Рынок труда. Государственная политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:09, курсовая работа

Краткое описание

С началом рыночных реформ в России в полный рост встала проблема безработицы и падения уровня жизни населения. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач государства в любой цивилизованной стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Специфика политики занятости РФ…………………………………………..5
1.1. Сущность, принципы и основные направления политики занятости…...5
1.2. Нормативно-правовая основа государственной политики занятости…..10
II. Основные направления развития государственной системы занятости….15
2.1. Состояние рынка труда в России. Тенденции и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..15
2.2. Государственные программы занятости …………………………………19
Заключение………………………………………………………………………30
Литература……………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

КР Рынок труда. Гос политика занятости..doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ИСТОРИИ, СОЦИОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ 
 

Регистрационный №_______

“_____”___________ 20___ г. 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине «Управление  персоналом»

на тему:

“Рынок труда. Государственная политика занятости” 

Специальность 521500 – “Менеджмент” 

Выполнил:

студент 3-го курса

ОДО гр.302

Горбачёв  Игорь Олегович 

Научный руководитель:

ст.пр. Ковинько Наталья Сергеевна 
 

Южно-Сахалинск  2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Специфика политики занятости РФ…………………………………………..5

 1.1. Сущность, принципы и основные направления политики занятости…...5

 1.2. Нормативно-правовая основа государственной политики занятости…..10

II. Основные направления развития государственной системы занятости….15

2.1. Состояние рынка труда в России. Тенденции и перспективы ее развития…………………………………………………………………………..15

2.2. Государственные  программы занятости …………………………………19

Заключение………………………………………………………………………30

Литература……………………………………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

       С началом рыночных реформ в России в полный рост встала проблема безработицы  и падения уровня жизни населения. Безработица несет с собой  не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Решение проблем занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач государства в любой цивилизованной стране.

       Осуществляемый  в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. Задача роста ВВП также недостижима без снижения безработицы и роста реальных доходов населения. Следует отметить, что рассматриваемая тема беспокоит экономистов неспроста. Актуальность ее определяется хотя бы тем, что любое правительство оказывается перед не решаемой в принципе проблемой одновременного обуздания и безработицы, и инфляции, реализуя методы антиинфляционной политики и ставя задачу роста ВВП. И тогда оно должно находить социально приемлемый компромисс, способы и средства социальной защиты. А государственная политика занятости является составной частью социальной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       I. Специфика политики занятости РФ

       1.1 Сущность, принципы и основные направления политики занятости

       На  сегодняшний день рынок труда  постепенно приобретает основные общественно-значимые характеристики. Он играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологического производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования, устраняет сформировавшуюся за годы господства командно-административной системы неэффективную структуру занятости и постепенно заменяет ее более рациональной структурой.

       Некоторые экономисты считают неприемлемым вмешательство  государства в рыночный механизм Другие, например сторонники кейнсианской школы, настаивают на проведении государством активной политики на национальных рынках, в том числе и на рынке труда. Так, например Дж. М. Кейнс писал, что.. “..целесообразно проводить политику жесткой зарплаты, чем политику гибкой зарплаты, чутко реагирующей на каждое изменение в объеме безработицы”.[1]

       Между тем современный рынок в развитых странах далек от классического, свободного рынка. Это вполне относится  и к рынку труда.

       Современный рынок труда в развитых странах  является одним из самых регулируемых. Таковым он стал в результате длительного развития отношений между работодателями и наемными работниками, при посредничестве государства. Так, созданная в 1919 г. И ставшая специализированным подразделением ООН с 1946г. Международная организация труда (МОТ) возвела активную политику на рынке труда в ранг международных приоритетов. Главные цели МОТ – содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

       Таким образом, рынок труда давно утратил свой сугубо стихийный характер. Он стал объектом активного государственного регулирования. Спрос на труд во многих странах тщательно планируется и обеспечивается заранее через систему обучения и переподготовки кадров. Предложение труда нередко монополизируется профсоюзами, а цена рабочей силы на рынке труда (заработная плата) определяется на основе контрактов и коллективных договоров. Как мы видим, рынок труда, как и рынки других товаров, стал регулируемым и изнутри (работодателями и профсоюзом), и извне (государством).

       Что касается политики занятости, в широком  смысле она охватывает систему социально-экономических  отношений по поводу вовлечения трудоспособного  населения в общественно-полезную деятельность, как правило, приносящую доход. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния народа. Она дает определенные представления о благополучии граждан страны, об экономической и социальной стабильности общества.

       В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости.

       Занятые в экономике создают продукты труда, благодаря чему удовлетворяют  потребности членов общества и решаются экономические и социальные задачи. Однако, экономические законы, которые  лежат в основе функционирования рыночного хозяйства, не обеспечивают необходимыми рабочими местами всех желающих трудиться и тем самым улучшить свое материальное положение. В результате некоторые оказываются без работы и заработка, и это вызывает некоторую дестабилизацию в обществе. Чтобы не допустить этого государство и правительство стремятся принять определенные меры к созданию рабочих мест и вовлечению не занятого, но желающего работать населения в процесс трудовой деятельности.

       Политика  занятости формируется с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание уделяется группе риска, т.е. занятости женщин, инвалидов, молодежи и.т.д., стабильности получения ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости. Все виды политики взаимосвязаны между собой, оказывают воздействие друг на друга.

       Схематически  это можно показать в виде следующего рисунка[2]: 

         

       Социальная  и экономическая политика нацеливаются на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. А занятость  выполняет экономическую и социальную функцию. При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами.

       Основные  принципы занятости раскрывают характер занятости в тот или иной конкретно-исторический период развития общества. В условиях трансформации российской экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые из них вытекают из основополагающих документов страны. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы занятости[2]:

       1) развитие трудовых ресурсов, повышение  их мобильности, защита национального  рынка труда;

       2) обеспечение равных возможностей  всем гражданам Росси-и в реализации  их права на добровольный труд  и свободный выбор занятости,  независимо от национальности, пола, возраста, социального положения  и отношения к религии;

       3) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

       4) создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

       5) обеспечение социальной защиты  в области занятости, проведение  специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

       6) сочетание местных мер с централизованными  в области занятости;

       7) координация мер по занятости  с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая социальное обеспечение, предупреждение инфляции, регулирование роста и распределение доходов;

       8) поощрение работодателей, сохраняющих  действующие и создающих новые  рабочие места;

       9) предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

       10) координация в этой области  деятельности государственных органов  профессиональных союзов, иных представительных  органов работников и работодателей  в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля над ним;

       11) обеспечение занятости малочисленных  народов и народностей с учетом  национальных особенностей их  хозяйственной и культурной деятельности  и исторически сложившихся видов  их занятости;

       12) сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

       13) международное сотрудничество в  области занятости, включая вопросы  труда российских граждан за  рубежом и иностранных граждан  в России.[4]

Информация о работе Рынок труда. Государственная политика занятости