Роль и задачи лидеров в современных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являлось раскрытие проблемы лидерства в управлении современной организации.
Для раскрытия поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:
Рассмотрено общее понятие лидерства.
Проведен анализ основных теорий лидерства.
3. Определены соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации.
4. Раскрыты роль и задачи лидеров в современных организациях.

Содержание

Введение
Общее понятие лидерства
Анализ основных теорий лидерства
Соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации
Роль и задачи лидеров в современных организациях
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы лидерства в современном менеджменте.docx

— 57.76 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Общее понятие лидерства

Анализ основных теорий лидерства

Соотношение и взаимосвязь  лидерства и управления в организации

Роль и задачи лидеров  в современных организациях

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важной фигурой в жизнедеятельности  любой организации и в управлении ею является лидер. Понятие «лидер» - от англ. to lead (вести), a leader (ведущий) - в литературе определяется как «авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях».[25]

Интерес к лидерству и  попытки осмыслить этот сложный  и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Значительный вклад в исследование политического  лидерства внесли многие выдающиеся деятели науки и политики.

В России проблема лидерства  всегда являлась одной из самых актуальных проблем. Однако в 90-е годы ХХ века, в  связи с коренными преобразованиями в политической, экономической и  социальной жизни страны, проблема социального лидерства приобрела  особую актуальность. Вот почему социальное лидерство, являясь актуальной научной  и практической проблемой в современной  российской науке управления, выдвигается  в число ее приоритетных тем и  заслуживает специального изучения.[12, стр.27]

В последние годы появилось  большое количество исследований, посвященных  политическому лидерству. В работах  М.А. Василика, А.С. Панарина, Д.П. Зеркина  и многих других рассмотрены теоретические  аспекты данной проблемы, обобщены основные теории политического лидерства. Работы Г.П. Зинченко, Н.С. Слепцова, В.В. Смолякова, С.Е. Гржейщак и других посвящены  выявлению особенностей российского  регионального политического лидерства  в современных условиях.[9, стр.152]

Однако необходимо признать, что проблема взаимосвязи лидерства  и управления предприятием (организацией) в литературе освещена недостаточно. Эта проблема затронута в работах  О.С. Виханского, А.И. Наумова, З.П. Румянцевой и некоторых других. [9, стр.134]

Целью курсовой работы являлось раскрытие проблемы лидерства в  управлении современной организации.

Для раскрытия поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:

  1.  Рассмотрено общее понятие лидерства.
  2.  Проведен анализ основных теорий лидерства.

3. Определены соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации.

4. Раскрыты роль и задачи лидеров в современных организациях.

Курсовая работа состоит  из введения, 4 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  ЛИДЕРСТВА

Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства  проявляется в любых более  или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей  для группы цели. Так как люди, будучи существами социальными, существуют в группах и именно через группу, групповое взаимодействие могут  осуществлять свои замыслы, лидерство  охватывает практически все сферы  социально-значимой деятельности людей: оно проявляется в экономической  и политической деятельности, в сфере  досуга и развлечений, отправления  религиозных культов и образования, в спорте и активности уличных  банд и т.д.

Большая часть исследований лидерства, проводимых в нашей стране, посвящена политическому лидерству. Это и понятно: с развитием  элементов демократии, гласности  в конце 80-х годов ХХ века политический лидер, митинговый трибун, обожаемый  толпой приверженцев, становится все  более заметной фигурой и, в конце  концов, получает формальную политическую власть. Однако существенно меньше работ посвящено организационному лидерству и его важнейшей  составляющей части - лидерству в  управлении. Если политический лидер  общается со своими последователями  вне рамок формальной организаций, то организационный лидер действует  в организации и воздействует на членов организации. [18, стр.33]

Ключевой фигурой формальной организации является лидер или  администратор. Его роль и значение в современном обществе трудно переоценить: в развитых странах тратятся огромные ресурсы для подготовки профессиональных менеджеров-администраторов. Эта задача особенно остро стоит перед Россией, имеющей весьма ограниченный опыт подготовки управленческих работников, обладающих навыками руководства в условиях рыночной экономики. Решение ее во многом зависит от выработки правильных, адекватных представлений о том, какими качествами должен обладать руководитель, работающий в современных условиях. То, что руководитель, управляющий поведением других людей должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения.

Трудно дать общее определение  лидерства, с которым согласились  бы все исследователи. Это объясняется  тем, что феномен лидерства, отношения  лидерства проявляются всегда и  везде, где группе людей приходится решать какие-то проблемы, затрагивающие  интересы всех или большинства членов группы. Наиболее заметными лидерские  отношения делаются в том случае, когда перед группой стоит  задача распределения ресурсов. Такое  широкое понимание лидерства, которое  будет затрагивать все сферы  общественной жизни (политика, экономика, культура, наука и т.д.), также микро- и макроуровни взаимодействия людей (от взаимоотношений в малых группах  до управления государством и международными делами), охватывать формальные и неформальные организации, не позволяет дать четкое и однозначное определение понятия  лидерства. Другая трудность состоит  в том, что различные подходы  выделяют ту или иную сторону достаточно сложного комплекса отношений, в  которые вступают лидер и ведомые.

Рассмотрим ряд определений  лидерства для выяснения тех  его общих признаков, которые  разные авторы вкладывают в это понятие.

Известные российские специалисты  в области теории менеджмента  О.С. Виханский и А.И. Наумов дают следующее определение: «Лидерство - это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером  и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей». [4, стр.9] Из данного определения становится ясно, что речь идет об организационном лидерстве, и в этом контексте справедливым представляется утверждение авторов, что «синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер».

Н.П. Пищулин, В.Ф. Ковалевский, В.М. Анисимов, говоря о теориях лидерства, определяют их предмет как исследование одного из механизмов групповой интеграции, «объединяющий действия группы вокруг индивида или определенной части  группы, которые играют роль руководителя». [14, стр.328]

Н.И. Ильин, И.Г. Лукманова, А.Н. Немчин и др. определяют лидерство  как «способность оказывать влияние  на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей», в то же время, вводя следующее  терминологическое различение понятий  «лидер» и «руководитель»: понятие  лидерства относится к характеристике психологических отношений, возникающих  в группе «по вертикали», то есть с точки зрения доминирования  и подчинения, в то время как  понятие руководства «относится к организации всей деятельности группы, к процессу управления ею». Такое терминологическое различение вряд ли следует признать существенным, так как усилия лидера по направлению  деятельности группы «на достижение целей» предполагает использование  всех имеющихся у лидера (руководителя) средств для воздействия на последователей (подчиненных). Другое дело, что эффективные  лидеры не всегда являются и эффективными управляющими; не трудно себе представить  ситуацию, когда лидер объединяет, воодушевляет, мотивирует подчиненных  на достижение не адекватно или просто ошибочно выбранной им самим цели. В этом случае эффективное лидерство  будет сочетаться с неэффективным  руководством: «если цели деятельности определены нечетко или руководитель плохо себе их представляет, то предпосылки  для эффективной работы руководителя отсутствуют». [26]

Близкие по смыслу определения  лидерства дают и зарубежные исследователи.

Приведенные определения  имеют три общих компонента. Во-первых, каждое из них указывает на то, что  лидер должен иметь последователей. Никто не может быть лидером без людей, которых ведут. Во-вторых, определения предполагают, что менеджер имеет большее влияние на подчиненных, чем они на него. В-третьих, лидерство предполагает воздействие на последователей для достижения ими общих групповых целей.

Таким образом, лидерство  включает процесс социального воздействия, в котором личность управляет  членами группы для достижения целей. Многие исследования используют подобное понимание как рабочую дефиницию  лидерства. Акцент на «группе» является общим для теории лидерства и  исследований в этой области, который  ассоциирует образ лидера с небольшим  кругом последователей. В этой связи, многие исследователи изучали деятельность руководителей в сфере промышленности и их влияние на проведение подчиненных. Это уровень анализа относится  к микроуровню организационного поведения и исследований лидерства. Организация как целое в этом случае не включается в сферу исследовательских  интересов.

Другой общей чертой приведенных  определений является жесткое разграничение  функций лидера и последователей (подчиненных) в групповом поведении, что подчеркивает значение внутригрупповой  дифференциации. При этом ролевая  дифференциация может проявляться  различным образом.

Таким образом, лидер - это  авторитетный член организации, малой  группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему  играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидерство, как и власть, есть влияние на других людей. Но оно имеет три особенности: во-первых, влияние должно быть постоянным; во-вторых, воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество; в-третьих, лидера отличает явный приоритет во влиянии.

 

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА

Лидерство изучается учеными  уже в течение многих десятилетий. Уже проведены тысячи исследований, и все равно ощущается недостаток единодушия во мнениях экспертов по поводу того, что же есть лидерство и как его анализировать.

Первые исследования пытались выявить те качества, которые отличают выдающихся, «великих» людей в  истории от масс, что позволяет  первым становиться лидерами. Исследователи  считали, что лидеры имеют какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличающих их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления  лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.

В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских  качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. попытался  обобщить и группировать все ранее  выделенные лидерские качества. Он пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:

· ум, или интеллектуальные способности;

· господство или преобладание над другими; 1 уверенность в себе;

· активность и энергичность;

· знание дела.

Однако эти пять качеств  не объясняют, почему и как человек  становится лидером. Многие люди с этими  качествами так и остались последователями  других, выступавших лидерами. [8, стр.53]

Интересный результат  был получен известным американским консультантом по управлению Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров  и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

· управление вниманием или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;

· управление значением или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

· управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

· управление собой или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Последующее изучение привело  к выделению четырех групп  лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные и  личностно-деловые.

К физиологическим относятся  такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний  вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств  и лидерством. Однако быть физически  выше и крупнее, чем средний человек  в группе, далеко не всегда дает основания стать в ней лидером. [23, стр.96]

Психологические, или эмоциональные  качества проявляются на практике главным  образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению длинного списка этих качеств.

Изучение умственных, или  интеллектуальных качеств и их связи  с лидерством проводилось многими  учеными, и их результаты совпадают  в том, что уровень этих качеств  у лидеров выше, чем у не лидеров. К этому, видимо привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения.

Личностно-деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для  успеха возрастает по уровням организационной  иерархии. Однако точное их измерение  затруднено.

Информация о работе Роль и задачи лидеров в современных организациях