Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 09:32, курсовая работа
Цель работы: выявить роль коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
– раскрыть понятия и функции корпоративной культуры
– рассмотреть типологию корпоративной культуры
– исследовать особенности формирования корпоративной культуры в Забайкальском крае
–выявить формирование корпоративной культуры средствами коммуникационного менеджмента
Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1 Специфика корпоративной культуры
1.1 Понятие и функции корпоративной культуры…………………6
1.2 Типологии корпоративной культуры…………………………..
Глава 2 Технологии формирования корпоративной
культуры средствами коммуникационного менеджмента
на примере организаций Забайкальского края
2.1 Особенности корпоративной культуры в Забайкальском
крае………………………………………………………………………
2.2 Формирование корпоративной культуры
средствами коммуникационного менеджмента…………………
2.3 Повышение эффективности коммуникационного
менеджмента в формировании корпоративной культуры…………
Заключение ……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………
Корпоративная культура рассматривается в качестве главного механизма обеспечивающего практическое повышение эффективности работы организации. Корпоративная культура выступает как система, существующая, по крайней мере, на трех уровнях, - содержательном, ментальном и деятельностном.
На содержательном уровне корпоративная культура представляет собой набор зафиксированных в текстах и документах блоков, составляющих нормативную базу деятельности организации. Содержание этих блоков определяется в ходе создания корпоративной культуры организации людьми, работающими в этой организации и самоопределяющимися по отношению к среде в том или ином качестве.
Однако пребывание корпоративной культуры вне и помимо менталитета работников фирмы не имеет никакого смысла. Целесообразно рассматривать ментальный уровень корпоративной культуры, то есть ее существование на уровне человеческого сознания и в его формах, как область гораздо более сложных задач, нежели проектная разработка стратегий, технологий, регламентов и т.п. Для того чтобы перспективные стратегии, новые программы, более продуктивные нормы, эффективный стиль управления и т.д. могли начать «работать» и приносить весомые финансовые результаты, они должны трансформироваться в убеждения, приверженность и мотивацию руководителей и персонала. Ориентация на выживание и функционирование должна смениться ориентацией на развитие, прорыв на новые уровни эффективности и к новым возможностям, приверженностью принципу «высокой планки», корпоративным ценностям, ориентацией на более высокое качество жизни в целом.
Деятельностный уровень
Особенности корпоративной культуры часто определяются сферой деятельности. Например, в финансовой сфере она более определенна, строга, поведение сотрудников четко расписано, стиль общения - более формальный. Корпоративная культура в торговой сфере весьма разнообразна, самобытна; как правило - она менее определенна, допускает больше вариаций в поведении, общении, стиль общения менее формален, более демократичен; приветствуется энергичность, общительность, коммуникабельность. Это определяет актуальность темы и обуславливает интерес, который побудил нас к ее изучению.
В каждой успешно работающей организации существует собственная культура , которая приводит их к достижению положительных результатов. Корпоративная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.
Таким образом, корпоративная культура представляет собой систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. В корпоративной культуре выделяются несколько принципов на которые следует опираться, такие как научность, системность в восприятие факторов и объектов, гуманизм, а также профессионализм и представление корпорации как части общества.
Корпоративная культура играет огромную роль в жизни фирмы, так как она способствует поддержанию дружественного коллектива, она несет общую цель в себе, тем самым объединяя персонал с руководителем, без корпоративной культуры компания перестанет существовать.
В современное время изучением корпоративной культуры занимаются многие исследователи, каждый из них предлагает свою типологию корпоративной культуры, кто то рассматривает ее со стороны психопатологических критериев, личных интересов человека и т.д. Рассмотрим некоторые типологии:
Культура власти. Определяется центральным источником власти; степень влияния определяется приближенностью к ключевой фигуре организации; контроль централизованный; решения – результат баланса влияний; структура, соответствующая такой культуре, - «паутина» (власть исходит лучами из центра и влияние распространяется в виде концентрических волн).
Культура роли. Строгая специализация подразделений; велика степень формализации и стандартизации; контроль с помощью правил и инструкций; основной источник власти – сила положения; работа и ответственность распределяются рационально, по правилам; к личной власти относятся с неодобрением, сила специалиста ценится только в совокупности с положением; это классическая бюрократическая модель.
Культура задачи. Ориентирована на конкретный проект или работу; ориентирована на способность группы повысить эффективность работы и объединить сотрудника с целями организации; результат работы команды ставится выше индивидуальных целей и различий в статусе; сила специалиста выше силы положения и силы личности; ей соответствует матричная структура организации
Культура личности. В центре находится личность; механизмы контроля и иерархия управления невозможны, за исключением обоюдного согласия, организация подчиняется личности; основа власти – сила специалиста; влияние распределяется поровну; во всем преобладает «личностная» ориентация; личность может покинуть организацию, но у организации редко есть сила «выселить» личность: модель структуры, соответствующая этому типу культуры – пчелиный рой.[9]
Типология корпоративных культур Ф.Р. Манфреда и Ке де Ври
Канадские исследователи
Ф.Р. Манфред, Ке де Ври и Денни
Миллер осуществили попытку перенести
на типологию организаций и их
культур психопатологические
Параноидельные организации: В этих организациях имеют место недоверчивость и страх перед возможностью подвергнуться преследованиям в широком смысле слова, это создает соответствующий климат чрезмерного контроля и наблюдения. Данным организациям присущи: доминирующая роль реактивных стратегий; проявление среди людей консерватизма из-за страха показаться слишком изобретательными, склонными пойти на риск и т.п.; самоопределение человека происходит не естественным путем, а лишь вследствие представления его в качестве потенциальной жертвы внешних сил, перед которыми надо быть начеку (стратегический стиль менеджмента - «как-нибудь да выкрутиться»); практически отсутствует постановка самостоятельных задач и их решение; сосредоточение основного внимания в процессе управления на наличии информации и контроля; бюрократический стиль управления.
Что касается климата в коллективе, то данным организациям свойственна холодность в отношениях, лишенная эмоций и рациональность в работе.
Принудительные организации. Особенности таких организаций проявляются в следующем: все предписано, систематизировано, утверждено; ошибки, неточности, неясности должны избегаться любой ценой; на все случаи имеются принципы, руководящие установки и указания; решающую роль играет иерархия; планирование выступает в качестве закона; четкая целенаправленность в действиях фирмы (собственная тематика, рынки, на которых она действует, тщательно отработаны); нет смешанных концернов; патриархальный стиль управления.
В качестве отрицательной
особенности таких фирм выступает
то, что они часто не готовы к
быстрым изменениям, хотя это для
них не так страшно, т.к. такого рода
фирмы, как правило, доминируют на конкретном
рынке. Движущая сила таких организаций
заключается в нежелании
Драматические (
Депрессивные организации: организации выживают, скорее всего, в стабильном окружении, в условиях поддерживаемого и регулируемого рынка, без существенной конкуренции. Для них характерно следующее: консервативная установка и бюрократизм; запрограммированные, рутинные порядки, закрепленные годами; отсутствие и полная бессмысленность инициативы и как следствие - организация функционирует как простейший механизм; стиль управления авторитарно-бюрократический.
Шизоидные организации: В данных организациях руководители представляются окружающим холодными, бесчувственными, замкнутыми и иногда даже страшноватыми. Здесь, как и в депрессивных организациях, возникает вакуум в руководящем звене. Кроме того, им присущи следующие особенности: интегрирующие функции в отношении сотрудников в расчет не принимаются; руководитель почти лишен контактов; руководители не дают четкие указания о руководстве предприятием; стиль управления - "попустительский"; карьеру делают любимчики, оппортунисты и соглашатели; брешь в руководстве заполняется управляющими среднего звена, политика которых направлена на завоевание благорасположения и внимания со стороны безучастного руководителя. При этом управляющие среднего звена преследуют в первую очередь личные цели, способность к стратегической гибкости становится решающим критерием квалификации.
Такие предприятия в долгосрочной перспективе «топчутся» на месте, так как шаги в направлении развития минимальны из-за постоянного соперничества менеджеров.[10]
Типология Роберта Р. Блейка и Джейн С. Моутон
Критерии разделения на разные типы корпоративных культур - степень учета интересов производства и интересов людей. Выделяются 5 типов культур и 5 стилей управления.
1. Загородный клуб. Первичны
интересы личности, к сотруднику
проявляется повышенное
2. Власть - подчинение. Подавление
интересов личности в пользу
дела при любых
Информация о работе Роль коммуникационного менеджмента в формировании корпоративной культуры