Роль руководителя в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 06:43, курсовая работа

Краткое описание

Осуществляемые в РФ экономические реформы существенно изменили статус предприятия (организации) как основного звена народного хозяйства. Появились организации, наряду с базирующимися на государственной собственности, частные, смешанные, имеющие коллективную собственность.
Рынок ставит организацию в принципиально новые отношения с государственными организациями, с производственными и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с этим меняется и отношение к персоналу организаций, так как социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу организаций.

Содержание

Введение
1. Менеджер как субъект управления. Методы, задачи, функции руководителя
1.1 Характеристика требований к профессиональной компетенции менеджера
1.2 Методы оценки менеджеров в современной компании
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курс..docx

— 145.61 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение

1. Менеджер как  субъект управления. Методы, задачи, функции руководителя

1.1 Характеристика  требований к профессиональной  компетенции менеджера

1.2 Методы оценки  менеджеров в современной компании

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение 

 

      Введение 

     Осуществляемые  в РФ экономические реформы существенно  изменили статус предприятия (организации) как основного звена народного  хозяйства. Появились организации, наряду с базирующимися на государственной  собственности, частные, смешанные, имеющие  коллективную собственность.

     Рынок ставит организацию в принципиально  новые отношения с государственными организациями, с производственными  и иными партнерами, работниками. Устанавливаются новые экономические  и правовые регуляторы. В связи  с этим меняется и отношение к  персоналу организаций, так как  социальная направленность экономических  реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу организаций.

     Процесс хозяйственной деятельности является сложным и многосторонним процессом, именно поэтому, возникает потребность  в централизации руководящих  функций в одних руках. В качестве таких "рук" выступает исполнительный орган предприятия, который может быть как единоличным (директор), так и коллегиальным (совет директоров).

     В условиях рыночной экономики возникает  объективная необходимость в  повышении роли организации труда  руководителя. С появлением предприятий  различных форм собственности, расширением  их прав результативность их деятельности и заработная плата работников прямо  зависят от эффективного использования  факторов производства. А этого можно  добиться лишь используя возможности  совершенствования организации  и нормирования труда. Это наиболее целесообразный путь, не требующий  существенных затрат. Как показывает практика, сокращение затрат труда, как  правило, обеспечивает одновременное  снижение затрат на единицу продукции. В результате достигается снижение себестоимости продукции даже на предприятиях с низкой долей заработной платы в ее составе.

     Для этого необходимо, чтобы организация  труда руководителя в полной мере выполняла свои функции. Поэтому  при установлении норм труда в  первую очередь должны учитываться  такие организационно-технические  условия, которые обеспечивают эффективное  использование техники, технологии и рабочего времени.

     От  того, насколько эффективно руководитель предприятия выполняет свою работу, зависит многое, в том числе  и финансовое состояние самого предприятия  и его персонала.

     Умение  руководить – главное качество руководителя. Руководитель опосредованно управляет  процессом коммерческой деятельности предприятия. Именно поэтому выбранная  тема дипломной работы является актуальной.

     Целью дипломной работы является изучение вопросов, связанных с оценкой эффективности труда руководителя (менеджера). Для достижения поставленной цели автором решались следующие задачи:

  • определение понятия управленческого труда и эффективности труда руководителя;
  • определение факторов, которые влияют на эффективность труда руководителя;
  • выявление основных критериев оценки эффективности труда руководителя;
  • рассмотрение методики оценки эффективности труда руководителя;

     Следует отметить, что среди экономистов  отсутствует единый подход к существу исследуемого вопроса, что связано  с многосторонностью этого вопроса. Практически любая сфера коммерческой деятельности тем или иным образом  связана с руководителем предприятия, поэтому процесс оценки эффективности  труда руководителя подразумевает  всестороннюю оценку деятельности всего  предприятия и всех его структурных  подразделений, что практически не поддаётся систематизации и затруднено для описания.

     Труд руководителя настолько специфичен, что правильно организовать его довольно проблематично. Умение эффективно руководить, что это, наука или искусство Однозначного ответа на этот вопрос, наверное, не даст никто. Можно лишь предположить, что это некий синтез науки и искусства управления. И поэтому в данной курсовой работе будут по возможности рассмотрены все нюансы и пути повышения эффективности работы руководителя. Научная новизна исследования состоит в разработке автором рекомендаций по совершенствованию эффективности труда руководителя предприятия. Практическая значимость данной работы заключается в том, что предлагаемые автором рекомендации по совершенствованию эффективности труда руководителя (менеджера) можно использовать при подходе со стороны руководства предприятия к решению проблемы в управлении персоналом.

 

 

      Менеджер как субъект управления. Методы, задачи, функции руководителя 

     1.1 Требования к профессиональной компетенции менеджера 

     Менеджер — это профессиональный управляющий, как правило, нанимаемый собственником по контракту, действующий на основе единоначалия и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения и др. [10]

     По  мнению Лигинчука Г. Г. менеджер — это особая профессия, специалист по управлению, добивающийся результатов путем организации работы других людей.

     Менеджер  — это новая современная специальность, со своими статусными, ролевыми, функциональными, мотивационно-стимулирующими, ценностно-ориентирующими характеристиками. [6]

     Профессионализм менеджера предполагает наличие  у него определенных знаний, навыков  и умений в области управления. Современный менеджер организации  должен быть хорошо подготовлен в  области теории управлении, социальной психологии, социологии, политологии, экономики культуры, права, управления и других наук. Специалист по управлению должен, во-первых, умело осуществлять аналитическую деятельность, анализировать  состояние и тенденции развития процессов и явлений, происходящих в организации; изучать интересы и запросы персонала организации. Во-вторых, ему необходимо иметь  практические навыки в управлении организацией.

     Таким образом, менеджер организации должен иметь хорошую профессиональную подготовку, обладать эрудицией и  культурой, сочетать фундаментальную  теоретическую и практическую подготовку, в совершенстве владеть специальностью, уметь применять на практике передовые  методы управления персоналом. Следует отметить также, что кроме статуса профессионального управляющего менеджер организации призван выполнять важную коммуникативную роль.

     Наконец, менеджер социально-культурной сферы  по своему статусу — новатор. Он должен быть ориентирован на инновационную, творческую деятельность.

     Постоянной  целевой установкой этого специалиста  является поиск принципиально новых  подходов, форм и методов решения  сложных управленческих задач.

     В условиях рыночных отношений без  инициативы и творчества менеджера  не обойтись. Как показывает опыт, сегодня  добиваются лучших результатов те руководители организаций, которые постоянно  ориентируются на творчество, инициативу, освоение новых методов хозяйствования.

     Таким образом, менеджер организации — это специалист, обладающий высоким социальным статусом, особыми профессиональными и личностными качествами. [10]

     У менеджеров особый предмет труда  — информация, работая с которой они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использовании множества самой разной информации, касающейся организации в целом, ее отдельных подсистем и элементов, а также внешней среды. Количество и растущая сложность управленческих задач непрерывно увеличивают информационные потребности организации и предъявляют все новые требования к скорости и качеству обработки поступающей информации. Поэтому особое значение имеют средства работы с информацией, являющиеся орудиями труда менеджеров.

     Чтобы выполнять свои сложные и ответственные  функции, менеджеры должны иметь  специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы, которые представлены в таблице 1.1. 

     Таблица 1.1 - Требования к профессиональной компетенции менеджеров

Специальные знания Человеческие  качества
Понимание природы управленческого труда  и процессов управления Владение искусством управления человеческими ресурсами  организации
Знание  должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей  и повышения эффективности работы Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления (государственными, региональными и пр.)
Умение  использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и  принятия решений Способность к  самооценке, конструктивному анализу  своих действий и непрерывному повышению  квалификации
Умение  мыслить стратегически и управлять  в реальном масштабе времени Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий
 

     Первую  составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в сложнейших условиях, когда: время  все чаще становится решающим фактором успеха; поступающая информация может  быть неполной и недостоверной; принимаемые  решения должны отвечать требованиям  ситуации; сама ситуация характеризуется  неопределенностью, быстрой сменяемостью; персонал организации может оказаться  неготовым к изменениям. Эти и  другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам:

  • должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
  • должны знать все, что связано с внешней средой организации и происходящими в ней изменениями;
  • должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли;
  • менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы;
  • менеджерам необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию;
  • должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной технологии и средств коммуникации;
  • управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.

     Вторая  группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана  с их способностью работать с людьми и управлять самими собой.

     В процессе выполнения своих функций  менеджеры взаимодействуют с  широким кругом лиц — коллегами, подчиненными, руководителями, высшими  администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и  организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного  предприятия.

Информация о работе Роль руководителя в системе менеджмента