Реструктуризация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии и реструктуризации систем управления стремительно возрастает.
В переводе с английского "реструктуризация" (restructuring) - это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….….............................................3
1 СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ…………...……………….….3
1.1 Реструктуризация предприятий и компаний…………………….………………………5
1.2 Этапы реструктуризации компании…………………………………………………….8
1.3 Стратегия компании и цели реструктуризации………………………………………...10

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МОЛОКО БУРЯТИИ»…...........5
2.1 Основные технико-экономические показатели ……….………………………..……...13
2.2 Стратегический анализ предприятия ………………………………………….………..17
2.3 Анализ организационной структуры…………………………………………...……….23

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «МОЛОКО БУРЯТИИ»………………………………………………………………...………………….30
3.1 Разработка стратегии предприятия ……………………………………….………….…30
3.2 Изменение организационной структуры предприятия ………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..…………………………………...…………………….……..........37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……...................40

Вложенные файлы: 1 файл

КР_Реструктуриз.doc

— 441.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Стратегия  компании и цели реструктуризации

 

Для того чтобы успешно осуществить вышеперечисленные этапы, необходимо правильно сформулировать цели реструктуризации. Они определяются исходя из общей стратегии компании. В терминологии менеджмента, стратегия - это генеральное направление действий компании, следование которому в перспективе должно привести к запланированным целям.

Процесс выбора стратегии (Таблица 1.1) происходит после уяснения текущей стратегии компании и проведения тщательного анализа. Последнее действие представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Ведь анализ  позволяет сбалансировать риски бизнеса, его денежные поступления, что приводит к повышению общей финансовой отдачи.

 

Таблица 1.1 Эталонные стратегии развития компании

Тип стратегий

 

Стратегии концентрированного роста

Стратегия усиления позиций на рынке

Стратегия развития рынка

Стратегия развития продукта

Стратегии интегрированного роста

Стратегия обратной вертикальной интеграции (экспансия на рынке

поставщиков)

Стратегия вперед идущей интеграции (экспансия на рынке  систем

распространения и торговых структур)

Стратегии диверсифицированного роста

Стратегия центрированной диверсификации

Стратегия горизонтальной диверсификации

Стратегия конгломератной диверсификации

Стратегии сокращения

Стратегия ликвидации

Стратегия "сбора  урожая"

Стратегия сокращения

Стратегия сокращения расходов


 

В условиях российской экономики грамотный анализ с последующей разработкой программы реструктуризации может существенно улучшить положение компании и в несколько раз повысить ее стоимость.

Таким образом,  реструктуризация компании - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды. Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

В зависимости  от целевых установок и стратегии  компании определяется одна из форм реструктуризации: оперативная или стратегическая. Оперативная реструктуризация способствует улучшению результатов деятельности предприятия в краткосрочном периоде и создает предпосылки для проведения дальнейшей, стратегической реструктуризации, которая направлена на достижение долгосрочных целей.

Проведение  как оперативной, так и стратегической реструктуризации может охватывать либо все элементы бизнес-системы, либо отдельные ее составляющие. Поэтому существует классификация форм реструктуризации по масштабу охвата структурных изменений. По этому критерию выделяют комплексную и частичную реструктуризацию.

Существуют 5 этапов проведения реструктуризации: первый этап - определение целей реструктуризации, второй - диагностика компании, третий - разработка стратегии и программы реструктуризации, четвертый - осуществление реструктуризации в соответствии с разработанной программой, пятый – анализ эффективности реструктуризации.

Если компания решилась на проведение реструктуризации, то на начальном этапе определения целей, ей необходимо четко определить для себя: в каких бизнесах она будет продолжать свою деятельность, в каких сворачивать производство, а в какие только внедряться? В конечном счете, именно это поможет ей определить, каким способом лучше осуществлять структурные преобразования, чтобы достигнуть максимальной эффективности и минимизировать возможные риски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ деятельности предприятия (на примере ОАО «Молоко Бурятии»)

2.1 Технико-экономические показатели

 

Открытое Акционерное  Общество «Молоко Бурятии» зарегистрировано Постановлением Главы Администрации  г. Улан-Удэ 12ноября 1996г.

Местонахождение Общества: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Боевая,6.

Предметом   деятельности   общества   является   производственно-хозяйственная, торгово-закупочная деятельность,  направленная  на  получение  прибыли  и  удовлетворение общественных и частных интересов  в продукции производственно-технического назначения и товарах народного потребления: разработке    и внедрении новых технологий;    практическая реализация научно-технических достижений в области переработки отходов; разработка и внедрение   в   производство   малоотходных,   экологически чистых   и   ресурсосберегающих технологий; выполнение иных работ и оказание услуг. В соответствии с предметом деятельности  Общества и основными задачами Общество осуществляет следующие виды деятельности:

заготовка, переработка и реализация продуктов сельского хозяйства;

запуск цельномолочной продукции, сыра, творога;

выпечка хлебобулочных  изделий:

внешнеэкономическая деятельность.

производство  мороженого.

ОАО «Молоко Бурятии» – одно из старейших предприятий  в Бурятии, работает оно с  1955 года. Завод компании по производству молока и молочной продукции является главной составляющей качественного и сбалансированного питания для жителей города Улан-Удэ и республики. Как и пол века назад продукция завода отличается высоким качеством и пользуется доверием покупателей.

Стараясь не только сохранить, но и приумножить 56 летний опыт работы в молочной промышленности, завод модернизируется как в техническом, так и в технологическом плане.

Например, помимо классических продуктов (кефир, творог, сметана, сливочное  масло) предприятие активно осваивает  новинки: биойогурт со злаками и фруктами, бифивит, бифилайф и выпускает уникальные продукты, например, «Творог от Мохно». Для удобства горожан пополняется не только ассортимент, но и меняется упаковка на более современную, удобную и экологичную.

Наибольшая гордость ОАО «Молоко Бурятии» – это современная шведская линия «ECOLean», запущенная в работу 20 июня. Эта линия позволяет разливать до 2900 литров молока в час в экологически чистую упаковку объемом 0,5 и 1 литр.  Разработанная в Швеции упаковка состоит на 40% из карбоната кальция – натурального мела – и полимеров в качестве связующих элементов. Подобное сочетание позволяет получить прочную и гибкую упаковку с исключительными экологическими свойствами. При переработке материала (сжигание), карбонат кальция возвращается в природу, а связующие элементы разлагаются и превращаются в водяной пар и углекислый газ. Помимо прочего эта линия дает огромное преимущество покупателям – упаковка легкая и удобная, в 2 раза легче Тетрапака и позволяет в течение длительного времени сохранять свежесть продуктов, их качество и вкус.

Отдельного слова заслуживает  качество продукции. В  производстве поставка сырья самое важное. Именно от сырья, то есть молока, зависит, то каким  продукт окажется на прилавке магазинов. Поэтому работа с районами республики, с фермерскими хозяйствами, частными подворьями – проводится ежедневно. Сырье завод закупает на территории республики – в 13 «молочных» районах Бурятии. Сбор молока осуществляется как у фермерских хозяйств, так и у населения.

Контроль качества осуществляется на всех этапах производства: от сбора молока в районах до распространения готовых продуктов. Для этого имеется лицензированная лаборатория. Продукцию можно купить практически в любом магазине города: в торговой сети Титан, Николаевский, Либерти, Стам, Семья, Барис, магазинах у дома.

В 2010 году Компания «Молоко  Бурятии» наладила контакты со всеми  молочными заводами России, вступив  в Российский Молочный Союз. Благодаря  этому сегодня между российскими  предприятиями идет активный обмен  информацией по новейшим технологиям и разработкам в области молочной промышленности, а так же применяемым в производстве закваскам и ингредиентам, и современной упаковке.

Рассмотрим  основные технико-экономические показатели деятельности предприятия. (таблица 2.1)

В 2010 году произошел рост спроса на продукцию ОАО “Молоко Бурятии”. Это связано с высоким качеством продукции и сравнительно не высокой ценой, было реализовано на 25,74%, что на 6090 тыс.руб. больше, чем в 2009 году. Также не мало важную роль в росте реализованной продукции сыграли проведение различных  маркетинговых мероприятий по продвижению товара. Однако, объем реализованной продукции был сравнительно меньше объема товарной продукции, это связано с освоением дополнительных рынков сбыта.       

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 Основные технико-экономические показатели предприятия

Показатели

2008

2009

2010

Отклонения 2010г  к 2009г

(+,-)

%

1 Товарная продукция

22548

25450

31859

6409

125,18

2. Реализованная  продукция, тыс. руб.

20568

23658

29748

6090

125,74

3. Стоимость  основных фондов

10265

11982

15999

4017

133,53

4. Фондоотдача  основных фондов

1,84

2,12

1,99

-0,13

93,87

5. Среднечпис. численность  всего в т.ч.

187

192

195

3

101,56

- работающих

58

49

45

-4

91,84

- рабочих

129

143

150

7

104,90

6. Среднегодовая  выработка в т.ч.

- на одного  работающего

- на одного  рабочего

14,52

15,34

18,28

2,94

119,17

8,56

8,97

9,15

0,18

102,01

12,36

11,87

15,44

3,57

130,08

7. Фонд оплаты  труда в .т.ч.

- работающих

- рабочих

22447

25984

28616

2632

110,13

387,02

530,29

635,91

105,63

119,92

174,01

181,71

190,77

9,07

104,99

8. Среднегодовой  уровень оплаты труда

- на одного  работающего

- на одного  рабочего

23548

28479

34587

6108

121,45

406

343

315

-28

91,84

903

1001

1050

49

104,90

9. Себестоимость  продукции (работ, услуг)

17589

20516

21894

1378

106,72

10. Материалоемкость  продукции (работ, услуг)

12,56

11,47

13,54

2,07

118,05

11. Затраты на 1 рубль продукции (работ, услуг)

0,78

0,81

0,69

-0,12

85,25

12. Прибыль от  реализации продукции

4959

4934

9965

5031

201,97

13. Балансовая  прибыль

1653

1644,67

3321,67

1677

201,97

14. Рентабельность  продукции

9

8

15

7

187,50


 

 

Себестоимость  производимой  продукции  на  ОАО  «Молоко Бурятии» в 2010 году возросла на 6,72%. По всем элементам калькуляции наблюдается увеличение затрат. Это связано со значительным увеличением объемов производства кисломолочной продукции.

Таким образом, если сравнить  затраты на рубль  товарной продукции в 2010 году по сравнению с предыдущим годом сократились на 12 коп. Это связано с увеличением количества использования основного сырья из-за роста объема производства   и цен на основные виды сырья и материалов, а также из-за роста тарифов на электроэнергию и топливо.

Из таблицы видно, что происходит увеличение объемов реализации молочной продукции на 25,74% в 2010 гг. При этом рост себестоимости составил 6,72%  из-за чего чистая прибыль увеличилась в два раза в 2010 году.

Численность персонала  увеличилась незначительно, при  этом фонд оплаты труда увеличился на 10,13% в 2010 году. Рентабельность продаж и рентабельность основной деятельности за 2010 год значительно возросли, однако фондоотдача в 2010 году снизилась на 6,13%.

Проанализировав финансовые результаты предприятия, можно сделать вывод, что за анализируемый период произошло увеличение размера чистой прибыли в два раза. На это повлияло увеличение прибыли от продаж. Рост прибыли от продаж было вызвано уменьшением коммерческих и управленческих расходов, снижением доли себестоимости проданных товаров относительно объемов реализации.

 

2.2 Стратегический анализ предприятия

 

Для изучения факторов макроокружения разработана модель «PEST -анализ». Рассмотрим проявление основных факторов макроокружения на ОАО «Молоко Бурятии» (таблица 2.2).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 Факторы макроокружения ОАО «Молоко Бурятии»

Группа факторов

Фактор

Проявление

Возможные ответные меры  
организации

1. Экономические

1.1. Угроза высоких  темпов инфляции

  • Обесценивание денежных средств предприятия
  • Трудности с получением долгосрочных кредитов
  • Получение выручки от курсовых разниц
  • Ведение финансовых операций, сохраняющих покупательную способность средств
  • Сокращение вложения в основные средства
  • Покупка и продажа валюты

1.2. Угроза последствий  финансового кризиса

  • Сокращение спроса
  • Вынужденное сокращение объёмов производства
  • Проведение маркетинговых исследований
  • Расширение рынков сбыта

1.3. Рост безработицы

  • Удешевление рабочей силы
  • Высвобождение работников
  • Формирование рациональной кадровой структуры.
  • Интенсивная работа профсоюза

1.4. Ужесточение  налогового режима

  • Сокращение чистой прибыли
  • Снижение себестоимости
  • Изыскание путей минимизации налогов

2. Политические

2.1. Внесение  изменений в законодательство

2.2. Ориентация  на рыночное регулирование экономики

2.3. Снижение стабильности в обществе

2.4. Усиление международного сотрудничества

  • Возможность выбора сферы хозяйственной деятельности

 

  • Увеличение вероятности социальных потрясений

 

  • Возможность выхода на внешний рынок
  • Приток зарубежных товаров-конкурентов
  • Постоянный мониторинг законодательства
  • Поиск новых, прибыльных сфер деятельности
  • Страхование поставок, поиск надежных поставщиков сырья и материалов, стимулирование поставщиков
  • Получение международного сертификата на продукцию
  • Использование ценового преимущества, снижение издержек

3. Социальные

3.1. Рост  мобильности   населения

Высокая текучесть  кадров

  • Совершенствование системы стимулирования
  • Улучшение условий труда и быта работников организации

3.2. Снижение  уровня

образования

  • Снижение трудовой

дисциплины  и возникновение

конфликтов

Проблемы освоения новых технологий

Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров

4. Технологические

4.1. Появление  новых материалов, технологий, оборудования

  • Моральное старение действующих технологий
  • Снижение конкурентоспособности продукции из-за применения устаревших материалов и оборудования
  • Поиск новых источников инвестирования и покупка передовых технологий
  • Приобретение нового оборудования и современных

материалов

Информация о работе Реструктуризация