Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 17:24, курсовая работа
В настоящее время общее внимание со стороны бизнеса к стратегии и реструктуризации систем управления стремительно возрастает.
В переводе с английского "реструктуризация" (restructuring) - это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….….............................................3
1 СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ…………...……………….….3
1.1 Реструктуризация предприятий и компаний…………………….………………………5
1.2 Этапы реструктуризации компании…………………………………………………….8
1.3 Стратегия компании и цели реструктуризации………………………………………...10
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МОЛОКО БУРЯТИИ»…...........5
2.1 Основные технико-экономические показатели ……….………………………..……...13
2.2 Стратегический анализ предприятия ………………………………………….………..17
2.3 Анализ организационной структуры…………………………………………...……….23
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «МОЛОКО БУРЯТИИ»………………………………………………………………...………………….30
3.1 Разработка стратегии предприятия ……………………………………….………….…30
3.2 Изменение организационной структуры предприятия ………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..…………………………………...…………………….……..........37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……...................40
1.3 Стратегия
компании и цели
Для того чтобы успешно осуществить вышеперечисленные этапы, необходимо правильно сформулировать цели реструктуризации. Они определяются исходя из общей стратегии компании. В терминологии менеджмента, стратегия - это генеральное направление действий компании, следование которому в перспективе должно привести к запланированным целям.
Процесс выбора стратегии (Таблица 1.1) происходит после уяснения текущей стратегии компании и проведения тщательного анализа. Последнее действие представляет собой один из важнейших инструментов стратегического управления. Ведь анализ позволяет сбалансировать риски бизнеса, его денежные поступления, что приводит к повышению общей финансовой отдачи.
Таблица 1.1 Эталонные стратегии развития компании
Тип стратегий |
|
Стратегии концентрированного роста |
Стратегия усиления позиций на рынке |
Стратегия развития рынка | |
Стратегия развития продукта | |
Стратегии интегрированного роста |
Стратегия обратной вертикальной интеграции (экспансия на рынке поставщиков) |
Стратегия вперед идущей интеграции (экспансия на рынке систем распространения и торговых структур) | |
Стратегии диверсифицированного роста |
Стратегия центрированной диверсификации |
Стратегия горизонтальной диверсификации | |
Стратегия конгломератной диверсификации | |
Стратегии сокращения |
Стратегия ликвидации |
Стратегия "сбора урожая" | |
Стратегия сокращения | |
Стратегия сокращения расходов |
В условиях российской экономики грамотный анализ с последующей разработкой программы реструктуризации может существенно улучшить положение компании и в несколько раз повысить ее стоимость.
Таким образом, реструктуризация компании - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды. Реструктуризация включает: совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.
В зависимости
от целевых установок и стратегии
компании определяется одна из форм реструктуризации:
оперативная или
Проведение как оперативной, так и стратегической реструктуризации может охватывать либо все элементы бизнес-системы, либо отдельные ее составляющие. Поэтому существует классификация форм реструктуризации по масштабу охвата структурных изменений. По этому критерию выделяют комплексную и частичную реструктуризацию.
Существуют 5 этапов проведения реструктуризации: первый этап - определение целей реструктуризации, второй - диагностика компании, третий - разработка стратегии и программы реструктуризации, четвертый - осуществление реструктуризации в соответствии с разработанной программой, пятый – анализ эффективности реструктуризации.
Если компания решилась на проведение реструктуризации, то на начальном этапе определения целей, ей необходимо четко определить для себя: в каких бизнесах она будет продолжать свою деятельность, в каких сворачивать производство, а в какие только внедряться? В конечном счете, именно это поможет ей определить, каким способом лучше осуществлять структурные преобразования, чтобы достигнуть максимальной эффективности и минимизировать возможные риски.
2 Анализ деятельности предприятия (на примере ОАО «Молоко Бурятии»)
2.1 Технико-экономические показатели
Открытое Акционерное Общество «Молоко Бурятии» зарегистрировано Постановлением Главы Администрации г. Улан-Удэ 12ноября 1996г.
Местонахождение Общества: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Боевая,6.
Предметом деятельности общества является производственно-хозяйственная, торгово-закупочная деятельность, направленная на получение прибыли и удовлетворение общественных и частных интересов в продукции производственно-технического назначения и товарах народного потребления: разработке и внедрении новых технологий; практическая реализация научно-технических достижений в области переработки отходов; разработка и внедрение в производство малоотходных, экологически чистых и ресурсосберегающих технологий; выполнение иных работ и оказание услуг. В соответствии с предметом деятельности Общества и основными задачами Общество осуществляет следующие виды деятельности:
заготовка, переработка и реализация продуктов сельского хозяйства;
запуск цельномолочной продукции, сыра, творога;
выпечка хлебобулочных изделий:
внешнеэкономическая деятельность.
производство мороженого.
ОАО «Молоко Бурятии» – одно из старейших предприятий в Бурятии, работает оно с 1955 года. Завод компании по производству молока и молочной продукции является главной составляющей качественного и сбалансированного питания для жителей города Улан-Удэ и республики. Как и пол века назад продукция завода отличается высоким качеством и пользуется доверием покупателей.
Стараясь не только сохранить, но и приумножить 56 летний опыт работы в молочной промышленности, завод модернизируется как в техническом, так и в технологическом плане.
Например, помимо классических продуктов (кефир, творог, сметана, сливочное масло) предприятие активно осваивает новинки: биойогурт со злаками и фруктами, бифивит, бифилайф и выпускает уникальные продукты, например, «Творог от Мохно». Для удобства горожан пополняется не только ассортимент, но и меняется упаковка на более современную, удобную и экологичную.
Наибольшая гордость ОАО «Молоко Бурятии» – это современная шведская линия «ECOLean», запущенная в работу 20 июня. Эта линия позволяет разливать до 2900 литров молока в час в экологически чистую упаковку объемом 0,5 и 1 литр. Разработанная в Швеции упаковка состоит на 40% из карбоната кальция – натурального мела – и полимеров в качестве связующих элементов. Подобное сочетание позволяет получить прочную и гибкую упаковку с исключительными экологическими свойствами. При переработке материала (сжигание), карбонат кальция возвращается в природу, а связующие элементы разлагаются и превращаются в водяной пар и углекислый газ. Помимо прочего эта линия дает огромное преимущество покупателям – упаковка легкая и удобная, в 2 раза легче Тетрапака и позволяет в течение длительного времени сохранять свежесть продуктов, их качество и вкус.
Отдельного слова заслуживает качество продукции. В производстве поставка сырья самое важное. Именно от сырья, то есть молока, зависит, то каким продукт окажется на прилавке магазинов. Поэтому работа с районами республики, с фермерскими хозяйствами, частными подворьями – проводится ежедневно. Сырье завод закупает на территории республики – в 13 «молочных» районах Бурятии. Сбор молока осуществляется как у фермерских хозяйств, так и у населения.
Контроль качества осуществляется на всех этапах производства: от сбора молока в районах до распространения готовых продуктов. Для этого имеется лицензированная лаборатория. Продукцию можно купить практически в любом магазине города: в торговой сети Титан, Николаевский, Либерти, Стам, Семья, Барис, магазинах у дома.
В 2010 году Компания «Молоко
Бурятии» наладила контакты со всеми
молочными заводами России, вступив
в Российский Молочный Союз. Благодаря
этому сегодня между
Рассмотрим
основные технико-экономические
В 2010 году произошел рост спроса на продукцию ОАО “Молоко Бурятии”. Это связано с высоким качеством продукции и сравнительно не высокой ценой, было реализовано на 25,74%, что на 6090 тыс.руб. больше, чем в 2009 году. Также не мало важную роль в росте реализованной продукции сыграли проведение различных маркетинговых мероприятий по продвижению товара. Однако, объем реализованной продукции был сравнительно меньше объема товарной продукции, это связано с освоением дополнительных рынков сбыта.
Таблица 2.1 Основные технико-экономические показатели предприятия
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
Отклонения 2010г к 2009г | |
(+,-) |
% | ||||
1 Товарная продукция |
22548 |
25450 |
31859 |
6409 |
125,18 |
2. Реализованная продукция, тыс. руб. |
20568 |
23658 |
29748 |
6090 |
125,74 |
3. Стоимость основных фондов |
10265 |
11982 |
15999 |
4017 |
133,53 |
4. Фондоотдача основных фондов |
1,84 |
2,12 |
1,99 |
-0,13 |
93,87 |
5. Среднечпис. численность всего в т.ч. |
187 |
192 |
195 |
3 |
101,56 |
- работающих |
58 |
49 |
45 |
-4 |
91,84 |
- рабочих |
129 |
143 |
150 |
7 |
104,90 |
6. Среднегодовая выработка в т.ч. - на одного работающего - на одного рабочего |
14,52 |
15,34 |
18,28 |
2,94 |
119,17 |
8,56 |
8,97 |
9,15 |
0,18 |
102,01 | |
12,36 |
11,87 |
15,44 |
3,57 |
130,08 | |
7. Фонд оплаты труда в .т.ч. - работающих - рабочих |
22447 |
25984 |
28616 |
2632 |
110,13 |
387,02 |
530,29 |
635,91 |
105,63 |
119,92 | |
174,01 |
181,71 |
190,77 |
9,07 |
104,99 | |
8. Среднегодовой уровень оплаты труда - на одного работающего - на одного рабочего |
23548 |
28479 |
34587 |
6108 |
121,45 |
406 |
343 |
315 |
-28 |
91,84 | |
903 |
1001 |
1050 |
49 |
104,90 | |
9. Себестоимость продукции (работ, услуг) |
17589 |
20516 |
21894 |
1378 |
106,72 |
10. Материалоемкость продукции (работ, услуг) |
12,56 |
11,47 |
13,54 |
2,07 |
118,05 |
11. Затраты на 1 рубль продукции (работ, услуг) |
0,78 |
0,81 |
0,69 |
-0,12 |
85,25 |
12. Прибыль от реализации продукции |
4959 |
4934 |
9965 |
5031 |
201,97 |
13. Балансовая прибыль |
1653 |
1644,67 |
3321,67 |
1677 |
201,97 |
14. Рентабельность продукции |
9 |
8 |
15 |
7 |
187,50 |
Себестоимость производимой продукции на ОАО «Молоко Бурятии» в 2010 году возросла на 6,72%. По всем элементам калькуляции наблюдается увеличение затрат. Это связано со значительным увеличением объемов производства кисломолочной продукции.
Таким образом, если сравнить затраты на рубль товарной продукции в 2010 году по сравнению с предыдущим годом сократились на 12 коп. Это связано с увеличением количества использования основного сырья из-за роста объема производства и цен на основные виды сырья и материалов, а также из-за роста тарифов на электроэнергию и топливо.
Из таблицы видно, что происходит увеличение объемов реализации молочной продукции на 25,74% в 2010 гг. При этом рост себестоимости составил 6,72% из-за чего чистая прибыль увеличилась в два раза в 2010 году.
Численность персонала увеличилась незначительно, при этом фонд оплаты труда увеличился на 10,13% в 2010 году. Рентабельность продаж и рентабельность основной деятельности за 2010 год значительно возросли, однако фондоотдача в 2010 году снизилась на 6,13%.
Проанализировав финансовые результаты предприятия, можно сделать вывод, что за анализируемый период произошло увеличение размера чистой прибыли в два раза. На это повлияло увеличение прибыли от продаж. Рост прибыли от продаж было вызвано уменьшением коммерческих и управленческих расходов, снижением доли себестоимости проданных товаров относительно объемов реализации.
2.2 Стратегический анализ предприятия
Для изучения факторов макроокружения разработана модель «PEST -анализ». Рассмотрим проявление основных факторов макроокружения на ОАО «Молоко Бурятии» (таблица 2.2).
Таблица 2.2 Факторы макроокружения ОАО «Молоко Бурятии»
Группа факторов |
Фактор |
Проявление |
Возможные ответные
меры | ||
1. Экономические |
1.1. Угроза высоких темпов инфляции |
|
| ||
1.2. Угроза последствий финансового кризиса |
|
| |||
1.3. Рост безработицы |
|
| |||
1.4. Ужесточение налогового режима |
|
| |||
2. Политические |
2.1. Внесение изменений в законодательство 2.2. Ориентация
на рыночное регулирование 2.3. Снижение стабильности в обществе 2.4. Усиление международного сотрудничества |
|
| ||
3. Социальные |
3.1. Рост мобильности населения |
Высокая текучесть кадров |
| ||
3.2. Снижение уровня образования |
дисциплины и возникновение конфликтов Проблемы освоения новых технологий |
Поддержание уровня вложений на профессиональную подготовку кадров | |||
4. Технологические |
4.1. Появление новых материалов, технологий, оборудования |
|
материалов |