Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 09:07, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы состоит в изучении задач, функции и эффективности деятельности руководителя в системе менеджмента.
В соответствии с этой целью в работе разработан ряд задач:
- изучить требования к характеристикам современного руководителя;
- изучить роль руководителя в системе управления организацией;
- дать общую характеристику и структуру управления ООО «МКС Чита»;
30. Способен разрешать конфликты между сторонами. Но не спешит включаться в разрешение межличностных конфликтов, возникающих в подразделениях. Ими занимаются его функциональные помощники и "звёзды" коллектива. Учит руководителей более низкого звена разрешать конфликты, помогая им обретать профессиональный опыт построения здоровых взаимоотношений в своих коллективах.
Любой руководитель должен стремится к постоянному повышению своего профессионализма. Работая над собой, со своими подчиненными, и постоянно повышая уровень своих профессиональных знаний, только так можно стать хорошим руководителем в полном смысле этого словаю
1.2 Стили руководства, стратегия руководства коллективом
Стиль руководства -это система методов воздействия руководителя на своих подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Стили руководства выделяемые большинством исследователей представлены на рисунке 2.
Стили руководства |
Директивный стиль (авторитарный) |
Демократический стиль (коллегиальный) |
Либеральный стиль (попустительский) |
Рисунок 2 – Стили руководства
Для более наглядного восприятия характеристик стиля руководства, представим их в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристики стилей руководства
Стиль |
Директивный стиль |
Демократический стиль |
Либеральный |
Основные характеристики |
Высокая централизация руководства, доминирование единоначалия. Обо всех делах докладывается только руководителю, он же сам принимает решения либо отменяет их. Мнение коллектива не учитывается. Основные методы управления: приказы, наказания, замечания, выговоры. Очень строгий контроль, коллектив абсолютно лишен какой либо инициативы. В общении преобладает грубость, дела превыше всего. Авторитарный стиль
|
Полномочия, инициатива и ответственность распределяются между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. По важным производственным вопросам всегда учитывается мнение коллектива, принимаются коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных |
Отсутствие активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Работа пускается на самотек, практически не контролируется. Этот стиль руководства |
Хороших или плохих стилей управления не существует. Каждая ситуация, особенности деятельности, личностные характеристики подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Практика руководства показывает что в каждом стиле управления присутствуют характеристики из каждого стиля руководства .
Вопреки распространенным стереотипам преобладающий стиль руководства практически не зависит от пола. (Бытует ошибочное мнение, что женщины-руководители более мягки и ориентированы в первую очередь на поддерживание хороших отношений с деловыми партнерами, в то время как мужчины-руководители более агрессивны и ориентированы на конечный результат). Причинами разделения стилей руководства скорее могут быть личностные особенности и темперамент, а не половые характеристики. Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и женщины — не являются приверженцами только одного стиля. Как правило, они интуитивно или вполне осознанно комбинируют различные стратегии руководства.
Руководители, находящиеся на боле высоких постах, должны стимулировать интерес к работе у своих подчиненных, поощрять тех, кто способствуют успехам корпорации, и «наказывать» тех, кто препятствует им. В ходе продвижения вверх по служебной лестнице интеллектуальные способности руководителя совершенствуются, а в чертах характера начинают сочетаться очень разные, порой даже противоположные черты: стремление к сотрудничеству и конкуренции, лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму, склонность к риску и трезвый расчет и т. д.
Сегодня у многих организаций есть квалифицированные руководители высокого уровня. Однако, многие молодые руководители достигнув определенного уровня останавливаются в совеем развитии.
Это происходит потому, что на начальных ступенях карьерной лестницы руководителя поощряют за способность принимать решения самостоятельно, за независимость и остроту суждений, настойчивость и даже агрессивность при решении поставленных задач. Если за короткий срок менеджер добивается значительных результатов, с легкостью переходя по ступеням управления, он закономерно полагает что эти качества и ценятся в нем, ещё более делая акцент на них .
Однако на более высоких ступенях управления нужны совершенно другие качества и знания:
- способность делать выводы и анализировать при этом учитывая мнение подчиненных;
- ориентироваться на перспективные и стратегические задачи, ставя перед собой более глобальные цели;
- умение создать сплоченный коллектив, поставить перед подчиненными задачи, и добиваться результатов от них, не взваливать всю работу на себя.
В последнее время значительно вырос образовательный уровень трудового населения, исходя из этого должность менеджера сама по себе не может гарантировать то, что указания и даже просьбы будут беспрекословно выполняться. Главную роль может сыграть только авторитет, для достижения которого требуется немало времени и усилий . Несвоевременный перевод молодых руководителей на посты, которые не соответствуют приобретенному авторитету, ставит руководителей в очень затруднительное положение . Они не могут повлиять на подчиненных, добиваясь результатов либо давлением на подчиненных, либо выполняя работу за всех. Если предприятие и его кадровые службы хотят готовить действительно квалифицированных руководителей, не рекомендуется выдвигать молодых руководителей на более ответственные посты основываясь на их краткосрочных успехах. Принимать решение о переводе на более высокий пост следует только после приобретения соответствующего авторитета и специальной подготовки, в ходе которой должны быть проанализированы существенные отличия целей и методов на разных уровнях управления.
Нередки случаи, когда выдающегося эксперта сразу, без предварительной подготовки, повышают до менеджера. Разумеется, в большинстве случаев это заканчивается провалом, и компания теряет сразу двух классных сотрудников: эксперта и руководителя. И причина тут не в предрасположенности или характере, а в том, что такая перемена специализации должна проходить постепенно. Если вы хотите привлечь специалиста к управленческой работе и он сам заинтересован в этом, получать новый опыт ему стоит на более низком уровне — руководителя небольшой команды.
Что характерно, сегодня такому специалисту вовсе не обязательно полностью отказываться от решения тех задач, в которых он является экспертом и всецело посвящать себя кадровой, финансовой и бумажной работе. Электронный документооборот и современные средства коммуникации позволяют совмещать работу эксперта с задачами менеджера. Таких примеров также немало.
Иными словами, эксперт вполне может стать хорошим управленцем. А может ли быть наоборот, нередко спрашивают меня. Должен ли менеджер, руководитель обладать экспертными знаниями в своей области?
Здесь все несколько сложнее. Конечно, менеджер должен обладать хорошими профессиональными знаниями. Будь то ИТ, телеком или пищевая промышленность. В противном случае он не сможет заслужить уважения подчиненных, а главное — понять, в каком стратегическом направлении необходимо развивать бизнес. Однако чрезмерная увлеченность деталями, стремление к экспертным знаниям может оказаться для топ-менеджера недостатком, а не достоинством. Примерно как в той поговорке про человека, который не видит леса за деревьями. Только в нашем случае, слишком увлеченно изучая какое-то одно направление, ты можешь просмотреть общую картину бизнеса и допустить не менее плачевные стратегические ошибки, чем в случае полного отсутствия экспертных знаний.
Иными словами, для руководителя важно соблюдать баланс между приобретением и использованием собственных экспертных знаний и привлечением экспертов из числа своих сотрудников, которым всегда можно делегировать задачи, требующие глубоких специальных знаний.
К наиболее значимым способностям менеджера относятся:
- умение реализовать поставленные цели;
- умение делегировать полномочия и ответственность;
- способность к организации и мотивации групповой работы;
- установление приоритетов;
- самопознание и самооценка;
- убеждение, аналитическое мышление, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирования информации, разработке программ, выявлению тенденций, распределению усилий и времени.
К наиболее важным характеристикам деятельности менеджера относят:
- Способность дать реалистичную оценку сильным и слабым сторонам подчиненных;
-Способность стратегически мыслить;
- умение проводить переговоры с вышестоящим руководством;
- обеспечение благоприятного характера взаимоотношений в руководимых коллективах и заинтересованности у подчиненных в качественном выполнении служебных обязанностей.
Отношения между руководителями и подчиненными – очень важная социально-психологическая проблема. От нее во многом зависят результаты управленческой деятельности. Известно, что разногласия и конфликты между руководителем и подчиненным приводят к снижению производительности труда минимум на 30%. Предполагается, что мотивация персонала при оптимальных взаимоотношениях может быть улучшена примерно на такой же процент.
Наряду с тем, в настоящее время, наметилась тенденция к увеличению разногласий, и ухудшению взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Из-за несвоевременно выплачиваемой заработной платы, не решение социально-экономических проблем, возникающих в коллективах и др.
Если вы слышите от своего начальника,
что ему проще сделать работу
самому, чем научить других, знайте
— перед вами менеджер-герой. То
есть босс, выбравший «особый» и
самый неэффективный стиль
Исмагилова обнаружила это, тестируя группу российских управленцев по шкале Блейка — Моутона. Каждая из осей координат в этой шкале показывает степень ориентированности руководителя на коллектив или на производственный процесс (в идеале руководитель должен сочетать и то и другое). Российские руководители показывали низкие результаты и по той и по другой шкале. Тогда ученые решили выяснить, на что же ориентируются наши руководители при управлении. Оказалось, что исключительно «на себя любимых». Поэтому они не умеют ни бизнес-процессы отстроить, ни выстроить отношения в коллективе. Остается только совершать подвиги и сетовать на низкое качество человеческого материала.
Наши руководители пребывают в плену устаревших стереотипов. Они продолжают верить в то, что «правильный» руководитель — это полководец с шашкой на боевом коне, гений с тысячью помощников, альфа-самец, подчиняющий себе всех и вся и т. д. и т. п. Такой стиль управления годится разве что для управления бригадой укладчиц или переносчиков тяжестей. Как это ни противно, в современном бизнесе задача лидера не вести людей за собой, а обольщать их и заманивать, создавать условия, чтобы они проявили себя в лучшем виде на благо компании.
Впрочем, среди российских менеджеров есть и вполне продвинутые. Сергей Петров, с нуля построивший корпорацию «Рольф» (крупнейший в Европе дистрибьютор автомобилей), в качестве образцового менеджера указал мне на героя Питера О'Тула в кинофильме «Трюкач» — режиссера, который готов пойти на любые крайности, лишь бы актеры сыграли гениально. По словам Петрова, он и сам готов на столе станцевать, чтобы его люди выложились по полной. Можно спорить, конечно, насколько этичны поступки Илая Кросса из «Трюкача» и как далеко можно зайти в стремлении раскрыть талант «сотрудников», но желание руководителя раствориться в достижениях своих подчиненных и отдать им все лавры — это очень правильная черта.
Менеджер-герой, как правило, уверен в том, что он в своей компании самый талантливый (и часто это правда, потому что действительно способные люди бегут от такого начальника при первой же возможности). Поэтому подчиненные сводятся до уровня функции, они вынуждены работать в информационном вакууме, не представляя картину бизнеса в целом и свою роль в ней.
Вот характерный случай. В один издательский стартап пришел сотрудник с большим опытом работы в разных сферах. Его взяли продавать рекламу, что он и делал не без успеха. Одновременно он увидел возможности и для улучшения розничных продаж, но все его попытки лучше разобраться в деталях бизнеса наталкивались на сопротивление издателя. На любое предложение по улучшению работы с розницей следовал ответ, что это не входит в его обязанности. Энтузиазм новобранца быстро сошел на нет, он начал искать другую работу и вскоре ушел, не потрудившись предупредить об уходе заранее. Что дало издателю-герою новые поводы для недовольства подчиненными.
Было бы неправдой сказать, что
«герой» всегда все делает сам. Он
с удовольствием делегирует обязанности,
которыми не хочет заниматься. Собственно,
все руководители делают это, но хороший
руководитель, как правило, сначала
создает условия, в которых другой
человек может с этой работой
справиться, и определяет точки, по
которым контролирует выполнение. Герой
всем менеджерским приемам предпочитает
давление и понукание. Поэтому делегирование
дает плохие результаты, лишний раз укрепляя
героя во мнении, что без него все бы рухнуло.