Руководство и лидерство. Соотношение. Стили руководства и лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 14:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности лидерства и руководства организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и роль лидерства в организации, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные модели и стили руководства;
- изучить лидерство и руководство на примере предприятия «ООО пансионата Шексна»
- разработать мероприятия по изменению стиля руководства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 116.68 Кб (Скачать файл)

3. Лидер-борец. Волевой, уверенный  в своих силах человек. Первым  идет навстречу опасности или  неизвестности, без колебания вступает  в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» — вот его стиль.

4. Лидер-дипломат. Если бы  он использовал свои способности  во зло, то его вполне можно  было бы назвать маетером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

5. Лидер-утешитель. К нему  тянутся потому, что он готов  поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним  доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

    Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. По содержанию лидерской деятельности в социальных группах обычно выделяют тип типа лидеров (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое лидерство характерно  для формальных групп, решающих  производственные задачи. В его  основе такие качества как  высокая компетентность, умение  лучше других решать организационные  задачи, деловой авторитет, наибольший  опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наиболее сильно  влияет на руководство. С «деловым»  лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить  нужные деловые взаимосвязи, обеспечить  успех дела.

2. Эмоциональное лидерство  возникает в неформальных социальных  группах на основе человеческих  симпатий, притягательности лидера  как участника межличностного  общения. Эмоциональный лидер вызывает  у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую  напряженность, создает атмосферу  психологического комфорта. Эмоциональный  лидер (сердце группы) — это человек, к которому каждый человек  в группе может обратиться  за сочувствием, «поплакаться в  жилетку».

3. К «информационному»  лидеру («мозг группы») все обращаются  с вопросами, потому что он  эрудит, все знает, может объяснить  и помочь найти нужную информацию.

    Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.

Ситуативное лидерство по природе может быть деловым и эмоциональным. Его отличительная черта — неустойчивость, временная ограниченность, связь с определенной ситуацией. Ситуативный лидер может быть лидером в одних ситуациях и не может быть им в других. Л.И. Уманский выделяет 6 типов лидеров по исполняемым ролям:

1) организатор (функция групповой  интеграции);

2) инициатор (выдвижение идей  и решение новых проблем);

3) генератор эмоционального  настроя (доминирует в формировании  настроения группы);

4) эталон (образец, идеал, «звезда»);

5) мастер (специалист в  каком-то виде деятельности);

6) эрудит (отличается обширными  знаниями).

    В управлении персоналом используется и классификация лидеров в зависимости от того, как их воспринимает группа:

1) «один из нас» —  не выделяется среди членов  группы, воспринимается как «первый  среди равных» в определенной  сфере — наиболее удачливый  или волею случая оказавшийся на руководящий должности, в целом, по мнению группы, живет, радуется, печалится, принимает правильные решения и ошибается, как и все остальные члены группы;

2) «лучший из нас» —  выделяется из членов группы  по многим (деловым, нравственным, коммуникационным  и др.) качествам и в целом  является образцом для подражания;

3) «хороший человек» —  воспринимается и ценится как  реальное воплощение лучших нравственных  качеств: порядочности, доброжелательности, внимания к другим, готовности  придти на помощь:

4) «служитель» — стремится  выступать в роли выразителя  интересов своих приверженцев  и группы в целом, ориентируется  на их мнение и действует  от их имени. Типы восприятия  лидера отдельными членами группы  часто не совпадают или накладываются  друг на друга. Так, один из  сотрудников может оценивать  лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его  одновременно и как «лучшего  из нас», и как «служителя».

    Интересен психоаналитический подход к пониманию и классификации видов лидерства. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой — индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.

    Лидерство различают по силе влияния на членов группы: «беспрекословный лидер» — указания исполняются даже тогда, когда расходятся с интересами членов группы; «небеспрекословный» — подчинение возможно до тех пор, пока не возникает противоречие между собственными интересами и потребностями членов группы.

    В зависимости от направленности влияния (скорее — по результату лидерства для организации) лидерство можно рассматривать как конструктивное-деструктивное и нейтральное. Первое (функциональное) способствует осуществлению целей организации. Второе (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров или взяточников). Третье не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

    Вопрос о естественности и искусственности лидерства, врожденности лидерских качеств или возможности научиться лидерству спорен. Он трактуется как вопрос управления лидерством и включает пять аспектов:

1) выявление лидеров;

2) их развитие;

3) учет интересов  группы;

4) неформальное  лидерство;

5) устранение деструктивного  лидерства.

    Выявление людей с прирожденными (или сформировавшимися) лидерскими качествами и их привлечение на руководящие посты вполне может исходить как из тезиса, что лидерами рождаются, так и из признания возможности их целенаправленного формирования. В первом случае речь идет об обнаружении лидерских качеств и их использовании в организационных целях, во втором — о привлечении (или переманивании) на предприятие уже подготовленных и проявивших себя лидеров. Способы обнаружения лидерских способностей — тестирование, изучение биографии, трудового стажа, подбор студентов для обучения руководителей высшего звена из числа проявивших себя на руководящих должностях в низшем звене (так поступают в ФРГ, США — сравните с Францией, где в высшие государственные школы управления набирают выпускников гимназий). Исследователь лидерства Стивен Кови определяет пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:

1) непрерывное самосовершенствование: читаю, задаю вопросы, прохожу дополнительные  курсы обучения;

2) ориентация на  служение другим людям: ориентируюсь  на предоставление услуг другим  людям, независимо от того, как  зарабатываю себе на-чжизнь сам, — иными словами, я все время спрашиваю себя, что нужно другому человеку, а не только то, что нужно мне;

3) излучение положительной  энергии, доброжелательность и уклонение  от восприятия отрицательной  энергии и конфликтов;

4) вера в других: я защищаю другого человека, вижу  его ценность — доброту и  потенциальные возможности;

5) рациональное  распределение времени и усилий: я стараюсь оптимально распределить  время своей жизни между работой, семьей и обществом;

6) внутренняя уверенность, оптимизм, свежий взгляд на события  — восприятие жизни как приключения;

7) самокритичность, толерантность, признание заслуг  других и их равного права  на самовыражение — я ценю  различия и понимаю, что мой  метод не является «единственно  правильным», я рассматриваю новые  альтернативы как захватывающие, а не угрожающие мне;

8) забота о физическом  здоровье, интеллектуальном и духовном  развитии: я слежу за здоровьем  с помощью упражнений, интеллектуально  развиваюсь, читая, а не проводя время у телевизора, духовно расту при помощи молитвы, медитации (умственное сосредоточение и психологический настрой на что-либо при полном отрешении от всего остального), размышления о вещах, способных вызвать вдохновение.

    Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств. Для развития лидерства используются следующие процедуры:

1) выработка личной мотивированности;

2) развитие индивидуальных  интеллектуальных и нравственных  лидерских качеств;

3) обеспечение социальной  компетентности лидера и его  доброжелательности в отношениях  с членами группы;

4) приобретение  навыков и умения быстро и  правильно оценивать ситуацию, знать  и учитывать особенности, интересы  членов группы. Учет интересов  группы проявляется в интеграции  индивидуальных целей и интересов  членов группы с общеорганизационными, реализации потребностей, представительство  и защита интересов как отдельных членов группы, так и всего коллектива в целом. Это устраняет почву для возникновения деструктивных групп и лидеров, повышает авторитет руководителя в глазах сотрудников и значимость делового лидерства по отношению к лидерству эмоциональному;

5) сочетание в  деятельности руководителя формального  и неформального лидерства;

6) устранение деструктивного  лидерства. Большой ущерб деятельности организации приносят деструктивные лидеры — лидеры групп противников нововведений, расхитителей собственности, собутыльников, взяточников и т. д. Для устранения такого рода лидеров применимы следующие способы действий: разрушение системы «лидер — последователи» через увольнение лидера, перевода его на другое место работы; изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников; изоляция лидера, расформирование группы последователей, перевод на другие участки работы особенно близких лидеру людей; ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой (перевод лидера в другое помещение, загрузка его работой, затрудняющей неформальное общение). Эти меры административны по сути и не всегда применимы, так как могут граничить с нарушением законодательства, воспринимаются как несправедливые и могут вызывать недовольство коллектива, подрывают доверие к руководителю, вызывают деструктивные конфликты. Поэтому предпочтительнее второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Методы: индивидуальные беседы, приближение лидера к руководству, проявление к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность. Такой способ обычно не вызывает болезненной реакции последователей, протеста с их стороны, так как адекватная оценка лидерских качеств их кумира, по их мнению, справедлива. Однако этот метод может быть эффективным лишь в том случае, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.

 

    1.2. Руководство и лидерство: сходство и различие.

 

   Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо же процесс, т.е обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.  
 
    Несмотря на то, что руководство — существенный компонент эффективного управления, эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими. Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он или она влияют на других. Иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации. Файли, Хаус и Керр устанавливают различие между управлением и лидерством: «Управление можно определить как умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные им официальные поручения и решают определенные задачи. Лидерство же, наоборот, является процессом, с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы». Управляющий становится во главе организации в результате намеренного действия формальной организации — делегирования полномочий.  
    В отличие от способности к управлению, лидерство – это умение найти ресурсы в условии дефицита. Это умение влиять, не имея формальных рычагов власти. Это умение так общаться с людьми, что они сами ставят перед собой все более и более сложные задачи и сами повышают эффективность их выполнения. Итак, лидерство-это в первую очередь умение влиять неформально: силой своей личности, характера, обаяния, силой своей увлеченности и уверенности в общем успехе. 
    Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти. 
    В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство-это воздействие на группы людей, побуждающие их к достижению общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Масарик определяли лидерство, как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О’Доннел считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижением общей цели. 
    Сила и принуждение при лидерстве часто заменяются побуждением и воодушевлением. В результате лидерского подхода воздействие основывается на принятии людьми требований лидера без явного или прямого проявления власти. Способность лидера влиять на людей дает ему возможность использования власть и авторитет, получаемые от его последователей.  
    Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. 
    Руководитель – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший руководитель вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.    Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. 
    Руководитель имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу. 
     Руководители склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину. 
     Руководители предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что руководители видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Информация о работе Руководство и лидерство. Соотношение. Стили руководства и лидерства