Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 20:58, курсовая работа
Целью дипломной работы является:
Изучение и анализ управленческой деятельности, выявление проблем в руководстве и определение рекомендаций по совершенствованию руководства организацией.
Введение…………………………………………………………………………………………….4
Глава 1 Роль руководителя в управлении организации …..……………………………...6
1.1 Роль управления в организации ………………………….………………………………..6
1.1.2 Основные роли руководителя Г. Юкла и Минцберга… …………….…………….10
1.2 Стили руководства предприятием ………..…………………………………………..18
1.2.1 Стиль руководства ……………………………………………………………………..18
1.2.2 Классификация стилей руководства ……………………………………...………...21
1.2.3 Стили руководства, используемые американскими и
японскими менеджерами …………………………………………………………………….49
1.2.4 Коллективное управление – как стиль руководства …………….……………….55
1.3 Лидерство …………………………………………………………………………………..59
1.3.1 Лидер в организации …………………………………………………………………….59
1.3.2 Поведенческий подход к лидерству ………………………………………………….60
1.3.3 Ситуационные подходы к эффективному руководству
Роль лидера в организации ……………………………………………………………………64
1.3.4 Влияние и власть менеджера …………………………………………………………73
1.3.5 Способы реализации власти. Последствия
неограниченной власти и безвластия ………………………………………………………83
Глава 2 Анализ выявления проблем руководства ………………………………………...93
2.1 Характеристика предприятия…………………………………………………………..93
2.2. Выявление проблем руководства ………………………………………………………97
2.2.1 Анализ стиля руководства …………………………………………………………….97
2.2.2 Анализ лидерства…………………………………………………….…………………104
2.2.3 Анализ способности влияния на других людей ………………………….………..107
2.2.4 Итог тестов ……………………………………………………………………………109
2.3 Проблемы предприятия …………………………………………………………………111
Глава 3 Рекомендации предприятию по улучшению
руководства организации……………………………………………………………………114
Глава 4 Эффективность труда руководителя………………………………….………………………………………………...119
Глава 5 Эколого-правовая часть …………………………………………………………..123 Заключение………………………………………………………………………………………127
Список использованных источников……………………………………………………….130
Руководство или руководителя организации можно сравнить с командой или капитаном корабля. Бывает так, что в определённых ситуациях они могут потерять управление или не суметь его организовать. Что тогда происходит с кораблём? Он начинает дрейфовать в открытом море (экономическом пространстве) со всеми непредсказуемыми неблагоприятными последствиями. И хорошо, если в море штиль, а не ураган. К сожалению, экономические условия, окружающие предприятия в России, вряд ли оправдают отождествление с благоприятными, но этот вопрос будет рассмотрен отдельно. Многие российские предприятия, будучи приватизированными, в одночасье не стали хорошо управляемыми. И прежде всего, потому, что управлять частными предприятиями так, как управляли государственными в советские времена, просто невозможно [18 , с. 41-46].
1.1.2 Основные роли руководителя Г. Юкла и Минцберга
Роли руководителя Г. Юкла
Наиболее существенный вклад в изучение деятельности руководителя в последние годы внес Гарри Юкл, который разработал девятнадцать категорий поведения менеджера. Этот список может быть использован при обучении молодых и переобучении опытных руководителей. Поможет им понять, что должен включать в себя процесс управления коллективом. Работа Юкла позволяет менеджерам создать правильный образ руководителя, просчитать правильность различных действий. И все это делается с целью выведения процесса производства на качественно новый уровень.
а) Главный акцент на производство.
Данная сторона деятельности руководителя включает все мероприятия, осуществляемые с целью увеличения производительности и эффективности производственного процесса, в том числе и контроль. Пример. Руководитель бригады призывает подчиненных на конвейере быть более внимательными, не пропускать бракованные детали.
б) Чуткость, внимательность.
Менеджер, чтобы сохранить и укрепить свою позицию, должен быть исключительно внимательным к его членам, строг и объективен. Он должен оказывать определенную поддержку людям, которые в него верят. Пример. Заметив расстройство на лице подчиненно, руководитель проявляет максимум участия, и по возможности решает проблему.
в) Воодушевление.
Способность лидера стимулировать энтузиазм у членов коллектива, вселять в них уверенность в собственных силах, вдохновлять на выполнение любых заданий является в значительной мере залогом успеха всего дела. Пример. Мой руководитель сказал мне, что возглавляемая мною группа дизайнеров является лучшей из тех, с кем ему приходилось работать, а значит успех новой продукции обеспечен, уровень продаж побьет все рекорды компании.
д) Похвала и признание.
Руководитель может выразить признательность за качественно выполненную работу, поблагодарить за особый вклад в производство, выразить уверенность в сохранении подобного отношения в дальнейшем. Пример. На собрании наш менеджер сказал, что он очень удовлетворен проделанной работой и благодарен за приложенные дополнительные усилия к ее выполнению.
е) Вознаграждение за деятельность на благо фирмы.
Руководитель может выразить свою признательность подчиненному в виде подарка или денежной премии, либо повышение в должности, либо предоставления более благоприятных условий работы, либо увеличения времени отпуска и т. д. Пример. Наш руководитель установил денежное вознаграждение в размере 10% от месячной ставки заработной платы каждому сотруднику, который приведет нового клиента.
ж) Участие в принятии решений.
Руководитель проводит консультирование с подчиненными по важным вопросам ведения дел в компании, позволяет им вносить корректировки в принятые им решения. Пример. Мой руководитель попросил меня принять участие в совещании по поводу изменения графика работ.
к) Передача полномочий.
Руководитель передает часть своих функций подчиненным, а соответственно распределяет часть ответственности, при этом члены коллектива сами решают, как наиболее правильно подойти к выполнению порученных им работ. Пример. Мой руководитель передал мне проект проведения модернизации одного из участков производства и предоставил мне право самому разработать методики его осуществления.
л) Разъяснение ролей.
Руководитель доводит до сведения подчиненных их обязанности и степень ответственности, объясняет правила, нормы поведения и работы в данной организации, дает им понять, чего конкретно он хочет от каждого из них. Пример. Мой руководитель довел до моего сведения объем работы, который мне необходимо выполнить в рамках нового проекта, и объяснил, в чем конкретно будут состоять мои обязанности.
м) Постановка целей.
Руководитель уделяет внимание важности каждого из выполняемых поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь. Пример. Руководитель собрал совещание для обсуждения полученных квот на продажи на следующий месяц.
н) Обучение.
Руководитель определяет потребность в переподготовке и повышении квалификации для своих подчиненных. Пример. Мой руководитель предложил мне посетить курсы повышения квалификации за счет фирмы, на что я ответил, что придется заканчивать работу несколько раньше.
п) Распространение информации.
Руководитель держит подчиненных в курсе всех событий, происходящих в фирме, включая сведения о деятельности всех подразделений внутри организации и за ее пределами. Доводит до сведения работников все решения, принятые высшим руководством, а так же информацию о проведении общественных акций, встреч и конференций. Пример. Наш непосредственный руководитель посвятил нас в планы высшего руководства провести некоторые преобразования в сфере экономической политики фирмы.
р) Решение проблем.
Руководитель берет на себя инициативу по решению возникающих в процессе работы проблем. Эту инициативу он должен доводить до конца. Пример. Наше подразделение получило срочное задание, на выполнение которого был дан всего один день, но именно в этот день двое человек из бригады отсутствовали по болезни. Руководитель принял решение в порядке исключения на один день снять двух рабочих с другого участка и передать их в распоряжение нашей бригады.
с) Планирование.
Руководитель составляет четкую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (оперативные планы, стратегии достижения целей, графики работ, сроки исполнения). Пример. Мой руководитель пояснил, что особые обстоятельства заставляют нас подготовить квартальную финансовую отчетность в течение трех дней, а не четырех, как это бывало обычно.
т) Координация действий.
Руководитель обязан обеспечивать четкую координацию между различными подразделениями организации, привлекать к этому процессу подчиненных, объяснять, насколько важна для производства четкая координация работ. Пример. Руководитель проследил, чтобы к моменту поступления в цех полуфабрикатов оборудование по их переработке было уже готово, а на складе имелось бы место под готовую продукцию. Это позволило не нарушать ритмичности работ.
у) Облегчение работы.
Руководитель оказывает подчиненным поддержку, снабжая необходимым сырьем, обеспечивая дополнительными удобствами на рабочих местах, выявляет и устраняет разного рода проблемы, удаляет помехи из производственного процесса. Пример. Я попросил своего руководителя предоставить дополнительную партию материалов, чтобы не останавливать производство в виду того, что месячная норма их была уже исчерпана, на что и получил положительный ответ.
ф) Привлечение консультантов.
Руководитель поддерживает контакты со специалистами в различных областях и в случае необходимости прибегает к их помощи, совету, консультации. Пример. При покупке нового программного пакета мой руководитель воспользовался советом специалиста о совместимости программного обеспечения с техникой, имеющейся в нашем распоряжении.
х) Налаживание благоприятного климата в коллективе.
Руководитель делает все, чтобы в среде его подчиненных сохранялась атмо-
сфера доверия и взаимопонимания, кооперации и взаимопомощи. Пример менеджер по продажам собрал вместе весь свой отдел и организовал неофициальную встречу за обедом с целью дать каждому из них познакомиться с новым торговым представителем компании в одном из регионов страны.
ц) Управление конфликтами.
Каждый руководитель должен
стремиться к тому, чтобы избегать
любого рода конфликтных
ч) Дисциплина и критика.
Любой управляющий в своей деятельности сталкивается с ситуациями, когда необходимо восстановить пошатнувшуюся дисциплину, покритиковать подчиненных за недобросовестность, нарушение инструкций, некачественный труд. Дисциплинарными воздействиями могут быть официальное предупреждение, лишение премий, понижение в должности, увольнение. Пример. Мой руководитель был огорчен тем, что один из моих коллег в очередной раз допустил одну и ту же оплошность. Он предупредил подчиненного, чтобы впредь тот относился к заданиям более внимательно [19,c.34-40].
Таким образом, работа Юкла позволяет проследить большое влияние, которое оказывает деятельность руководителя на подчиненных, атмосферу в коллективе и результаты работы.
Касаясь содержания работы менеджера, Минцберг находит ещё одну общую черту управленческой работы – роли руководителя. Роль, по его определению, является «набором определённых поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». Точно так же, как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определённым образом, менеджеры занимают определённые должности в качестве руководителей определённых организационных подразделений и именно это определяет их служебное поведение. «Отдельная личность может влиять на характер исполнения роли, но не на её содержание. Так актёры, менеджеры и другие играют заранее предопределённые роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей».
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мнению, принимают на себя руководители в разные периоды и в разной степени. Он классифицирует их в рамках трёх крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений.
В таблице 1 представлена такая типизация ролей и приводятся примеры для каждой роли. Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания одного целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в
организации и охватывают его сферу взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что даёт ему возможность играть роли, связанные с принятием решений, распределением ресурсов, улаживанием конфликтов, поиском возможностей для организации. Мы рассмотрели и оценили достаточно большой перечень разнообразных личных характеристик руководителя, которые способствуют эффективности его работы. Но для успеха в работе руководитель не должен обладать всеми этими характеристиками одновременно. Для лучшего руководства необходим какой - то определенный минимум. Но, что представляет собой этот минимум, из каких конкретно личностных особенностей он должен состоять - сказать трудно или невозможно. Каждый руководитель сам должен сделать выбор, учитывая свои индивидуальные способности и специфику стоящих перед ним профессиональных задач [28,c.78-80].
Роль |
Описание |
Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей |
Главный руководитель |
Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера |
Церемониалы, действия, обязываемые положением, ходатайства |
Лидер |
Ответственный за мотивацию и активизацию подчинённых, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности |
Фактически все управленческие действия с участием подчинённых |
Связующее звено |
Обеспечивает работу саморазвивающихся сетей внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги |
Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами |
Приёмник информации |
Разыскивает и получает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера, которую, понимая организации и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию |
Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки) |
Распространитель информации |
Передаёт информацию, полученную из внешних источников или от других подчинённых, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует анализа отдельных фактов для формирования взглядов организации |
рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальный контакт для передачи информации подчинённым (обзоры, беседы) |
Продолжение таблицы 1
Роль |
Описание |
Характер деятельности по материалам обследования работы руководителей |
Представитель |
Передаёт информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли |
Участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам |
Предприниматель |
Изыскивает возможности внутри самой организации и за её пределами, разрабатывает и запускает "проекты по совершенствованию", приносящие изменения, контролирует разработку определённых проектов |
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуаций, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности |
Ведущий переговоры |
Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах |
Ведение переговоров |
Устраняющий нарушения |
Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений |
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы |
Распределитель ресурсов |
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации |
Составление графиков, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчинённых |
Информация о работе Роль руководителя в управлении предприятием