Роль решений в процессе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы изучить роль решений в процессе управления.
Объект исследования: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городской Дворец творчества детей и молодежи» (МОУ ДОД ГДТДиМ).
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1) собрать материал (сведения) о принятии управленческих решений, выполнить анализ управленческих решений на предприятии;
2) дать рекомендации о принятии управленческого решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………5
1.1. Управленческие решения, виды управленческих решений…………………5
1.2. Процесс принятия управленческих решений…………………………………8
1.3. Методы принятия управленческих решений………………………………...11
1.4. Качество управленческого решения…………………………………….……14
1.5. Психологические проблемы руководителей в процессе принятия и реализации управленческого решения……………………………………………17
2. Аналитическая часть…………………………………………………………….20
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………20
2.2. Анализ процесса принятия управленческого решения……………………..23
2.3. Выводы и рекомендации………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….28
Библиографический список………………………………………………………..3

Вложенные файлы: 1 файл

0697915_DEF99_rol_resheniy_v_processe_upravleniya.docx

— 64.61 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО Комсомольский-на-Амуре  политехнический техникум

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине «Менеджмент»

на  тему: «Роль решений в процессе управления»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы ЦДО

Проверила преподаватель

Николаева Е.Ф.

 

 

Беликова Т.Н.


 

 

 

 

2011 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Теоретическая часть………………………………………………………………5

1.1. Управленческие решения, виды управленческих решений…………………5

1.2. Процесс принятия управленческих решений…………………………………8

1.3. Методы принятия управленческих решений………………………………...11

1.4. Качество управленческого решения…………………………………….……14

1.5. Психологические проблемы руководителей в процессе принятия и реализации управленческого решения……………………………………………17

2. Аналитическая часть…………………………………………………………….20

2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………20

2.2. Анализ процесса принятия управленческого решения……………………..23

2.3. Выводы и рекомендации………………………………………………………26

Заключение………………………………………………………………………….28

Библиографический список………………………………………………………..30

 

 

Введение

 

Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решения является ключевым моментом в науке и практике управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня. Результаты реализации принятых управленческих решений служат наиболее объективной оценкой искусства руководителя. От качества разработки, принятия и внедрения управленческого решения зависит эффективность использования людских, материальных, финансовых, энергетических и информационных ресурсов конкретной организации. По результатам решений происходит процесс сравнения, анализа и оценки запланированных показателей и достигнутых результатов. От оценки решений и процесса их принятия, форм внедрения, использования зависит продуктивность труда, экономическое и рациональное использование потребляемых ресурсов, уровень информационной системы, мотивация персонала и много других аспектов управления. Принятие управленческого решения – это выбор одной из нескольких возможных альтернатив. То есть это модель в которой фигурирует определенное число вариантов и возможность выбрать лучший из них. Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролированию за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оптимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкретность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

От обоснованности и оптимальности  решений зависят итоги производственной деятельности подразделения, престиж  коллектива, авторитет руководителя, настроение и взаимоотношения членов коллектива. Принятие решений является ответственным и сложным делом  и представляет собой большую  значимость. Поэтому выбранную тему можно считать актуальной.

Цель работы заключается в том, чтобы изучить роль решений в процессе управления.

Объект исследования: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городской Дворец творчества детей и молодежи» (МОУ ДОД ГДТДиМ).

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

1) собрать материал (сведения) о  принятии управленческих решений,  выполнить анализ управленческих  решений на предприятии;

2) дать рекомендации о принятии управленческого решения.

 

1. Теоретическая часть

1.1 Управленческие решения, виды управленческих решений

Под решением понимают нахождение определенного варианта действий, и  сам процесс деятельности, и ее конечный результат. Когда говорят  о решении проблемы, используют этот термин в трех значениях: 1) найденный, но еще не осуществленный вариант  действий; 2)  сам процесс решения  проблемы, т.е. устранение некоторых  препятствий и трудностей на этом пути; 3) итог деятельности.

Категория «управленческое  решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное  выражение процесса управления на его  заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, умение, знание и навыки. Можно выделить три взаимосвязанных аспекта управленческого решения.

Во-первых, управленческое решение  – это вид деятельности, протекающей  в управляющей системе и связанной  с подготовкой, нахождением, выбором  и принятием определенных вариантов  действий. В этом аспекте управленческое решение – вид работы в аппарате управления, определенный этап процесса управления.

Во-вторых, управленческое решение  – это вариант воздействия  управляющей системы на управляемую, инструмент воздействия. В этом смысле управленческое решение есть описание предполагаемых действий управляющей  системы по отношению к управляемой.

В-третьих, управленческое решение  – это организационно-практическая деятельность руководителя в управляемой  системе. Делая акцент на этом важном аспекте, управленческое решение иногда определяют как акт организационно-практической деятельности руководителя и аппарата правления, осуществляемой по заранее разработанному и сознательно выбранному варианту.

Управленческое решение  как специфический вид деятельности человека в процессе управления можно  представить в виде последовательности определенных операций. Это, прежде всего  разработка вариантов действий, выбор  варианта, его принятие (утверждение) и осуществление.

Управленческое решение - это совокупный результат творческого процесса субъекта и действий коллектива объекта управления, направленный на разрешение конкретной ситуации, обусловленной функционирующей системой. Оно определяет, какие действия необходимо предпринять в фактических или проектируемых условиях.

В зависимости от целей  и методов разработки различают  следующие основные разновидности  управленческих решений:

- по масштабам объекта  – региональные или глобальные, охватывающие все звенья управляемой  системы; локальные или внутриорганизационные,  адресованные только определенному  звену или подразделению;

- по характеру целей  – стратегические, определяющие  генеральные задачи; тактические,  в которых разрабатываются более  частные задачи, направленные на  осуществление первоочередных задач;

- по периоду осуществления  – перспективные (долгосрочные), рассчитанные на длительный период  времени; текущие (среднесрочные), являющиеся частью, детализацией  и уточнением перспективных; регулировочные (краткосрочные), направленные на  обеспечение выполнения текущих  и перспективных решений;

- в зависимости от круга  проблем, которые рассматриваются  в решении, - комплексные, связанные  с изменением многих сторон  деятельности управляемого объекта;  частные (тематические), относящиеся  к одной из сторон деятельности  управляемого объекта; в их  составе по преобладающему содержанию  различают технические, экономические,  социальные, организационные решения;

- по методам обоснования  (с определенной степенью условности) – формализуемые, при обосновании  которых широко используются  математические методы; неформализуемые,  которые обосновываются главным  образом эвристическими методами;

- по условиям, в которых  они принимаются, - решения, принимаемые  в условиях определенности (они,  как правило, являются хорошо  структурированными (детерминированными); решения, принимаемые в условиях  риска, относящиеся к разряду  вероятностных; решения, принимаемые  в условиях неопределенности, относящиеся  к разряду поисковых (они часто  связаны с качественными скачками  в развитии производства);

- по способу воздействия  на управляемый объект – прямые  директивные, которые доводятся  до исполнителя в виде приказа,  распоряжения, обязательного для  выполнения; косвенного воздействия,  разработка и реализация которых  осуществляется на основе использования  средств стимулирования повышения  эффективности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Процесс принятия  управленческих решений

Принятие управленческого  решения – это процесс выбора разумной альтернативы решения проблемы, являющийся ключевым моментом в системе  менеджмента. Результаты реализации принятых управленческих решений служат наиболее объективной оценкой искусства руководителя.

Управленческое решение  – это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или  устной форме и реализуемый для  решения проблемной ситуации. Любое управленческое решение проходит через три стадии.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Стадии управленческого  решения

Первая стадия – уяснение проблемы – включает в себя: сбор информации; анализ информации; выяснение  ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена.

Вторая стадия – составление  плана решения – включает в  себя: разработку альтернативных вариантов  решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов  по социальным последствиям; оценку их по экономической эффективности; составление  программ решения; разработку детального плана решения.

Третья стадия – выполнение решения – включает в себя: доведение  решений до конкретных исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.

Принятие решения является главным звеном – это творческий этап. Не менее важным является умение организовать выполнение принятого  решения, проконтролировать его. Принятие решения производится руководителем  и является определением круга действий управляющей системы или ее подразделений  для достижения управляемой системой поставленных целей и задач. Процесс выработки управленческих решений включает их подготовку и принятие.

Подготовка решений предполагает: выяснение обстоятельств, требующих осуществления воздействия субъекта управления на деятельность управляемого объекта. К их числу могут быть отнесены, например, необходимость разработки проектов планов технического развития и повышения эффективности производства, составления встречных планов работы объекта; обоснование развития объекта в перспективе; разработка мероприятий по повышению эффективности отдельных участков производства; формулирование проблем в деятельности управляемого объекта, обусловленных возникшими обстоятельствами и подлежащих решению в процессе управления; обоснование общей цели предстоящих управленческих воздействий. При этом проблемы и цели их решения могут быть связаны с усовершенствованием всех или только отдельных сторон деятельности объекта в целом или некоторых его подразделений за различные периоды времени, касаться внутренних, внешних и общих связей объекта; разработку ряда вариантов решений данной проблемы, в определённой степени удовлетворяющих требованиям поставленных ограничений.

Принятие  управленческого решения осуществляется посредством комплекса действий, связанных с организацией самого процесса принятия. Они включают: обсуждение приемлемых вариантов, выбор из их числа  лучшего, согласование выбранного варианта с различными внешними организациями.

Прежде чем задача принятия решений примет форму, поддающуюся  анализу одним из научных методов, необходимо рассмотреть большое  число факторов и исключить многие альтернативы. До этого решение можно  принять лишь субъективно либо путем  угадывания. Важно как можно полнее уяснить обстоятельства, в которых  происходит принятие решений. Для этой цели здесь кратко излагается методика преобразования ситуации принятия решений  к такому виду, когда становится возможным применение одного из разнообразных  научных методов:

1. Формулируется цель.

2. Составляется возможно  более полный список альтернатив. (Здесь необходимы творческий  подход и изобретательность).

3. Составляется возможно  более полный перечень факторов.

4. Список рассматриваемых  факторов используется для уменьшения  числа альтернатив, при этом  обращается внимание на причину  исключения каждой альтернативы. На, данном этапе можно увидеть,  что многие альтернативы нереальны.  Другие альтернативы могут оказаться  в высшей степени нецелесообразными.  Следует помнить, что одной  из альтернатив может быть  альтернатива вообще не принимать  никакого решения в данный  момент, пока один, из факторов (например, время) не исключит эту альтернативу  из списка.

Информация о работе Роль решений в процессе управления