Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 19:53, курсовая работа
Цель работы: исследовать стиль управления в ЗАО «Родник» и предложить рекомендации по оптимизации стиля управления. Методы исследования: анализ, индукция, дедукция, монографический, сравнения, табличный, метод группировки, опрос.
Введение
1. Теоретические основы изучения роли руководителя и его влияния на эффективность деятельности организации
1.1 Значение и роль руководителя в деятельности организации
1.2 Профессионально важные качества руководителя
1.3 Стиль управления руководителя
2. Исследование стиля управления в ЗАО «Родник»
2.1 Организационно-правовая характеристика ЗАО «Родник»
2.2 Изучение стиля управления
3. Пути оптимизации стиля управления в ЗАО «Родник»
3.1 Отход от устаревших стереотипов управления
3.2 Внедрение в практическое руководство новейших разработок в области менеджмента
Заключение
Список использованных источников
Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки)
Распространитель информации
Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации
Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы)
Представи-тель
Передает информацию
для внешних контактов
Участие в заседаниях,
обращение через почту, устные выступления,
включая передачу информации во внешние
организации и другим лицам
3
Роли, связанные с принятием решений.
Предприниматель
Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов
Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности
Устраняющий нарушения
Отвечает за
корректировочные действия, когда организация
оказывается перед
Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
Распределитель ресурсов
Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации, что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации
Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных
Ведущий переговоры
Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах
Ведение переговоров
Как указывает Минцберг, роли не могут быть независимы одна от другой. Наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Эти межличностные роли могут сделать руководителя пунктом сосредоточения информации, что дает ему возможность и одновременно заставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве центра обработки информации.
О.С. Виханский,
А.И. Наумов выделяют среди множества ролей
руководителя три ключевые роли. Во-первых,
это роль по принятию решения, выражающаяся
в том, что менеджер определяет направление
движения организации, решает вопросы
распределения ресурсов, осуществляет
текущие корректировки и т.п. Право принятия
управленческих решений имеет только
менеджер. Будучи наделенным правом принятия
решения, менеджер несет ответственность
за последствия принятого решения. Поэтому
менеджер должен не только уметь выбрать
наилучший вариант решения. Это может
сделать специалист по подготовке решений
или даже машина.
4
Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.
Во-вторых, это
информационная роль, состоящая в
том, что менеджер собирает информацию
о внутренней и внешней среде,
распространяет информацию в виде фактов
и нормативных установок и, наконец,
разъясняет политику и основные цели
организации. От того, насколько менеджер
владеет информацией, насколько он может
ясно и четко доводить информацию до членов
организации, очень сильно зависит результат
его работы.В-третъих, менеджер выступает
в качестве руководителя, формирующего
отношения внутри и вне организации, мотивирующего
членов организации на достижение целей,
координирующего их усилия и, наконец,
выступающего в качестве представителя
организации. Менеджер должен быть менеджером,
за которым люди готовы идти, идеям которого
они готовы верить. Поддержка членами
коллектива своего руководителя в современных
условиях является той базой, без которой
ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным
специалистом он ни был, не сможет успешно
управлять своим коллективом.
5
1.2
Профессионально важные
качества руководителя
Наиболее известной, содержащей характеристики личностных качеств, обусловливающих успешность управленческой деятельности, является работа Э. Стогдилла, в которой обобщены данные более чем 3.500 исследований. В результате сравнительно-частотного анализа им выделены следующие главные менеджерские качества: «доминантность, уверенность в себе; эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, надёжность в выполнении заданий, независимость, общительность» [11,с. 532].
Учёный Б. Басс после
тщательного анализа несколько
сотен исследований, касающихся собственно
личностного аспекта
1) «компетенция –
к ним относятся способности
индивида решать проблемы, принимать
решения и, как правило,
2) достижения –
имеются в виду успеха
3) ответственность
– включает такие
4) участие и включённость
- социабельность, способность адаптироваться
к различным ситуациям,
5) статус – социально-
6) ситуационная факторы
– к ним относятся цели, которые
должны быть достигнуты под
руководством конкретного
Ф. Фидлер и А. Лейстер
считают, что на эффективность деятельности,
помимо интеллекта, влияют многие другие
факторы. Сам же интеллект также оказывает
влияние на эффективность деятельности
через множество промежуточных переменных.
К их числу авторы относят: уровень мотивации
руководителя, его индивидуальный опыт,
отношения с вышестоящим начальством,
отношения с управляемой
Существует две основные причины снижения интеллектуальных показателей при увеличении стажа:
6
1) стаж прямо связан
с возрастом, но, как известно,
в 50 – 60 лет, а тем более
в старшем возрасте происходит
естественная инволюция
2) с увеличением
стажа забываются те
Интеллект руководителя
с увеличением стажа
В отличие от Р. Стогдилла и Б. Басса, отечественный исследователь Г. Михайлов считает, что хороший руководитель характеризуется следующими качествами:
1. «Интеллектуально-личностные
свойства: системное мышление, умение
обобщать, различать, классифицировать;
склонность к продуманному
2. Эмоционально-волевые качества: позитивный настрой к окружающим, контактность и гибкость, способность к саморегуляции чувств, способность привлекать к себе людей. Проявляются эти свойства в умении устанавливать, поддерживать и регулировать социальные контакты». [16, с. 106].
Г. Михайлов в своей статье «Личность руководителя и условия успешного управления» отмечает, что «требования к руководителю зависят от управленческого уровня. Руководитель первичного звена должен обладать высоким уровнем профессиональных знаний и навыков. В структуре среднего звена управления руководителю необходимо умение гармонично сочетать профессионально и социально-коммуникативные качества. Руководитель высокого ранга должен обладать преимущественно коммуникативно-концептуальными знаниями» [16, с. 106].
Г. Михайлов считает, что «независимо от специфики деятельности наиболее важное качество руководителя – способность понимать не только коллег, но и себя» [16, с. 106].
Кроме того, он называет
психологические и деловые
Среди психологических качеств он выделяет следующие:
1. «Слабая интуиция. Недостаточная способность к прогнозированию (всегда сталкивается с непредвиденными обстоятельствами).
2. Недоверие способностям,
знаниям, опыту подчинённых (
7
3. Перенос (скрещивание)
представления о личности
4. Атрибутивность (всегда с деловой папкой, портфелем, радиотелефоном).
5. Полярность восприятия
(всё видит в чёрном или
6. Склонность к
гипертрофии, то есть к
7. Склонность к
принятию неадекватных
8. Стремление избежать
ответственности за решение,
9. Неумение управлять собой. Неспособность рационально использовать время, энергию, навыки, справляться со стрессами.
10. Отсутствие восприимчивости
к новым ситуациям и
11. Свёрнутые (неразвитые)
способности объяснять,
12. Мотивация в работе направлена на то, чтобы избежать неудачи» [16, с. 106].
Деловые качества «слабых» руководителей.
• «Неумение дифференцировать (различать) главное и второстепенное, основное и дополнительное, существенное и несущественное.
• Слабые организаторские способности.
• Неумение работать с документами («горы» бумаг на столе, бессистемность накопления и распределения информации).
• Самоустранение от принятия решения (надежда на то, что вопрос решится сам по себе или его решит кто-то другой).
• Не решает проблемы полностью и окончательно.
• Неправильно выстраивает отношения с подчинёнными, неадекватно требованиям организации труда, например, фамильярен с коллегами или максимально формализует отношения.
• Смутные личные цели (отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной и деловой жизни). Наличие целей, не совместимых с условиями современной работы и жизни.
• Отсутствие стратегии принятия решений, неразвитая способность решать проблемы современной рыночной экономики.
• Недостаток творческого подхода (отсутствие способности генерировать или использовать новые идеи).
• Неумение влиять на людей и на их решения» [16, с. 106 - 107].
Психологи А.А. Авдейчева
и Ю.С. Резинкина исследовали особенности
личности руководителей с разной эффективностью
профессиональной деятельностью. Результаты
проведённого исследования показали,
что «у эффективных
8
руководителей доминирующее положение занимает демократический стиль
Информация о работе Руководитель в системе управления персоналом