Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 20:58, курсовая работа
Целью дипломной работы является:
Изучение и анализ управленческой деятельности, выявление проблем в руководстве и определение рекомендаций по совершенствованию руководства организацией.
Введение…………………………………………………………………………………………….4
Глава 1 Роль руководителя в управлении организации …..……………………………...6
1.1 Роль управления в организации ………………………….………………………………..6
1.1.2 Основные роли руководителя Г. Юкла и Минцберга… …………….…………….10
1.2 Стили руководства предприятием ………..…………………………………………..18
1.2.1 Стиль руководства ……………………………………………………………………..18
1.2.2 Классификация стилей руководства ……………………………………...………...21
1.2.3 Стили руководства, используемые американскими и
японскими менеджерами …………………………………………………………………….49
1.2.4 Коллективное управление – как стиль руководства …………….……………….55
1.3 Лидерство …………………………………………………………………………………..59
1.3.1 Лидер в организации …………………………………………………………………….59
1.3.2 Поведенческий подход к лидерству ………………………………………………….60
1.3.3 Ситуационные подходы к эффективному руководству
Роль лидера в организации ……………………………………………………………………64
1.3.4 Влияние и власть менеджера …………………………………………………………73
1.3.5 Способы реализации власти. Последствия
неограниченной власти и безвластия ………………………………………………………83
Глава 2 Анализ выявления проблем руководства ………………………………………...93
2.1 Характеристика предприятия…………………………………………………………..93
2.2. Выявление проблем руководства ………………………………………………………97
2.2.1 Анализ стиля руководства …………………………………………………………….97
2.2.2 Анализ лидерства…………………………………………………….…………………104
2.2.3 Анализ способности влияния на других людей ………………………….………..107
2.2.4 Итог тестов ……………………………………………………………………………109
2.3 Проблемы предприятия …………………………………………………………………111
Глава 3 Рекомендации предприятию по улучшению
руководства организации……………………………………………………………………114
Глава 4 Эффективность труда руководителя………………………………….………………………………………………...119
Глава 5 Эколого-правовая часть …………………………………………………………..123 Заключение………………………………………………………………………………………127
Список использованных источников……………………………………………………….130
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: Роль руководителя в управлении
предприятием__________________
(наименование темы)
Автор дипломного проекта А. П. Портнов __________________________
Специальность 08050765 «Менеджмент организации»
(номер, наименование)
Специализация ______________________________
Руководитель проекта ______________Е.А. Волкова_______________________
Консультанты по разделам:
Экономическая часть ______________Е.А. Волкова_______________________
Эколого-правовая часть ____________А.Н. Чекин_________________________
Допустить к защите:
__________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
_______ _______ ______
(число) (месяц) (год)
Ульяновск 2005
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Роль руководителя в управлении организации …..……………………………...6
1.1.2 Основные роли руководителя Г. Юкла и Минцберга… …………….…………….10
1.2 Стили руководства
предприятием ………..………………………………
1.2.1 Стиль руководства ……………………………………………………………………..18
1.2.2 Классификация стилей
руководства ……………………………………...…
1.2.3 Стили руководства, используемые американскими и
японскими менеджерами …………………………………………………………………….49
1.2.4 Коллективное управление
– как стиль руководства …………….
1.3 Лидерство ……………………………………………………
1.3.1 Лидер в организации …………………………………………………………………….59
1.3.2 Поведенческий подход к лидерству ………………………………………………….60
1.3.3 Ситуационные подходы к эффективному руководству
Роль лидера в организации ……………………………………………………………………64
1.3.4 Влияние и власть
менеджера ……………………………………………………
1.3.5 Способы реализации власти. Последствия
неограниченной власти и безвластия ………………………………………………………83
Глава 2 Анализ выявления проблем руководства ………………………………………...93
2.1 Характеристика предприятия…………
2.2. Выявление проблем
руководства ………………………………………………
2.2.1 Анализ стиля руководства …………………………………………………………….97
2.2.2 Анализ лидерства…………………………………………………….
2.2.3 Анализ способности влияния на других людей ………………………….………..107
2.2.4 Итог тестов ………………………………………………
2.3 Проблемы предприятия …………………………………………………………………111
Глава 3 Рекомендации предприятию по улучшению
руководства организации…………………………………………………
Глава 4 Эффективность
труда руководителя………………………………
Глава 5 Эколого-правовая часть
…………………………………………………………..123 Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Сегодня в нашей жизни происходят удивительно большие перемены. Они касаются социально-политической жизни, экономики и каждого из нас. Страна переходит от командно-бюрократического руководства к демократии, от командной экономики – к социально ориентированной рыночной; отдельный человек превращается из «винтика» государственной машины в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности.
Возникновение управления, связано с необходимостью, организовывать и координировать совместный труд людей, направленный на достижение поставленных целей, не зависимо от сферы, в которой этот труд осуществляется - военной, строительной и прочее. Функция управления этим трудом реализовывалась в основном представителями власти - государственной, военной, религиозной.
Управление хозяйственной деятельностью в помещичьих рабовладельческих хозяйствах, так же как и на государственных предприятиях, в условиях командно - административной системы, существовавшей в нашей стране с 1930-1990 гг. нельзя характеризовать как менеджмент. Его непосредственные объекты - рабы, крестьяне, работники государственных предприятий - были несвободными, то есть их деятельность не была ориентирована на потребности рынка. В мелких хозяйствах, основанных на индивидуальной собственности и личном труде, регулирование осуществлялось как самоуправление.
Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использования экономических знаний на практике, формировать новое экономическое мышление. И одну из ключевых ролей в этом играет «менеджмент» - управление в рыночных условиях. Менеджмент сегодня стал необходимой реальностью и к нему в российском обществе проявляется активный интерес. Но в отличие от многих новых веяний, менеджмент вознёсся на волну популярности и не благодаря моде на то, что происходит с Запада. Собственная значимость менеджмента далеко превосходит тот имидж, который он успел приобрести в глазах общественности. Очевидна необходимость его изучения, освоения того опыта, который накоплен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет. Сегодня знание основ управления становится необходимым любому специалисту, ибо это неотъемлемая часть его культуры.
Целью дипломной работы является:
Изучение и анализ управленческой деятельности, выявление проблем в руководстве и определение рекомендаций по совершенствованию руководства организацией.
Глава 1 Роль руководителя в управлении организации
Может ли организация без управления? Вряд ли! Даже если организация весьма проста, мала и даже примитивна, для успешного её функционирования понадобятся хотя бы элементы управления.
Что представляет собой управление с точки зрения организации? Ответ на этот вопрос может выглядеть по-разному, поскольку менеджмент тоже определяют по-разному.
Например; Вольфганг Хойер, видный австрийский предприниматель, отождествляет менеджмент со специфическим органом функционирующего коммерческого предприятия или его руководством, поскольку именно оно представляет предприятие в обществе.
Он относит менеджмент скорее к практической деятельности, нежели к профессии или науке, в то же время он признаёт, что менеджмент охватывает и то и другое. А поскольку предприятие – это, прежде всего, люди, то менеджмент – это организация работы людей [61 , с. 206 - 207].
Итак, менеджмент необходим организации для достижения его успеха. Тогда что же понимать под успехом?
Ответ на этот вопрос только на первый взгляд кажется простым. Постараемся рассмотреть его поглубже.
С одной стороны, успех – это когда организация работает рентабельно, т. е. приносит прибыль в размере, достаточном для её воспроизводства или поддержания организации на плаву в конкурентоспособном состоянии.
С другой стороны, можно привести немало примеров того, когда организации не приносят собственной прибыли, но всё же существуют. В сложных условиях затянувшегося российского экономического кризиса такие организации оказались сориентированы на то, чтобы обеспечить занятость и источник средств к существованию многочисленным безработным. К числу подобного рода организаций можно отнести маленькие торговые точки, разбросанные по всей России. К их оснащению можно отнести в лучшем случае непромокаемую палатку и прилавок.
Организации также могут создаваться для того, чтобы рождать нововведения для производства, проводить исследования с ними связанные, отрабатывать технологии, внедрять новшества.
Как мы увидели, организации создаются для того, чтобы достигать самых разных целей. Следовательно, в каждом конкретном случае менеджмент выступает как средство достижения целей организации, поставленных в каждом отдельном случае.
Если организация имеет ярко выраженный коммерческий характер, то её менеджеры должны в своей деятельности руководствоваться чисто экономическими соображениями. Это значит, что, принимая любое решение, менеджеры должны оценивать с экономической точки зрения, общим принципом которой является сопоставление результатов и затрат. Эффективной и, следовательно, целесообразной деятельность организации и её менеджеров станет тогда, когда результат её будет достаточно весомым по отношению к понесённым затратам или издержкам.
Следует иметь ввиду, что учёт и анализ затрат необходимы и в некоммерческих организациях, поскольку являются условием выполнения стоящих перед организациями задач. Учёт и анализ затрат позволяют их контролировать, как и другие критерии или показатели работы организации. Результат работы в некоммерческих организациях обычно не имеет формы прибыли.
Менеджмент можно определять или рассматривать как науку управления, призванную объяснить причины разрушения, исчезновения и напротив, успеха в деятельности многих организаций. Менеджмент призван вооружать руководителей средствами для достижения успеха организациями. Вопрос о том, какими должны быть такого рода средства, также не относится к числу простого.
Менеджмент всегда осуществляется в конкретном производственном процес-
се, протекающем в определённом месте, в определённое время, в торговле, информационном обслуживании, в промышленности, строительстве или где-либо ещё. Набор средств и методов менеджмента, следовательно, во всех случаях будет особым. Важно также иметь ввиду, что производство и менеджмент – это процессы, постоянно находящиеся в движении. Именно потому не может быть путей и средств управления организациями, одинаково пригодных для всех и во все времена. То, что эффективно для одних организаций, совсем не обязательно должно быть эффективным для других. Подбор методов и средств, позволяющих строить успешную деятельность организаций, требует знания особенностей последних, их внутренней структуры и всего того, что составляет и характеризует внешнюю среду организации.
Многие изменения, имеющие место в организациях, могут носить массовый или типичный характер. В этом случае можно вести речь о закономерностях или, выражаясь научным языком, тенденциях в деятельности организаций. Чтобы искусно управлять организацией, следует знать тенденции, которые объективно проявляются в её деятельности. Например, инфляция в экономике закономерно и объективно оказывает воздействие на цены, по которым торговые предприятия реализуют свою продукцию. Однако такие колебания по-разному себя проявляют по отношению к различным группам товаров и потребителей.
Тенденции в управлении могут носить глобальный, межстрановый характер. Например, в последние десятилетия уходящего века капиталистическое производство столкнулось с новыми проблемами по сравнению с теми, что проявляли себя в начале и в середине XX столетия. В частности, многие товарные рынки оказались насыщенными и даже перенасыщенными. Наращивать объёмы поставляемых на рынок товаров перестало быть необходимым. Напротив, появилась необходимость в создании принципиально новых товаров, способных порождать новые, ранее неизвестные потребности, а также помогать организациям удерживать завоёванные рынки сбыта и находить новые.
«Если раньше успешным менеджером был тот, кто быстрее всех реагировал на изменение ситуации на рынке, то сейчас, - отмечает В. Хойер, - хорошим менеджером считается специалист, который для своего предприятия создаёт новые рынки, который не только пассивно реагирует на изменения на рынке, но и сам меняет рынок».
Приведённые выше закономерности, как мы увидели, не только изменили условия существования организаций в целом, но и поставили новые задачи перед менеджерами, изменили во многом критерии оценки их труда.
Организация успешно работает тогда, когда ею действительно управляют, т. е. менеджеры прилагают для этого конкретные целенаправленные усилия. «А разве может быть иначе?» - возникает конкретный вопрос. К сожалению, может быть. И последнее нередко случается в постсоветской России, пережившей затяжной экономический кризис. Более того, менеджмент не стал ещё достоянием многих российских предприятий, по крайней мере, в том виде, в котором должен был таковым стать. Вот что пишет по этому поводу Эрлен Бернштейн: «Большая группа предприятий, чья продукция не находила спроса, организовалась в замкнутую технологическую цепочку. Это стало возможным благодаря тому, что электроэнергию, газ, транспортные услуги они получают бесплатно от соответствующих монополий…
Участники цепочек задерживали зарплату, не платили налогов - … в сети неплатежей и бартера они затягивали всех своих поставщиков. Это был массовый уход из сферы товарно-денежных отношений. Образовался огромный – в половину всей экономики – параллельный мир, не поддающийся воздействию денежных регуляторов» [42 , с.13 ].
Информация о работе Роль руководителя в управлении предприятием