Роль и задачи лидеров в современных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы являлось раскрытие проблемы лидерства в управлении современной организации.
Для раскрытия поставленной цели в курсовой работе были решены следующие задачи:
Рассмотрено общее понятие лидерства.
Проведен анализ основных теорий лидерства.
3. Определены соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации.
4. Раскрыты роль и задачи лидеров в современных организациях.

Содержание

Введение
Общее понятие лидерства
Анализ основных теорий лидерства
Соотношение и взаимосвязь лидерства и управления в организации
Роль и задачи лидеров в современных организациях
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы лидерства в современном менеджменте.docx

— 57.76 Кб (Скачать файл)

Одно из самых значительных достижений современной науки о  менеджменте - это соединение исследований системного мышления менеджеров с практическими  приложениями. Эта область науки  предъявляет определенные требования к навыкам и умениям будущих  лидеров. Навыки системного мышления могут  быть обобщены следующим образом: видение  взаимосвязей и целостное видение  процессов; отказ от обвинений; различение сложности деталей и сложность  динамики; поиск «мощного» рычага; отказ от простых решений.

Рассмотренные нами идеи относительно характеристики задач, навыков и  управленческих качеств лидеров  самообучающихся организаций дают лишь общий взгляд на обширное поле новых задач лидеров в современных условиях. Применение их на практике - дело не простое, и успех его определяется скрупулезностью и тщательностью сбора информации относительно положения дел в организации и течении внутриорганизационных процессов. Только на этой основе могут быть созданы альтернативные модели, позволяющие создать план радикальных организационных преобразований, ведущих к построению самообучающихся организаций.

В современных условиях развитие получил новый тип организации - самообучающейся. В таких меняющихся условиях лидеру уже недостаточно принимать  нужные решения и вдохновлять  подчиненных. Он должен проектировать  и создавать самообучающиеся  организации, распознавать и использовать системные связи. Новые роли лидера требуют от него новых качеств: умения сформировать образ будущего, понятный и воспринимаемый его последователями, способность выявить и опровергнуть устаревшие постулаты, умения научить  людей системному подходу в мышлении. Следовательно, лидеры в самообучающихся  организациях ответственны за создание таких условий, при которых сотрудники непрерывно развивают свои способности, чтобы самим творить свое будущее. [19, стр.297]

Новая функция лидера в  организации состоит в построении эффективной организационной культуры. Указанная функция является важнейшей  составляющей проектирования организаций. Проектирование и строительство  организаций, или, как иногда говорят, «социальная архитектура» - это невидимая  деятельность. Тот, кто стремится  к лидерству из жажды власти, славы  или просто желания быть в центре событий, найдет мало привлекательного в тихой и незаметной работе лидера-проектировщика.

Другая важная функция  современного лидера состоит в разработке политики, стратегии и структуры  организации, которые позволяют  воплотить идеи в конкретные решения.

Традиционный взгляд, согласно которому выработка политики и ее реализация являются функцией небольшой  группы руководителей высшего уровня, ставится под сомнение. Динамичный характер современного бизнеса требует  подключения к определению политики и руководителей среднего звена. Эти новые требования к лидерам-руководителям, которые выдвигаются изменениями  среды, инициируют новые научные  проблемы и в изучении лидерства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лидер - это авторитетный член организации, малой группы или  общества в целом, личностное влияние  которого позволяет ему играть существенную роль в социальных процессах, ситуациях. Лидерство является одним из механизмов интеграции групповой деятельности. Лидерство, как и власть, есть влияние на других людей. Но оно имеет три особенности: во-первых, влияние должно быть постоянным; во-вторых, воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество; в-третьих, лидера отличает явный приоритет во влиянии.

Лидерство изучается учеными  в течение многих десятилетий.

Первые исследования лидерства  пытались выявить те качества, которые  отличают выдающихся, «великих» людей  в истории от масс, что позволяет  первым становиться лидерами. Исследователи  считали, что лидеры имеют какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличающих их от не лидеров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления  лидеров.

Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснить эффективность  лидерства через различные ситуационные переменные. В своих выводах эти  концепции основываются на анализе  лидерского характера и его взаимосвязи  с имеющейся ситуацией.

Современные синтетические  концепции лидерства пытаются объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационного подходов.

В основе зарубежных теорий лидерства в настоящее время  лежит психологический подход. В  России же получил распространение  социологический анализ лидерства, который исходит из существования  в обществе сложного взаимодействия субъективных и объективных факторов, неравнозначных по силе своего влияния, лидер формируется в системе  конкретных социальных условий, не изолированно, а в тесной зависимости от их развития.

Различие между лидером  и руководителем проводится по многим позициям. Эффективный руководитель не обязательно является эффективным  лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях. Очевидно, что  на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений  управления. Исследования показывают, что значительная группа руководителей  во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант также встречается  в реальной жизни.

В современных условиях развитие получил новый тип организации - самообучающейся. В таких меняющихся условиях лидеру уже недостаточно принимать  нужные решения и вдохновлять  подчиненных. Он должен проектировать  и создавать самообучающиеся  организации, распознавать и использовать системные связи. Новые роли лидера требуют от него новых качеств: умения сформировать образ будущего, понятный и воспринимаемый его последователями, способность выявить и опровергнуть устаревшие постулаты, умения научить  людей системному подходу в мышлении. Следовательно, лидеры в самообучающихся  организациях ответственны за создание таких условий, при которых сотрудники непрерывно развивают свои способности, чтобы самим творить свое будущее.

Новая функция лидера в  организации состоит в построении эффективной организационной культуры. Указанная функция является важнейшей  составляющей проектирования организаций. Проектирование и строительство  организаций, или, как иногда говорят, «социальная архитектура» - это невидимая  деятельность. Тот, кто стремится  к лидерству из жажды власти, славы  или просто желания быть в центре событий, найдет мало привлекательного в тихой и незаметной работе лидера-проектировщика.

Другая важная функция  современного лидера состоит в разработке политики, стратегии и структуры организации, которые позволяют воплотить идеи в конкретные решения.

Традиционный взгляд, согласно которому выработка политики и ее реализация являются функцией небольшой  группы руководителей высшего уровня, ставится под сомнение. Динамичный характер современного бизнеса требует  подключения к определению политики и руководителей среднего звена. Эти новые требования к лидерам-руководителям, которые выдвигаются изменениями  среды, инициируют новые научные  проблемы и в изучении лидерства.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 512с.

2. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2001. - 283с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики, 2000. - 528с.

4. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2002. - 296с.

5. Гарашов Г.Т. Организационно-управленческие функции профсоюзов и роль профсоюзного лидера в их осуществлении. М.: Академия труда и социальных отношений, 1998. - 24с.

6. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2000. - 501с.

7. Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. М.: Воскресенье, ЗАО «Принт-Ателье», 1999. - 216с.

8. Иванова Ю.Н., Титов Ю.А. Зарубежный опыт подготовки управленческих кадров. М., 1995. - 276с.

9. Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993. - 296с.

10. Ильин Н.И., Лукманова И.Г., Немчин А.Н. и др. Управление проектами. /Под общ. ред. В.Д. Шапиро. М.: Дело, 1996. - 566с.

11. Кишкель Е.Н. Управленческая психология. М.: Высшая школа, 2002. - 270с.

12. Лидерство. Руководство. Предпринимательство: Сборник. М., 1998. -122с.

13. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. /Под ред. П.В. Шеметова. М.: ИНФРА-М, 2001. - 312с.

14. Пищулин Н.П., Ковалевский В.Ф., Анисимов В.М. Кадры - персонал. М.: ИНФРА-М, 1999. -488с.

15. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2001. - 304с.

16. Саакян А.К., Зайцев Г.Г., Лашманова Н.В., Дягилева Н.В. Управление персоналом в организации. СПб.: Питер, 2001. - 176с.

17. Сенге П. Новая работа для лидера: построение самообучающейся организации. М., 1994. - 48с.

18. Социальный менеджмент. /Под ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. М.: Высшая школа, 2001. - 207с.

19. Управление персоналом. /Общ. ред. А.И. Турчинова. М.: Изд-во РАГС, 2001. - 488с.

20. Управление персоналом. /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2003. - 560с.

21. Управление персоналом. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 396с.

22. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. М.: Издательство «Экзамен», 2003. -368с.

23. Чижов Н.А. Кадровые технологии. М. «Экзамен», 2000. - 296с.

Электронные ресурсы

24. Библиотека учебной и научной литературы -

http://sbiblio.com/biblio/archive/filanovich_liderstvo/00.aspx

25.  Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%E4%E5%F0

26. Сущность и природа лидерства -

http://vertexglobal.ru/main/articles/suwnost_i_priroda_liderstva/

 


Информация о работе Роль и задачи лидеров в современных организациях