Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 13:37, курсовая работа
Целью исследования является изучение теоретических основ финансового риска и управления им.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. изучить теоретические аспекты, выявить природу финансового риска;
2. дать наиболее полную и ясную классификацию финансовых рисков;
3. изложить основные методы управления финансового риска;
4. рассмотреть методы управления финансового риска в деятельности российских и зарубежных компаний в современных рыночных условиях.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. Роль международных финансовых рынков в экономике
4
Понятие международных финансовых рынков
4
Финансовые риски: понятие и сущность
6
Виды финансовых рисков
9
1.4.Методы управления финансовыми рисками
11
ГЛАВА 2. Финансовый риск в деятельности российских и зарубежных компаний и управление им в современных условиях
15
2.1. Особенности финансовых рисков и методы управления ими в РФ
15
2.2. Финансовый риск, прибыль, управление
18
ГЛАВА 3. снижение и управление финансовыми рисками, пути решения.
26
3.1. Снижение финансового риска
26
3.2. Основные этапы процесса управления риском
28
3.3. Комиссия по управлению финансовыми рисками
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2.2. Финансовый риск, прибыль, управление
Экономические реформы, произошедшие в 90-х годах XX в. сильно изменили социальную и экономическую среду нашего государства. Это, в свою очередь, отразилось на деятельности предприятий, которые были поставлены в сложное положение, выход из которого оказался практически невозможным. Экономическая свобода для предприятий оказалась не стимулом к развитию, как в западных странах, а сильным бременем. Существовавшее до этого планово-централизованное управление брало на себя практически все важные аспекты хозяйственной деятельности. Таким образом, все неустойки производства государство брало на себя. В новой установившейся рыночной экономике все решения по хозяйственной деятельности и ответственность за них организация принимала сама.
Предприятие в рыночной среде существует в условиях неполной информации, а также в условиях неопределенности протекания экономических процессов. Таким образом, в новых условиях функционирования отечественным предприятиям необходимы были новые специализированные знания и навыки правильного управления предприятием.
Российские предприятия должны были принимать решения хозяйственного типа в условиях действия риска как присущего рыночной экономике, так и свойственного экономике переходного типа. Даже в настоящее время предприятия находятся под действием рисков, которые остались так сказать в наследство от плановой экономики. Это сильно затрудняет принятие правильных решений. Не стоит забывать, что многие риски присущи только России и, соответственно, не типичны для стран с развитой рыночной экономикой.
Постоянно меняющийся спрос и предложение, жесткая конкуренция, постоянное развитие техники и технологий, а также многие другие факторы, присущие постоянно развивающейся российской экономике и соответственно влияющие на деятельность компаний, заранее предопределяют трудность осуществления финансовой операции. Именно поэтому для функционирования предприятия необходимо уметь правильно не только управлять рисками, но и уметь их прогнозировать и проводить их профилактику.
Всё это обусловливает необходимость выделения в теории и практике современного менеджмента, принципиально нового направления, изучающего вопросы управления рисками.
Управление рисками – это фактор конкурентоспособности, способ всестороннего обеспечения устойчивости фирмы и ее способности противостоять неблагоприятному развитию событий. В условиях современной России необходимость скорейшего освоения методов риск -менеджмента обусловлена тем, что еще не сложились действенные механизмы поддержки предприятий в кризисных ситуациях. Большинство экономически активных объектов являются юридически самостоятельными хозяйствующими лицами и организациями, что означает не только их самостоятельность в принятии решений, но и отсутствие обязательств по государственной поддержке или защите в случае аварии, забастовки или финансовых трудностей. Существующие государственные системы судопроизводства, арбитража и исполнения решений не просто неэффективны, но иногда используются в агрессивных целях. Иначе говоря, экономическая самостоятельность хозяйствующего субъекта означает и рост возможностей, и нарастание опасностей. В этих условиях фирмы обязаны сами заботиться о мерах по защите своей устойчивости, о создании необходимых резервов, о мобилизации внутреннего и внешнего финансирования, как для предупреждения нежелательных событий, так и для восстановления после них [10].
Менеджеры российских компаний предлагают следующие способы минимизации риска, однако помимо финансовых в данном перечне представлены и другие виды рисков, в частности для защиты в конкуренции с неравными соперниками – крупными международными компаниями [18]:
– диверсификация, предоставляющая возможность маневра, позволяющая опираться на несколько видов бизнеса, инвестировать из одного в другой;
– специализация, позволяющая сосредоточить ресурсы для развития основного бизнеса;
– союзы с сильными партнерами и инвесторами;
– поиск новых технологий управления/ведения бизнеса и снижение себестоимости услуг;
– слияние – создание из нескольких компаний одной, способной противостоять гигантам;
– инвестиции в развитие;
– развитие компании, захват большой доли рынка, создание разветвленной сети филиалов, магазинов и т.п;
– перепрофилирование бизнеса, поиск ниши (Сергей Галицкий, компания "Тандер" оптовая и розничная продажа товаров широкого потребления);
– использование собственных преимуществ (знание российского потребителя, быстрое реагирование на изменение требований)
– создание сильного бренда.
«Опыт и результаты исследования показывают, что среди российских компаний нет единого подхода к управлению финансовыми рисками – многие компании пытались сделать это и натолкнулись на определенные сложности. Однако, внедрение культуры управления рисками, соотнесение структуры и процессов управления рисками, улучшение обмена информацией может стать надежной основой», – отметил Тонни Деккер, партнер «Эрнст энд Янг», руководитель департамента консультационных услуг в области рисков в СНГ.
По данным крупнейшей международной фирмы, предоставляющей аудиторские и консультационные услуги «Эрнст энд Янг», в России стратегию управления рисками имеют 47% компаний, 42% – ее не имеют, и 11% – затрудняются ответить, тогда как в странах, с развивающейся экономикой 52% компаний имеют документально оформленную стратегию управления, 44% – не имеют, и лишь 4% компаний затрудняются ответить.
Исследование показало, что значительная доля российских компаний, прежде чем установить деловые отношения с покупателями или заказчиками, проводит строгую комплексную проверку потенциальных партнеров, включая оценку истории отношений с клиентом, анализ его кредитоспособности и постоянный мониторинг деятельности. Обычной практикой является также ограничение размеров кредитования и работа на условиях полной предоплаты [22].
Результаты исследования демонстрируют влияние передового опыта и культуры «западных» организаций на российские рынки. Многие российские компании все шире используют интернациональный подход и лучшую мировую практику в области управления рисками. Такой комплексный подход становится очевидным при сравнении с практикой компаний в других странах с развивающейся рыночной экономикой, включенных в исследование [17].
В последнее время компании подвергаются критике за неэффективное выявление возможных источников риска, неспособность прогнозировать их последствия и оперативно на них реагировать. Ведущие организации расширили объем мероприятий по оценке рисков, увеличив периметр анализа в целях выявления новых угроз. Более комплексная оценка рисков позволяет данным организациям проверить работу всей цепочки создания дополнительной стоимости, включая взаимодействие с поставщиками, клиентами, конкурентами, бизнес-партнерами и основными заинтересованными лицами в целях выявления новых рисков и возможностей.
Управление финансовыми рисками в ОАО «Газпром нефть» происходит как централизованно, так и в подразделениях компании. Деятельность по отношениям с финансовыми институтами, управление ликвидностью, валютными и кредитными рисками координируется казначейством централизованно. Казначейство данной нефтегазовой компании постоянно обеспечивает бизнес компании необходимым количеством ликвидных денежных ресурсов.
Основой управления финансовыми рисками ОАО «Газпром нефть» является балансировка рисков, таким образом, хеджируются не все контракты в иностранных валютах и не вся задолженность компании. Следует также отметить, что не все крупнейшие российские нефтегазовые компании перевели управление рискам в казначейства. В некоторых компаниях подобные структуры отсутствуют, что приводит к увеличению рискованности и неэффективности операций с финансовым риском.
Политика управления финансовым риском в ОАО «Газпром нефть» также включает в себя избежание рисков, когда это возможно. Подобная практика увеличивает стоимость компании и защищает компанию от нежелательной или избыточной изменчивости денежного потока. Это предохраняет акционера от избыточного риска, в то же время оставляя риски, которые присущи основному бизнесу компании. Страхование, как правило, используется только в ситуациях, когда этого требуется по закону или по контракту. Это является следствием того, что внешняя страховка не используется как экономический инструмент снижения финансовых потерь компании [21].
Контроль над финансовым риском составляет важную часть успешной торговли. Эффективное управление рисками на рынке Forex требует не только внимательного наблюдения за размером риска, но также стратегию (подходы) минимизации убытков.
Успешный трейдер всегда учитывает риски, связанные с торговлей на международном валютном рынке Форекс. Для того, чтобы минимизировать финансовые риски, связанные с торговлей на Форекс, трейдер может применять такие инструменты, как лимитированный приказ и стоп-приказ. Размещая рыночный приказ, опытные трейдеры всегда знают, на каком уровне они хотели бы выйти из торговли. Круглосуточный режим торговли на Форекс затрудняет моментальное реагирование на изменения рынка, поскольку эти изменения могут произойти в период отсутствия трейдера на рабочем месте. Приказы типа "Лимит" и "Стоп" позволяют трейдеру автоматически закрывать или открывать позиции в ответ на достижение ценой валюты определенного уровня.
Лимитированный приказ предназначен для получения прибыли от позиции в результате ее закрытия на определенной ранее цене. Для длинной позиции (позиция в которой находится покупатель с момента спекулятивной покупки валюты и до её продажи), лимитированный приказ размещается на уровне, более высоком, чем текущая цена. Если трейдер находится в короткой позиции (имеет место с момента продажи валюты до ее покупки), то лимит должен быть размещен ниже текущего уровня цены.
Стоп - приказ используется для минимизации потерь. Для длинной позиции, стоп - приказ размещается ниже текущей цены, для короткой - выше. Стоп-приказ предназначен для того, чтобы автоматически закрыть позицию, если рынок движется не так, как трейдер предсказывал, что позволяет ему избежать слишком больших потерь на такой сделке.
Стало известно, что мировая корпорация Google переводит своих китайских пользователей на не подвергаемый цензуре поисковик, размещенный на территории Гонконга. Такой маневр призван стать компромиссным решением для компании, не согласной с китайским законодательством в сфере интернета и желающей продолжать получать прибыли с наибольшего в мире рынка. Подобным решением Google берет на себя финансовый риск: противостояние китайской политике жесткого контроля интернета может вызвать негативную реакцию властей, которая затруднит для компании ведение бизнеса в стране с наибольшим в мире количеством пользователей.
Позже, в ноябре, мировой гигант уже в другом конфликте с американскими пользователями своих услуг, который связан с утечкой персональных данных через сервис Google Buzz (в русской версии - "Живая лента"), попытался снизить финансовые риски обоих сторон путем соглашения на выплату компенсации.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что одним из методов управления финансовыми рисками в компании Google является метод уступок, к которым вынужден прибегать мировой гигант с целью сохранения своего целевого сегмента потребителей, чтобы не терять прибыль.
В ОАО «РЖД» также существует и эффективно функционирует система управления финансовыми рисками. Определены органы ответственные за управление и минимизацию финансовых рисков. В целях более эффективного управления финансовыми рисками в компании создана Комиссия по управлению финансовыми рисками (КУФР).
Таким образом можно сделать вывод что рисками – это фактор конкурентоспособности, способ всестороннего обеспечения устойчивости фирмы и ее способности противостоять неблагоприятному развитию событий. Контроль над финансовым риском составляет важную часть успешной торговли. В условиях современной России необходимость скорейшего освоения методов риск-менеджмента обусловлена тем, что еще не сложились действенные механизмы поддержки предприятий в кризисных ситуациях.
ГЛАВА 3. СНИЖЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РИСКАМИ, ПУТИ РЕШЕНИЯ.
3.1. Снижение финансовых рисков
Финансовый риск можно снизить следующими способами:
1) Диверсификация – это процесс распределения инвестиций между различными видами деятельности, которые между собой не связаны.[8] Это делается с целью снизить риск потери капитала или доходов от него. Инвестор принимает решения, когда результаты его действий неопределенны и основаны на ограниченной и возможно не достоверной информации. Естественно, что если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший прогноз и тем самым снизить риск. Таким образом, информация становится товаром. При этом таким товаром, за который инвестор готов отдать большие деньги. Следовательно, если в информацию вкладывают деньги, то это становится эккаунтиногом, одной из сфер предпринимательской деятельности.
2) Лимитирование – установка лимита, т.е. определение критических сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является одним из основных средств снижения риска. Оно применяется предпринимателем при продаже товаров в кредит (по кредитным карточкам), по дорожным чекам и еврочекам и т.п.; инвестором при определении сумм вложения капитала и т.п. Помимо этого есть метод хеджирования, который мало распространен в России. Например, компании, которые специализируются на обработке сырья, страхуют прогнозируемый уровень доходов передачей риска другой стороне, используя хеджирование. В США сырьевые материалы обычно покупаются и продаются на сырьевых товарных биржах, крупнейшими из которых являются Чикагская и Нью-йоркская. Встречаются и другие разновидности хеджирования. Предприниматели могут застраховать себя от изменений цен с помощью заключения так называемых контрактов «с условным требованием», где говориться о количестве и цене на товары и услуги, которые продаются или соответственно покупаются. В таком случае и продавец, и покупатель получают выгоду. Кроме этого есть множество способов уменьшения возможного риска, такие как: контроль качества производимой продукции или оказываемых услуг; тщательный подбор персонала предприятия; правильное оформление контрактов и т.п.