Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 14:24, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности лидерства и руководства организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и роль лидерства в организации, а также выявить особенности лидерских отношений;
- рассмотреть современные модели и стили руководства;
- изучить лидерство и руководство на примере предприятия «ООО пансионата Шексна»
- разработать мероприятия по изменению стиля руководства.
3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» — вот его стиль.
4. Лидер-дипломат. Если бы
он использовал свои
5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.
Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. По содержанию лидерской деятельности в социальных группах обычно выделяют тип типа лидеров (иногда их называют ролями лидера):
1. Деловое лидерство характерно
для формальных групп, решающих
производственные задачи. В его
основе такие качества как
высокая компетентность, умение
лучше других решать
2. Эмоциональное лидерство
возникает в неформальных
3. К «информационному»
лидеру («мозг группы») все обращаются
с вопросами, потому что он
эрудит, все знает, может объяснить
и помочь найти нужную
Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.
Ситуативное лидерство по природе может быть деловым и эмоциональным. Его отличительная черта — неустойчивость, временная ограниченность, связь с определенной ситуацией. Ситуативный лидер может быть лидером в одних ситуациях и не может быть им в других. Л.И. Уманский выделяет 6 типов лидеров по исполняемым ролям:
1) организатор (функция групповой интеграции);
2) инициатор (выдвижение идей и решение новых проблем);
3) генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы);
4) эталон (образец, идеал, «звезда»);
5) мастер (специалист в каком-то виде деятельности);
6) эрудит (отличается обширными знаниями).
В управлении персоналом используется и классификация лидеров в зависимости от того, как их воспринимает группа:
1) «один из нас» — не выделяется среди членов группы, воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере — наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящий должности, в целом, по мнению группы, живет, радуется, печалится, принимает правильные решения и ошибается, как и все остальные члены группы;
2) «лучший из нас» —
выделяется из членов группы
по многим (деловым, нравственным, коммуникационным
и др.) качествам и в целом
является образцом для
3) «хороший человек» —
воспринимается и ценится как
реальное воплощение лучших
4) «служитель» — стремится
выступать в роли выразителя
интересов своих приверженцев
и группы в целом, ориентируется
на их мнение и действует
от их имени. Типы восприятия
лидера отдельными членами
Интересен психоаналитический подход к пониманию и классификации видов лидерства. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой — индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделяют десять типов лидерства.
Лидерство различают по силе влияния на членов группы: «беспрекословный лидер» — указания исполняются даже тогда, когда расходятся с интересами членов группы; «небеспрекословный» — подчинение возможно до тех пор, пока не возникает противоречие между собственными интересами и потребностями членов группы.
В зависимости от направленности влияния (скорее — по результату лидерства для организации) лидерство можно рассматривать как конструктивное-деструктивное и нейтральное. Первое (функциональное) способствует осуществлению целей организации. Второе (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров или взяточников). Третье не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.
Вопрос о естественности и искусственности лидерства, врожденности лидерских качеств или возможности научиться лидерству спорен. Он трактуется как вопрос управления лидерством и включает пять аспектов:
1) выявление лидеров;
2) их развитие;
3) учет интересов группы;
4) неформальное лидерство;
5) устранение деструктивного лидерства.
Выявление людей с прирожденными (или сформировавшимися) лидерскими качествами и их привлечение на руководящие посты вполне может исходить как из тезиса, что лидерами рождаются, так и из признания возможности их целенаправленного формирования. В первом случае речь идет об обнаружении лидерских качеств и их использовании в организационных целях, во втором — о привлечении (или переманивании) на предприятие уже подготовленных и проявивших себя лидеров. Способы обнаружения лидерских способностей — тестирование, изучение биографии, трудового стажа, подбор студентов для обучения руководителей высшего звена из числа проявивших себя на руководящих должностях в низшем звене (так поступают в ФРГ, США — сравните с Францией, где в высшие государственные школы управления набирают выпускников гимназий). Исследователь лидерства Стивен Кови определяет пригодность к лидерству с помощью следующих восьми критериев:
1) непрерывное
2) ориентация на
служение другим людям: ориентируюсь
на предоставление услуг
3) излучение положительной
энергии, доброжелательность и
4) вера в других: я защищаю другого человека, вижу его ценность — доброту и потенциальные возможности;
5) рациональное
распределение времени и
6) внутренняя уверенность,
оптимизм, свежий взгляд на события
— восприятие жизни как
7) самокритичность,
толерантность, признание заслуг
других и их равного права
на самовыражение — я ценю
различия и понимаю, что мой
метод не является «
8) забота о физическом здоровье, интеллектуальном и духовном развитии: я слежу за здоровьем с помощью упражнений, интеллектуально развиваюсь, читая, а не проводя время у телевизора, духовно расту при помощи молитвы, медитации (умственное сосредоточение и психологический настрой на что-либо при полном отрешении от всего остального), размышления о вещах, способных вызвать вдохновение.
Развитие лидерства — целенаправленное формирование и углубление соответствующих качеств. Для развития лидерства используются следующие процедуры:
1) выработка личной мотивированности;
2) развитие индивидуальных
интеллектуальных и
3) обеспечение социальной
компетентности лидера и его
доброжелательности в
4) приобретение
навыков и умения быстро и
правильно оценивать ситуацию, знать
и учитывать особенности, интересы
членов группы. Учет интересов
группы проявляется в
5) сочетание в
деятельности руководителя
6) устранение деструктивного лидерства. Большой ущерб деятельности организации приносят деструктивные лидеры — лидеры групп противников нововведений, расхитителей собственности, собутыльников, взяточников и т. д. Для устранения такого рода лидеров применимы следующие способы действий: разрушение системы «лидер — последователи» через увольнение лидера, перевода его на другое место работы; изменение его социальной роли за счет перераспределения функций или через включение в группу лиц-соперников; изоляция лидера, расформирование группы последователей, перевод на другие участки работы особенно близких лидеру людей; ослаблению влияния негативного лидера может способствовать сокращение коммуникаций между ним и группой (перевод лидера в другое помещение, загрузка его работой, затрудняющей неформальное общение). Эти меры административны по сути и не всегда применимы, так как могут граничить с нарушением законодательства, воспринимаются как несправедливые и могут вызывать недовольство коллектива, подрывают доверие к руководителю, вызывают деструктивные конфликты. Поэтому предпочтительнее второй способ устранения деструктивного лидерства — изменение его характера, направленности и использование способностей и авторитета лидера с пользой для организации. Методы: индивидуальные беседы, приближение лидера к руководству, проявление к нему особого внимания, назначение его на руководящую должность. Такой способ обычно не вызывает болезненной реакции последователей, протеста с их стороны, так как адекватная оценка лидерских качеств их кумира, по их мнению, справедлива. Однако этот метод может быть эффективным лишь в том случае, когда неформальный лидер готов изменить свои ориентации и подчинить свою активность целям организации.
1.2. Руководство и лидерство: сходство и различие.
Организации, добивающиеся
успеха, отличаются от противоположных
им главным образом тем, что имеют более
динамичное и эффективное руководство.
В современном русском языке под руководством,
с точки зрения собственника подразумевается
либо индивид (руководитель) или группа
(руководящий состав), либо же процесс,
т.е обладающий индивидуальными особенностями
способ управления организацией. Синонимами
слов руководство и руководитель являются
слова лидерство и лидер.
Несмотря
на то, что руководство — существенный
компонент эффективного управления, эффективные
лидеры не всегда являются одновременно
и эффективными управляющими. Об эффективности
лидера можно судить по тому, в какой степени
он или она влияют на других. Иногда эффективное
лидерство может и мешать формальной организации.
Файли, Хаус и Керр устанавливают различие
между управлением и лидерством: «Управление
можно определить как умственный и физический
процесс, который приводит к тому, что
подчиненные выполняют предписанные им
официальные поручения и решают определенные
задачи. Лидерство же, наоборот, является
процессом, с помощью которого одно лицо
оказывает влияние на членов группы».
Управляющий становится во главе организации
в результате намеренного действия формальной
организации — делегирования полномочий.
В отличие от способности
к управлению, лидерство – это умение
найти ресурсы в условии дефицита. Это
умение влиять, не имея формальных рычагов
власти. Это умение так общаться с людьми,
что они сами ставят перед собой все более
и более сложные задачи и сами повышают
эффективность их выполнения. Итак, лидерство-это
в первую очередь умение влиять неформально:
силой своей личности, характера, обаяния,
силой своей увлеченности и уверенности
в общем успехе.
Процесс
влияния через способности и умения или
другие ресурсы, необходимые людям, получил
название неформального лидерства. Неформальный
характер лидерской позиции в большей
степени обусловлен использованием личностной
основы власти и источников, ее питающих.
Идеальным для лидерства считается использование
эффективного сочетания обеих основ власти.
В ходе изучения проблемы
лидерства учеными было предложено много
различных определений данного понятия.
Согласно Дж. Терри, лидерство-это воздействие
на группы людей, побуждающие их к достижению
общей цели. Р.Танненбаум, И.Вэшлер и Ф.Масарик
определяли лидерство, как межличностное
взаимодействие, проявляемое в определенной
ситуации с помощью коммуникационного
процесса и направленное на достижение
специфической цели или целей. Г. Кунц
и С. О’Доннел считают, что лидерство связано
с воздействием на людей, преследующим
достижением общей цели.
Сила и принуждение
при лидерстве часто заменяются побуждением
и воодушевлением. В результате лидерского
подхода воздействие основывается на
принятии людьми требований лидера без
явного или прямого проявления власти.
Способность лидера влиять на людей дает
ему возможность использования власть
и авторитет, получаемые от его последователей.
Лидерство – это тип
управленческого взаимодействия (в данном
случае между лидером и последователями),
основанный на наиболее эффективном для
данной ситуации сочетании различных
источников власти и направленный на побуждение
людей к достижению общих целей. Из этого
и других определений лидерства следует,
что лидерство является функцией лидера,
последователей и ситуационных переменных.
Руководитель – это
человек, который направляет работу других
и несет персональную ответственность
за ее результаты. Хороший руководитель
вносит порядок и последовательность
в выполняемую работу. Свое взаимодействие
с подчиненными он строит больше на фактах
и в рамках установленных целей.
Лидер воодушевляет людей, вселяет энтузиазм
в работников, передавая им свое видение
будущего и помогая им адаптироваться
к новому, пройти этап изменений.
Руководитель имеют
тенденцию занимать пассивную позицию
по отношению к целям. Чаще всего они по
необходимости ориентируются на кем-то
установленные цели и практически не используют
их для проведения изменений. Лидеры, наоборот,
сами устанавливают свои цели и используют
их для изменения отношения людей к делу.
Руководители склонны
разрабатывать свои действия в деталях
и во времени, планировать привлечение
и использование необходимых ресурсов
для того, чтобы поддерживать организационную
эффективность. Лидеры добиваются этого
же или большего путем разработки видения
будущего и путей его достижения, не вникая
при этом в оперативные детали и рутину.
Руководители предпочитают порядок
во взаимодействии с подчиненными. Они
строят свои отношения с ними соответственно
тем ролям, которые подчиненные играют
в запрограммированной цепочке событий
или в формальном процессе принятия и
реализации решений. Это во многом происходит
от того, что руководители видят себя определенной
частью организации или членами особого
социального института. Лидеры подбирают
и держат людей, которые понимают и разделяют
их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском
видении. Лидеры учитывают потребности
работников, воспринимаемые ими ценности
и движущие ими эмоции. Лидеры склонны
к использованию эмоций и интуиции и всегда
готовы вызвать у своих последователей
сильные чувства, типа любви и ненависти.
Лидеры не связывают уважение к себе с
принадлежностью к определенной организации.
Информация о работе Руководство и лидерство. Соотношение. Стили руководства и лидерства