Разработка стратегических управленческих решений на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить особенности стратегического управления, провести анализ и осуществить реализацию стратегического планирования и организацию управления на базе конкретного предприятия. Для написания данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- анализ потенциала предприятия,
- стратегический анализ внешней среды, анализ микросреды предприятия с использованием модели пяти сил Портера,
- анализ организационной структуры и диагностику организационных проблем,
- определение миссии и цели предприятия, анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной среде.

Содержание

Введение 3
1. Разработка миссии предприятия 5
2. Определение общих долговых целей предприятия 7
3. Управленческий анализ деятельности предприятия 9
3.1 Анализ потенциала предприятия 12
4. Стратегический анализ внешней среды 24
4.1 Анализ внешней среды косвенного воздействия 24
4.2 Характеристика основных элементов мезосреды предприятия 32
5 SWOT - анализ деятельности предприятия 41
6 Формирование стратегии предприятия 43
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 54

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка миссии предприятия.docx

— 179.08 Кб (Скачать файл)

 

Количественная методика SWOT- анализа позволяет оценивать важность и силу влияния фактора на предприятие. После оценки факторов ситуационного анализа можно сделать вывод о преобладании сильных сторон над слабыми и возможностей над угрозами. Поэтому предприятие может динамично развиваться и дальше.

ОАО «Брянский Арсенал» имеет три главных конкурента, анализ которых представлен в таблице 14.

Согласно приведенному количественному PESTE-анализу, сумма влияния положительных факторов превышает сумму влияния отрицательных факторов.

Макроэкономическая ситуация в стране довольно стабильная для предприятия ОАО «Брянский арсенал».

 

  1. Формирование стратегии предприятия

На сегодняшний день предприятие ОАО "Брянский Арсенал" работает с одним бизнесом и пока не планирует начинать работать с новыми, поэтому будет разрабатываться стратегии только для существующего бизнеса: производство дорожно-строительной техники. Проведем анализ портфеля данных бизнесов с помощью Матрицы "БКГ" (Рис. 1): вертикальная ось матрицы (темпы роста рынка) определяет меру привлекательности рынка, горизонтальная – прочность положения фирмы на рынке. Матрица "БКГ" позволяет оценить стратегические элементы бизнеса предприятия с точки зрения темпов роста, их рынка и относительной доли этих элементов на рынке. В основе матрицы лежит предположение, что чем больше доля на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от масштабов производства, накопления опыта и улучшения позиций при заключении сделок. Стратегические решения, которые предполагает матрица БКГ, зависят от фактического положения конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве двух координатных осях: темп роста рынка и доля на рынке относительно главного конкурента.

Матрица выделяет 4 типа:

  • "Звезда";
  • "Дойная корова";
  • "Трудный ребенок";
  • "Грустная собака".

Рис. 1 Матрица БКГ

Автогрейдеры всех модификаций производства ОАО "Брянский Арсенал" занимают позицию в квадрате "ЗВЕЗДЫ" (рис. 2). Данная категория продуктов характеризуется высокими темпами роста продаж, значительной прибылью и значительными инвестициями. Следовательно, брянскому заводу необходимо принять оборонительную стратегию, чтобы защитить имеющуюся долю рынка около 80%. Для этого нужно осуществить инвестирование в модернизацию автогрейдеров, снижать цены на них и повышать эффективность производства.

Построим матрицу МакКинзи, которая используется для отображения и сравнительного анализа стратегических позиций различных бизнесов организации [5, 133 c.]. Данная матрица представляет собой матрицу формата 3x3, с двумя переменными:

1. Привлекательность рынка, которая характеризует возможности фирмы для работы в нем и его расширения (ось Y).

2. Стратегическое положение фирмы, которое адекватно понятию конкурентоспособности (плохое, среднее, хорошее) или силе  бизнеса (ось X). Для оценки координат бизнесов при их позиционировании по модели используются следующие показатели, которые сведены в таблицы 23.

На основе позиционирования в матрице GE/McKinsey (рис.2) рекомендуется: для дорожно-строительной техники необходимо постоянно вкладывать денежные средства для удержания достигнутых позиций и расширения своих возможностей. Для данной категории характерна высокая привлекательность рынка, но низкий конкурентный статус.

Таблица 23

Стратегическое положение дорожно-строительной техники

Показатель

Важность показателя

Оценка

Интегральная оценка

Значение по осям

Х и Y

Привлекательность рынка (ось Y)

Темп роста рынка

2

5

10

 

Особенности конкуренции

2

3

6

3,9

Норма прибыли

3

4

12

 
     

Окончание табл.23

Ценность потребителя

3

5

15

 

ИТОГО

11

43

 

Конкурентная позиция фирмы (ось Х)

Относительная доля рынка

3

5

15

4,5

Рост доли рынка

2

4

8

Квалификация персонала

2

5

10

Лояльность потребителя к услугам

2

4

8

Технологические

преимущества

3

5

15

Маркетинговые

преимущества

2

4

8

Гибкость предприятия

3

4

12

ИТОГО

17

76


 

 

Таким образом, координаты матрицы таковы (3,9; 4,5).

У

4,5

Победитель 1

Победитель 2

Вопрос

3,33

Победитель 3

Средний бизнес

Проигравший 1

1,67

Создатель прибыли

Проигравший 2

Проигравший 3

 

3,9

3,33

1,67





              

 

         

       

 

         

Х

Рис.2. Матрица МакКинзи для ОАО «Брянский Арсенал»

Для нашего продукта наиболее целесообразно выбрать стратегию ограниченного роста или стабильного развития, т.к. это наиболее легкий, удобный и наименее рискованный способ действия. Применяется при условии стабильной технологии и удовлетворенности организацией своим положением. Следовательно, ставится задача поддержать свои конкурентные преимущества.

Выбор эталонной стратегии: эталонная стратегия формулируется в соответствии с ранее выбранной стратегической альтернативой и осуществляется путем анализа ресурсов, рисков, которые берет на себя предприятие.

Для продукта ОАО "Брянский Арсенал" в наибольшей степени соответствует одна из стратегий концентрированного роста – развитие рынка.

  1. Постоянной исследование потребительских предпочтений.
  2. Усиление рекламы своей продукции.
  3. Интенсивное обучение дистребьютеров .

Выбор конкурентной стратегии осуществляется с помощью матрицы Портера. По Портеру, конкурентные преимущества делятся на два основных вида: дифференциация продуктов-товаров и более низкие издержки на создание, и реализацию товаров (рис. 3).

 

 

Стратегическое преимущество

   

Уникальность

В себестоимости

Степень охвата

Вся отрасль

Дифференцирование

Лидерство по затратам

Один

сегмент

Концентрация на сегменте (фокусирование)


Рис.3. Матрица Портера

 

Для успешного развития, с учетом выше перечисленных факторов, предприятию необходимо принять стратегию лидерства по издержкам, так как цены на машины среднего класса (основной вид продукции) практически одинаковы с ценами конкурента. Продукция дивизиона "Спецтехника" занимает около 80% российского и зарубежного рынка дорожно-строительной техники. Кроме того, предприятие имеет доступ к дешевому сырью и рабочей силе.

Ключом к успеху при проведении данной стратегии является снижение трудоемкости и материалоемкости а так же постоянных затрат, которые достигаются необходимой подготовкой производства с последующим серийным освоением опытных образцов.

Низкие ценовые затраты позволяют предприятию получить прибыль даже тогда, когда конкуренты попадут в зону убытка.

Фирме необходимо решить следующие задачи:

  1. кроме концентрации на затратах необходимо изучить предпочтения и вкусы потребителей:
  2. следить за ценовыми изменениями на рынках сырья, материалов, энергии;
  3. исключить возможность заимствования конкурентами методов снижения затрат.

 

Заключение

Итак, в ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены вопросы стратегического планирования на предприятии ОАО "Брянский Арсенал". Для организации в соответствии с целями и задачами были разработаны миссия, общекорпоративная и функциональные стратегии, направленные на усиление позиций в конкурентной борьбе.

Но прежде чем дать конкретные рекомендации, был проведен управленческий анализ внутренней среды предприятия и стратегический анализ внешней среды. В процессе осуществления управленческого анализа определены приоритетные направления деятельности завода, оценено его финансово-хозяйственное положение, установлены основные сильные и слабые стороны деятельности организации. К сильным сторонам предприятия ОАО "Брянский Арсенал" можно отнести наличие финансовой и ресурсной базы для проведения НИОКР; увеличение производительности и рентабельности; увеличение заработной платы; большой опыт руководителей предприятия в управлении; наличие системы подбора и обучения кадров.

К слабостям организации, прежде всего, следует отнести нехватка высококвалифицированных специалистов; предприятие не платёжеспособность; большие издержки на производство; увеличение коэффициента износа оборудования. Недостаточно развита на предприятии и система мотивации кадров, а так же практика проведения маркетинговых исследований и наличие четкой маркетинговой стратегии, а также и самого отдела маркетинга.

В ходе выполнения стратегического анализа установлено, что наиболее отрицательное влияние на предприятие ОАО "Брянский Арсенал" оказывают экономические, социальные и экологические факторы внешней среды (низкий уровень производительности труда, неконкурентоспособность российских предприятий на внешнем рынке, низкая инвестиционная привлекательность, удорожание сырьевых ресурсов, политические кризисы, рост импортной продукции, высокие ставки налогообложения). В качестве факторов, открывающих дополнительные возможности для предприятия, следует отметить возможность приобретения продукции в лизинг, оживление международного бизнеса, которое может привлечь инвестиции в дорожно-строительную отрасль, рост числа специалистов с высшим образованием, увеличение начисленной заработной платы, использование экологически чистого сырья.

Давно сложившиеся отношения с поставщиками обеспечивают стабильность и надежность сырьевой базы. Наличие малого числа поставщиков делает предприятие более зависимым от влияния поставщиков и не дает возможность перехода к другим. Предприятию желательно максимально сократить период банкротства, а также найти пути удержания ценового лидерства на рынке. Было выявлено, что внешняя среда ближнего окружения дает больше возможностей и является благоприятной для предприятия. Проведя количественный SWOT-анализ, выяснили, что ОАО "Брянский Арсенал" следует придерживаться стратегии ограниченного роста.

Для разработки стратегических альтернатив был использован портфолио-анализ (БКГ, МакКинзи). Автогрейдеры всех модификаций производства ОАО "Брянский Арсенал" занимают позицию в квадрате "ЗВЕЗДЫ". Данная категория продуктов характеризуется высокими темпами роста продаж, значительной прибылью и значительными инвестициями. Следовательно, брянскому заводу необходимо принять оборонительную стратегию. Для этого нужно осуществить инвестирование в модернизацию автогрейдеров, снижать цены на них и повышать эффективность производства.

На основе позиционирования в матрице GE/McKinsey рекомендуется: для данного продукта наиболее целесообразно выбрать стратегию ограниченного роста или стабильного развития, т.к. это наиболее легкий, удобный и наименее рискованный способ действия. Следовательно, ставится задача поддержать свои конкурентные преимущества.

При выборе эталонной стратегии для продукта ОАО "Брянский Арсенал" в наибольшей степени соответствует одна из стратегий концентрированного роста – развитие рынка.

  1. Постоянной исследование потребительских предпочтений.
  2. Усиление рекламы своей продукции.
  3. Интенсивное обучение дистребьютеров.

Выбор конкурентной стратегии осуществляется с помощью матрицы Портера. Для успешного развития, с учетом выше перечисленных факторов, предприятию необходимо принять стратегию лидерства по издержкам, так как цены на машины среднего класса (основной вид продукции) практически одинаковы с ценами конкурента. Продукция дивизиона "Спецтехника" занимает около 80% российского и зарубежного рынка дорожно-строительной техники. Кроме того, предприятие имеет доступ к дешевому сырью и рабочей силе. Фирме необходимо решить следующие задачи:

  1. кроме концентрации на затратах необходимо изучить предпочтения и вкусы потребителей:
  2. следить за ценовыми изменениями на рынках сырья, материалов, энергии;
  3. исключить возможность заимствования конкурентами методов снижения затрат.

Информация о работе Разработка стратегических управленческих решений на предприятии