Роль решений в процессе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы изучить роль решений в процессе управления.
Объект исследования: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городской Дворец творчества детей и молодежи» (МОУ ДОД ГДТДиМ).
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1) собрать материал (сведения) о принятии управленческих решений, выполнить анализ управленческих решений на предприятии;
2) дать рекомендации о принятии управленческого решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………5
1.1. Управленческие решения, виды управленческих решений…………………5
1.2. Процесс принятия управленческих решений…………………………………8
1.3. Методы принятия управленческих решений………………………………...11
1.4. Качество управленческого решения…………………………………….……14
1.5. Психологические проблемы руководителей в процессе принятия и реализации управленческого решения……………………………………………17
2. Аналитическая часть…………………………………………………………….20
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………20
2.2. Анализ процесса принятия управленческого решения……………………..23
2.3. Выводы и рекомендации………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….28
Библиографический список………………………………………………………..3

Вложенные файлы: 1 файл

0697915_DEF99_rol_resheniy_v_processe_upravleniya.docx

— 64.61 Кб (Скачать файл)

5. Оставшиеся альтернативы  используются для сокращения  списка факторов, часть которых  теперь уже можно не рассматривать.  Другие факторы могут в одинаковой  степени относиться ко всем  оставшимся альтернативам, и поэтому  их тоже не нужно больше  рассматривать.

Необходимость принятия решения  пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь  их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других работников, а во многих случаях – всей фирмы, корпорации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для  каждого.

 

 

1.3. Методы принятия  управленческих решений

Методы принятия управленческих решений – это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:

- декомпозиция – представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;

- диагностика – поиск  в проблеме наиболее важных  деталей, которые решаются в  первую очередь. Этот метод  применяется при ограниченных  ресурсах.

К настоящему времени накоплено  достаточно большое число методов  выработки управленческих решений. Так, В.А. Лисичкин выделял три класса методов:

  • общенаучные (методы логического и эвристического характера: наблюдение, эксперимент, анализ, индукция и дедукция, экспертные оценки, коллективная генерация идей). Наиболее интересными являются метод экспертных оценок, призванных дать объективную характеристику качественных и количественных сторон объекта прогнозирования на основе обработки и анализа совокупности индивидуальных мнений экспертов. И коллективная генерация идей, заключающаяся в мозговом штурме, синектических идеях, предполагающих установление взаимосвязей и взаимозависимостей между несопоставимыми, на первый взгляд, предложениях. Метод анализа использует любой руководитель, независимо от его умственных и личностных особенностей, так как анализ дает возможность диагностировать состояние социального объекта и экстраполировать.
  • интернаучные (методы, не обладающие всеобъемлющим характером, но применимые к широкому кругу объектов из разных сфер деятельности: статистика, моделирование и т. д.). Немыслимо сегодняшнее производство без использования проектов, конструкций и моделей. Сама деятельность по принятию управленческого решения заключается в построении нескольких типов моделей: информационной и конкретизированной, практической. Математическая обработка данных о жизни предприятия, на основе которой строится модель управленческого решения, также достаточно сильно развита и повсеместно находит применение.
  • частные (методы, специфические для одного объекта или отрасли знаний). К наиболее часто применяемым методам можно отнести методы конкретного воспитательного воздействия на подчиненных, что предполагает информацию о конкретной личности, особенностях поведения и образа жизни.

Метод неспециалиста –  метод, при котором вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами  в смежных областях.

Линейное программирование – метод, при котором решаются оптимизационные задачи, в которых  целевая функция и функциональные ограничения являются линейными  функциями относительно переменных, принимающих любые значения из некоторого множества значений.

Имитационное моделирование  – способ формирования решения, при  котором лицо, принимающее решение, приходит к разумному компромиссу  в значениях различных критериев. При этом ЭВМ по заданной программе  имитирует и воспроизводит течение  изучаемого процесса при нескольких возможных вариантах управления, ему заданных, полученные результаты анализируются и оцениваются.

Метод теории игр – метод, при котором задачи решаются в  условиях полной неопределенности. Это  означает наличие таких условий, при котором процесс выполнения операции является неопределенным или  противник противодействует сознательно, или отсутствуют ясные и четкие цели и задачи операции. Следствием такой неопределенности является то, что успех операции зависит не только от решений принимающих их людей, но и от решений или действий других людей. Чаще всего с помощью  этого метода приходится разрешать  конфликтные ситуации.

Метод аналогий – поиск  возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления.

Очень известным  и широко используемым является метод «Морфологический анализ». При этом методе все переменные заносят в матрицу и пытаются комбинировать их по-новому.

Метод «Группового гения» позволяет собрать в одной  группе несколько лиц, которые обычно пользуются разными типами творческого  мышления, образуя группу, способную  сочетать разные методы.

Успешнее всего работает руководитель, использующий разные методы принятия решения, умело меняющий их в зависимости от ситуации.

При принятии рисковых решений многие из вышеописанных методов применяются  интуитивно, подсознательно, с большой  вероятностью грубой ошибки. Так как:

  • многоканальную информацию надо воспринимать и оценивать одновременно;
  • необходимо отбирать сигналы и реагировать на важные сигналы и отметать неважные;
  • выявлять предпочтительные стратегии выхода из ситуации;
  • решать в условиях недостатка информации, часто дефицита времени и использовать собственные способности предвидения и интуицию.

При проведении всех вышеперечисленных  методов следует соблюдать следующие  четыре правила:

1) воздерживаться от преждевременных суждений – исключить преждевременную критику какой-либо идеи;

2) быть раскованными;

3) стараться увеличить количество  идей;

4) комбинировать и усовершенствовать  идеи, высказанные другими («перекрестное  опыление»).

 

 

1.4. Качество управленческого  решения

Главным фактором эффективности системы  менеджмента является качество управленческого  решения. Качество управленческого  решения – это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного  потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его  реализации. Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ по следующим признакам:

- стадия жизненного цикла товара (стратегический маркетинг, производство, тактический маркетинг, эксплуатация  и ремонт, утилизация);

- функция управления (плановые, организационные,  учетные, контрольные, мотивационные,  регулирующие, координирующие);

- сфера действия (технические, экономические  и другие решения);

- цель (коммерческие и некомерческие  решения);

- масштабность (комплексные и частные  решения);

- организация выработки (коллективные  и личные решения);

- продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);

- формы отражения (план, программа,  приказ, распоряжение, указание, просьба);

- сложность (стандартные и нестандартные);

- способ передачи (вербальные, письменные, электронные).

Основными факторами, оказывающими влияние  на качество управленческого решения, являются применение в системе менеджмента  научных подходов и принципов, методов  моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения.

К параметрам качества управленческого  решения относятся:

- простота, лаконичность, ясность,  логическая последовательность;

- своевременность принятия решения;

- степень риска вложения инвестиций;

- вероятность реализации решения  по показателям качества, затрат и сроков.

После предварительной регламентации  параметров качества управленческого  решения и его эффективности (устанавливается  предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься  за решение проблемы), анализируются  факторы внешней среды, оказывающие  влияние на качество и эффективность  решения.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого  решения относятся:

- применение к разработке управленческого  решения научных подходов менеджмента;

- изучение влияния экономических  законов на эффективность управленческого  решения;

- структуризация проблемы и  построение дерева целей;

- обеспечение многовариантности  решений;

- обеспечение сопоставимости (сравнимости)  вариантов решений;

- формирование и функционирование  системы ответственности и мотивации  качественного и эффективного  решения.

Конкуренция объективно вынуждает  каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого  решения. Поэтому в настоящее  время наблюдается тенденция  увеличения количества учитываемых  условий на основе автоматизации процессов системы менеджмента. Обеспечение многовариантности решений как условия повышения качества и эффективности управленческого решения означает необходимость прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели. При сравнении эффективности вариантов решения проблемы следует обязательно приводить их в сопоставимый вид по уровню качества. Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:

- времени (время осуществления  проектов или вложения инвестиций);

- качеству объекта;

- масштабу (объему) производства объекта;

- уровню освоенности объема  в производстве;

- методу получения информации  для принятия управленческого  решения;

- условиям применения (эксплуатации) объекта;

- уровню риска и неопределенности.

В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения  могут различаться не по всем факторам. Задача специалиста – менеджера  или лица, принимающего решение, заключается  в проведении комплексного анализа  конкретных ситуаций в целях обеспечения  сопоставимости по максимальному количеству факторов. Основные правила обеспечения  сопоставимости альтернативных вариантов  управленческого решения:

- альтернативных вариантов должно  быть не менее трех;

- в качестве базового должен  приниматься наиболее новый по времени вариант решения;

- альтернативные варианты должны  формироваться согласно изложенным  выше условиям обеспечения высокого  качества и эффективности управленческого  решения.

Системный подход к решению проблемы с использованием научно обоснованных методов и моделей их реализации обеспечивает высокое качество управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Психологические проблемы  руководителей в процессе принятия  и реализации управленческого  решения

Проблема принятия решений  носит фундаментальный характер, что определяется ролью, которую  играют решения в любой сфере  человеческой деятельности. Исследования этой проблемы относятся к числу  междисциплинарных, поскольку выбор  способа действий - это результат  комплексной увязки различных аспектов: информационного, экономического, психологического, логического, организационного, математического, правового, технического и др.

Принятие решений справедливо  признается центральным звеном многогранной деятельности руководителя. Функция  «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как собственные, так и  окружающих, для влияния на ход  событий; руководитель несет ответственность  за последствия выбора возможностей. В связи с этим в рамках социальной психологии управления активно ведется  поиск совокупности черт, свойств  личности и характеристик поведения  руководителя, от которых зависит  успешность руководства. Поведение  в процессе принятия решения, особенно в условиях неопределенности, является результатом отражения общественных требований в индивидуальной деятельности профессионального руководителя.

Принятие управленческих решений можно рассматривать с общепсихологических позиций теории деятельности. При разработке управленческого решения, обнаруживается полная иерархиризированная структура деятельности, включающая уровень психофизиологических функций, уровень операционального обеспечения деятельности, уровень действия, уровень собственно специальной деятельности. Соответственно, операциональная сторона принятия решения будет обеспечиваться навыками, умениями, когнитивным стилем руководителя; сторона действий – целеполаганием при принятии решения; уровень деятельности – специфическими мотивами и личностными смыслами руководителя.

Поведение руководителя выражает его психическую организацию  и жизненный опыт. Оно опосредовано социальными установками, нормами  и традициями, господствующими в  социуме отношениями, что в значительной степени определяет содержание и  стиль принимаемых решений. Стиль  принятия решений оказывает определяющее влияние на формирование норм и традиций, ожиданий, социальных установок и  межличностных отношений в социальных группах. По характеру принимаемых  решений, по умению разрешать проблемные ситуации можно строить прогнозы относительно способности человека работать с людьми, выполнять функции  руководства в целом; можно оценивать, как осуществляются отдельные шаги в реализации решения, которые протекают  в основном в актах общения  и организационных отношениях.

Информация о работе Роль решений в процессе управления