Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 12:05, курсовая работа
Целью курсовой работы являлось раскрытие проблемы лидерства в управлении современной организации.
Для раскрытия поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:
Рассмотрено общее понятие лидерства.
Проведен анализ основных теорий лидерства.
3. Определены соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации.
4. Раскрыты роль и задачи лидеров в современных организациях.
Введение
Общее понятие лидерства
Анализ основных теорий лидерства
Соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации
Роль и задачи лидеров в современных организациях
Заключение
Список использованных источников и литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Общее понятие лидерства
Анализ основных теорий лидерства
Соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации
Роль и задачи лидеров в современных организациях
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Важной фигурой в
Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот сложный и важный социальный феномен восходят к глубокой древности. Значительный вклад в исследование политического лидерства внесли многие выдающиеся деятели науки и политики.
В России проблема лидерства
всегда являлась одной из самых актуальных
проблем. Однако в 90-е годы ХХ века, в
связи с коренными
В последние годы появилось
большое количество исследований, посвященных
политическому лидерству. В работах
М.А. Василика, А.С. Панарина, Д.П. Зеркина
и многих других рассмотрены теоретические
аспекты данной проблемы, обобщены
основные теории политического лидерства.
Работы Г.П. Зинченко, Н.С. Слепцова, В.В.
Смолякова, С.Е. Гржейщак и других посвящены
выявлению особенностей российского
регионального политического
Однако необходимо признать, что проблема взаимосвязи лидерства и управления предприятием (организацией) в литературе освещена недостаточно. Эта проблема затронута в работах О.С. Виханского, А.И. Наумова, З.П. Румянцевой и некоторых других. [9, стр.134]
Целью курсовой работы являлось раскрытие проблемы лидерства в управлении современной организации.
Для раскрытия поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:
3. Определены соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации.
4. Раскрыты роль и задачи лидеров в современных организациях.
Курсовая работа состоит из введения, 4 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА
Лидерство - многоаспектное
социальное явление. Феномен лидерства
проявляется в любых более
или менее организованных группах,
стремящихся к какой-либо общей
для группы цели. Так как люди,
будучи существами социальными, существуют
в группах и именно через группу,
групповое взаимодействие могут
осуществлять свои замыслы, лидерство
охватывает практически все сферы
социально-значимой деятельности людей:
оно проявляется в
Большая часть исследований
лидерства, проводимых в нашей стране,
посвящена политическому
Ключевой фигурой формальной организации является лидер или администратор. Его роль и значение в современном обществе трудно переоценить: в развитых странах тратятся огромные ресурсы для подготовки профессиональных менеджеров-администраторов. Эта задача особенно остро стоит перед Россией, имеющей весьма ограниченный опыт подготовки управленческих работников, обладающих навыками руководства в условиях рыночной экономики. Решение ее во многом зависит от выработки правильных, адекватных представлений о том, какими качествами должен обладать руководитель, работающий в современных условиях. То, что руководитель, управляющий поведением других людей должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения.
Трудно дать общее определение
лидерства, с которым согласились
бы все исследователи. Это объясняется
тем, что феномен лидерства, отношения
лидерства проявляются всегда и
везде, где группе людей приходится
решать какие-то проблемы, затрагивающие
интересы всех или большинства членов
группы. Наиболее заметными лидерские
отношения делаются в том случае,
когда перед группой стоит
задача распределения ресурсов. Такое
широкое понимание лидерства, которое
будет затрагивать все сферы
общественной жизни (политика, экономика,
культура, наука и т.д.), также микро-
и макроуровни взаимодействия людей
(от взаимоотношений в малых
Рассмотрим ряд определений лидерства для выяснения тех его общих признаков, которые разные авторы вкладывают в это понятие.
Известные российские специалисты
в области теории менеджмента
О.С. Виханский и А.И. Наумов дают
следующее определение: «Лидерство
- это тип управленческого
Н.П. Пищулин, В.Ф. Ковалевский, В.М. Анисимов, говоря о теориях лидерства, определяют их предмет как исследование одного из механизмов групповой интеграции, «объединяющий действия группы вокруг индивида или определенной части группы, которые играют роль руководителя». [14, стр.328]
Н.И. Ильин, И.Г. Лукманова, А.Н.
Немчин и др. определяют лидерство
как «способность оказывать влияние
на отдельные личности и группы,
направляя их усилия на достижение
целей», в то же время, вводя следующее
терминологическое различение понятий
«лидер» и «руководитель»: понятие
лидерства относится к
Близкие по смыслу определения лидерства дают и зарубежные исследователи.
Приведенные определения имеют три общих компонента. Во-первых, каждое из них указывает на то, что лидер должен иметь последователей. Никто не может быть лидером без людей, которых ведут. Во-вторых, определения предполагают, что менеджер имеет большее влияние на подчиненных, чем они на него. В-третьих, лидерство предполагает воздействие на последователей для достижения ими общих групповых целей.
Таким образом, лидерство
включает процесс социального
Другой общей чертой приведенных определений является жесткое разграничение функций лидера и последователей (подчиненных) в групповом поведении, что подчеркивает значение внутригрупповой дифференциации. При этом ролевая дифференциация может проявляться различным образом.
Таким образом, лидер - это авторитетный член организации, малой группы или общества в целом, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидерство, как и власть, есть влияние на других людей. Но оно имеет три особенности: во-первых, влияние должно быть постоянным; во-вторых, воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество; в-третьих, лидера отличает явный приоритет во влиянии.
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА
Лидерство изучается учеными уже в течение многих десятилетий. Уже проведены тысячи исследований, и все равно ощущается недостаток единодушия во мнениях экспертов по поводу того, что же есть лидерство и как его анализировать.
Первые исследования пытались выявить те качества, которые отличают выдающихся, «великих» людей в истории от масс, что позволяет первым становиться лидерами. Исследователи считали, что лидеры имеют какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличающих их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.
В этом направлении были проведены сотни исследований, породивших длинный список выявленных лидерских качеств. Ральф Стогдилл в 1948 г. попытался обобщить и группировать все ранее выделенные лидерские качества. Он пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:
· ум, или интеллектуальные способности;
· господство или преобладание над другими; 1 уверенность в себе;
· активность и энергичность;
· знание дела.
Однако эти пять качеств не объясняют, почему и как человек становится лидером. Многие люди с этими качествами так и остались последователями других, выступавших лидерами. [8, стр.53]
Интересный результат
был получен известным
· управление вниманием или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;
· управление значением или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;
· управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;
· управление собой или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.
Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические, или эмоциональные, умственные, или интеллектуальные и личностно-деловые.
К физиологическим относятся такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, далеко не всегда дает основания стать в ней лидером. [23, стр.96]
Психологические, или эмоциональные качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению длинного списка этих качеств.
Изучение умственных, или интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. К этому, видимо привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения.
Личностно-деловые качества
носят в большей степени
Информация о работе Роль и задачи лидеров в современных организациях