сокращено 27,6 тыс. работников из 100 тысяч. По словам представителей «АвтоВАЗа», это будет одной из мер на пути к недопущению банкротства крупнейшей российской автомобилестроительной компании.[13] Впрочем, уже в начале октября стало известно, что в Правительстве России было согласовано увольнение только 5 тыс. человек, а первый вице-премьер Правительства Игорь Шувалов заявил: «Никаких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все вранье». В итоге, почти 22,5 тысячи работников компании были уволены в 2009 году, из них: 11,5 тысяч — оформили пенсию и 2,3 тысячи — досрочную пенсию. Оформление такой «массовой» досрочной пенсии явилось беспрецедентным для России явлением.

В то же время, в октябре 2009 года Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в письме в аппарат правительства заявило, что в нынешнем виде «АвтоВАЗ» фактически является нежизнеспособным, находясь в предбанкротном состоянии (по расчётам министерства, на начало 2010 года долг завода будет составлять 76,3 млрд руб.). По мнению Минпромторга, дальнейшая государственная поддержка предприятия нецелесообразна, а спасти ситуацию в Тольятти можно лишь сократив до 50 тыс. сотрудников «АвтоВАЗа» и потратив средства, которые предполагается выделить «АвтоВАЗу», на стабилизацию рынка труда в Самарской области.

В ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный директор Renault в России заявил, что по предложениям французской стороны, на «АвтоВАЗе» планируется организовать производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan), а также оставить производство своих автомашин класса ultra low cost (возможно, на базе «Калины»). В ноябре 2009 года российское Правительство заявило о готовности оказать «АвтоВАЗу» поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из этой суммы 38 млрд — это невозвратные долги, ещё 12 млрд руб. пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё 4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы создания новых рабочих мест. Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали 27 ноября 2009 года протокол о сотрудничестве в рекапитализации «АвтоВАЗа». Соглашение предусматривает финансовую помощь «АвтоВАЗу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в использовании технологий Renault и Nissan.

С 2010 года

10 марта 2010 года совет директоров «АвтоВАЗа» одобрил бизнес-план до 2020 года, по которому планируется рост производства автомобилей до 1,2 млн штук в год к концу 2010-х годов, а также инвестиции в предприятие за 2010—2020 годы в размере до 3 млрд евро.

26 августа 2010 года президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что чистая прибыль «АвтоВАЗ» за январь-июль 2010 года составила 24 миллиона рублей по РСБУ против убытка за аналогичный период 2009 года.

В январе 2013 года объявлено об очередном значительном сокращении персонала предприятия: cогласно приказу нормативная численность руководителей, специалистов и служащих будет снижена на 2,5 тысячи штатных единиц, а снижение численности рабочих будет на 5 тысяч штатных единиц. Согласно ежеквартальному отчету компании, на 1 января 2014 года на заводе работают более 67 тысяч человек.

23 января 2014 года компания сообщила, что собирается уволить 7,5 тысяч  работников с следующим возмещением: уволившиеся в феврале получат  по пять среднемесячных зарплат (составляет около 20 тысяч рублей), в марте — по четыре зарплаты, в апреле — по три. Предложение о выплате компенсаций действует только эти три месяца.

Собственники и руководство

Структура собственности

С 22 декабря 2005 года, после ухода в отставку председателя совета директоров В. В. Каданникова, общим собранием акционеров установлено следующее распределение пакетов акций: 64 % акций ОАО «АвтоВАЗ» принадлежат его же дочерним предприятиям — «AVVA» (38 %), ЗАО «ЦО АФК» (24 %) и ЗАО «ИФК» (2 %). При этом ОАО «АвтоВАЗ» принадлежат 86 % акций «AVVA», а «AVVA» вместе с «АвтоВАЗ» владеют 60 % акций «ЦО АФК».

В декабре 2007 года стало известно, что французская автомобилестроительная корпорация «Renault» планирует приобрести 25 % акций ОАО «АвтоВАЗ»[25]. 29 февраля 2008 года сделка состоялась, договор о продаже акций подписали глава совета директоров ИК «Тройка Диалог» Рубен Варданян, президент «Troika Capital Partners» Сергей Скворцов и глава корпорации «Renault-Nissan» Карлос Гон[26]. Окончательная сумма сделки будет зависеть от итогов работы «АвтоВАЗ» в 2008—2009 годах, но не превысит 1,2 млрд долларов. После погашения казначейских акций завода «Renault» получит контрольный пакет акций.

На сентябрь 2008 года основные акционеры: Renault (25 %), «Ростехнологии» (25,1 %) и «Тройка диалог» (25,64 %).

12 декабря 2012 года в Москве президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон объявил о создании совместного предприятия с государственной корпорацией «Ростехнологии», под названием Alliance Rostec Auto BV. Данное совместное предприятие будет владеть полным пакетом акций уставного капитала ОАО «АвтоВАЗ».

На конец 2013 года Alliance Rostec Auto BV владел 76,25 % акций ОАО «АвтоВАЗ»

Руководство

На ноябрь 2013 года:

  • председатель совета директоров компании — Карлос Гон, также глава альянса «Renault-Nissan»;

В разное время руководителями автозавода были:

  • 1966—1975 — Поляков, Виктор Николаевич, генеральный директор;
  • 1975—1982 — Житков, Анатолий Анатольевич, генеральный директор;
  • 1982—1988 — Исаков, Валентин Иванович, генеральный директор;
  • 1988—1996 — Каданников, Владимир Васильевич, генеральный директор;
  • 1996—2002 — Николаев, Алексей Васильевич, президент-генеральный директор;
  • 2002—2005 — Вильчик, Виталий Андреевич, президент-генеральный директор;
  • 2005—2006 — Есиповский, Игорь Эдуардович, президент-генеральный директор;
  • 2006—2007 — Артяков, Владимир Владимирович, президент-генеральный директор;
  • 2007—2009 — Алёшин, Борис Сергеевич, президент-генеральный директор;
  • 2009—2013 — Комаров, Игорь Анатольевич, президент-генеральный директор;
  • с 2013 — Бу Инге Андерсон, президент-генеральный директор

29 декабря 2000 года в здании заводоуправления ОАО «АвтоВАЗ» открылась галерея портретов всех генеральных директоров «АвтоВАЗ» с момента его основания.[28]

Деятельность 

Основные производства

В состав производственных единиц ОАО «АвтоВАЗ» входят:

  • металлургическое производство (МтП);
  • прессовое производство (ПрП);
  • сборочно-кузовное производство (СКП);
  • механосборочное производство (МСП);
  • инструментальное производство (ООО Лада инструмент);
  • производство ремонта и обслуживания оборудования (ООО АВТОВАЗ ПРОО);
  • производство пластмассовых изделий (ППИ);
  • опытно-промышленное производство (ОПП);
  • производство пресс-форм и штампов (ППШ).

Информация о работе Разработка стратегии предприятия ОАО «АвтоВАЗ» на основе анализа внешней и внутренней среды