Роль решений в процессе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 23:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в том, чтобы изучить роль решений в процессе управления.
Объект исследования: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городской Дворец творчества детей и молодежи» (МОУ ДОД ГДТДиМ).
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1) собрать материал (сведения) о принятии управленческих решений, выполнить анализ управленческих решений на предприятии;
2) дать рекомендации о принятии управленческого решения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………5
1.1. Управленческие решения, виды управленческих решений…………………5
1.2. Процесс принятия управленческих решений…………………………………8
1.3. Методы принятия управленческих решений………………………………...11
1.4. Качество управленческого решения…………………………………….……14
1.5. Психологические проблемы руководителей в процессе принятия и реализации управленческого решения……………………………………………17
2. Аналитическая часть…………………………………………………………….20
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………………20
2.2. Анализ процесса принятия управленческого решения……………………..23
2.3. Выводы и рекомендации………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….28
Библиографический список………………………………………………………..3

Вложенные файлы: 1 файл

0697915_DEF99_rol_resheniy_v_processe_upravleniya.docx

— 64.61 Кб (Скачать файл)

Особенно значим вес управленческой деятельности в напряженных социально-психологических  ситуациях. Такого рода ситуации побуждают  к ускоренному принятию решений  при дефиците информации и времени. Если система работает нормально, то принятие решений рутинизируется и  руководитель осуществляет функции  контроля. Но есть ситуации, предполагающие быструю смену схем принятия решений, поиск мало изведанных альтернатив. В этих ситуациях статус предписывает руководителю вмешательство. Таким  образом, руководство сопровождается высокой поисковой активностью  еще до того как возникнет необходимость  осуществлять специальную профессиональную деятельность по принятию решения.

Даже если ни одна из альтернатив  развития событий не удовлетворяет  руководителя полностью, он должен принять  решение, то есть осуществить «волевой акт», выбрав одну из возможностей, полагаясь  на свой профессионализм, интеллект, интуицию. «Выбор осуществляется тогда, когда  невозможно свести к единому критерию предпочтительность, по крайней мере, двух из существующих альтернатив поведения. Если предпочтительность может быть раскрыта человеком непосредственно, то допустимо говорить о типичной задаче нахождения правильного решения, а не принятии решения, при котором интеллект человека играет важнейшую роль».

Выбор, представляющий собой  основу управленческого решения  не может осуществляться исключительно  на основе интеллектуального анализа. Необходим учет ценностей руководителя и подчиненных, которых будет  касаться решение, взаимодействие ума  и воли, не исключающее принятия непредсказуемых решений. Учитывая то, что руководитель постоянно находится  в ситуации конфликта мотивов  и выбора, он будет выступать стрессоустойчивым  человеком, способным решать даже в  условиях психологического напряжения. Оценка и выбор руководителем  возможностей поведения тесно связаны  с социальными установками, отношениями  и ролевыми ожиданиями субъектов  управленческих отношений. Предвидение  и прогноз наилучшего возможного поведения тесно связаны с  процессами социальной перцепции, интерпретации, атрибуции. «При этом сознанием руководителя отражается сам выбор и реализуемая  возможность, но никак не субъективные факторы этого выбора».

Итак, основными психологическими проблемами руководителя, влияющие на принятие управленческих решений являются:

1) отсутствие аналитического мышления;

2) отсутствие четких целей и  планов;

3) отсутствие делегирования полномочий;

4) мотивация (степень заинтересованности в принятии тех или иных решений);

5) личностные особенности (тревожность, уровень самооценки);

6) деловые качества (ответственность, настойчивость, самостоятельность, коммуникабельность и пр.);

7) ценности и установки, лежащие в основе приоритетов, и предрасположенность к конкретным действиям;

8) этические принципы, которых придерживается руководитель (справедливость, честность, внимание к людям и пр.).

 

2. Аналитическая часть

2.1. Характеристика предприятия

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городской Дворец творчества детей и молодежи» (МОУ ДОД ГДТДиМ) г. Комсомольск-на-Амуре, проспект Интернациональный, д. 1.

Пройдя многолетнюю историю внешкольного учреждения, Дворец творчества развивал содержание своей деятельности, при сохранении и развитии лучших традиций внешкольной работы с детьми.

За 70-детний период творческого пути – Дворец творчества расширился и окреп, сегодня это многопрофильное лицензионное учреждение, успешно прошедшее в 2009 году государственную аккредитацию. Учреждение, которое отличается гибкостью и разнообразием программ, методами обучения и воспитания.

Сегодня Комсомольский-на-Амуре Городской  Дворец творчества детей и молодежи представляет собой современное  многопрофильное учреждение дополнительного  образования, которое отличается большой  дифференциацией образовательных  программ, методов обучения и воспитания, педагогическим сотрудничеством с учеными ВУЗов, методистами городского информационно-методического центра, специалистами учреждений образования, культуры и спорта.

Образовательный процесс осуществляется в 235 детских объединениях по 10 направлениям: художественно-эстетическому, физкультурно-спортивному, научно-техническому, гражданско-патриотическому, культурологическому, социально-педагогическому, спортивно-техническому, естественно-научному, эколого-биологическому, туристско-краеведческому, на которые ежегодно выходят более трех с половиной тысяч детей и подростков города.

Анализ кадрового потенциала показывает, что в своем большинстве во Дворце работают педагоги с большим  педагогическим стажем, в то же время  есть и педагоги, находящиеся в  начале своего профессионального пути.

Во Дворце 80 педагогических работников, 52 человека обслуживающего и вспомогательного персонала. Из 80 педагогических работников 76 % имеют высшее образование, 60 %  - высшую и первую квалификационные категории, 44 % - с опытом работы более 20 лет, 12 % - до 3 лет. Таким образом, очевидно, что во Дворце есть мудрость, педагогический опыт и готовность реализовать свои творческие идеи. Талант педагогов  повторяется в воспитанниках  Дворца.

Более 400 воспитанников стали в  прошлом учебном году лауреатами, дипломантами, призерами, чемпионами городских, краевых, региональных, российских и  международных фестивалей, конкурсов, соревнований, выставок.

Во Дворце реализуется 65 образовательных  программ, соответствующих запросам и потребностям детей и родителей  в дополнительных образовательных  услугах. 82 % программ имеют долгосрочный характер.

Особенно широко представлено во Дворце художественно-эстетическое направление. Это направление представлено такими известными коллективами как ансамбль танца «Багульник», СЭТ «Аура», ТСК  «Дуэт», музыкально-хоровая студия «Эхо», театр-студия «Бенефис», театр  мод «Мармелад», детскими объединениями  отдела декоративно-прикладного творчества и художественно-массового отдела «Досуг». Каждый коллектив уникален и самобытен. Воспитанники творческих объединений достигают высоких  результатов не только с масштабах  города, но и на региональном, всероссийском, международном уровнях.

Плавательный бассейн Дворца является одним из самых современных спортивных сооружений не только в городе, но и  крае. Работа в бассейне идет по 4 направлениям: начальное обучение плаванию, учебные  группы, учебно-тренировочные группы и группы здоровья. Только в прошедшем  учебном году воспитанники бассейна завоевали 72 первых места, 81 – второе место, 53 – третьих места.

Дворец является центром гражданско-патриотического  воспитания в городе. Данное направление  представлено программами «Юный  патриот Отечества», «Мемориал», «Патриот».Неотъемлемой частью деятельности Дворца является работа штаба Поста № 1. Работа Поста № 1 и профессиональную направленность. Более 500 юнармейцев, несших службу на Посту № 1, успешно обучаются на военных кафедрах в ВУЗах городов Комсомольска-на-Амуре, Хабаровска, Санкт-Петербурга, достойно служат в вооруженных силах РФ и в органах правопорядка.

На базе Дворца работает два центра для дошкольников: центр раннего  эстетического развития «Солнышко» и изо-студия «Радуга», в которых  созданы условия для творческого  развития ребенка, социального, культурного  самоопределения. Наряду с образовательной  деятельностью важное место в  работе Дворца занимает организация  разумного и интересного досуга детей и подростков, который осуществляется через работу художественно-массового  отдела «Досуг». Ежегодно различными формами  досуговой деятельности охвачено около 40000 человек и проводится более 130 мероприятий.

Методический отдел – важнейшее  звено в структуре Дворца. Цели, задачи и содержание деятельности методической службы представлены широким спектром образовательных услуг: семинары, консультации, школы молодого специалиста, творческие мастерские, деловые и ролевые  игры, городские массовые мероприятия  для школьников. Традиционными стали  конкурсы «Я-комсомольчанин», «Ученик  года», «Юный экскурсовод», «Воспитанник года», «Класс года». Получили признание  инновационные мероприятия: школа  актива «Лидер», фестиваль детской  прессы, фестиваль органов детского самоуправления. Методисты отдела являются победителями различных городских  и краевых конкурсов материалов и программ, авторами которых они  являются.

Работа Дворца – одна из сторон важнейшей сферы социальной жизни  детей. Сегодня коллективный труд Дворца творчества востребован временем и  обществом. Результаты воплощены в  жизнях и судьбах многих тысяч  людей, которые помнят свой Дворец, своих педагогов, куда приводят своих  детей.

 

 

2.2. Анализ процесса  принятия управленческого решения  (процедуры, технологии)

Функция принятия управленческих решений является наиболее существенным аспектом работы директора МОУ ДОД ГДТДиМ. Для достижения поставленной цели руководитель в процессе принятия решения выбирает одну из ряда альтернатив. Методы разработки и выбора управленческого решения можно представить в трех вариантах набора процедур – три альтернативы:

- разработка, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль;

- корректировка ранее разработанных и успешно реализованных управленческих решений, согласование, принятие утверждение, реализация, контроль;

- выбор из имеющихся решений, согласование, принятие, утверждение, реализация, контроль.

     Рис. 2. Альтернативы управленческих решений

Процесс принятия решений находится в руках директора Дворца. На предприятии создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый сотрудник решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящим руководителем, минуя своего непосредственного начальника. Директор до принятия решения обычно принимает предложения и выслушивает мнения не только непосредственных подчиненных, но и отдельных работников, которые обычно высказывают его при заключении коллективных договоров, в которых интересы работников представляет профсоюз.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Организационная структура предприятия

При разработке управленческого решения одновременно идут два процесса: творческая деятельность, направленная на решение новых задач, и деятельность, основанная на пунктуальном выполнении оправдывающих себя управленческих процедур. Эти процессы, постоянно обновляясь, составляют основу управления.

На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методы фиксации важнейших событий, их описания и оценки, факторного анализа.

На этапе организации выполнения решения приоритетная роль переходит  к сопоставлению плана реализации, которым предусматривается система  действий, необходимых для выполнения принятого решения и успешного  продвижения к поставленной цели. Здесь наряду с методами прямого  воздействия, такими, как приказ, распоряжение и т.п., применяются и косвенные  методы управленческой деятельности - материальное и моральное стимулирование, разъяснение сущности принятых решений, формирование социально-психологической готовности работников к их активной реализации.

Отдав распоряжение о выполнении принятого решения, директор или руководитель подразделения далее ориентируется на обратную связь - поступающую информацию о ходе реализации решения. Мы оцениваем себя чаще всего не по фактическим результатам труда, а по напряжению усилий, которые для этого потребовались. Для руководителя же важна объективная оценка фактического состояния дел.

Руководителю в разное время требуется различная информация, для этого подчиненные должны обеспечить непрерывное и своевременное представление различной информации, что отрывает их от выполнения прямых обязанностей по выполнению решений.

Исполнитель заинтересован  в том, чтобы его усилия были замечены окружающими и оценены по достоинству. Признание служит дополнительным стимулом к дальнейшим усилиям в работе, тем более уважаемых людей, признанных авторитетов.

Во Дворце творчества детей  и молодежи как директор, так и руководители подразделений используют 3 типа решений: интуитивные решения, основанные на чувствах и ощущениях лица, принимающего решение; решения, основанные на суждениях, опирающиеся на знания и опыт; рациональные решения.

На данном предприятии отсутствуют какие-либо методы и технологии принятия решений, также у директора предприятия отсутствует составленное дерево целей. Руководителю часто приходится принимать решения в условиях дефицита времени, так как он все решения принимает единолично и практически не делегирует свои полномочия, поэтому нет возможности долго и кропотливо изучать ситуацию и тщательно оценивать вероятные ситуации. Все эти факторы побуждают действовать на основе интуиции, что говорит об отсутствии аналитического мышления и мотивации в принятии тех или иных управленческих решений.

 

2.3. Выводы и рекомендации

Прежде чем принимать  решения, люди мысленно проигрывают  различные варианты, считая это лучшим способом найти оптимальный. Поэтому мне кажется, что будет полезным привести здесь несколько практических советов.

1) Разработать четкое  дерево целей.

2) Делегировать свои полномочия своим подчиненным, тем самым освобождая руководителя от выполнения несвойственных рутинных функций, высвобождая время для решения важных и творческих вопросов.

Делегирование полномочий является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников и способствует использованию их профессиональных знаний и опыта.

Делегирование полномочий положительно влияет на мотивацию сотрудников. Они чувствуют себя хозяевами на участках работы, а это способствует раскрытию способностей, проявлению инициативы, энтузиазма и самостоятельности.

Информация о работе Роль решений в процессе управления