Разработка стратегии развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Определение и реализация стратегий относятся к числу сложных и трудо¬емких работ, которые раньше на предприятиях нашей страны никогда не выполнялись на должном уровне. Сегодня же управление большинства предприятий ориентировано главным образом на решение краткосрочных проблем. В этих условиях частые смены за¬дач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовер-шенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособ¬ности предприятий

Содержание

Введение………………………...…………………………………………..
3
Глава 1 Стратегия развития организации………………..………………
5
1.1 Сущность стратегического менеджмента…………………….
5
1.2 Преимущества стратегического подхода к управлению….…
8
1.3 Стратегическое планирование как часть стратегического управления ………........................................................................................

10
1.4 Оценка, контроль и реализация стратегии……………………..
13
Глава 2 Анализ текущей стратегии развития ООО «НК-Нефтепродукт»……………………………………………………………..

15
2.1 Анализ существующей организационной структуры…………
15
2.2 Анализ внутренней среды…………………………….................
16
2.3 Анализ внешней среды……………………………….................
20
Глава 3 Разработка совершенной стратегии развития ООО «НК-Нефтепродукт» ………………….……………………………………….

26
3.1 Разработка миссии ООО «НК-Нефтепродукт»………………...
26
3.2 Разработка целей ООО «НК-Нефтепродукт» на 2012 г……..
27
3.3 SWOT – анализ деятельности ООО «НК-Нефтепродукт»……….............................................................................

28
3.4 Разработка стратегии ООО «НК-Нефтепродукт»……………
37
3.5 Рекомендации для создания маркетингового отдела …...........
38
Заключение…………………………………………………………….……
41
Библиографический список ……………..…..…………………………….
43

Вложенные файлы: 1 файл

1Разработка стратегии развития организации.doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

Разработка PR-политики компании и проведение в её рамках мероприятий для поддержания имиджа стабильного компании (50 тыс. руб.).

Провести комплексное  маркетинговое исследование рынка  запасных частей для подвижного состава  и дизелей, а также рынок услуг  по ремонту подвижного состава  дизелей  стран СНГ (Белоруссия, Украина, Таджикистан, Узбекистан).

Снабжение

Увеличить объём поставок готовой продукции с предприятий-поставщиков на 10%.

Обеспечить процесс  выпуска продукции необходимым  сырьём, материалами и    инструментом, достаточным для достижения темпа  роста уровня производства 70%.

Поддерживать прочные  связи с поставщиками запчастей для подвижного состава и дизелей, а также с поставщиками  металла, инструмента, специального инструмента и специального оборудования.

Добиться снижения цен  на поставляемые продукцию, сырьё и  оборудование в размере 5%.

Увеличить объём поставок сырья на 20%.

Производство:

  1. Сохранить темп выпуска товарной продукции на уровне 70%.
  2. Обновление оборудования на сумму 2 млн. руб.
  3. Сократить время продолжительность производственного цикла на 15%.
  4. Снизить общее время простоя оборудования на 20%.
  5. Освоение производства новых видов продукции.
  6. Снижение себестоимости продукции на 5%.

Финансы:

  1. Увеличить прибыль на 20%. Увеличить общую рентабельность основной     деятельности на 15%.
  2. Поддержание существующего уровня показателей оборачиваемости.
  3. Привлечь краткосрочный кредит в размере 1,425 млн. руб. со ставкой не более 25%.
  4. Заключить сделку оперативного лизинга оборудования на сумму 2 млн. руб. при ставке лизинговых платежей не более 24%.

 

3.3 SWOT – анализ деятельности ООО «НК-Нефтепродукт»

 

Важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии фирмы, является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает фирма.

Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей.

 

SWOT – анализ деятельности ООО «НК-Нефтепродукт»

 

Сильные стороны 

  1. Широкий ассортимент продукции
  2. Широкий рынок сбыта
  3. Комплексная поставка запасных частей
  4. Гибкая система скидок
  5. Удобные условия доставки товара клиенту
  6. Многовариантная оплата за поставку товара
  7. Внимательное отношение к заказчику и долгосрочное сотрудничество
  8. Оказание консультационных и инженерных услуги
  9. Большой опыт в проведении всех видов ремонта техники, на которую предприятие поставляет запасные части
  10. Увеличение объёма рекламы
  11. Развитие собственного производства
  12. Гибкий производственный цикл
  13. Молодые, перспективные кадры
  14. Возможность обучения кадров
  15. Высокий образовательный уровень персонала
  16. Эффективная система мотивации сотрудников
  17. Деловая и профессиональная специализация
  18. Умение сотрудников работать в команде
  19. Разработка планов по комплексному обслуживанию предприятий

Возможности

  1. Политическая стабильность
  2. Снижение ставки рефинансирования
  3. Рост покупательной способности рубля
  4. Стабилизация курса доллара
  5. Создание в скором будущем единого экономического пространства на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана
  6. Экономический рост металлургических отраслей
  7. Потребность заказчика в комплексных поставках
  8. Снижение таможенных пошлин
  9. Большой рынок рабочей силы высокой квалификации
  10. Большой выбор поставщиков
  11. Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования
  12. Малоосвоенная российская территория богата природными ресурсами.

Слабые стороны

  1. Отсутствие маркетинговых исследований
  2. Высокие цены
  3. Недостаточно знаний о конкурентах
  4. Высокая текучесть кадров
  5. Невысокий уровень гибкости во взаимоотношениях сотрудников
  6. Ухудшение финансовой ситуации
  7. Снижение рентабельности деятельности вследствие опережающего роста издержек
  8. Неэффективное использование ресурсов
  9. Кредитование предприятия связано с риском
  10. Затоваривание складов
  11. Значительный износ оборудования на заводе

Угрозы

  1. Нестабильное финансовое положение заказчиков
  2. Повышение требований к качеству товара и низким ценам
  3. Рост числа конкурентов
  4. Сезонность заказов
  5. Предпочтение заказчика иметь поставщика на близком расстоянии
  6. Нестабильность цен поставщиков
  7. Нестабильность поставок со стороны поставщиков
  8. Риск использования конкурентами современных технологий
  9. Повышение цен на энергоносители
  10. Повышение цен на транспортные перевозки
  11. Высокие налог

Оценим количественно  выявленные сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы.

Количественный SWOT-анализ

Факторы

Важность (Х)

Влияние (Y)

Результат

Сильные стороны

  1. Широкий ассортимент продукции
  2. Широкий рынок сбыта
  3. Комплексная поставка запасных частей
  4. Гибкая система скидок
  5. Удобные условия доставки товара клиенту
  6. Многовариантная оплата за поставку товара Внимательное отношение к заказчику и
  7.   долгосрочное сотрудничество
  8. Оказание консультационных и инженерных услуги
  9. Большой опыт в проведении всех видов ремонта техники, на которую предприятие поставляет запасные части
  10. Увеличение объёма рекламы
  11. Развитие собственного производства
  12. Гибкий производственный цикл
  13. Молодые, перспективные кадры
  14. Возможность обучения кадров
  15. Высокий образовательный уровень персонала
  16. Эффективная система мотивации сотрудников
  17. Деловая и профессиональная специализация
  18. Умение сотрудников работать в команде
  19. Разработка планов по комплексному обслуживанию предприятий
  20. Активное участие в общественной жизни г. Брянска и области

3

3

3

3

2

2

2

 

2

 

3

 

 

3

3

2

3

2

3

3

3

3

3

 

2

3

3

3

2

2

3

3

 

2

 

3

 

 

2

2

2

3

2

3

2

3

2

2

 

2

9

9

9

6

4

6

6

 

4

 

9

 

 

6

6

4

9

4

9

6

9

6

6

 

4

 

Итого \ среднее

131\6,55

Слабые стороны

  1. Отсутствие маркетинговых исследований
  2. Высокие цены
  3. Недостаточно знаний о конкурентах
  4. Высокая текучесть кадров
  5. Невысокий уровень гибкости во взаимоотношениях сотрудников
  6. Ухудшение финансовой ситуации
  7. Снижение рентабельности деятельности вследствие опережающего роста издержек
  8. Неэффективное использование ресурсов
  9. Кредитование предприятия связано с риском
  10. Затоваривание складов
  11. Значительный износ оборудования на заводе
  12. Недостаток квалифицированных рабочих на заводе

3

2

3

2

2

 

3

3

 

3

3

2

3

2

 

2

2

2

1

2

 

3

3

 

3

2

2

2

2

 

 

6

4

6

3

4

 

9

9

 

9

6

4

6

4

 

Итого \ среднее

69\5,75

Возможности

  1. Политическая стабильность
  2. Снижение ставки рефинансирования
  3. Рост покупательной способности рубля
  4. Стабилизация курса доллара
  5. Создание в скором будущем единого экономического пространства на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана
  6. Экономический рост металлургических отраслей
  7. Потребность заказчика в комплексных поставках
  8. Снижение таможенных пошлин
  9. Большой рынок рабочей силы высокой квалификации
  10. Большой выбор поставщиков
  11. Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования
  12. Малоосвоенная российская территория богата природными ресурсами.

2

3

2

3

2

 

 

3

3

3

2

 

3

3

 

 

2

1

3

2

2

2

 

 

3

3

3

2

 

3

2

 

 

1

2

9

4

6

4

 

 

9

9

9

4

 

9

6

 

 

2

Итого \ среднее

73\6,08

Угрозы 

  1. Нестабильное финансовое положение заказчиков
  2. Повышение требований к качеству товара и низким ценам
  3. Рост числа конкурентов
  4. Сезонность заказов
  5. Предпочтение заказчика иметь поставщика на близком расстоянии
  6. Нестабильность цен поставщиков
  7. Нестабильность поставок со стороны поставщиков
  8. Риск использования конкурентами современных технологий
  9. Повышение цен на энергоносители
  10. Повышение цен на транспортные перевозки
  11. Высокие налоги
  12. Критическое состояние производственной инфраструктуры
  13. Низкие темпы развития высокотехнологичного, трудо- и наукоемкого машиностроения
  14. Рост удельной энерго-, материало-, природоемкости производства
  15. Рост числа техногенных аварий

3

2

 

2

2

2

 

2

3

 

2

 

2

3

3

2

 

2

 

2

 

1

3

2

 

1

1

3

 

2

3

 

1

 

2

3

3

3

 

1

 

2

 

1

9

4

 

2

2

6

 

4

9

 

2

 

4

9

9

6

 

2

 

4

 

1

Итого \ среднее

73\4,87


 

Оценка важности фактора для организации (Х):

3 – большое значение.

2 – умеренное значение.

1 – слабое значение.

Оценка влияния  на организацию (Y):

3 – сильное влияние.

2 – умеренное влияние.

1 – слабое влияние.

0 – отсутствие влияния.

Таким образом, проведённый количественный SWOT-анализ позволяет сделать вывод о том, что сильный стороны ООО «НК-Нефтепродукт» и возможности среды позволят компании преодолеть её слабые стороны, а также устранить имеющиеся угрозы.

 

3.4 Разработка стратегии ООО «НК-Нефтепродукт»

 

Перед организацией стоят  четыре основных стратегических альтернативы:

  1. ограниченный рост;
  2. рост;
  3. сокращение;
  4. сочетание.

В отношении организации  в целом, очевидно, следует выбрать  альтернативу «сочетание», определяемую определёнными стратегическими альтернативами по каждому бизнесу.

Как в отношении комплексных  поставок, так и в отношении  ремонта подвижного состава и  дизелей,  согласно матрице Ансоффа  компании следует принять стратегию  расширения присутствия на освоенном рынке, а именно рынке РФ.  Данная стратегия позволит ООО «НК-Нефтепродукт» использовать свои многочисленные конкурентные преимущества для увеличения своей рыночной доли за счёт конкурентов, а также привлекая новых потребителей.

Данная стратегия очень  эффективна в существующих условиях, поскольку рынок интенсивно растёт. При этом важно большое внимание уделять интенсификации товародвижения; использованию конкурентоспособных цен, позволяющих не только активно увеличивать объёмы продаж, но и обеспечивающих сохранение рыночных позиций компании; активной деятельности по продвижению продукции и услуг организации.

По мере захвата рынка  РФ предприятию стоит обратить своё внимание на новые рынки, в частности  рынок близлежащих стран СНГ  – Беларусь, Украина, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан. Данные рынки являются малоосвоенными со стороны ООО «НК-Нефтепродукт», и могут заключать в себе потенциал перспективного освоения. В рамках поставленных целей по проведению комплексного маркетингового исследования этих рынков предприятию по обоим направлениям хозяйствования следует выбрать стратегию развития рынка. Несмотря на откровенно агрессивный характер выбранной стратегии, на начальном этапе следует проводить осторожные «вылазки» для определения потребностей рынка и характера конкурентной борьбы (реклама, персональная продажа, демонстрация экземпляров продукции). По мере получения положительных результатов о широких перспективах развития рынков следует интенсифицировать наступление.

Организации можно предложить использование сочетания стратегии концентрации (усиления позиции на рынке, развития продукта) и вертикальной интеграции (обратной вертикальной интеграции).

Стратегия усиления позиции  на рынке предполагает концентрацию всех усилий фирмы на то, чтобы с  данным продуктом на данном рынке завоевать как можно лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуются большие маркетинговые усилия.

Стратегия развития продукта предполагает расширение объёмов поставок компании за счёт повышения качества предоставляемой продукции, а также дополнительных услуг, начиная от предпродажного консультирования клиента и заканчивая  предоставлением послепродажных сервисных услуг (гарантийный ремонт, консультации по эксплуатации и др.)

 Стратегия обратной  вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счёт приобретения либо же усиления контроля над поставщиками, а также за счёт создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Это является очень важным для компании, особенно в силу того, что в последнее время наметились негативные процессы, связанные с нестабильностью цен поставщиков, а также с нестабильностью поставок. Реализация стратегии сможет дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимость от колебания цен на поставляемую продукцию и запросов поставщиков.

Направлению «ремонт  подвижного состава и дизелей», определяемого  быстрым ростом рынка и не очень  сильной конкурентной позицией компании. Здесь наиболее целесообразно будет  пересмотреть стратегии концентрации, остановив внимание на стратегии  усиления позиции на рынке за счёт корректировки маркетинговой  стратегии, улучшения качества  предоставляемых  услуг.

Для обоих видов деятельности предприятия можно рекомендовать  также можно рекомендовать выбрать  стратегию развития рынка для  деятельности на рынках Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана. Данную стратегию следует развивать параллельно основной по мере того, как будут получены данные маркетингового исследования о привлекательности данных регионов.

 

    1.  Рекомендации для создания маркетингового отдела

 

По результатам анализа  можно сказать, что на сегодняшний  день на предприятии сложилась оптимальная  структура управления, соответствующая  внешним условиям. При этом ООО «НК-Нефтепродукт» можно предложить создать маркетинговый отдел или хотя бы привлечь сотрудников (в составе отдела сбыта), которые будут заниматься вопросами исследования рынка, формирования ценовой стратегии и т.д.

Как вариант возможно преобразование отдела сбыта в отдел  маркетинга. Однако в силу того, что  сбыт, а именно комплексные поставки являются профилирующей деятельностью ООО «НК-Нефтепродукт», более целесообразным видится создание отдела маркетинга с сохранением отдела сбыта.

Создание  отдела маркетинга вызвано необходимостью выполнения новых, ранее не выполняемых на предприятии (в частности, отделом сбыта) функций, которые позволят компании достичь дополнительных конкурентных преимуществ. К этим функциям относятся:

  1. разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга;
  2. исследование потребительских свойств и производимой продукции и предъявляемых к ней покупателями требований;
  3. исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуры рынка;
  4. изучение спроса на продукцию предприятия и разработка краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции;
  5. формирование продуктовой политики;
  6. формирование ценовой политики;
  7. формирование политики продвижения;
  8. формирование политики распределения;
  9. организация рекламы и стимулирование сбыта продукции (данная функция в настоящий момент выполняется отделом сбыта, однако наиболее перспективным видится вариант возложение её на маркетинговый отдел).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ машиностроительной отрасли, в которой функционирует ООО «НК-Нефтепродукт», показал, что машиностроение в России продолжает оставаться важнейшим фактором возрождения промышленно-производственного потенциала РФ и составляет технологическую основу реального сектора экономики, сохраняя способность для восприятия прогрессивных экономических преобразований, а также реализации основных направлений социально-экономического развития государства.

Можно смело прогнозировать, что  в ближайшие 3-4 года состояние железнодорожного транспорта останется без существенных изменений, связанных с перевооружением парка, что даёт ООО «НК-Нефтепродукт» реальные возможности для интенсивного развития и укрепления своей лидирующей позиции. Существует также вероятность увеличения доли на рынке стран СНГ, что связано с необходимостью ремонта вагонного парка этих государств  и отсутствием там собственных производителей запчастей.

Информация о работе Разработка стратегии развития организации