Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:12, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности стратегического управления, провести анализ и осуществить реализацию стратегического планирования и организацию управления на базе конкретного предприятия. Для написания данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- анализ потенциала предприятия,
- стратегический анализ внешней среды, анализ микросреды предприятия с использованием модели пяти сил Портера,
- анализ организационной структуры и диагностику организационных проблем,
- определение миссии и цели предприятия, анализ возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной среде.
Введение 3
1. Разработка миссии предприятия 5
2. Определение общих долговых целей предприятия 7
3. Управленческий анализ деятельности предприятия 9
3.1 Анализ потенциала предприятия 12
4. Стратегический анализ внешней среды 24
4.1 Анализ внешней среды косвенного воздействия 24
4.2 Характеристика основных элементов мезосреды предприятия 32
5 SWOT - анализ деятельности предприятия 41
6 Формирование стратегии предприятия 43
Заключение 48
Список литературы 51
Приложения 54
Количественная методика SWOT- анализа позволяет оценивать важность и силу влияния фактора на предприятие. После оценки факторов ситуационного анализа можно сделать вывод о преобладании сильных сторон над слабыми и возможностей над угрозами. Поэтому предприятие может динамично развиваться и дальше.
ОАО «Брянский Арсенал» имеет три главных конкурента, анализ которых представлен в таблице 14.
Согласно приведенному количественному PESTE-анализу, сумма влияния положительных факторов превышает сумму влияния отрицательных факторов.
Макроэкономическая ситуация в стране довольно стабильная для предприятия ОАО «Брянский арсенал».
На сегодняшний день предприятие ОАО "Брянский Арсенал" работает с одним бизнесом и пока не планирует начинать работать с новыми, поэтому будет разрабатываться стратегии только для существующего бизнеса: производство дорожно-строительной техники. Проведем анализ портфеля данных бизнесов с помощью Матрицы "БКГ" (Рис. 1): вертикальная ось матрицы (темпы роста рынка) определяет меру привлекательности рынка, горизонтальная – прочность положения фирмы на рынке. Матрица "БКГ" позволяет оценить стратегические элементы бизнеса предприятия с точки зрения темпов роста, их рынка и относительной доли этих элементов на рынке. В основе матрицы лежит предположение, что чем больше доля на рынке, тем ниже относительные издержки и выше прибыль в результате экономии от масштабов производства, накопления опыта и улучшения позиций при заключении сделок. Стратегические решения, которые предполагает матрица БКГ, зависят от фактического положения конкретного вида бизнеса в стратегическом пространстве двух координатных осях: темп роста рынка и доля на рынке относительно главного конкурента.
Матрица выделяет 4 типа:
Рис. 1 Матрица БКГ
Автогрейдеры всех модификаций производства ОАО "Брянский Арсенал" занимают позицию в квадрате "ЗВЕЗДЫ" (рис. 2). Данная категория продуктов характеризуется высокими темпами роста продаж, значительной прибылью и значительными инвестициями. Следовательно, брянскому заводу необходимо принять оборонительную стратегию, чтобы защитить имеющуюся долю рынка около 80%. Для этого нужно осуществить инвестирование в модернизацию автогрейдеров, снижать цены на них и повышать эффективность производства.
Построим матрицу МакКинзи, которая используется для отображения и сравнительного анализа стратегических позиций различных бизнесов организации [5, 133 c.]. Данная матрица представляет собой матрицу формата 3x3, с двумя переменными:
1. Привлекательность рынка, которая характеризует возможности фирмы для работы в нем и его расширения (ось Y).
2. Стратегическое положение
На основе позиционирования в матрице GE/McKinsey (рис.2) рекомендуется: для дорожно-строительной техники необходимо постоянно вкладывать денежные средства для удержания достигнутых позиций и расширения своих возможностей. Для данной категории характерна высокая привлекательность рынка, но низкий конкурентный статус.
Таблица 23
Стратегическое положение дорожно-строительной техники
Показатель |
Важность показателя |
Оценка |
Интегральная оценка |
Значение по осям Х и Y |
Привлекательность рынка (ось Y) | ||||
Темп роста рынка |
2 |
5 |
10 |
|
Особенности конкуренции |
2 |
3 |
6 |
3,9 |
Норма прибыли |
3 |
4 |
12 |
|
Окончание табл.23 | ||||
Ценность потребителя |
3 |
5 |
15 |
|
ИТОГО |
11 |
– |
43 |
|
Конкурентная позиция фирмы (ось Х) | ||||
Относительная доля рынка |
3 |
5 |
15 |
4,5 |
Рост доли рынка |
2 |
4 |
8 | |
Квалификация персонала |
2 |
5 |
10 | |
Лояльность потребителя к услугам |
2 |
4 |
8 | |
Технологические преимущества |
3 |
5 |
15 | |
Маркетинговые преимущества |
2 |
4 |
8 | |
Гибкость предприятия |
3 |
4 |
12 | |
ИТОГО |
17 |
– |
76 |
Таким образом, координаты матрицы таковы (3,9; 4,5).
У
4,5 |
Победитель 1 |
Победитель 2 |
Вопрос |
3,33 |
Победитель 3 |
Средний бизнес |
Проигравший 1 |
1,67 |
Создатель прибыли |
Проигравший 2 |
Проигравший 3 |
3,9 |
3,33 |
1,67 |
Х
Рис.2. Матрица МакКинзи для ОАО «Брянский Арсенал»
Для нашего продукта наиболее целесообразно выбрать стратегию ограниченного роста или стабильного развития, т.к. это наиболее легкий, удобный и наименее рискованный способ действия. Применяется при условии стабильной технологии и удовлетворенности организацией своим положением. Следовательно, ставится задача поддержать свои конкурентные преимущества.
Выбор эталонной стратегии: эталонная стратегия формулируется в соответствии с ранее выбранной стратегической альтернативой и осуществляется путем анализа ресурсов, рисков, которые берет на себя предприятие.
Для продукта ОАО "Брянский Арсенал" в наибольшей степени соответствует одна из стратегий концентрированного роста – развитие рынка.
Выбор конкурентной стратегии осуществляется с помощью матрицы Портера. По Портеру, конкурентные преимущества делятся на два основных вида: дифференциация продуктов-товаров и более низкие издержки на создание, и реализацию товаров (рис. 3).
|
Стратегическое преимущество | ||
Уникальность |
В себестоимости | ||
Степень охвата |
Вся отрасль |
Дифференцирование |
Лидерство по затратам |
Один сегмент |
Концентрация на сегменте (фокусирование) |
Рис.3. Матрица Портера
Для успешного развития, с учетом выше перечисленных факторов, предприятию необходимо принять стратегию лидерства по издержкам, так как цены на машины среднего класса (основной вид продукции) практически одинаковы с ценами конкурента. Продукция дивизиона "Спецтехника" занимает около 80% российского и зарубежного рынка дорожно-строительной техники. Кроме того, предприятие имеет доступ к дешевому сырью и рабочей силе.
Ключом к успеху при проведении данной стратегии является снижение трудоемкости и материалоемкости а так же постоянных затрат, которые достигаются необходимой подготовкой производства с последующим серийным освоением опытных образцов.
Низкие ценовые затраты позволяют предприятию получить прибыль даже тогда, когда конкуренты попадут в зону убытка.
Фирме необходимо решить следующие задачи:
Итак, в ходе выполнения курсовой работы были рассмотрены вопросы стратегического планирования на предприятии ОАО "Брянский Арсенал". Для организации в соответствии с целями и задачами были разработаны миссия, общекорпоративная и функциональные стратегии, направленные на усиление позиций в конкурентной борьбе.
Но прежде чем дать конкретные рекомендации, был проведен управленческий анализ внутренней среды предприятия и стратегический анализ внешней среды. В процессе осуществления управленческого анализа определены приоритетные направления деятельности завода, оценено его финансово-хозяйственное положение, установлены основные сильные и слабые стороны деятельности организации. К сильным сторонам предприятия ОАО "Брянский Арсенал" можно отнести наличие финансовой и ресурсной базы для проведения НИОКР; увеличение производительности и рентабельности; увеличение заработной платы; большой опыт руководителей предприятия в управлении; наличие системы подбора и обучения кадров.
К слабостям организации, прежде всего, следует отнести нехватка высококвалифицированных специалистов; предприятие не платёжеспособность; большие издержки на производство; увеличение коэффициента износа оборудования. Недостаточно развита на предприятии и система мотивации кадров, а так же практика проведения маркетинговых исследований и наличие четкой маркетинговой стратегии, а также и самого отдела маркетинга.
В ходе выполнения стратегического анализа установлено, что наиболее отрицательное влияние на предприятие ОАО "Брянский Арсенал" оказывают экономические, социальные и экологические факторы внешней среды (низкий уровень производительности труда, неконкурентоспособность российских предприятий на внешнем рынке, низкая инвестиционная привлекательность, удорожание сырьевых ресурсов, политические кризисы, рост импортной продукции, высокие ставки налогообложения). В качестве факторов, открывающих дополнительные возможности для предприятия, следует отметить возможность приобретения продукции в лизинг, оживление международного бизнеса, которое может привлечь инвестиции в дорожно-строительную отрасль, рост числа специалистов с высшим образованием, увеличение начисленной заработной платы, использование экологически чистого сырья.
Давно сложившиеся отношения с поставщиками обеспечивают стабильность и надежность сырьевой базы. Наличие малого числа поставщиков делает предприятие более зависимым от влияния поставщиков и не дает возможность перехода к другим. Предприятию желательно максимально сократить период банкротства, а также найти пути удержания ценового лидерства на рынке. Было выявлено, что внешняя среда ближнего окружения дает больше возможностей и является благоприятной для предприятия. Проведя количественный SWOT-анализ, выяснили, что ОАО "Брянский Арсенал" следует придерживаться стратегии ограниченного роста.
Для разработки стратегических альтернатив был использован портфолио-анализ (БКГ, МакКинзи). Автогрейдеры всех модификаций производства ОАО "Брянский Арсенал" занимают позицию в квадрате "ЗВЕЗДЫ". Данная категория продуктов характеризуется высокими темпами роста продаж, значительной прибылью и значительными инвестициями. Следовательно, брянскому заводу необходимо принять оборонительную стратегию. Для этого нужно осуществить инвестирование в модернизацию автогрейдеров, снижать цены на них и повышать эффективность производства.
На основе позиционирования в матрице GE/McKinsey рекомендуется: для данного продукта наиболее целесообразно выбрать стратегию ограниченного роста или стабильного развития, т.к. это наиболее легкий, удобный и наименее рискованный способ действия. Следовательно, ставится задача поддержать свои конкурентные преимущества.
При выборе эталонной стратегии для продукта ОАО "Брянский Арсенал" в наибольшей степени соответствует одна из стратегий концентрированного роста – развитие рынка.
Выбор конкурентной стратегии осуществляется с помощью матрицы Портера. Для успешного развития, с учетом выше перечисленных факторов, предприятию необходимо принять стратегию лидерства по издержкам, так как цены на машины среднего класса (основной вид продукции) практически одинаковы с ценами конкурента. Продукция дивизиона "Спецтехника" занимает около 80% российского и зарубежного рынка дорожно-строительной техники. Кроме того, предприятие имеет доступ к дешевому сырью и рабочей силе. Фирме необходимо решить следующие задачи:
Информация о работе Разработка стратегических управленческих решений на предприятии