Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:12, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности стратегического управления, провести анализ и осуществить реализацию стратегического планирования и организацию управления на базе конкретного предприятия. Для написания данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- анализ потенциала предприятия,
- стратегический анализ внешней среды, анализ микросреды предприятия с использованием модели пяти сил Портера,
- анализ организационной структуры и диагностику организационных проблем,
- определение миссии и цели предприятия, анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной среде.
Введение 3
1. Разработка миссии предприятия 5
2. Определение общих долговых целей предприятия 7
3. Управленческий анализ деятельности предприятия 9
3.1 Анализ потенциала предприятия 12
4. Стратегический анализ внешней среды 24
4.1 Анализ внешней среды косвенного воздействия 24
4.2 Характеристика основных элементов мезосреды предприятия 32
5 SWOT - анализ деятельности предприятия 41
6 Формирование стратегии предприятия 43
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 54
ОАО "Ирмаш" - одно из крупнейших российских предприятий дорожного машиностроения, расположенное в г. Брянске. Генеральным директором предприятия является Заикин А. Н.. ОАО "Ирмаш" располагается по адресу: 241031, г. Брянск, бульвар Щорса, д. 7 . Контактные телефоны и факсы: (0832) 626755, 731000, e-mail: irmash@inbox.ru, сайт: www.smm-pg.com. С мая 2002 г. ОАО “Ирмаш” входит в состав нижегородской промышленной группы “Строительные машины и механизмы” (ОАО “СММ”).
АО “Дороги России” (Вышний Волочек, Тверская обл.) выпускает асфальтоукладчики СД-42 и СД-404Б, битумощебнераспределители Д-701. СД-404Б имеет параметры, близкие к ДС-181 (выпускаемого “Брянским Арсеналом”), но отличается от него наличием виброплиты с частотой 30 Гц.
На российский рынок, естественно, поступает также техника из-за границы. Наиболее известны машины фирм Wirtgen, Bitelli, Vögele, Liebherr, Ammann, Bomag, Hamm, Hitachi, Volvo, Kobelco, O&K и других, однако и в СНГ работают заводы, поставляющие технику нашим дорожникам.
Шведская компания Volvo предлагает самый полный ассортимент авто грейдеров и большой выбор навесного оборудования. Выпустив первые грейдеры в 1875 году, компания Volvo уже более века совершенствует их конструкцию на строительстве и обслуживании дорог по всему миру, приобретя репутацию экспертов в этих машинах. Volvo постоянно ищет новые возможности для увеличения выносливости, мощности, комфортабельности и производительности этих машин, улучшения работы сервисной службы.
Конкуренция между зарубежными фирмами в России растет. Если говорить о строительных машинах, то по объемам продаж безусловный лидер Caterpillar – у них, пожалуй, самая широкая среди конкурентов линейка; второй Komatsu; Volvo – на третьем месте. Но на Северо-Западе Volvo занимает первое место.
Таким образом, ЗАО «Брянский Арсенал» имеет три главных конкурента, анализ которых представлен в таблице 14.
Таблица 14
Сводная таблица анализа конкурентов
Наименование предприятия-конкурента |
Ассортимент выпускаемой продукции |
Доля на рынке |
Целевой сегмент |
Отличительные особенности |
ЗАО «Дормаш» |
автогрейдер среднего класса ДЗ 122Б и его модификации, ДЗ-98В 7.2, А-122Б, ДЗ-298, а также бульдозеры, экскаваторы, погрузчики, катки |
11% |
дорожно-строительные организации, сельскохозяйственные, и лесозаготовительные предприятия |
предприятие наращивает экспортные поставки автогрейдеров |
ОАО «Ирмаш» |
асфальтоукладчики, катки дорожные, машины для разметки дорог, роторные экскаваторы автогрейдеры |
15% |
дорожно-строительные организации, ЖКХ и промышленные предприятия |
по производству асфальтоукладчиков занимает сегодня лидирующее положение на российском рынке |
VOLVO |
полный ассортимент авто грейдеров и большой выбор навесного оборудования |
8% |
нефтегазовыеи дорожно-строительные организации |
занимает лидирующие позиции по объёмам продаж ДСТ |
Выявим возможности и угрозы для предприятия со стороны отраслевых конкурентов (табл.15).
Таблица 15
Возможности и угрозы предприятия
Возможности |
Угрозы |
1. увеличение цен на продукцию конкурентов |
1. применение конкурентами более современного оборудования |
2. наличие неосвоенных рынков сбыта |
2. выпуск единичных образцов |
3. снижение цен конкурентами | |
4. появл. новых технологий у конкурентов |
2 сила: конкурентная сила покупателей продукции:
Основными покупателями дорожно-строительной техники являются дорожно-строительные организации, коммунальные хозяйства, нефтегазовые и промышленные организации находящиеся как в РФ, так и в странах ближнего зарубежья.
Целевым рынком для ОАО «Брянский Арсенал» являются крупные дорожно-строительные организации России - постоянные клиенты нашего предприятия. Они ориентированы на долгосрочные отношения, ценят нашу технику за высокое качество, применение новейших технологий, широкий ассортимент выпускаемой продукции, невысокие цены, гарантийное обслуживание, а также заслуженную репутацию на рынке.
Выявим возможности и угрозы для предприятия со стороны покупателей (табл. 16).
Таблица 16
Возможности и угрозы предприятия
Возможности |
Угрозы |
1. расширение территориальных |
1. расширение ассортимента |
2. желание заказчиков, чтобы сервисное
обслуживание производилось в
кратчайшие сроки и |
2. увеличение цен на выпускаемую технику |
3. несоответствие понятий « |
3 сила: сила влияния поставщика
Основными поставщиками комплектующих частей для ОАО «Брянский Арсенал» являются крупные машиностроительные заводы: ОАО «Псковский завод механических приводов», ОАО «Ярославский моторный завод», «КурганТрансМаш» и другие.
Со всеми поставщиками налажены партнерские отношения на протяжении многих лет, что снижает риск при работе с ними. Основные сведения о поставщиках представлены в табл. 17.
Таблица 17
Сводная таблица поставщиков
Наименование предприятия-поставщика |
Поставляемые детали и материалы |
Доля закупок |
Стоимость, тыс. руб. |
ОАО «Псковский завод механических приводов»
|
Коробка переменных передач для автогрейдеров |
12 |
100 |
ОАО «Ярославский моторный завод» |
Двигатели |
27 |
250 |
«КурганТрансМаш» |
Мост |
18 |
130 |
ОАО «Агрегатный завод» г. Людиново |
Детали гидравлики: гидроцилиндры, гидропедали, гидрораспредилители |
33 |
90 -140 |
Очевидно, что между спросом на машины и запасные части и техническим обслуживанием существует взаимосвязь – спрос на запасные части зависит от спроса на строительные машины, а тот, в свою очередь, определяется уровнем их обеспечения запасными частями.
Выявим возможности и угрозы для предприятия со стороны поставщиков (табл. 18).
Таблица 18
Возможности и угрозы предприятия
Возможности |
Угрозы |
1. длительные деловые отношения с поставщиками |
1. увеличение цен на |
2. важность предприятия в глазах поставщиков |
2. нарушение и частое изменение условий договора |
3. гарантия качества |
4 сила: сила потенциальных
Угроза со стороны потенциальных конкурентов слабая, так как барьеры входа на отраслевой рынок достаточны высоки, то есть необходимы большие затраты на достижение эффективного масштаба производства для того, чтобы противодействовать существующим предприятиям дорожно-строительной отрасли, которые имеют преимущества по технологиям и каналам реализации. Им придется потратиться на прямой маркетинг, стимулирование сбыта, рекламу, чтобы заявить о себе, т.к. все потребители уже имеют достаточно устойчивое предпочтение к старым предприятиям, с которыми сотрудничают постоянно в течение длительного времени. Все это требует от предприятия больших финансовых затрат, а слабо развитая система инвестирования, кредитования, отсутствие помощи со стороны государства не обеспечивает новые предприятия такими ресурсами.
Выявим возможности и угрозы для предприятия (табл. 19).
Таблица 19
Возможности и угрозы предприятия
Возможности |
Угрозы |
1. высокие барьеры входа на рынок |
1. улучшенный сервис конкурентов |
2. большая доля предприятия на рынке |
2. предоставление дополнительных услуг конкурентами |
5 сила: сила производителей товаров-
Вероятность переключения покупателей с нашей техники на технику со сходным функциональным назначением достаточно мала. Для дорожно-строительной техники не существует товаров-заменителей, так как эта техника является уникальной и стандартизированной.
Выявим возможности и угрозы для предприятия (табл. 20).
Таблица 20
Возможности и угрозы предприятия
Возможности |
Угрозы |
1. появление новых видов техники у предприятия |
1. появление техники со сходным функциональным значением |
Обобщенные выводы по ситуационному положению исследуемого предприятия представим в виде SWOT – анализа, указав при этом факторы, оказывающие наибольшее влияние на деятельность предприятия (табл. 21).
Таблица 21
Обобщенный SWOT - анализ
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) наличие финансовой и 2) использование передовых
технологий и новейшего 3) увеличение производительности и рентабельности; 4) участие в выставках; 5) публикация в СМИ; 6) наличие выделенного
целевого сегмента, обладающего
достаточной емкостью и 7) наличие системы аттестации; 8) наличие системы подбора и обучения кадров; 9) наличие системы мотивации; 10) увеличение заработной платы; 11) предприятие отодвинулось от грани банкротства; 12) увеличение показателей рентабельности; 13) большой опыт руководителей предприятия в управлении; 14) слаженная работа управленцев; 15) снижение фондоёмкости и фондовооружённости; |
1) большие издержки на 2) увеличение коэффициента износа оборудования; 3) сайт в Интернете не обновлён; 4) низкие затраты на рекламу; 5) низкий процент молодых специалистов; 6) нехватка высококвалифицированных специалистов; 7) предприятие не платёжеспособно; 8) предприятие финансово неустойчиво; 9) отсутствие быстрой адаптации к условиям внешней среды; 10) одновариантность путей решения возникающих проблем; 11) не участие производственного персонала в принятии управленческих решений. |
Возможности |
Угрозы |
1) рост уровня доходов населения; 2) увеличение начисленной
среднемесячной заработной 3) повышение технического
уровня и надежности 4) финансирование научных
исследований и проведения 5)создание принципиально
новых образцов дорожно- 6)стабильный курс рубля и снижение % инфляции; 7) наличие неосвоенных рынков сбыта; 8) рост валового внутреннего продукта (ВВП); 9) оживление международного
бизнеса, которое может повлечь
за собой инвестиции в 10) увеличение таможенных пошлин на импортную дорожно-строительную технику; |
1) низкий жизненный уровень людей; 2) ухудшение демографической ситуации в стране; 3) неблагоприятное соотношение
трудоспособного и 4) отсутствие обязательной сертификации запасных частей; 5) нет достаточных средств для реализации новых идей; 6) высокие ставки налогообложения; 7) рост цен на энергоносители, материалы комплектующие; 8) увеличение объема 9) снижение 10) недостаточное финансирование
государством дорожно- |
Окончание табл.21 | |
11) импортозамещение путем 12) политическая стабильность в стране, правовая защищенность отраслевых предприятий со стороны государства; 13) Возможность приобретения новой техники на условиях лизинга; 14) использование предприятием
экологически безопасного 15) использование безотходного производства; 16) внедрение прогрессивных
систем управления подачей 17) Возможность приобретения
технологии снижения |
11) несовершенство государственной политики в области инвестирования; 12) увеличение таможенных
пошлин на импортные 13) применение материалов
несоответствующих 14) повышение содержания
вредных веществ в 15) Ужесточение законодательства о защите окружающей среды. |
Количественная методика SWOT- анализа позволяет оценивать важность и силу влияния фактора на предприятие. После оценки факторов ситуационного анализа можно сделать вывод о преобладании сильных сторон над слабыми и возможностей над угрозами. Поэтому предприятие может динамично развиваться и дальше.
На основе проведенного анализа выделим следующие основные средства, за счет которых может быть сглажен образовавшийся пробел:
Для проведения количественного SWOT – анализа отбираем по пять реально влияющих (положительно и отрицательно) факторов из внешней и внутренней сред предприятия, определяем относительный вес каждого фактора и выводим итоговую оценку. Результаты анализа сведены в табл. 22.
Количественная методика SWOT-анализа позволяет оценивать важность и силу влияния фактора на предприятие.
Таблица 22
Количественный SWOT - анализ
Факторы внешней и внутренней среды предприятия |
Удельный вес фактора А |
Оценка
В |
Итоговая оценка С = А*В |
Сильные стороны 1. наличие финансовой
и ресурсной базы для 2. увеличение производительности и рентабельности 3. увеличение заработной платы 4. большой опыт руководителей предприятия в управлении 5. наличие системы подбора и обучения кадров |
0,2 0,3
0,2
0,2
0,1 |
5 5
4
4
3 |
1,0 1,5
0,8
0,8
0,3 |
Итого |
1 |
21 |
4,4 |
Слабые стороны 1. отсутствие отдела маркетинга 2. нехватка 3. предприятие не платёжеспособно 4. большие издержки на производство 5. увеличение коэффициента износа оборудования; |
0,1
0,1 0,3 0,2 0,3 |
3
3 5 4 4 |
0,3
0,3 1,5 0,8 1,2 |
Итого |
1 |
19 |
4,1 |
Возможности 1. расширение территориальных границ деятельности 2. повышение технического
уровня и надежности 3. создание принципиально
новых образцов дорожно- 4. увеличение цен на продукцию конкурентов 5. финансирование научных
исследований и проведения |
0,1
0,2
0,4
0,1
0,2 |
2
4
5
3
4 |
0,2
0,8
2,0
0,3
0,8 |
Итого |
1 |
18 |
4,1 |
Окончание табл 22 | |||
Угрозы 1. расширение ассортимента
выпускаемой продукции 2. высокие ставки налогообложения 3. появление новых технологий у конкурентов 4. снижение цен конкурентами 5. рост цен на энергоносители, материалы комплектующие |
0,1 0,2
0,3 0,1
0,3 |
2 3
5 2
4 |
0,2 0,6
1,5 0,2
1,2 |
Итого |
1 |
16 |
3,7 |
Информация о работе Разработка стратегических управленческих решений на предприятии